СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность. Доноведение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 классов 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность. Доноведение.»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Доноведение»


(духовно-нравственное направление)

Уровень общего образования (класс) 3 класс основное начальное

Количество часов 34

Учитель

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.











2019-2020 уч. год



Пояснительная записка


Нормативно-правовая база

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.

Рабочая программа по Доноведению составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:


  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ);

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, ) Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

  3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986;

  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;

  5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников;

  6. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;

  7. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования;

  8. Примерные программы для общеобразовательных учреждений . 1-4 классы. Авторы: канд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева,Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко;

  9. Рабочие программы по внеурочной деятельности МБОУ Новониколаевской сош (приказ № 183 от 30.08.19г);

  10. Устав МБОУ Новониколаевской сош;

  11. Положение о внеурочной деятельности в МБОУ Новониколаевской сош;

  12. Учебный план, календарный учебный график МБОУ Новониколаевской сош на 2019-2020 уч год ( приказ №148 от 14.06.2019г );

  13. План внеурочной деятельности МБОУ Новониколаевской сош на 2019-2020 уч год ( Приказ №177 от 02.09.2019г).

Назначение программы

Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа призвана средствами учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.


Актуальность курса

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса – «Доноведение».

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить занятия о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Спецкурс «Доноведение» носит личностно ориентированный характер. Его цель– воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему селу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой, созидательной деятельности в социуме.

На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.


Цели и задачи курса

Основной целью курса «Доноведение» является фор­мирование у детей младшего школьного возраста целост­ного представления о малой Родине — Донском крае и адекватного понимания места человека в нем. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

  1. Образовательные:

  • пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

  • формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

2. Развивающие:

  • развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей;

  • формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками интонации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.

  1. Воспитательные:

  • воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;

  • воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.


Место курса в учебном плане

Полный курс программы рассчитан на 135 часов. 1 класс -33 часа ( 1 час в неделю), 2-4 классы по 34 часа( 1 час в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Новониколаевской сош в 2019-2020 учебном году программа будет реализована в объеме 31 часа, так как 3 часа выпадают на праздничные дни. Программа рассчитана на возраст детей 6,5-10 лет.


Формы и методы обучения

В основе методики преподавания курса «Доноведение» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВОВ, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета. Наряду с основной формой занятия рекомендуется проводить экскурсии в краеведческий (исторический) музей, в зоопарк.


Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».

Исследовательская деятельность по проблемам: «Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».

Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.

Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».

Данная программа предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой по окружающему миру, включающей разнообразную проектную деятельность.

Компетенции результатов освоения программы внеурочной деятельности будут, происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.









Содержание курса



1 класс

Я и окружающий мир (2 часа)

Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете. Раскрашивание картинки. Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений о родном крае. Раскрашивание картинки. Составление рассказа по картинке.

Донской край осенью (11 часов)

Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений об осени. Сбор природного материала. Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев). Выставка поделок из плодов деревьев. Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев. Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке. Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам. Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу.

Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.). Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламирование стихотворений. Составление рассказа по картинке.

Донской край зимой (6 часов)

Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о зиме. Разгадывание загадок. Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок. Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок. Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа. Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?»

Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

Донской край весной (6 часов)

Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах.

Раскрашивание картинок. Беседа об изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о весне. Раскрашивание картинок. Сочинение.

Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок.

Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?»

Учимся рисовать птиц и животных. Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Раскрашивание картинок. Сочинение.

Донской край летом (8 часов)

Беседа о летних изменениях в природе края. Декламирование стихотворения о лете. Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Раскрашивание картинок. Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок. Беседа о водоёмах края. Рисование. Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?». Учимся рисовать птиц и животных. Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Раскрашивание картинок. Сочинение. Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок.


2 класс


Я и окружающий мир( 2 часа)


Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села, улицы, на которой стоит школа, историей школы. Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».

Жизнь на Дону( 1 час)

Познакомить с историей появления родного села, его достопримечательностями. Составление альбома о родном селе. Выставка рисунков, фотографий.

Я и окружающий мир ( 1 час)

Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:

  1. правила перехода через проезжую часть;

  2. сигналы светофора;

  3. правила посадки и высадки из общественного транспорта;

дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др. Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.



Природа Донского края ( 9 часов)

Углубить понятие о живой и неживой природе родного края. Наблюдение предметов живой и неживой природы. Систематизировать знания детей о природе родного села. Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края). Игра «У кого детки с этой ветки?». Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края. Игра «Природная лечебница». Изготовление справочника лекарственных трав. Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам.

Я и окружающий мир ( 2 часа)

Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная». Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник».

Жизнь на Дону ( 3 часа)

Дать общее представление о зимних обрядах на Дону. Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Природа Донского края ( 12 часов)

Расширить представления о животном мире родного края. Наблюдение за животными в природе, дома. Посещение краеведческого музея. Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида). Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность). Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края. Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ. Познакомить с общими представлениями о природных сообществах. Показать влияние человека на природное сообщество. Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края.

Жизнь на Дону (4 часа)

Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле. Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике. Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край. Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда.

3 класс

Я и окружающий мир (4часа)

Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию Ростовской области на карте страны. Познакомить с наиболее крупными городами Ростовской области, с их

архитектурой, достопримечательностями и значением. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций. Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.

Природа Донского края (6 часов)

Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы)

Познакомить с профессией - метеоролог. Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта; его экологических проблем. Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма.



Жизнь на Дону (10 часов)

Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков. Познакомить с историческим памятником Ростовской области – городом Танаисом. Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону. Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар).Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён.

Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков. Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей.

Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах. Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими.

Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону (3 часа)

Дать общее представление о весенних обрядах на Дону, о международном дне птиц, о весенних обрядах на Дону. Изготовление скворечника. Праздничные мероприятия.


Природа Донского края (6 часов)

Познакомить с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы реки Дон. Познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения; воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края. Почвы Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Выявить значение почвы для Ростовской области. Закрепить представления о степи, как о природном сообществе, раскрыть значение степи для растительного и животного мира. Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом. Познакомить с одним из природных сообществ Ростовской области: лесом. Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе. Влияние человека на сообщество.

Человек и природа (4 часа)

Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области. Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве. Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей. Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве.

Я и окружающий мир (1 час)

Закрепить представления и знания учащихся о Донском крае. Викторина. Экскурсия по мини- музею (выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год ).

4 класс

Я и окружающий мир (3 часа)

Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами.

Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.


Яркие страницы истории земли Донской (20 часов)

Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице.

Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов. Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю.

Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»). Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г.Азова. Показать значение строительство морского порта для России. Познакомить с историей города. Показать значение строительство крепости для всей России. Познакомить с историей города Ростова-на-Дону

Рассказать о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»;

место Пугачева в истории казачества. Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае. Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни». Показать значение строительства новой столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска. Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны. Показать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма. Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли; показать примеры подвигов. Познакомить с историей освобождения родного города (села) от фашистов. Сформировать представления у уч-ся о промышленности нашего края и её отраслями; познакомить с известными людьми. Показать значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Познакомить с историей города Волгодонска.

Человек и природа (8 часов)

Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии.

Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов. Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ; раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты.

Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае. Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края; познакомить способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств. Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения. Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены; познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области. Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края.

Жизнь на Дону (3 часа)

Дать общее представление о летних обрядах на Дону. Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть. Изготовление Семика и Семичихи из соломы. Купальская площадка: игры, забавы, потехи. Праздник-застолье






Планируемые результаты курса


В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;

  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

  • об истории родного края;

Учащиеся научатся:

  1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию

учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости

благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе,

поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

  1. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей

учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и

усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных

действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с

предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

  1. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений,

- выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  1. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном селе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;




Учебно – тематический план


1 класс


урока

Тема урока

кол-во часов

теория

практика

Я и окружающий мир 2 часа

1

Вводный урок. Мы теперь не просто дети

1


2

Родной край.


1

Донской край осенью 11 часав

3

Времена года.

1


4

Осень. Осенние месяцы.

1


5

Экскурсия.


1

6

Осенние изменения в природе.


1

7

Растения осенью.

1


8

Листья жёлтые летят.


1

9

Занятия людей осенью

1


10

Что растёт на огороде и в саду?

1


11

Что растёт в поле?

1


12

Жизнь животных осенью.

1


13

Осень в моём краю.


1

Донской край зимой 6 часов

14

Экскурсия.


1

15

Зимняя сказка.

1


16

Зимние изменения в природе.

1


17

Жизнь животных зимой.


1

18

Живой уголок.


1

19

Занятия людей зимой.

1


Донской край весной 6 часов

20

Весна. Весенние месяцы.

1


21

Экскурсия.


1

22

Весенние изменения в природе.

1


23

Растения весной.


1

24

Жизнь животных весной.

1


25

Занятия людей весной.

1


Донской край летом 8 часов

26

Экскурсия.


1

27

Летние изменения в природе.

1


28

Что растёт на лугу?

1


29

Экскурсия на водоём


1

30

Что растёт у водоёма?


1

31

Жизнь животных летом

1


32

Занятия людей летом

1


33

Обобщающий урок.


1

Итого


19 часов

14 часов






2 класс


п/п

Тема

Кол-во часов

теория

практика

Я и окружающий мир 2 часа

1

С чего начинается Родина…


1


2

Школа – светлая гавань детства

1


Жизнь на Дону 1 час

3

Родное село

(экскурсия по родному селу)



1

Я и окружающий мир 1 час

4

Дорога от дома до школы (экскурсия)



1

Природа Донского края 9 часов

5-6

Природа (экскурсия)

1

1

7

Село и природа (экскурсия)


1

8

Что за дерево такое?

1


9

Занятия людей осенью

1


10

Что растёт на огороде и в саду?


1

11

Травушка-муравушка

1


12

Растения и мы.


1

13

Краски Тихого Дона.

1


Я и окружающий мир 2 часа

14

Мои имя, фамилия, отчество…

1


15

Что ты знаешь о роде своём…


1

Жизнь на Дону 3 часа

16-18

Обряды на Дону.

Зимние обряды

(праздничное мероприятие)

1

2

Природа Донского края 12 часов

19

Животный мир Ростовской области

1


20

Домашняя мохнатая азбука


1

21

Мой домашний милый друг


1

22

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

1


23-24

Родные просторы (экскурсия)

1

1

25

Чем богаты наши недра?


1

26

27

Что такое почва?

1


Почва нам и стол и дом (экскурсия)


1

28

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия)

1


29

Человек – хозяин природы?

1


30

Спасём и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвящённое

защите природы)


1



Жизнь на Дону 4 часа

31

День освобождения!

(экскурсия в исторический музей)

1


32

Вместе дружная семья

(праздничное мероприятие)


1

33-34

Резервные уроки




Итого


16

16




3 класс



п/п

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

Я и окружающий мир 4часа

1

Край, в котором я живу

1


2

О городах и станицах родного края

1


3-4

С днём рождения, родное село!

1

1

Природа Донского края 6 часов

5-7

У природы нет плохой погоды

1

2

8

Живая вода.

1


9

Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края


1

10

Растения и животные водоёмов.

1


Жизнь на Дону 10 часов

11

Тайны Донской земли


1


12

Танаис – древний город


1

13

Дикое поле


1

14

Донской край – казачий край

1


15

Первые казачьи городки


1

16

Казачья семья


1

17

Жилище казака

1


18

История вещей. Одежда.

1


19

История вещей. Посуда.

1


20

Славен Дон!


1

Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону 3 часа

21

Сретение. Сороки.


1

22

Встреча птиц.



1

23

Пасха, Вербное воскресенье


1

Природа Донского края 6 часов

24

Природная поверхность нашего края

1


25

Из недр Донской земли

1


26

Почвы родного края


1

27

Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи.

1


28

Природные экосистемы луга

1


29

Природные экосистемы леса


1

Человек и природа 4 часа

30

Донская земля – житница России

1


31

Сельское хозяйство на Дону: земледелие.

1


32

Казачьи посиделки


1

33

Сельское хозяйство на Дону: животноводство

1


Я и окружающий мир 1 час

34


Славься наш край!


1

Итого


18

16





4 класс



п\п

Тема урока

Кол-во

часов


теория


практика

Я и окружающий мир 3 часа

1

Донской край – мой край!

1


2-3

Что ты знаешь о роде своём?

1

1

Яркие страницы истории земли Донской 20 часов

4

На казачьем Кругу

1


5

Донской казак хват, силой, удалью богат


1

6

Ермак Могучий.


1


7

Степан Разин.



1


8-9

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

1

1

10

Таганрог – первый порт России

1


11

Крепость Димитрия Ростовского


1

12

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

1


13

Вместе с Суворовым


1

14

Платов Матвей Иванович


1


15

Новочеркасск - столица казачьего Дона

1



16

Бакланов Яков Петрович

1



17

За землю и за волю


1


18

Дон в годы строительства новой жизни

1



19

Дон в годы Великой Отечественной войны.


1



20

День освобождения родного города (села, станицы)

1



21-22

Мирное время на Донской земле.


1

1


23

Волгодонск – город молодости


1


Человек и природа 8 часов


24

Дом, в котором мы живём

1



25-26

Экологические Проблемы воздуха в родном крае.


1

1



27

Экологические проблемы почв родного края

1



28

Охрана полезных ископаемых родного края.


1



29

Экологическое равновесие в природе

1



30-31

Охранять природу – значит охранять Родину

1

1


Жизнь на Дону 3 часа


32

Троица


1


33

Ивана Купала


1


34

Спасы


1


Итого


21

13







































Календарно- тематическое планирование «Доноведение»

для 3 класса



п/п

Тема

Формы проведения занятий

Кол-во часов

Дата

план

факт

Я и окружающий мир

1

Край, в котором я живу

Работа с картой

Ростовской области

Практическая

работа по контурной карте: выделение

границы Ростовской области.

1

4.09.19

















2

О городах и станицах родного края

Интерактивная экскурсия по городам Ростовской области.


1

11.09.19


3-4

С днём рождения, родное село!

Экскурсия.

Составление

коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей)

2

18.09.19


25.09.19


Природа Донского края

5-7

У природы нет плохой погоды

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

Конкурс рисунков

3

2.10.19


9.10.19


16.10.19


8

Живая вода.

Работа с картой Ростовской области.

Исследовательские работы.

1

23.10.19









9

Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края

Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем). Беседа о бережном использовании воды.

1

6.11.19


10

Растения и животные водоёмов.

Исследовательские работы учащихся

1

13.11.19


Жизнь на Дону

11

Тайны Донской земли


Экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис».

1

20.11.19





12

Танаис – древний город

Рисование картин прошлого Дона.

1

27.11.19

13

Дикое поле

Рисование картин прошлого Дона.

1

4.12.19


14

Донской край – казачий край

Интерактивная экскурсия в краеведческий музей

Исследовательская работа «История казачьей семьи».

1

11.12.19





15

Первые казачьи городки

1

18.12.19


16

Казачья семья






Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)


1

25.12.19


17

Жилище казака

1

15.01.20







18

История вещей. Одежда.

1

22.01.20



19

История вещей. Посуда.

1

29.01.20


20

Славен Дон!

Праздничное мероприятие

1

5.02.20



Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону




21

Сретение. Сороки.

Праздничные мероприятия.

1

12.02.20


22

Встреча птиц.


Изготовление скворечника

1

19.02.20


23

Пасха, Вербное воскресенье

Праздничные мероприятия.


1

26.02.20


Природа Донского края

24

Природная поверхность нашего края

Экскурсия.

1

4.03.20


25

Из недр Донской земли

Работа

с картой Ростовской области и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых

1

11.03.20


26

Почвы родного края

Практическая работа

«Почвы родного края»

1

18.03.20





27

Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи.

Экскурсия.

Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края» .

Конкурс рисунков.

Викторины, кроссворды

1

1.04.20










28

Природные экосистемы луга

Экскурсия.

Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края» .

Конкурс рисунков.

Викторины, кроссворды

1

8.04.20


29

Природные экосистемы леса

Экскурсия.

Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края» .

Конкурс рисунков.

Викторины, кроссворды

1

15.04.20


Человек и природа

30

Донская земля – житница России

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

1

22.04.20










31

Сельское хозяйство на Дону: земледелие.

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

1

29.04.20


32

Казачьи посиделки

Праздничное мероприятие.

1

6.05.20


33

Сельское хозяйство на Дону: животноводство

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

1

13.05.20


Я и окружающий мир

34


Славься наш край!

Викторина. Экскурсия по мини- музею (выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год ).

1

20.05.20












Информационно-методическое обеспечение

Список литературы для учителя:

  1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

  2. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.

  3. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.

  4. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.

  5. Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.

  6. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.

  7. Примерные программы по внеурочной деятельности. Начальная школа (Стандарты нового поколения), Москва 2012год.

  8. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А.,Степанова Т.Г.Ткаченко А.Г.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.

для учеников:

  1. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.

  2. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.

  3. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

Сайты

п\п

Название

Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download/

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru

Педсовет_su - сайт

Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info

Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru

Фестиваль «Открытый урок» [email protected]

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru