муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 69 имени А.А. Туполева»
| | |
Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 29.08.2022г. | | Утверждаю Директор школы ___________Г.М.Аряпова Приказ № 120-д от 29.08.2021г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Шаг за шагом к ОГЭ»
Срок реализации программы: 2022-2023учебный год
Класс: 8 класс
Составитель: Шамшетдинова М.В.,
учитель математики, первой категории
Рассмотрено и одобрено на ШМО учителей естественно-математического цикла Руководитель ________М.В. Шамшетдинова Протокол № 1 «26» августа 2022г. | | Согласовано Зам. директора по ВР ________Т.А. Чукланова «_____»_____________ |
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности, коррекционно-развивающие занятия по математике для детей с ОВЗ «Считаем вместе» для 5 классов составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101.)
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675.)
4.СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
5.Основная образовательная программа ООО МБОУ «Средняя школа № 69 имени А.А. Туполева»;
6.Примерные рабочие программы ООО по предметам для 5-9 классов образовательных организаций (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021г.);
7.Рабочая программа воспитания МБОУ «Средняя школа №69 имени А.А. Туполева»;
8.Локальные акты МБОУ «Средняя школа №69 имени А.А. Туполева».
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием: «Математика после уроков.» Т.С. Безлюдова – Мозырь: Белый Ветер, 2014; «Математика в занимательных рассказах» Яков Перельман – Издательство АСТ, 2019; «Занимательная Арифметика» Яков Перельман – Издательство АСТ, 2019; «Наука на досуге» Яков Перельман – Издательство АСТ, 2019.
На реализацию курса отводится 1 час в неделю, общее количество часов составляет 34. Работа проводится в сборной группе обучающихся 5-х классов.
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающего с ТНР направлена на формирование у него общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие его личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Адаптация программы предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимся программы коррекционной работы. Она разработана для учащихся, страдающих выраженным нарушениями лексико-грамматического строя речи, письма и чтения, степень выраженности, которых препятствует обучению в обычной общеобразовательной школе. При этом у обучающихся сохранный физический слух и интеллект. Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, на развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Цель программы: Удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии посредством рассмотрения коррекционно-развивающих вопросов при изучении математики – вопросов, обеспечивающих познавательный интерес к изучаемому предмету и восполнению математических знаний, способствующих успешному обучению детей с ОВЗ.
Основные задачи программы:
мотивационные (создать комфортную обстановку, включить в активную деятельность, привлечь к познавательной (интеллектуальной) деятельности;
познавательные (активизировать познавательный интерес, включить в познавательную деятельность);
развивающие (развивать самостоятельность, развивать умение общаться, развивать умение взаимодействовать с другими людьми);
обучающие (формировать умения, компетентности, навыки).
Содержание курса внеурочной деятельности
Учебный материал | Виды внеурочной деятельности | Формы организации внеурочной деятельности |
Раздел 1. Математика - это интересно, 5 часов |
Как люди научились считать | Познавательная деятельность (работа с абаком, цифровое лото, арифметический диктант) | Лекционная работа |
Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни | Познавательная деятельность (использование таблиц с разрядами и классами) | Круглый стол |
Как люди научились считать. Интересные приёмы устного счёта | Игровая деятельность (задания-распечатки) | Игра по станциям |
Математические горки | Познавательная деятельность (работа по алгоритму, тренировочные задания) | Математические игры |
Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | Проблемно-ценностное общение (использование пословиц) | Математический бой |
Раздел 2. Числа. Арифметические действия. Величины, 9 часов |
Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами. Приемы устного счета. | Познавательная деятельность. Показ выгодности использования приемов устного счета для облегчения математических расчетов. Приемы устного счета: возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5; умножение двузначных чисел на 11; деление на 5, 50, 25. | Круглый стол |
Четность и нечетность. Выделение признаков. | Классификация натуральных чисел: четные и нечетные, однозначные и многозначные, простые и составные. Изучаются свойства четных чисел. | Лекционное занятие |
Четность и нечетность. Выделение признаков. | Решаются задачи практического характера на применение данных свойств. Работа со схемами | Самостоятельное решение детьми поисковых задач |
Составление выражений. Действия противоположные по значению. | Проблемно-ценностное общение (работа по алгоритму) | Практикум |
Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку) | Познавательная деятельность (выработка плана выполнения задания) | Лекционное занятие |
Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку) | Игровая деятельность (обобщение знаний по нумерации многозначных чисел) | Игра- соревнование «Веселый счёт» |
Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части | Игровая деятельность (задания-распечатки) | Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число» |
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000» | Познавательная деятельность (восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта) | Лабораторная работа |
Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами | Обсуждение применения и дальнейшего использования | Математический бой |
Раздел 3. В мире задач, 13 часов |
Задачи на переливание | Показ практической значимости данной темы. Выстраивание алгоритма рассуждений. Поиск альтернативных путей решения. Решение задач на переливание (выполнение тренировочных упражнений) | Диспут |
Задачи на переливание | Решение задач на переливание (выполнение тренировочных упражнений) | Математическая эстафета |
Задачи на взвешивание | Познавательная деятельность (воспроизведение способа решения задачи, выбор наиболее эффективных способов решения) | Лекционное занятие |
Задачи на взвешивание | Решение задач на взвешивание с использованием для наглядности рычажных весов. | Практическая работа |
Задачи с многовариантными решениями | Социальное творчество (выбор наиболее эффективных способов решения) | Практикум |
Задачи на движение | Показать способы рассуждения и приемы решения основных типов задач на движение. Важно убедиться, что ученики понимают все обороты речи, термины, краткие обозначения, которые используются при решении задач данного типа. | Лаборатория работа |
Задачи на движение | Показать значимость и удобство записи краткого условии в виде схематического рисунка. | Практическая работа |
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Задачи на уравнение. | Организовать реальную деятельность по уравниванию величин, рассматриваемых в условии задач. Выработать общий подход к решению задач данного вида. | Исследование |
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Задачи на уравнение. | Для каждой задачи рассмотреть альтернативные пути решения | Устная командная олимпиада |
Задачи на части. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач | Игровая деятельность (обобщение) | Блиц-турнир |
Задачи на части. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач | Обсуждение изученных тем | Выполнение тестов |
Логические задачи. Задачи-тесты . Задачи-смекалки | Составление плана решения задач | Практикум |
Принцип Дирихле. | Сообщить ученикам историческую справку о П.Г. Дирихле, дать простейшую формулировку его принципа. Задачи на применение принципа Дирихле относятся к классу логических задач. Поэтому главное – научить детей, анализировать условие, проводить рассуждения и находить логические связи в задаче. | Лабораторная работа |
Раздел 3. Практикум «Подумай и реши», 4 часа |
Математический КВН | Игровая деятельность (обобщение) | Игра-соревнование |
Математические головоломки | Тренировочные задания в тетради | Практическая работа |
Учимся отгадывать ребусы | Познавательная деятельность (обобщение) | Игра по станциям |
Компьютерные математические игры | Использование ПК | Самостоятельная работа |
Раздел 4. Геометрическая мозаика, 3 часа |
Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Конструирование предметов из геометрических фигур | Работа с геометрическим материалом | Работа с математическим конструктором «Живая математика» |
Магические квадраты. Нахождение площади фигур. Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур | Познавательная деятельность | Практическая работа |
Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче. Координаты точек на плоскости | Игровая деятельность | Игра «Морской бой» |
Планируемые результаты освоения курса
В качестве результатов освоения программы планируется формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), получение опыта проектной деятельности, формирование навыков работы с информацией, развитие компетентности обучающихся в сфере ИКТ.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
У обучающихся будут сформированы:
• ответственное отношение к учению;
• готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимать смысл поставленной задачи; выстраивать аргументацию; приводить примеры и контрпримеры;
• способность к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;
• умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
У обучающихся могут быть сформированы:
• коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• критичность мышления; умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при решении логических задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
• формулировать учебную задачу;
• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• предвидеть уровень усвоения знаний его временные характеристики;
• составлять план и последовательность действий;
• осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
• адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
• сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
• предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
• осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
• выделять и формулировать то, что усвоено и что еще нужно усвоить; определять качество и уровень усвоения;
• концентрироваться для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
• использовать общие приемы решения задач;
• применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
• осуществлять смысловое чтение;
• создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
• самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических задач;
• понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и тп) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем и представлять ее в понятной форме; принимать решения в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения и делать выводы;
• формировать учебную и обще пользовательскую компетентности в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
• видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
• выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
• выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
• интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
• оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
• устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (определять цели, распределять функции и роли участников);
• взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение);
• прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения ;
• разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
По окончании курса «Считаем вместе» обучающиеся должны:
Знать:
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• некоторые факты из истории развития математической науки;
• виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения;
Уметь:
• логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач, логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
• работать с математическими ребусами и головоломками;
• систематизировать данные в виде таблиц и схем при решении задач, при составлении математических головоломок и ребусов;
• выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, доказательстве и опровержении.
3.Тематическое планирование
№ | Тема | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Количество часов | Теория | Практика |
| Раздел 1. Математика - это интересно | | 5 | 2 | 3 |
1 | Как люди научились считать | http://www.edu.ru | | 1 | |
2 | Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни | http://www.school.edu.ru | | 1 | |
3 | Как люди научились считать. Интересные приёмы устного счёта | http://www.edu.ru | | | 1 |
4 | Математические горки | http://www.edu.ru | | | 1 |
5 | Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | http://www.school.edu.ru | | | 1 |
| Раздел 2. Числа. Арифметические действия. Величины | | 9 | 3 | 6 |
6 | Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами. Приемы устного счета. | http://www.edu.ru | | 1 | |
7 | Четность и нечетность. Выделение признаков. | http://www.school.edu.ru | | 1 | |
8 | Четность и нечетность. Выделение признаков. | www.1september.ru | | | | 1 |
9 | Составление выражений. Действия противоположные по значению. | http://school- collection.edu.ru | | | | 1 |
10 | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку) | http://school- collection.edu.ru | | | 1 | |
11 | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку) | http://vschool.km.ru | | | | 1 |
12 | Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части | www.1september.ru | | | | 1 |
13 | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000» | http://school- collection.edu.ru | | | | 1 |
14 | Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами | http://school- collection.edu.ru | | | | 1 |
| Раздел 3. В мире задач | | | 13 | 7 | 6 |
15 | Задачи на переливание | http://mat-game.narod.ru/ | | | 1 | |
16 | Задачи на переливание | http://mat-game.narod.ru/ | | | | 1 |
17 | Задачи на взвешивание | http://www.krug.ural.ru/keng/ | | | 1 | |
18 | Задачи на взвешивание | http://www.krug.ural.ru/keng/ | | | | 1 |
19 | Задачи с многовариантными решениями | http://www.alleng.ru/edu/math1.htm | | | 1 | |
20 | Задачи на движение | http://www.uchportal.ru/ | | | 1 | |
21 | Задачи на движение | http://www.uchportal.ru/ | | | | 1 |
22 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Задачи на уравнение. | http://mmmf.msu.ru/circles/z5/ | | | 1 | |
23 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Задачи на уравнение. | www.math-on-line.com | | | | 1 |
24 | Задачи на части. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач | http://mathc.chat.ru/ | | | 1 | |
25 | Задачи на части. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач | http://www.uroki.net/docmat.htm | | | | 1 |
26 | Логические задачи. Задачи-тесты . Задачи-смекалки | http://nsportal.ru/ | | | | 1 |
27 | Принцип Дирихле. | http://nsportal.ru/ | | | 1 | |
| Раздел 3. Практикум «Подумай и реши» | | | 4 | 2 | 2 |
28 | Математический КВН | www.math-on-line.com | | | | 1 |
29 | Математические головоломки | www.math-on-line.com | | | 1 | |
30 | Учимся отгадывать ребусы | www.math-on-line.com | | | 1 | |
31 | Компьютерные математические игры | www.math-on-line.com | | | | 1 |
| Раздел 4. Геометрическая мозаика | | | 3 | 2 | 1 |
32 | Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Конструирование предметов из геометрических фигур | www.math-on-line.com | | | 1 | |
33 | Магические квадраты. Нахождение площади фигур. Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур | http://www.edu.ru | | | 1 | |
34 | Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче. Координаты точек на плоскости. Урок-зачёт. | http://www.school.edu.ru | | | | 1 |
| Итого | | | 34 | 16 | 18 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел. Тема урока | Количество часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Примечание |
Раздел 1. Математика - это интересно (5 часов) |
1 | Как люди научились считать | 1 | | | |
2 | Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни | 1 | | | |
3 | Как люди научились считать. Интересные приёмы устного счёта | 1 | | | |
4 | Математические горки | 1 | | | |
5 | Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | 1 | | | |
Раздел 2. Числа. Арифметические действия. Величины (9 часов) |
6 | Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами. Приемы устного счета. | 1 | | | |
7-8 | Четность и нечетность. Выделение признаков. | 2 | | | |
9 | Составление выражений. Действия противоположные по значению. | 1 | | | |
10-11 | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку) | 2 | | | |
12 | Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части | 1 | | | |
13 | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000» | 1 | | | |
14 | Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами | 1 | | | |
Раздел 3. В мире задач (13 часа) |
15-16 | Задачи на переливание | 2 | | | |
17-18 | Задачи на взвешивание | 2 | | | |
19 | Задачи с многовариантными решениями | 1 | | | |
20-21 | Задачи на движение | 2 | | | |
22-23 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Задачи на уравнение. | 2 | | | |
24-25 | Задачи на части. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач | 2 | | | |
26 | Логические задачи. Задачи-тесты . Задачи-смекалки | 1 | | | |
27 | Принцип Дирихле. | 1 | | | |
Раздел 3. Практикум «Подумай и реши» (4 часов) |
28 | Математический КВН | 1 | | | |
29 | Математические головоломки | 1 | | | |
30 | Учимся отгадывать ребусы | 1 | | | |
31 | Компьютерные математические игры | 1 | | | |
Раздел 4. Геометрическая мозаика (3 часов) |
32 | Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Конструирование предметов из геометрических фигур | 1 | | | |
33 | Магические квадраты. Нахождение площади фигур. Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур | 1 | | | |
34 | Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче. Координаты точек на плоскости. Урок-зачёт. | 1 | | | |
Всего часов: | 34 |