Организационный момент | Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться- Здравствуйте! Доброе утро! День добрый! Добрый вечер! - Давайте, все вместе поздороваемся! Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам. Если хмуримся с утра, Нам поможет доброта. Ну-ка, дети, соберитесь, И друг другу улыбнитесь! -Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. - Ребята, сегодня у нас необычное занятие, а проведем его мы – Рита Артуровна, Залина Ерболатовна, Алина Алексеевна и Наталья Николаевна. | Дети настраиваются на занятие, слушают учителя. - Доброе утро! | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: организовывать свое рабочее место |
Мотивация к деятельности. Целеполагание. | - Сегодня мы будем учиться дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными, будем учиться общаться. - Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл гость, а кто он вы узнаете, отгадав загадку, только слушаем до конца. «Ребята, ребята, давайте жить дружно! Не нужно ругаться и злиться не нужно, Ведь даже травинка чувствует боль!» Поёт добродушный кот… - Ребята, а кто такой Леопольд? Вы его знаете? - Он вам нравится? - А какой этот кот? Как вы можете его описать? - А каких еще героев этого мультфильма вы знаете? - Что вы можете сказать о них? - Помните ли вы, что говорили мышки, после очередной проказы? - Можно ли считать, что между ними была дружба? - А вы умеете дружить? - Ребята, посмотрите на слайд и попробуйте составить любимую фразу кота Леопольда? - Верно, ребята. И сейчас кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного, вежливого человека. Сравните две ситуации: 1) Денис сказал: – Никита, дай карандаш, и побыстрее. 2) Саша попросил: – Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался. - Скажите, чем отличаются эти просьбы? - Почему вы так решили? - Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? - Ребята, а вы уже догадались, чему сегодня нас будет учить кот Леопольд? - Какая тема нашего занятия? - Верно, ребята. Сегодня мы поговорим о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. - Какая же будет цель нашего занятия? | - Леопольд. - Это кот-герой мультфильма «Приключения кота Леопольда» Дети высказывают свое мнение - Добрый, веселый, смелый, вежливый, интеллигентный. - Мышки. - Они все время проказничали и вредничали, мешая доброму коту. - «Прости нас, Леопольд». - Кот пытался дружить с мышками. Ему хочется научить их дружить. Дети высказывают свое мнение - «Ребята, давайте жить дружно!». - Первая невежливая, а вторая вежливая. - Потому что Саша, в отличие от Дениса, использовал вежливые слова, просил, а не приказывал. - Никита даст карандаш Саше, потому что он попросил вежливо. - Будем учиться употреблять вежливые слова. - Вежливые слова. - Поговорить о вежливых словах, узнать, как нужно их употреблять в речи. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: выполнение задания Познавательные: Умение воспринимать речь учителя. |
Деятельностный этап | - Ребята, а как вы понимаете, что значит быть вежливым? - А где должны соблюдаться привила приличия? Только в школе? - Верно, ребята. Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. И поэтому кот Леопольд приглашает нас в страну добрых и вежливых слов, но чтобы туда попасть сначала я предлагаю вам разделиться на команды. Придумайте название, выберите лидера. - А теперь, чтобы попасть в волшебную страну, нужно вырастить цветок доброты. - У каждого на партах лежат лепестки от цветка. Вы должны написать вежливое слово и тогда лепесток вернётся к цветку. - Молодцы, и мы с вами попадем на маяк, откуда отправимся в страну Вежливых Слов - Ребята, оказывается, все волшебные слова, которые мы недавно называли, можно разделить на несколько групп: слова-приветствия, слова-благодарности, слова-пожелания, слова-извинения, слова-просьбы и слова-прощания. Соберем их в волшебные шкатулочки. - Ребята, сначала в шкатулку отправим волшебные слова приветствия. Какие это слова? - Верно, ребята. А какие слова отнесем к словам, которые выражают благодарность? - Распределите волшебные слова по оставшимся шкатулкам. - Молодцы, ребята! Вы справились с заданием! - Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Сегодня мы будем путешествовать - Как называют людей, которые совершают путешествие? - Правильно, сегодня мы с вами станем путешественниками. - А что необходимо путешественниками, что узнать, куда необходимо прийти? - Верно! Посмотрите на слайд. Кот Леопольд принес нам волшебную карту. Наше приключение начинается. - Первой остановкой будет Остров Добрых Дел, но чтобы до него добраться, нужно быть очень внимательными и правильно выполнять все задания. - Ребята, вот первое задание от Кота Леопольда. (На свитке написано). Ответьте на вопросы и составьте правила вежливости. - Как надо произносить «волшебные» слова? - Что никогда не делает вежливый человек? - Молодцы, ребята! Прочитайте на слайде предложения. Скажите, что это такое? («Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай») - Правильно! Скажите, как вы их понимаете? - Скажите, ребята, а были ли у вас ситуации в жизни, к которым можно было бы отнести эти пословицы? - Ребята, вы успешно выполнили первое задание. Вот мы и оказались на Острове Добрых Дел. Давайте откроем второй свиток и узнаем, какое же задание подготовил для нас Леопольд на этот раз. - Ребята, я предлагаю вам разделиться на три группы. Для этого вытащите билет с номером группы из коробки и пройдите на свои места. – У каждой группы на столе лежит конверт с заданием. (Задача детей инсценировать ситуацию) – Прочитайте внимательно. Вам будет необходимо разыграть сценку. Распределите роли и обсудите порядок выполнения этого задания. Задания: Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба. Ситуация 2. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и, как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе? Ситуация 3. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле? (После инсценировки дети обсуждают ситуацию, решают, как правильнее поступить) - Молодцы, ребята! Вы были дружны и вежливы. Кот Леопольд очень доволен вашей работой. | - Быть вежливым – это значит соблюдать правила приличия, быть воспитанным. - Нет, правила приличия необходимо соблюдать везде. Придумывают название команды, выбирают лидера. По одному пишут вежливые слова и приклеивают к цветку. - Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. - Спасибо, благодарю вас. - Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста. Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте. - Путешественники - Карта. - «Волшебные» слова надо произносить приветливо, глядя на того, к кому обращаешься - Вежливый человек не бывает грубым, не высмеивает людей и не дразнит своих товарищей - Это пословицы. - Как аукнется, так и откликнется - Как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. - Чего себе не хочешь, того и другому не делай - Прежде, чем что-либо сделать другому, надо подумать: А понравилось бы мне, если бы это же мне сделали другие. Если окажется, что задуманное для другого самому себе не нравится, и ты не хочешь, чтобы так делали тебе, то значит - это не понравится и другому. Дети высказывают свое мнение. Дети вытягивают билет. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: выполнение задания Познавательные: Умение воспринимать речь учителя. |
Закрепление полученных знаний | - Следующей нашей остановкой будет Замок Вежливых Слов. - Ребята, мы с вами узнали о многих вежливых слов. Как вы думаете, а достаточно ли говорить вежливые слова, чтобы быть воспитанным и вежливым? - А что значит, выглядеть доброжелательно и приветливо? - Ребята, а кроме слов, с помощью чего ещё мы можем показать людям свою доброжелательность и вежливость? - Правильно! Давайте сейчас с вами поиграем и попробуем только с помощью жестов и мимики. Каждой команде будут розданы карточки с вежливыми словами. Правила игры: не называя вежливое слово, покажите его с помощью мимики и жестов. Остальные команды должны угадать, какое «волшебное слово» загадал участник. 1 группа: слова-приветствия, слова-благодарности, 2 группа: слова-пожелания, слова-извинения; 3 группа: слова-просьбы и слова-прощания; - Молодцы, ребята! Вы верно справились с заданием! Леопольд доволен вашей дружной работой. Продолжим наше путешествие в стране Волшебных Слов. - Ребята, кажется, мы заблудились, и попали в Лес Невежества. Посмотрите, что нашел Кот Леопольд: (Раздаем листок с вредными советами каждой группе) 1 группа: Если ты пришел к знакомым – не здоровайся ни с кем, Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори. Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай, И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун. 2 группа: Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем И хватайся за живот. 3 группа: Девчонок надо никогда нигде не замечать. И не давать проходу им нигде и никогда, Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла. - Ребята, прочитайте внимательно. Что это за стихотворения: они полезные и поучительные или вредные? - Верно. Прочитайте их еще раз и обсудите в команде. Определите, что «вредного» нам советует автор. Скажите, как бы поступил вежливый, доброжелательный человек. - Молодцы, ребята! Вы справились, и благодаря вашему старанию и упорству, мы выбрались из Леса Невежества. И последняя наша остановка – Горы Дружбы - На нашем сегодняшнем занятии вы уже показали, что можете быть вежливыми, доброжелательными и воспитанными. Поэтому Кот Леопольд хочет предложить вам поиграть в «Вежливые прятки». - Кто хочет быть водящим? - Хорошо. Выходи в центр класса. (Учитель завязывает ребенку глаза). - Сейчас каждая команда по очереди произносит какие-то вежливые слова: «Здравствуй!», «Добрый вечер!», «Всего хорошего!», «Спасибо!» и др. Если водящий не узнал по голосу говорящего, то водящий меняется. - Молодцы, ребята! | - Нет, нужно не только быть вежливым, но и выглядеть доброжелательно и приветливо. - Нужно соблюдать правила вежливости, улыбаться, приветствовать своего собеседника. - С помощью мимики и жестов. Показывают с помощью мимики и жестов. Слушают учителя, читают вредные советы. - Это вредные советы. Работают в команде, высказывают свое мнение. Выбирают ребенка - водящего. | Познавательные: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков умение строить речевое высказывание Коммуникативные: умение выражать свои мысли достаточно полно и точно, умение выражать навыки |
Подведение итогов | - Наше путешествие подходит к концу. Ребята, давайте вспомним, по какой стране мы сегодня путешествовали? - Верно! А о каких вежливых словах мы говорили? - А какие вы помните вежливые слова? - Ребята, а какую цель мы ставили в начале занятия? - Достигли ли мы цели занятия? - Ребята, какие задания вам понравились больше всего? Почему? - С какими трудностями вы столкнулись? Смогли ли преодолеть их? - А теперь пусть каждая команда подсчитает, сколько жетонов они получили. (Каждая команда должна получить одинаковое количество жетонов) - Я вижу, что у всех вас одинаковое количество балов. А это значит, что победила дружба! | - По Стране Вежливых Слов. - О словах-приветствиях, словах-благодарностях, словах-пожеланиях, словах-извинениях, словах-просьбах и словах-прощаниях; - Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спасибо, благодарю вас, всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути, простите, пожалуйста; извините, пожалуйста, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас, до свидания, до скорой встречи, прощайте. - поговорить о вежливых словах, узнать, как нужно их употреблять в речи. - Да, достигли. Дети высказывают свое мнение. Ведут подсчет. | Регулятивные: Выделение и осознание материала, усвоенного на уроке. Актуализация усвоенных знаний. Анализирование и самоанализирование проделанной работы. Коммуникативные: Умение высказывать свое мнение и формулировать ответ. |