СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, в соответствии с «Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей», дополняет и углубляет школьные программы по технологии.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Пояснительная записка

Человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым. Много тысяч лет назад, еще живя в пещере, первобытный охотник начал изображать на ее стенах людей и животных. Каменный скребок был первым инструментом художника, а полотном служили гранит и базальт. Потом в ход пошли самые разные материалы: дерево, глина, кость, шерсть, стекло, камень, а спустя тысячелетия - и металл. Желание сделать что-то красивое присуще и современному человеку. Конечно, на смену орудиям труда древних людей пришли современные инструменты и технологии, но одно осталось неизменным: самый лучший подарок, самый дорогой сердцу – предмет, сделанный своими руками, руками близкого и дорогого тебе человека.

Создание изделий из проволоки – это не только прекрасная возможность творческой самореализации, но и древнее искусство, возникшее, вероятно, в Египте примерно за 3000 лет до н. э. В последние годы искусством плетения из проволоки, к сожалению, пренебрегали, но ныне интерес к нему снова оживает, и проволочные изделия можно увидеть в модных магазинах, художественных галереях, на страницах журналов. Спрос на изделия из проволоки появился, но как возродить это искусство, казалось бы исчезнувшее на долгие годы? Эта программа – один из способов решения данной проблемы.

В связи с быстрым ростом объема знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного и технического творчества.

Каждый человек богат талантами. Бывает, о многих из них, прожив век, мы даже не подозреваем. Может быть, именно поэтому так важно, чтобы у каждого человека в жизни была возможность найти себя. Участие детей в работе в работе кружков дополнительного образования позволяет попробовать свои силы и развить способности в самых различных сферах.

Кружковые объединения типа «Сделай сам», предлагающие различные виды творческой и технической деятельности, помогают ребятам включиться в социальную практику, способствуют формированию преобразующего мышления.

Актуальность и практическая значимость данной программы обусловливается также и тем, что полученные на занятиях кружка знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе профессии, в определении жизненного пути, а, овладев навыками творчества сегодня, школьники, когда вырастут, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Дополнительная образовательная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире искусства, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена на обучении в процессе практики.

В ходе работы на занятиях кружка обучающиеся получают первые представления об организационно-экономических закономерностях производственной деятельности, позволяющие создать наиболее рациональные условия труда. Сюда входят: организация рабочего места и трудового процесса; распределение трудовых функций в группе, умение планировать предстоящую работу; расчет необходимых материалов и времени; выбор инструментов и приспособлений, рациональных приемов работы; умение контролировать, учитывать и оценивать проделанную работу по количеству и качеству.

Уже на начальной стадии приобщения к процессу творчества, при репродуктивном конструировании (по готовым чертежам и схемам) и постройке модели-копии устройства по образу и подобию уже существующих, обучающиеся приобретают для себя немало новых научных и технических знаний.

Техническое творчество, таким образом, через создание технического объекта способствует получению обучающимися углубленных знаний об окружающем мире. Оно служит при этом и доказательством истинности (или ложности) выдвинутых юными экспериментаторами тех или иных теоретических предположений, поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются практикой.

Известно, что в поиске решения технических задач претворяются в жизнь основные ступени творческого мышления. Это прежде всего отражение в сознании человека окружающей его среды, поступление к нему конкретной информации о ее состоянии, концентрация имеющихся знаний и опыта, отбор и анализ фактов, их сопоставление и обобщение, мысленное построение новых образов, установление их сходства и различия с существующими реальными объектами, а также в известной степени идеализация (схемные решения в общих чертах), абстрагирование (отвлечение от реальных условий), конкретизация, предвидение, воображение.

Результативность программы. С введением новых требований к оформлению программа была частично изменена.

Возможно, в результате посещения занятий кружка не все обучающиеся станут настоящими мастерами и из-под их резца не выйдет произведение искусства… Но это и не является главной целью работы кружка. Важно, чтобы ребенок научился по-новому видеть мир. Видеть красоту не только золота, но и черного металла, не только розы, но и обыкновенной сухой травы, не только за семью морями, но и выйдя за порог собственного дома – значит уметь видеть! Если ребенок попробовал быть художником и постарался немного украсить мир – значит, занятия на кружке не прошли для него даром.

Программа экспериментальная, рассчитана на обучение детей от 7 до 14 лет. Это группа постоянного состава. Набор обучающихся свободный.

Данная программа включает в себя как теоретическую, так и практическую направленность. Новизна программы заключается в интеграции тем, направленных на развитие технического мастерства с художественными темами.

Цели:

Сформировать у обучающихся навыки работы с различными материалами;

Формировать творческую личность и создавать условия для наиболее полного раскрытия творческих и технических способностей детей;

Приобщить детей к общественным ценностям, овладению культурным наследием через техническое творчество;

Активизировать познавательную и творческую деятельности, подготовить детей к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Реализация целей программы идет через решение ее задач.

Образовательные:

Овладение учащимися знаниями элементарных приемов работы.

Овладение учащимися знаниями элементарных приемов работы.

Формирование навыков работы, создание собственных конструкций;

Освоение смешанных техник.

Развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, пространственного воображения, творческих способностей.

Формирование эстетического и художественного вкуса.

Воспитательные:

Воспитание любви и уважения к традициям и культуре родной земли;

Формирование культуры общения в группе.

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, в соответствии с «Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей», дополняет и углубляет школьные программы по технологии.

Независимо от направления работы необходимо опираться на следующие педагогические принципы:

Уважение к личности ребенка;

Признание права ребенка на ошибку;

Опора на их знание и интерес, получаемый вне школы;

Справедливость;

Сохранение здоровья детей.

Также в основу программы положены:

Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием творческих способностей;

Система межпредметных связей (математика, изобразительное искусство, труд);

Соблюдение преемственности в творчестве младших школьников и школьников среднего и старшего звена.

Особенности методики обучения

Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей.

Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка. При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.

Данная программа может помочь начинающим педагогам дополнительного образования организовать работу кружка «Сделай сам». Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены порядка раздела, введения дополнительного художественного материала, методики проведения занятий. Программа «Домашний мастер» способствует расширению и углублению знаний в области художественного труда. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы.

Автор В. А. Горский

Домашний мастер

Учебно-тематический план

п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Рационализатор на домаш­ней кухне

6

2

4

3

Домашний ремонт: пути рационализации

8

2

6

4

Создание сигналов тревоги в различных бытовых ситуа­циях

7

2

5

5

Рационализатор на садовом участке

8

2

6

6

Итоговая конференция и выставка работ учащихся

3

1

3


Итого

34

10

24





1. Вводное занятие

Создание комфортных условий домашнего труда и отды­ха. Проявление творчества, самодеятельности и смекалки в проектировании простейших технических устройств для сво­его дома.

Практическая работа: сбор материалов по теме програм­ма; составление перечня работ в доме, подлежащих рациона­лизации, механизации, автоматизации.

2. Рационализатор на домашней кухне

Пути рационализации некоторых видов работ на домаш­ней кухне: резки овощей; мытья, сушки и хранения посуды; хранения овощей в зимнее время; использования остатков хлеба; сушки овощей, фруктов, грибов и т. д. Обеспечение поступления свежего воздуха, совершенствование инструментов и оборудования на кухне.

Практическая работа: изготовление опытных образцов и моделей технических устройств для рационализации труда на кухне.

3. Домашний ремонт: пути рационализации

Возможные объекты ремонтных работ в домашних усло­виях: сантехника; электронагревательные приборы; звукоза­писывающие и звуковоспроизводящие приборы, радио- и видеоаппаратура, фото- и киноаппаратура; полы, стены, окна, двери; книги, журналы; сумки, портфели, зонты, замки, одежда, обувь; велосипед, мопед, мотоцикл, автомобиль.

Оборудование домашней мастерской.

Практическая работа: составление перечня видов ра­бот для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки; проектирование и изготовление техни­ческих устройств.

4. Создание сигналов тревоги в различных бытовых ситуациях

Возможность появления критических ситуаций дома (пожар, загазованность, /попытка проникнуть в дом без разрешения хозяев и др.) и необходимость сигнализации (звуком,/светом и т. п.). Возможные виды сигналов тревоги.

Практическая работа: составление перечня возможных ситуаций для подачи сигнала, подбор соответствующих датчиков, усилителей; проектирование и изготовление сигнальных устройств (по выбору детей).

5. Рационализатор на садовом участке
Виды работ на садовом участке, требующие рационализа­ции, механизации, автоматизации: сбор, переработка и хранении овощей, ягод, фруктов, грибов; сбор фруктов с высоких деревьев; обработка, копчение, засолка рыбных и мясных продуктов; оформление дома, садового участка, ворот, забора; борьба с грызунами; определение состава почвы, качества воды, пищевых продуктов. Обеспечение безопасности малень­ких детей и животных при наличии плавательного бассейна.

Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических устройств.

6. Итоговая конференция и выставка работ учащихся

Подготовка итоговой конференции и выставки творческих работ детей. Выставку можно приурочить, например, к празд­нику урожая, началу учебного года и т. д. В этих случаях содержание и форма подведения итогов определяются при участии родителей, детей — активистов творческих объединений, гостей.

Практическая работа: проведение итоговой конференции и выставки наиболее оригинальных творческих работ детей. Награждение победителей.



Учебно-тематический план



Дата

Темы

Корректировка

1


Создание комфортных условий домашнего труда и отды­ха. Проявление творчества, самодеятельности и смекалки в проектировании простейших технических устройств для сво­его дома.


2


Практическая работа: сбор материалов по теме програм­ма; составление перечня работ в доме, подлежащих рациона­лизации, механизации, автоматизации.


1


Пути рационализации некоторых видов работ на домаш­ней кухне.


2


Обеспечение поступления свежего воздуха, совершенствование инструментов и оборудования на кухне.


3


Практическая работа: изготовление опытных образцов и моделей технических устройств для резки овощей.


4


Практическая работа: изготовление опытных образцов и моделей технических устройств для . мытья, сушки и хранения посуды.


5


Практическая работа: изготовление опытных образцов и моделей технических устройств для хранения овощей в зимнее время.


6


Практическая работа: изготовление опытных образцов и моделей технических устройств сушки овощей, фруктов, грибов и т. д.


1


Возможные объекты ремонтных работ в домашних усло­виях.


2


Оборудование домашней мастерской.


3


Практическая работа: составление перечня видов ра­бот для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки; проектирование и изготовление техни­ческих устройств для объектов: электронагревательных приборов.


4


Практическая работа: составление перечня видов ра­бот для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки для объектов: звукоза­писывающих и звуковоспроизводящих приборов


5


Практическая работа: составление перечня видов ра­бот для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки для объектов: полов, стен, окон, дверей.


6


Практическая работа: составление перечня видов ра­бот для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки для объектов: книг, журналов.


7


Практическая работа: составление перечня видов ра­бот для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки для объектов: сумок, портфелей, зонтов, замков.


8


Практическая работа: составление перечня видов ра­бот для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки для объектов: одежды, обуви.


1


Возможность появления критических ситуаций дома (пожар, загазованность, попытка проникнуть в дом без разрешения хозяев и др.) и необходимость сигнализации (звуком,/светом и т. п.).


2


Возможные виды сигналов тревоги.


3


Практическая работа: составление перечня возможных ситуаций для подачи сигнала


4


Практическая работа: подбор соответствующих датчиков, усилителей для подачи сигнала.


5


Практическая работа:; проектирование и изготовление сигнальных устройств (по выбору детей).


6


Практическая работа: проектирование и изготовление сигнальных устройств (по выбору детей).


7


Практическая работа: проектирование и изготовление сигнальных устройств (по выбору детей).


1


Виды работ на садовом участке, требующие рационализа­ции, механизации, автоматизации.


2


Обеспечение безопасности малень­ких детей и животных при наличии плавательного бассейна.


3


Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических устройств для сбора, переработки и хранения овощей, ягод, фруктов, грибов.


4


Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических устройств для сбора фруктов с высоких деревьев.


5


Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических устройств для обработки, копчения, засолки рыбных и мясных продуктов.


6


Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических устройств для оформления дома, садового участка, ворот, забора.


7


Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических устройств для борьбы с грызунами. борьбы с вредителями сада и огорода.


8


Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических устройств для определения состава почвы, качества воды, пищевых продуктов.


1


Подготовка итоговой конференции и выставки творческих работ детей.


2


Практическая работа: проведение итоговой конференции и выставки наиболее оригинальных творческих работ детей


3


Практическая работа: проведение итоговой конференции и выставки наиболее оригинальных творческих работ детей


4


Награждение победителей.



Рекомендуемая литература

1. Бибиков П. Д. Справочник домашнего мастера / П. Д. Би­биков. — М., 2007.

2. Сделай сам: энциклопедия. — М., 2008.

3. Журналы: «Наука и жизнь», «Сделай сам», «Юный техник», «Школа и производство», «Юный натуралист», «Самоделкин».

Рекомендуемая литература

1. Горский В. А. Техническое конструирование / В. А. Гор­ский. — М., 2010.

2. Ружицкий Е. И. Воздушные вездеходы / Е. И. Ружицкий. — М., 1964.