СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена использованию внеурочной деятельности как средства повышения качества знаний учащихся и развития их творческих способностей. Бесспорно утверждение, что математическое образование вносит свой огромный вклад в формирование мировоззрения подрастающего поколения, его культуры общения, развивает его пространственное представление и воображение, мышление, побуждает к развитию их творческих способностей. Наиболее важным компонентом достижения успеха при  изучении математики является процесс возникновения интереса к предмету. Внеурочная деятельность является одним из путей его повышения.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей.»

Карабетова М.Е.

почетный работник народного образования РФ,

учитель математики высшей категории.

МБОУ СОШ№6 имени Ахмеда Хаткова а. Пшичо


Внеурочная деятельность как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей.


Статья посвящена использованию внеурочной деятельности как средства повышения качества знаний учащихся и развития их творческих способностей. Бесспорно утверждение, что математическое образование вносит свой огромный вклад в формирование мировоззрения подрастающего поколения, его культуры общения, развивает его пространственное представление и воображение, мышление, побуждает к развитию их творческих способностей. Наиболее важным компонентом достижения успеха при изучении математики является процесс возникновения интереса к предмету. Внеурочная деятельность является одним из путей его повышения.

Чтобы работа с учащимися старших классов по углубленному изучению предмета оказалась успешной, нужна тщательно обоснованная, организованная система внеурочной деятельности. Необходима система учебно-воспитательных мероприятий, стимулирующих каждого учащегося «определиться с выбором», избрать занятия интересные для него, развивающие его способности. Это подразумевает под собой развернутую внеклассную работу по математике в 5-7 классах.

В настоящее время при переходе школ на ФГОС второго поколения, а так же использование ИКТ на уроках и вне урока, способствует благополучной организации внеурочной деятельности. Одной из важнейших целей внеурочной деятельности является пробуждение у учеников интереса к изучаемому предмету, в данном случае к математике. А так же накопление определенного задела необходимых сведений, фактов, познаний и навыков. Все это в совокупности дополняет и углубляет знания, которые приобретает ученик при изучении основного курса.

Особый уклон при работе во время внеурочной деятельности по математике делается на произвольность выбора тем занятий, разнообразие применяемых форм обучения и занимательность.

При проведения внеурочной деятельности в 5-7 классах акцент делается на поощрение учителем учащихся. Очень важно отметить каждый успешный шаг школьника в их дополнительной математической деятельности. Именно на занятиях в классе зарождается внеклассная работа по математике. Ведь упражнениями для внеклассных занятий являются задачи повышенной трудности. Часть этих упражнений решается в классе, а затем идет закрепление и повторение на занятиях по внеурочной деятельности. Эти упражнения объединяют классные и внеклассные занятия.

Ученики среднего звена с большим удовольствием выполняют расчеты и выкладки, которые требуют кропотливой работы. Им свойственны следующие черты характера, которые учитель может использовать себе в помощь: нетерпимость к списыванию, восприятие критики товарищей, и побуждения более раннего возраста «Я сам!». Учащиеся в 5-7 классах любят индивидуальные поручения – написать доклад, сообщение, заметку и т.д. Они все еще интересуются сказками, их можно увлечь различными интересными историями и историческими фактами. В силу этих наблюдений при подготовке к занятиям, я включаю в план фрагменты выступлений учащихся с сообщениями по истории математической теории, бесед, рассказов, интересные факты из биографии ученых, неординарные способы решения задач, сообщения о самостоятельных «исследованиях» и т.д.

Так, например, при изучении темы « Натуральные числа» в 5 классе упражнения подбираю, так чтобы они развивали смекалку, наблюдательность, интуицию, чтобы увидеть закономерность. На первых занятиях необходимо отметить каждого ученика. На этом этапе я должна развить у них веру в свои возможности. Приведу примеры таких упражнений:

  1. По какому правилу из натурального ряда чисел можно получить следующую последовательность: 2;1;4;3;6;5;8;7;10;9;12;11;…

( Ответ: четные числа поставлены на нечетные места, а нечетные числа – на четные места)

  1. По какому правилу из натурального ряда чисел можно получить следующую последовательность:9;8;11;10;13;12;15;14;17;16;19;18;...

( Ответ: эта последовательность получена из первой прибавлением к каждому члену числа 7).

Очень интересны для изучения большие числа. Жизненно – наглядное представление о больших числах, является важным компонентом при их раскрытии. С ними часто приходится встречаться в повседневной жизни. Так же понятие большие числа необходимо при изучении сведений из географии, биологии, истории, физики. Занятия «Числа – великаны» я начала с известной легенды о награде изобретателю шахматной игры.

Легенда. Шахматная игра была придумана в Индии. По преданию,

индийскому принцу Сираму эта игра понравилась, и он захотел щедро наградить ее изобретателя. « Проси, что хочешь. Я достаточно богат, чтобы исполнить твое самое смелое желание», - сказал принц изобретателю шахмат- ученому, которого звали Сета.

Изобретатель сказал, чтобы ему в награду дали столько зерен риса, сколько получится в сумме, если на первый квадрат шахматной доски положить 1 зерно риса, на второй – 2 зерна, на третий – 4 зерна и т.д., увеличивая число зерен каждый раз вдвое. Принц рассмеялся такой, по его мнению, дешевой награде и приказал немедленно выдать ученому рис за все 64 квадрата шахматной доски. Но награда в таком размере не была выдана изобретателю, т.к. у принца не нашлось такого количества зерна, которое попросил шутник – ученый.

Оказалось, что изобретателю надо было выдать

18446744073709551615

Читается это число так:18 – квантиллионов 446- квадриллионов 744 – триллиона 73 – миллиарда 709 – миллионов 551 – тысяча 615.

Все это зерно будет иметь массу около 700 миллиарда тонн. Если его рассыпать по всей земной суше, то образовался бы слой риса толщиной 1 см. Вот почему принц не мог выдать такую награду изобретателю шахмат. Таким образом двадцатизначное число очень большое. А велико ли число миллиард?

Для его записи требуется всего 10 цифр. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте решим задачи.

Задача 1. Сколько времени потребуется человеку, чтобы сосчитать миллиард зерен если он в минуту будет считать по 100 зерен?

Решение:

  1. 1000000000:100=10000000 (мин)

  2. 10000000:60=166667≈170000 (ч)

  3. 170000:24≈7000 суток ≈ 16 лет (беспрерывного счета)

Если же человек будет считать по 8 часов в день, то ему понадобится около 50 лет жизни. А если же учитывать то, что человек не может считать с такой скоростью, то ему понадобится еще больше времени.

Задача 2. В нашей стране проживает около 250 миллион человек. Если все люди встанут в одну шеренгу, то какой длины будет эта шеренга? (Пусть каждый человек занимает место длиной в 50 см).

Решение:

250000000ˑ50= 12500000000 см = 125000 км

После таких рассуждений, примеров ученики заинтересовались большими числами. Стали задавать вопросы какое самое большое известное число, сколько нулей содержит и т.д. и начались поиски. Самое большое известное число это гугол, содержит 10100 нулей. Известны еще названия чисел с 1070 нулями, но эти числа очень большие и очень редко используются. Такие интересные факты из истории математики, можно рассматривать только вне урока на занятиях внеурочной деятельности.

Интересна так же тема «Римские цифры». Занятие по этой теме начала с доклада ученика об истории возникновения цифровой письменности ряда народов, об арабской системе счисления и обозначения цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Изобрели эту систему индийцы, а арабы познакомили европейцев с этим изобретением в начале ХIII века. Затем перешли к римским цифрам. В отличие от арабских цифр, римских – 7. И обозначают их буквами. С помощью букв, которые исполняют роль цифр, можно записать любое число до миллиона. Римская нумерация экономна (с помощью семи цифр записываются числа до миллиона), но очень неудобна, так как небольшие числа записываются длинно, и никакого облегчения при вычислениях не получается, арифметические действия письменно производить неудобно, поэтому практически приходится считать устно. Но, несмотря на это, все римские цифры не выходят из употребления, и культурному человеку необходимо в известной степени уметь ими пользоваться. Эти цифры употребляются для записи номеров месяцев года, номеров томов и глав книг и т.п. И поэтому ученики должны быть готовы к восприятию таких записей – уметь записывать римские цифры и правильно их понимать. В этом заключается образовательное и воспитательное значение рассматриваемой темы занятий.

При изучении темы «Проценты» интересным было сообщение ученика о том, что знак % произошел благодаря опечатке. В рукописях procentum часто заменяли словом cento (сто) и писали его сокращенно – cto. В 1685 году в Париже была напечатана книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие математики также стали употреблять знак % для обозначения процентов, и постепенно он получил всеобщее признание.

Слово «процент» происходит от латинских слов pro centum, что означает «со ста». Иногда применяют и более мелкие доли целого – тысячные, т.е. десятые части процента. Их называют промилле (от латинского «с тысячи») и обозначают %.

На уроках учитель поставлен в строгие рамки (программа, учебник, время и т.д.) А при использовании внеурочной деятельности данные рамки значительно расширяются. Перед нами открываются большие возможности, которые способствуют улучшению успеваемости учащихся, ученик заинтересован в приобретении новых знаний, в расширении кругозора. Такой подход к решению проблемы повышает стремление ученика к самостоятельной деятельности, поиску и изучению дополнительного материала. И в результате мы имеем положительную картину заинтересованных в обучении детей, которые не просто выполняют очередное задание, но и предлагают собственные идеи. Что и является основной базой для эффективного обучения.

Используемый программный материал помогает школьнику мобилизовать умственную активность, приводит к возникновению личных мотивов для обучения. Ну а задания, содержащие новые для учащихся сведения из различных областей математики, пробуждают интерес и любознательность. Что в результате приводит некоторых учеников к желанию углубленно изучать отдельные разделы математики. Нередко такой интерес приводит к индивидуальным занятиям. Радует то, что это касается не только учеников, которые хорошо успевают по математике, но и со слабой математической подготовкой. Такая работа активизирует мыслительную деятельность, помогает развитию логического мышления, тренирует память. Что способствует умению отстаивать свою точку зрения при помощи аргументов, а так же прислушиваться к мнению товарищей, учит внимательности, сообразительности и развивает скорость мышления. Учащиеся с удовольствием показывают свои знания, умения и навыки.

На этих примерах я попыталась показать небольшой спектр возможностей внеурочной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся и развития их творческих способностей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!