Внеурочная деятельность как одна из форм организации работы
с обучающимися в рамках реализации ФГОС
Внеурочная деятельность учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в условиях осуществления ФГОС.
Проблема использования свободного времени школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.
Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения.
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Цели внеурочной деятельности:
создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта
создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время
создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время
развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием
расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью
стимулирование интереса учащихся к изучению предмета
всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы
Задачи внеурочной деятельности:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества
с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся
преемственность с технологиями учебной деятельности
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности
опора на ценности воспитательной системы школы
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Виды и направления внеурочной деятельности
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность
познавательная деятельность
проблемно-ценностное общение
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
художественное творчество
трудовая (производственная) деятельность
спортивно-оздоровительная деятельность
туристско-краеведческая деятельность
научно- исследовательская деятельность
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.
Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д.
Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят.
Роль внеурочной деятельности по иностранным языкам.
Расширение внешних связей помогает развивать дружеские отношения между странами в сторону большей открытости.
Одним из главных проявлений, которых являются обмены студентами, школьниками, людьми разных профессий.
Иностранный язык стал реально востребованным государством, обществом, личностью как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, приобщения их к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Всё это подтверждает значимость иностранного языка в международном сотрудничестве и вызывает интерес к культуре людей, говорящих на этом языке, мотивируя потребность в его изучении.
Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития школьного образования.
Правильный выбор познавательного материала и установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и для усиления практической направленности обучения иностранному языку.
Правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс дополнительного образования.
Одним из главных направлений в этой сфере является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, формирование сознания в духе терпимости, толерантности, уважение к праву человека быть отличным в политическом, идеологическом, религиозном и этническом плане. Всё вышеизложенное можно эффективно реализовать путём организации внеурочной деятельности.
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.
Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны.
Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть единого учебно-воспитательного процесса.
Внеклассную работу по иностранному языку можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.