«В мире книг»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
В результате освоения программы «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
— находить книгу в открытом библиотечном фонде;
— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
— пользоваться аппаратом книги;
— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Содержание курса
Дети и детство – тема художественных произведений. Дети – герои произведений.
Обыкновенные истории о детях. Дружба – тема произведений. О детях войны. Книга пробуждает добрые чувства.
Любовь к Родине - главная тема литературы. Картины родной природы в творчестве писателей. Героические сказки и былины.
Сказочные приключения – тема детской литературы. Герои авторских сказок.
Эпические произведения (эпос). Что такое рассказ? Поговорим об описании. Описание в повествовательном тексте (рассказе). Юмористические рассказы. Какое произведение называют очерком.
Лирические произведения (лирика). Что такое лирическое произведение? Патриотическая лирика. Песня как лирическое произведение
Басня – лиро-эпический жанр. Знакомимся с басней.
Драматические произведения (драма). Читаем пьесу.
Повторение изученного. Чтение детских газет. Чтение детских журналов
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол. часов |
1 | Дети и детство – тема художественных произведений | 9 |
2 | Любовь к Родине – главная тема в литературе | 4 |
3 | Сказочные приключения – тема детской литературы | 2 |
4 | Эпические произведения | 8 |
5 | Лирические произведения | 4 |
6 | Басня – лиро-эпический жанр | 2 |
7 | Драматическое произведение | 2 |
8 | Повторение изученного | 3 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы занятия | Календарные сроки |
1 | Дети и детство – тема художественных произведений. Дети – герои произведений | |
2-3 | Обыкновенные истории о детях | |
4-5 | Дружба – тема произведений | |
6-7 | О детях войны | |
8-9 | Книга пробуждает добрые чувства | |
10-11 | Любовь к Родине – главная тема литературы. Картины родной природы в творчестве писателей | |
12-13 | Героические сказки и былины | |
14-15 | Сказочные приключения – тема детской литературы. Герои авторских сказок | |
16-17 | Эпические произведения. Что такое рассказ? | |
18-19 | Поговорим об описании. Описание в повествовательном тексте | |
20-21 | Юмористические рассказы | |
22-23 | Какое произведение называют очерком | |
24 | Лирические произведения. Что такое лирическое произведение | |
25-26 | Патриотическая лирика | |
27 | Песня как лирическое произведение | |
28-29 | Басня – лиро-эпический жанр. Знакомимся с басней | |
30-31 | Драматическое произведение. Читаем пьесу | |
32-33 | Повторение изученного. Чтение детских журналов. | |
34 | Чтение детских газет | |