Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Направленность программы — научно - познавательная и художественно эстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана на 32 часа, 1 час в неделю.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческий, познавательный, игровой — обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
— создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
1. Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
2. Формирование положительной «Я - концепции».
3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
4. Развитие навыков рефлексивных действий.
5. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
— укрепление здоровья школьников.
№ п/п | Содержание | Форма организации учебных занятий | Вид учебной деятельности |
1 | Развитие творческих, аналитических и логических способностей, мышления, коммуникативных навыков в командной игре (7 часов) | практика, дидактическая игра, работа с дополнительной литературой, дискуссии | интегрированная, построение гипотезы, работа с раздаточным материалом |
2 | Тестирование (2 часа) | тестирование | индивидуальная, работа с тестом |
3 | Знакомство с правилами составления ребусов, метаграмм, шарад, симметричных фигур, комбинаторных задач, загадок, чайнвордов (6 часов) | дидактическая игра, уроки решения задач, защита проекта или идеи | интегрированная, работа с раздаточным материалом |
4 | Олимпиадные задания, текстовые тренажёры, комбинаторика, размещение, сочетание, решение логических задач и задач-шуток. (13 часов) | олимпиады, тренажёры, дидактические игры, круглые столы, уроки решения задач | интегрированная, работа с раздаточным материалом, выявление ошибок |
5 | Совершенствование мыслительных операций, тренировка зрительной памяти, умения анализировать (4 часа) | практика, дидактическая игра, работа с дополнительной литературой, дискуссии | интегрированная, построение гипотезы, выявление ошибок |
— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
— начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
— эстетические потребности, ценности и чувства.
№ уроков | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | Планируемые предметные результаты | Дата проведения |
по плану | факти- чески |
1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный тест. | 1 | индивидуальная, работа с тестом | управление своей деятельностью, контроль и коррекция, самостоятельность | | |
2 | Развитие творческих способностей. Развитие умения устанавливать причинно - следственные связи. | 1 | интегрированная, работа с дополнительной литературой | работа с информацией, выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение | | |
3 | Знакомство с правилами составления ребусов. Развитие умения выдвигать гипотезы. | 1 | интегрированная, работа с раздаточным материалом | выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение, использование общих схем решения | | |
4 | Знакомство с метаграммами. Развитие читательской грамотности. | 1 | интегрированная, работа с раздаточным материалом | работа с информацией, выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение | | |
5 | Знакомство с шарадами. Развитие аналитических способностей. Тренировка умения рассматривать ситуацию с разных точек зрения. | 1 | интегрированная, работа с дополнительной литературой | выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение, использование общих схем решения | | |
6–7 | Олимпиадная математика | 2 | интегрированная, работа с раздаточным материалом, выявление ошибок | выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение | | |
8 | Развитие мышления. Развитие умения устанавливать причинно - следственные связи. | 1 | интегрированная, построение гипотезы, работа с раздаточным материалом | выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение | | |
9 | Развитие логических способностей. Развитие умения видеть проблему и задавать вопросы. | 1 | групповая, построение гипотезы, выявление ошибок | выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение, использование общих схем решения | | |
10-11 | Решение логических задач и задач-шуток. | 2 | интегрированная, работа с раздаточным материалом, выявление ошибок | выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение, использование общих схем решения | | |
12 | Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения устанавливать причинно - следственные связи. | 1 | интегрированная, построение гипотезы, выявление ошибок | выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение | | |
13 | Симметрия. Симметричные фигуры. | 1 | индивидуальная, работа с раздаточным материалом | управление своей деятельностью, контроль и коррекция, самостоятельность | | |
14 | Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения устанавливать причинно - следственные связи. | 1 | интегрированная, работа с раздаточным материалом, выявление ошибок | выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение | | |
15 | Тренировка зрительной памяти. Тренировка умения видеть проблему и рассматривать ситуацию с разных точек зрения. | 1 | интегрированная, работа с раздаточным материалом, выявление ошибок | выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение | | |
16-18 | Текстовые тренажёры | 3 | интегрированная, работа с раздаточным материалом, выявление ошибок | выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение, использование общих схем решения | | |
19 | Развитие мышления. Тренировка умения устанавливать причинно - следственные связи. | 1 | интегрированная, построение гипотезы, выявление ошибок | выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение | | |
20 | Знакомство с комбинаторными задачами. Тренировка умения высказывать гипотезы. | 1 | групповая, составление задач | выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение, использование общих схем решения | | |
21-22 | Развитие коммуникативных навыков в командной игре. Танграм. Работа по конструированию. | 2 | интегрированная, работа с раздаточным материалом, работа с дополнительной литературой | работа с информацией, выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение | | |
23 | Развитие аналитических способностей. Тренировка умения устанавливать причинно - следственные связи. | 1 | интегрированная, построение гипотезы, выявление ошибок | выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение | | |
24-25 | Комбинаторика. Размещение, сочетание. | 2 | групповая, работа с раздаточным материалом, работа с дополнительной литературой | работа с информацией, выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение, использование общих схем решения | | |
26 | Тренировка умения анализировать. Развитие умения видеть проблему и задавать вопросы. | 1 | интегрированная, построение гипотезы, выявление ошибок | выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение | | |
27 | Тренировка внимания, развитие воображения, умения обобщать. Составление загадок, чайнвордов. | 1 | индивидуальная, работа с раздаточным материалом | управление своей деятельностью, контроль и коррекция, обобщение, самостоятельность, использование общих схем решения | | |
28 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления (на конец года). Итоговый тест. | 1 | индивидуальная, работа с итоговым тестом | управление своей деятельностью, контроль и коррекция, самостоятельность | | |