Программа внеклассной деятельности «Азбука нравственности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании общеобразовательной программы МБОУ «СОШ №10» х.Хапачёв.
Программа рассчитана на учащихся 1 класса. Занятия проводятся 1 раз
в неделю.
Срок реализации программы – 2019-2020 гг.
Цель:
формирование у школьников представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.
Задачи:
1.Признание учащимися культурного многообразия российского общества как важнейшего национального достояния;
2.Формирование национальной идентичности личности;
3.Формирование основ толерантного сознания обучающихся;
4.Формирование у школьников чувств собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека
5. Развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом)
6. Развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей «ученика», «члена коллектива (семейного, школьного и др.); сочувствия, сопереживания;
7. Активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
8. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
– проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
–соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи,
–использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
–краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
–объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
2. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
– способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
–сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;
- способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Содержание программы (33 часа)
1. ОБЩЕНИЕ. ПРАВИЛА ГОСТЕПРИИМСТВА. БУДЕМ ЗНАКОМЫ – 13 часов.
Теория (8 часа) Понятие о хороших манерах. Правила поведения во время знакомства. Традиционные приветствия в момент пробуждения или отхода ко сну. Правильное поведение за столом. Гостеприимство как национальная черта.
Практика (5 часов) Игры. Сервировка стола. Этикетные выражения прощания и сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и т. д.
2. ПОСЕЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТ – 6 часов
Теория (2часа) Изучение правил поведения в общественном транспорте. Освоение правил поведения в общественных местах (кино, театр, кафе, парикмахерская и т. д.), речевой этикет (благодарность, вежливое обращение и т. п.). Этикетные формулы общения в библиотеке.
Практика (4 часа) Игры. Инсценировки. Конкурс рисунка.
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ - 8 часов.
Теория (4часа) Параметры поведения в медицинских учреждениях. Освоение правил поведения у постели больного. Формулы сопереживания, сочувствия, сострадания, слова ободрения, поддержки. Шутка как способ утешения.
Практика (4 часа) Разговор со знакомым, но неблизким взрослым человеком. Контактные этикетные формы обращения к незнакомому человеку. Навык вежливого разговора по телефону. Заботливое отношение к младшим членам семьи, внимательное отношение к младшим незнакомым.
4. О БРАТЬЯХ МЕНЬШИХ - 3 часа
Теория (1 час) Беседы о животных: о среде их обитания, их повадках, их отношении к человеку и их месте в жизни человека, отношение к животному,
Практика (2 часа) Забота о животном, способы ухода за животными. Конкурс рассказов «Я и моё домашнее животное».
5. ВЕЖЛИВОСТЬ И ТОРЖЕСТВО - 3 часа
Теория (2часа) Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Уступчивость как форма поведения в коллективе, в семье, в кругу друзей. Речевые формы выражения вежливой просьбы. Каким должен быть подарок. Правила вручения и приёма подарка.
Практика (1час) Поздравление по поводу различных дат. Практика изготовления и вручения подарков.
Календарно-тематический план.
№ | Название разделов и тем | Кол. Ч. | дата |
По плану | По факту |
| ОБЩЕНИЕ. ПРАВИЛА ГОСТЕПРИИМСТВА. БУДЕМ ЗНАКОМЫ. | 13 | | |
1 | Будем знакомы. Учимся представляться. | 1 | | |
2 | Будем знакомы. Учимся представляться | 1 | | |
2 | Утреннее приветствие. Традиционные приветствия в момент пробуждения. | 1 | | |
3 | Пора ложиться спать. Прощание перед сном. | 1 | | |
1.4 | Правила поведения за столом. Хорошие манеры. | 2 | | |
1.5 | Правила гостеприимства. К вам пришли гости. | 1 | | |
1.6 | Прощание с гостем. | 1 | | |
1.7 | Игра в гости. | 1 | | |
1.8 | Правила расставания. | 2 | | |
1.9 | Прощание с близкими перед отъездом. | 2 | | |
| ПОСЕЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТ. | 6 | | |
2.1 | Общественный транспорт. Правила поведения. | 1 | | |
2.2 | Правила поведения в детской библиотеке. | 1 | | |
2.3 | Идем в театр. Правила поведения у театральной кассы. | 1 | | |
2.4 | В театре (кино, цирке, на концерте, на стадионе). | 1 | | |
2.5 | Посещение мест общепита. Поведение в кафе. | 1 | | |
2.6 | Правила поведения в парикмахерской. | 1 | | |
| ВЗАИМООТНОШЕНИЯ | 8 | | |
3.1 | Обращение к знакомому взрослому. | 1 | | |
3.2 | Разговор с незнакомым человеком на улице. | 1 | | |
3.3 | Разговор с младшим как разговор сильного со слабым | 1 | | |
3.4 | Правила общения по телефону. Вежливый разговор по телефону. | 1 | | |
3.5 | Вы заболели. Правила поведения в поликлинике. | 1 | | |
3.6 | В доме больной. Правила поведения у постели больного. | 1 | | |
3.7 | Сострадание. Утешение. | 1 | | |
3.8 | Милосердие. Забота. | 1 | | |
| О БРАТЬЯХ МЕНЬШИХ | 3 | | |
4.1 | Разговор о животных и с животными. Правила поведения с животными. | 1 | | |
4.2 | Уход за животным. | 1 | | |
4.3 | Конкурс рассказов «Я и моё домашнее животное» | 1 | | |
| ВЕЖЛИВОСТЬ И ТОРЖЕСТВО | 3 | | |
5.1 | О том, как быть уступчивым. | 1 | | |
5.2 | Вежливая просьба. | 1 | | |
5.3 | Правила поведения при торжественных событиях. | 1 | | |