СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность для детей с ОВЗ "Считаем вместе!"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность для детей с ОВЗ "Считаем вместе!"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 69 имени А.А. Туполева»





Принято на педагогическом совете

Протокол № 1 от 29.08.2022г.



Утверждаю

Директор школы

___________Г.М.Аряпова

Приказ № 120-д от 29.08.2021г.








Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Шаг за шагом к ОГЭ»




Срок реализации программы: 2022-2023учебный год


Класс: 8 класс


Составитель: Шамшетдинова М.В.,

учитель математики, первой категории









Рассмотрено и одобрено на ШМО учителей естественно-математического цикла

Руководитель

________М.В. Шамшетдинова

Протокол № 1

«26» августа 2022г.


Согласовано

Зам. директора по ВР

________Т.А. Чукланова «_____»_____________

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности, коррекционно-развивающие занятия по математике для детей с ОВЗ «Считаем вместе» для 5 классов составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;

2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101.)

3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675.)

4.СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

5.Основная образовательная программа ООО МБОУ «Средняя школа № 69 имени А.А. Туполева»;

6.Примерные рабочие программы ООО по предметам для 5-9 классов образовательных организаций (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021г.);

7.Рабочая программа воспитания МБОУ «Средняя школа №69 имени А.А. Туполева»;

8.Локальные акты МБОУ «Средняя школа №69 имени А.А. Туполева».

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием: «Математика после уроков.» Т.С. Безлюдова – Мозырь: Белый Ветер, 2014; «Математика в занимательных рассказах» Яков Перельман – Издательство АСТ, 2019; «Занимательная Арифметика» Яков Перельман – Издательство АСТ, 2019; «Наука на досуге» Яков Перельман – Издательство АСТ, 2019.

На реализацию курса отводится 1 час в неделю, общее количество часов составляет 34. Работа проводится в сборной группе обучающихся 5-х классов.

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающего с ТНР направлена на формирование у него общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие его личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Адаптация программы предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимся программы коррекционной работы. Она разработана для учащихся, страдающих выраженным нарушениями лексико-грамматического строя речи, письма и чтения, степень выраженности, которых препятствует обучению в обычной общеобразовательной школе. При этом у обучающихся сохранный физический слух и интеллект. Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, на развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Цель программы: Удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии посредством рассмотрения коррекционно-развивающих  вопросов при изучении математики – вопросов, обеспечивающих познавательный интерес к изучаемому предмету и восполнению математических знаний, способствующих успешному обучению детей с ОВЗ.

Основные задачи программы:

  1.  мотивационные (создать комфортную обстановку, включить в активную деятельность, привлечь к познавательной (интеллектуальной) деятельности;

  2. познавательные (активизировать познавательный интерес, включить в познавательную деятельность);

  3. развивающие (развивать самостоятельность, развивать умение общаться, развивать умение взаимодействовать с другими людьми);

  4. обучающие (формировать умения, компетентности, навыки).

 

  1. Содержание курса внеурочной деятельности


Учебный материал

Виды внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Раздел 1. Математика -  это интересно, 5  часов

Как люди научились считать

Познавательная деятельность (работа с абаком, цифровое лото, арифметический диктант)

Лекционная работа

Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни

Познавательная деятельность (использование таблиц с разрядами и классами)

Круглый стол

Как люди научились считать. Интересные приёмы устного счёта

Игровая деятельность (задания-распечатки)

Игра по станциям

Математические горки

Познавательная деятельность (работа по алгоритму, тренировочные задания)

Математические игры

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

Проблемно-ценностное общение (использование пословиц)

Математический бой

Раздел 2. Числа. Арифметические действия. Величины, 9  часов

Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами. Приемы устного счета.

Познавательная деятельность. Показ выгодности использования приемов устного счета для облегчения математических расчетов. Приемы устного счета: возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5; умножение двузначных чисел на 11; деление на 5, 50, 25.

Круглый стол

Четность и нечетность. Выделение признаков.

Классификация натуральных чисел: четные и нечетные, однозначные и многозначные, простые и составные. Изучаются свойства четных чисел.

Лекционное занятие

Четность и нечетность. Выделение признаков.

Решаются задачи практического характера на применение данных свойств. Работа со схемами

Самостоятельное решение детьми поисковых задач

Составление выражений. Действия противоположные по значению.

Проблемно-ценностное общение (работа по алгоритму)

Практикум

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку)

Познавательная деятельность (выработка плана выполнения задания)

Лекционное занятие

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку)

Игровая деятельность (обобщение знаний по нумерации многозначных чисел)

Игра- соревнование «Веселый счёт»

Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части

Игровая деятельность (задания-распечатки)

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число»

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000»

Познавательная деятельность (восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта)

 

Лабораторная работа

Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами

Обсуждение применения и дальнейшего использования

Математический бой

Раздел 3. В мире задач, 13  часов

Задачи на переливание

Показ практической значимости данной темы. Выстраивание алгоритма рассуждений. Поиск альтернативных путей решения. Решение задач на переливание (выполнение тренировочных упражнений)

Диспут

Задачи на переливание

Решение задач на переливание (выполнение тренировочных упражнений)

Математическая эстафета

Задачи на взвешивание

Познавательная деятельность (воспроизведение способа решения задачи, выбор наиболее эффективных способов решения)

Лекционное занятие

Задачи на взвешивание

Решение задач на взвешивание с использованием для наглядности рычажных весов.

Практическая работа

Задачи с многовариантными решениями

Социальное творчество (выбор наиболее эффективных способов решения)

Практикум

Задачи на движение

Показать способы рассуждения и приемы решения основных типов задач на движение. Важно убедиться, что ученики понимают все обороты речи, термины, краткие обозначения, которые используются при решении задач данного типа.

Лаборатория работа

Задачи на движение

Показать значимость и удобство записи краткого условии в виде схематического рисунка.

Практическая работа

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Задачи на уравнение.

Организовать реальную деятельность по уравниванию величин, рассматриваемых в условии задач. Выработать общий подход к решению задач данного вида.

Исследование

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Задачи на уравнение.

Для каждой задачи рассмотреть альтернативные пути решения

Устная командная олимпиада

Задачи на части. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач

Игровая деятельность (обобщение)

Блиц-турнир

Задачи на части. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач

Обсуждение изученных тем

Выполнение тестов

Логические задачи. Задачи-тесты . Задачи-смекалки

Составление плана решения задач

Практикум

Принцип Дирихле.

Сообщить ученикам историческую справку о П.Г. Дирихле, дать простейшую формулировку его принципа. Задачи на применение принципа Дирихле относятся к классу логических задач. Поэтому главное – научить детей, анализировать условие, проводить рассуждения и находить логические связи в задаче.

Лабораторная работа

Раздел 3. Практикум «Подумай и реши», 4  часа

Математический КВН

Игровая деятельность (обобщение)

Игра-соревнование

Математические головоломки

Тренировочные задания в тетради

Практическая работа

Учимся отгадывать ребусы

Познавательная деятельность (обобщение)

Игра по станциям

Компьютерные математические игры

Использование ПК

Самостоятельная работа

Раздел 4. Геометрическая мозаика, 3  часа

Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Конструирование предметов из геометрических фигур

Работа с геометрическим материалом

Работа с математическим конструктором «Живая математика»

Магические квадраты. Нахождение площади фигур.

Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур

Познавательная деятельность

Практическая работа

Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче.

Координаты точек на плоскости

Игровая деятельность

Игра «Морской бой»


  1. Планируемые результаты освоения курса

В качестве результатов освоения программы планируется формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), получение опыта проектной деятельности, формирование навыков работы с информацией, развитие компетентности обучающихся в сфере ИКТ.

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

У обучающихся будут сформированы:

• ответственное отношение к учению;

• готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимать смысл поставленной задачи; выстраивать аргументацию; приводить примеры и контрпримеры;

• способность к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;

• умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.

У обучающихся могут быть сформированы:

• коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

• критичность мышления; умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

• креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при решении логических задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

• формулировать учебную задачу;

• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• предвидеть уровень усвоения знаний его временные характеристики;

• составлять план и последовательность действий;

• осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

• адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

• сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

• предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

• осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;

• выделять и формулировать то, что усвоено и что еще нужно усвоить; определять качество и уровень усвоения;

• концентрироваться для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

• использовать общие приемы решения задач;

• применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

• осуществлять смысловое чтение;

• создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

• самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических задач;

• понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

• понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и тп) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

• находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем и представлять ее в понятной форме; принимать решения в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения и делать выводы;

• формировать учебную и обще пользовательскую компетентности в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

• видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;

• выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

• планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

• выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

• интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

• оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

• устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (определять цели, распределять функции и роли участников);

• взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение);

• прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения ;

• разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ

По окончании курса «Считаем вместе» обучающиеся должны:

Знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• некоторые факты из истории развития математической науки;

• виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения;

Уметь:

• логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач, логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• применять изученные методы к решению олимпиадных задач;

• работать с математическими ребусами и головоломками;

• систематизировать данные в виде таблиц и схем при решении задач, при составлении математических головоломок и ребусов;

• выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, доказательстве и опровержении.                  


3.Тематическое планирование

 

Тема

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Количество часов

Теория

Практика


Раздел 1. Математика - это интересно


5

2

3

1

Как люди научились считать

http://www.edu.ru



1


2

Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни

http://www.school.edu.ru


1


3

Как люди научились считать. Интересные приёмы устного счёта

http://www.edu.ru




1

4

Математические горки

http://www.edu.ru




1

5

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

http://www.school.edu.ru



1


Раздел 2. Числа. Арифметические действия. Величины


9

3

6

6

Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами. Приемы устного счета.

http://www.edu.ru



1


7

Четность и нечетность. Выделение признаков.

http://www.school.edu.ru


1


8

Четность и нечетность. Выделение признаков.

www.1september.ru




1

9

Составление выражений. Действия противоположные по значению.

http://school- collection.edu.ru





1

10

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку)

http://school- collection.edu.ru




1


11

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку)

http://vschool.km.ru




1

12

Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части

www.1september.ru





1

13

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000»

http://school- collection.edu.ru






1

14

Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами

http://school- collection.edu.ru





1


Раздел 3. В мире задач



13

7

6

15

Задачи на переливание

http://mat-game.narod.ru/ 



1


16

Задачи на переливание

http://mat-game.narod.ru/ 




1

17

Задачи на взвешивание

http://www.krug.ural.ru/keng/ 



1


18

Задачи на взвешивание

http://www.krug.ural.ru/keng/ 




1

19

Задачи с многовариантными решениями

http://www.alleng.ru/edu/math1.htm 



1


20

Задачи на движение

http://www.uchportal.ru/ 



1


21

Задачи на движение

http://www.uchportal.ru/ 




1

22

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Задачи на уравнение.

http://mmmf.msu.ru/circles/z5/ 



1


23

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Задачи на уравнение.

www.math-on-line.com 




1

24

Задачи на части. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач

http://mathc.chat.ru/ 



1


25

Задачи на части. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач

http://www.uroki.net/docmat.htm 




1

26

Логические задачи. Задачи-тесты . Задачи-смекалки

http://nsportal.ru/ 




1

27

Принцип Дирихле.

http://nsportal.ru/ 



1



Раздел 3. Практикум «Подумай и реши»



4

2

2

28

Математический КВН

www.math-on-line.com




1

29

Математические головоломки

www.math-on-line.com



1


30

Учимся отгадывать ребусы

www.math-on-line.com



1


31

Компьютерные математические игры

www.math-on-line.com




1


Раздел 4. Геометрическая мозаика



3

2

1

32

Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Конструирование предметов из геометрических фигур

www.math-on-line.com



1


33

Магические квадраты. Нахождение площади фигур.

Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур

http://www.edu.ru




1


34

Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче. Координаты точек на плоскости. Урок-зачёт.

http://www.school.edu.ru




1

 

                                                                                                 Итого



34

16

18

Календарно-тематическое планирование

урока

Раздел.

Тема урока

Количество

часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Примечание

Раздел 1. Математика - это интересно (5 часов)

1

Как люди научились считать

1




2

Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни

1




3

Как люди научились считать. Интересные приёмы устного счёта

1




4

Математические горки

1




5

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

1




Раздел 2. Числа. Арифметические действия. Величины (9 часов)

6

Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами. Приемы устного счета.

1




7-8

Четность и нечетность. Выделение признаков.

2




9

Составление выражений. Действия противоположные по значению.

1




10-11

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку)

2




12

Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части

1




13

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000»

1




14

Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами

1




Раздел 3. В мире задач (13 часа)

15-16

Задачи на переливание

2




17-18

Задачи на взвешивание

2




19

Задачи с многовариантными решениями

1




20-21

Задачи на движение

2




22-23

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Задачи на уравнение.

2




24-25

Задачи на части. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач

2




26

Логические задачи. Задачи-тесты . Задачи-смекалки

1




27

Принцип Дирихле.

1




Раздел 3. Практикум «Подумай и реши» (4 часов)

28

Математический КВН

1




29

Математические головоломки

1




30

Учимся отгадывать ребусы

1




31

Компьютерные математические игры

1




Раздел 4. Геометрическая мозаика (3 часов)

32

Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Конструирование предметов из геометрических фигур

1




33

Магические квадраты. Нахождение площади фигур.

Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур

1




34

Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче. Координаты точек на плоскости. Урок-зачёт.

1




Всего часов:

34