СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Край мой Смоленский"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Край мой Смоленский"»






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рыжковская средняя общеобразовательная школа»

Кардымовского района Смоленской области







Согласовано Принято Утверждено

Зам.директора Педагогический совет Директор школы

по УВР протокол №_______ _________ С.С.Мухина

_________ О.А.Баранова приказ № ____

«____» ___________2020 от «____» ________2020 от «____» ______2020







Рабочая программа

общекультурного направления

внеурочной деятельности

по курсу «Край мой Смоленский»

3 класс





Учитель: Васькова Л.Н.




















Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Край мой Смоленский» разработана в соответствии с требованиями ФГОС, ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МБОУ «Рыжковская средняя школа», примерной авторской программы начального общего образования по «Азбуке Смоленского края» (автор С.А. Болотова).



Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

Задачи курса:

1.Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своём родном городе, знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представления об экологических проблемах края.

2.Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способност6ей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты: умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.

3.Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желание быть похожими на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.


Для реализации программного содержания в 3 классе используются УМК:

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.2. Мир истории.

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч 3. Мир культуры.

Количество учебных часов, на которое рассчитана программа–102ч.

Количество часов в неделю - 3ч. ;дни занятий- понедельник, среда, пятница






















Тема урока

Кол-во часов

План

Факт

МИР ПРИРОДЫ ( 37 ч.)


1.

Введение.

Давайте знакомиться!



2

02.09.

04.09.


2.

Природные особенности Смоленского края.



4

07.09

09.09

11.09

14.09


3.

Географическое положение Смоленской области.



3

16.09

18.09

21.09


4.

Полезные ископаемые.



3

23.09

25.09

28.09


5.

Водоёмы.



5

30.09

02.10

05.10

07.10

09.10


6.

Растительность.



3

12.10

14.10

16.10


7.

Проверьте себя.

Обобщение по теме :

« Растительность Смоленщины»


1


19.10


8.

Грибы.



3

21.10

23.10

02.11


9.

Смоленский лён.



3

06.11

09.11

11.11


10.

Животные.



3

13.11

16.11

18.11


11.

Охрана природы.


4

20.11

23.11

25.11

27.11


12.

Заповедные места.



2

30.11

02.12


13.

Проверьте себя.



1

04.12



МИР КУЛЬТУРЫ. (24ч.)


1.

Жилища и предметы быта.



3

07.12

09.12

11.12


2.

Как одевались в старину.



3

14.12

16.12

18.12


3.

Что ели наши предки.



4

21.12

23.12

15.12

28.12


4.

Праздники.



4

11.01

13.01

15.01

18.01



5.

Письменность.



3

20.01

22.01

25.01


6.

Храмы и монастыри.



3

27.01

29.01

01.02


7.

Культура Смоленщины сегодня.



3

03.02

05.02

08.02


8.

Проверьте себя.

1

10.02




МИР ИСТОРИИ (41ч.)


1.

Наши предки



4

12.02

15.02

17.02

19.02


2.

«Из варяг в греки»



3

22.02

24.02

26.02


3.

Города Смоленщины



4

01.03

03.03

05.03

10.03


4.

Герб и флаг области



3

12.03

15.03

17.03



5.

Смоленская крепостная стена



4

19.03

29.03

31.03

02.04


6.

Военное прошлое



3

05.04

07.04

09.03


7.

Награды Смоленщины



3

12.03

14.04

16.04


8.

Места боевой славы



4

19.04

21.04

23.04

26.04


9.

Наши земляки



3

28.04

30.04

05.05


10.

Наши земляки герои ВОВ



3

07.05

12.05

14.05


11.

Проект «Мой край родной –

Смоленщина»



5

17.05

19.05

21.05

24.05

26.05


12


Проверь себя



2

28.05



В связи с тем, что 10.05.21 г. является праздничным днём, то тематика урока «Проверь себя» от 28.05.20 проводится как за 2 часа.






Содержание курса.


Название блока

Темы

Содержание блока

Ориентировка в понятиях и терминах

Практические работы.

Экскурсии

Мир природы


Природные особенности.


Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды.

Природоведение, география, овраги, рельеф, климат, почва, плодородие, бактерии, притоки рек, котловина, ключ, родник, водохранилища, Днепр, Гжать, Западная Двина, Каспля, Акатовское, Сапшо, Баклановское,Чистик; верховые, низинные болота; заливные луга, низинные, суходольные; льноводство; красная книга, экология, заповедные места, законы,

Газета на тему «Береги почву»; модель территории нашей области; работа с картами; сообщения «Полезные ископаемые нашей местности»; сбор полезных ископаемых; составление памяток с правилами поведения у водоёма; составление рассказа о лесе, луге, болоте , об одном из их растений; рисование луга по памяти; сбор образцов растений; составление правил сбора грибов; изготовление кормушек для птиц; сообщение о животном.



Полезные ископаемые.


Виды полезных ископаемых: строительные, топливные, сельскохозяйственные, оздоровительные


Водоёмы.


Виды водоёмов: реки, озёра,

Экскурсия на водоём.

Растительность.


Виды растительности: лесная, луговая

Экскурсия в лес.

Грибы.


Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от ядовитых.


Смоленский лён.


Понятие льна. Виды льна: лён-долгунец, лён масличный. Музей «Смоленский лён»


Животные.


Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.


Охрана природы.


Понятие природа, красная книга, категории: исчезающие виды, сокращающиеся , редкие неопределённые, восстановленные: законы охраны природы;


заповедные места

Проверьте себя.

Контрольное занятие.


Мир культуры


Жилища и предметы бытия.

Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ.

Надворные постройки. Внутренний вид избы, утварь

Утварь, рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, летопись. «гороушна», храм, монастырь. икона. экскурсия, экскурсовод. экскурсант, экспозиция, экспонат.

Рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; макет отдельных башен.


Как одевались в старину.


Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.


Что ели наши предки.


Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.


Праздники.


Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие.

Порядок и время их проведения.

День Защитника Отечества. (школьный музей)


Игры и хороводы.


Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.

Посещение ДК.

Письменность.


История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия.24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.


Посещение библиотеки.

Храмы и монастыри.


Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

Посещение храма

Культура Смоленщины сегодня.


Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, художественные и музыкальные школы и др.

Посещение историко-краеведческого музея в Кардымово Посещение библиотеки.

Проверьте себя.



Контрольное занятие.





Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3 класса.


Знать:

  • географическое положение, границы и территорию Смоленской области;

  • особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;

  • названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;

  • название некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;

  • меры по охране природы в Смоленской области; правила поведения в природе;

  • предков смолян, их занятия;

  • особенности жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники, верования; историю возникновения письменности у наших предков.

Уметь:

  • находить и показывать на географической карте изучаемые географические объекты; различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

  • различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;

  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

  • проводить самостоятельные наблюдения в природе;

  • самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели.