Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Рыжковская средняя общеобразовательная школа» Кардымовского района Смоленской области Согласовано Принято Утверждено Зам.директора Педагогический совет Директор школы по УВР протокол №_______ _________ С.С.Мухина _________ О.А.Баранова приказ № ____ «____» ___________2020 от «____» ________2020 от «____» ______2020 Рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности по курсу «Край мой Смоленский» 3 класс Учитель: Васькова Л.Н. Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Край мой Смоленский» разработана в соответствии с требованиями ФГОС, ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МБОУ «Рыжковская средняя школа», примерной авторской программы начального общего образования по «Азбуке Смоленского края» (автор С.А. Болотова). Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края. Задачи курса: 1.Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своём родном городе, знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представления об экологических проблемах края. 2.Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способност6ей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты: умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования. 3.Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желание быть похожими на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника. Для реализации программного содержания в 3 классе используются УМК: С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы. С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.2. Мир истории. С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч 3. Мир культуры. Количество учебных часов, на которое рассчитана программа–102ч. Количество часов в неделю - 3ч. ;дни занятий- понедельник, среда, пятница |
№ | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт |
МИР ПРИРОДЫ ( 37 ч.) |
1. | Введение. Давайте знакомиться! | 2 | 02.09. 04.09. | |
2. | Природные особенности Смоленского края. | 4 | 07.09 09.09 11.09 14.09 | |
3. | Географическое положение Смоленской области. | 3 | 16.09 18.09 21.09 | |
4. | Полезные ископаемые. | 3 | 23.09 25.09 28.09 | |
5. | Водоёмы. | 5 | 30.09 02.10 05.10 07.10 09.10 | |
6. | Растительность. | 3 | 12.10 14.10 16.10 | |
7. | Проверьте себя. Обобщение по теме : « Растительность Смоленщины» | 1 | 19.10 | |
8. | Грибы. | 3 | 21.10 23.10 02.11 | |
9. | Смоленский лён. | 3 | 06.11 09.11 11.11 | |
10. | Животные. | 3 | 13.11 16.11 18.11 | |
11. | Охрана природы. | 4 | 20.11 23.11 25.11 27.11 | |
12. | Заповедные места. | 2 | 30.11 02.12 | |
13. | Проверьте себя. | 1 | 04.12 | |
МИР КУЛЬТУРЫ. (24ч.) |
1. | Жилища и предметы быта. | 3 | 07.12 09.12 11.12 | |
2. | Как одевались в старину. | 3 | 14.12 16.12 18.12 | |
3. | Что ели наши предки. | 4 | 21.12 23.12 15.12 28.12 | |
4. | Праздники. | 4 | 11.01 13.01 15.01 18.01 | |
5. | Письменность. | 3 | 20.01 22.01 25.01 | |
6. | Храмы и монастыри. | 3 | 27.01 29.01 01.02 | |
7. | Культура Смоленщины сегодня. | 3 | 03.02 05.02 08.02 | |
8. | Проверьте себя. | 1 | 10.02 | |
Название блока | Темы | Содержание блока | Ориентировка в понятиях и терминах | Практические работы. | Экскурсии |
Мир природы |
Природные особенности. | Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды. | Природоведение, география, овраги, рельеф, климат, почва, плодородие, бактерии, притоки рек, котловина, ключ, родник, водохранилища, Днепр, Гжать, Западная Двина, Каспля, Акатовское, Сапшо, Баклановское,Чистик; верховые, низинные болота; заливные луга, низинные, суходольные; льноводство; красная книга, экология, заповедные места, законы, | Газета на тему «Береги почву»; модель территории нашей области; работа с картами; сообщения «Полезные ископаемые нашей местности»; сбор полезных ископаемых; составление памяток с правилами поведения у водоёма; составление рассказа о лесе, луге, болоте , об одном из их растений; рисование луга по памяти; сбор образцов растений; составление правил сбора грибов; изготовление кормушек для птиц; сообщение о животном. | |
Полезные ископаемые. | Виды полезных ископаемых: строительные, топливные, сельскохозяйственные, оздоровительные | |
Водоёмы. | Виды водоёмов: реки, озёра, | Экскурсия на водоём. |
Растительность. | Виды растительности: лесная, луговая | Экскурсия в лес. |
Грибы. | Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от ядовитых. | |
Смоленский лён. | Понятие льна. Виды льна: лён-долгунец, лён масличный. Музей «Смоленский лён» | |
Животные. | Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. | |
Охрана природы. | Понятие природа, красная книга, категории: исчезающие виды, сокращающиеся , редкие неопределённые, восстановленные: законы охраны природы; | |
заповедные места |
Проверьте себя. | Контрольное занятие. | |
Мир культуры | Жилища и предметы бытия. | Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы, утварь | Утварь, рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, летопись. «гороушна», храм, монастырь. икона. экскурсия, экскурсовод. экскурсант, экспозиция, экспонат. | Рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; макет отдельных башен. | |
Как одевались в старину. | Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда. | |
Что ели наши предки. | Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом. | |
Праздники. | Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие. Порядок и время их проведения. | День Защитника Отечества. (школьный музей) |
Игры и хороводы. | Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы. | Посещение ДК. |
Письменность. | История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия.24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. | Посещение библиотеки. |
Храмы и монастыри. | Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области. | Посещение храма |
Культура Смоленщины сегодня. | Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, художественные и музыкальные школы и др. | Посещение историко-краеведческого музея в Кардымово Посещение библиотеки. |
Проверьте себя. | Контрольное занятие. | |
географическое положение, границы и территорию Смоленской области;
особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;
названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;
название некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;
меры по охране природы в Смоленской области; правила поведения в природе;
предков смолян, их занятия;
особенности жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники, верования; историю возникновения письменности у наших предков.