СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

. Внеурочная деятельность «Крымоведение». 1 класс. Занятие № 5. Тема: Названия вокруг нас. Моё родословное древо. Урок – проект «Моя семья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге; 2. Становление нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях,  3. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью. 4. Изготовление аппликации «Моя семья».

Просмотр содержимого документа
«. Внеурочная деятельность «Крымоведение». 1 класс. Занятие № 5. Тема: Названия вокруг нас. Моё родословное древо. Урок – проект «Моя семья»»

Дата: 02.10.2017. Внеурочная деятельность «Крымоведение». 1 класс. Занятие № 5.

Тема: Названия вокруг нас. Моё родословное древо. Урок – проект «Моя семья»

Цели урока:
1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
2. Становление нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях, 
3. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
4. Изготовление аппликации «Моя семья».

Ход занятия

1.Организационный момент. Учитель:

- Добрый день, друзья мои! Ребята, приглашаю вас на урок окружающего мира.

Дети: Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень,

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться.

Учитель:

- Мы рады, что на нашем уроке присутствуют гости. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Гости в доме – хозяевам радость!»

Ученик: Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Мы хотим им показать,

Как умеем отвечать.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

Учитель:

-Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок.

2. Мотивация учебной деятельности:

- Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

-Куда ты идешь? - спросил старик

-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

-Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.

- Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым.

Учитель:

- Как вы думаете, почему это произошло? (ответы детей)

- Совершенно верно. А произошло это потому, что у него появилась семья.

- У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это? (Мама, папа, бабушка, дедушка)

- Назовите их одним словом. (Семья)

Вначале было слово,

Но я провозглашаю снова:

Всё начинается с семьи!

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребёнка-

Всё начинается с семьи!

Весна шепнёт тебе: «Живи!»

И ты от шёпота качнёшься,

И выпрямишься, и очнёшься,

Всё начинается с семьи!

- Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня будем искать ответ на уроке? (Что такое семья?) 

- Раньше на Руси говорили : семья – это семь Я.

- Что бы вы хотели узнать о семье? Задайте мне вопросы.

- В этом мы сегодня постараемся разобраться, и может быть, каждый из вас откроет для себя что-то новое.

- Кто может мне сказать, открывать новое интересно?

- Что для вас означает слово СЕМЬЯ? Как вы понимаете это слово?

- А где мы можем узнать точное лексическое значение слова.

(В толковом словаре)

- Ребята помогали мне искать в словарях значение слова «семья». Давайте их послушаем.

Ученик Я искал значение слова «Семья» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:

СЕМЬЯ - это группа живущих вместе близких родственников.

Ученик Я искал значение слова «Семья» в толковом словаре Дмитрия Николаевича Ушакова:

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков
и ближних родственников, живущих вместе.

Учитель:  - Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «СЕМЬЯ»?  (Ответы детей)

- Семья – это дом. Дом... Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Давайте построим дом своей мечты. 

Но строительство дома начинается с закладки фундамента.

Что же будет у нас фундаментом, узнаем из древней китайской легенды.

Учитель:  В давние времена жила одна семья, в которой насчитывалось 100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

Учитель:

Какое слово написал старец, вы узнаете, переставив слоги?

Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание») 

Это и будет фундаментом нашего дома.

Задание 1. (Работа в парах: подберите слова, которые характеризуют семью.)

- Какая должна быть семья? 

(Дружная, большая, трудолюбивая, любящая, заботливая, счастливая, славная, милая, единая.)

Учитель: - Ребята, послушайте рассказ Виктора Драгунского про Дениску:

Чтение рассказа учителем:

У меня слишком маленькая семья. Папа, мама и я. Это потому что я еще сам маленький. А стану большим, и семья у меня станет большая: папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат, сынок, дочка и четверо внучат.

  • Почему Дениска считал свою семью маленькой?

  • О какой семье он мечтал?

  • В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. Членов семьи называли домочадцами. Вместе ели и пили, только не тужили.
    В одной семье могут жить люди разного поколения, т.е. люди разного возраста. Поколение – это люди одного возраста, живущие в одно время.
    Все ученики нашего класса – младшее поколение. Ваши бабушки, дедушки – старшее поколение.

Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. А у вас какая семья? Расскажите мне о своей семье. (Дети рассказывают о своих семьях по рисункам).

Учитель: - Я посмотрела ваши рисунки, которые вы выполнили дома. Именно такие семьи нам нужны, такие счастливые.

Встаньте: (физминутка)

  • в правый угол – кто похож на маму?

  • в левый угол – кто похож на папу?

  • ко мне – кто похож сам на себя?

  • в правый угол – у кого есть братишки и сестрёнки?

  • в левый угол - у кого пока никого нет?

  • все ко мне, кто любит свою семью, дорожит ею! Похлопайте!

- Да, вы счастливые дети.

Учитель: - Ребята, а для чего нам нужна семья? Может она нам и вовсе не нужна?

(Ответы детей)

  • Вот какую историю рассказал Джани Родари: Чтение рассказа Д.Родари учителем:

Я спросил одну девочку:- Кто командует у тебя в доме? Она смотрит на меня и молчит. – Ну, так кто же командует - папа или мама?

Она опять смотрит на меня и молчит. - Что же ты молчишь? Ну, кто-то ведь, наверное, командует? Она опять смотрит на меня растерянно и молчит. - Не знаешь, что значит командовать? Да нет, она знает.

- Так в чем же дело? Она смотрит на меня и молчит. Сердиться на нее? Может, она, бедняжка, немая? А она вдруг как побежит от меня... Потом остановилась и прокричала со смехом: - Никто не командует, потому что мы все любим друг друга!

- Как относятся друг к другу девочка и родители?
- Дети, когда в семье лад и согласие, как называют такую семью?

- Какие же 7 Я должны присутствовать в вашей семье, чтобы она была счастливой?

Задание 2: (Работа в парах)

- Ребята, обсудите в парах, что должно царить в доме, чтобы всем членам семьи жилось хорошо? Выберите только те кирпичики для строительства дома, чтобы семья, живущая в нём, была дружной. (Мир, любовь, дружба, уважение, честность, помощь)

Учитель: - Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

- Чтобы вы пожелали своей семье? (Дети рисуют лучик солнышку и произносят пожелание)

Ученик: Пусть наша жизнь течет рекою, В пути не знающей преград!
И пусть над нашею семьёй Лишь три созвездия горят:
Одно созвездие - Любви. Другое - Верности и Счастья,
А третье - просто Доброты. Пусть над семьёй они искрятся,
Чтобы исполнились мечты.

Учитель: - Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (мама)

-Почему мама ближе всех на свете?

Ученик: Мама - это окно в мир! Она помогает ребенку понять красоту мира.

Ученик: У мамы самое доброе, самое ласковое сердце, самые нежные, самые заботливые руки, которые умеют все.

Ученик: В ее сердце никогда не гаснет любовь!

Ученик: Мама! Какое великое слово! Мама дает жизнь своему ребенку.

Ученик: Мать волнуется и печалится, чтобы ребенок ее был здоров, сыт, счастлив.

Учитель: - Доброта, забота и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах

- Посмотрите внимательно на лик Богоматери. Она печально смотрит на своего ребёнка. Младенец нежно прижимается к матери. Лики матери и ребёнка прекрасны, потому что исполнены самых добрых чувств. Лица ваших мам тоже прекрасны, потому что это ваши мамы, они вас любят и берегут.





Ученик:

Есть в природе знак святой и вещий, Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин- Женщина с ребёнком на руках.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет, Так она и будет жить в веках

Самая прекрасная из женщин- Женщина с ребёнком на руках.

(3 человека рассказывают о своих мамах)

Практическая работа:

- Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. Какой орган дерева находится в земле? Корень. Как дерево берёт своё начало от корня, так и нашим появлением на свет мы обязаны папам и мамам, а папы и мамы появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. Каждому человеку нужно знать корни своей семьи. Вот и сегодня мы попытаемся создать древо ваших семей. (Дети создают генеалогическое древо своей семьи)

Песня «Родительский дом» – Ребята, посмотрите на свою работу. Она вам нравится? Какие красивые деревья у вас получились.

Учитель. - А можно ли наш коллектив назвать семьей? Почему?

- Прикрепите свои фотографии на наше классное древо.

Учитель:  Если бы к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то чтобы вы могли им сказать (помогут нам в этом предложения, но они не закончены). Ваша задача: закончить предложение. 
- Я хочу, чтобы мои мама и папа были… - Я люблю, когда бабушка …
- Мои мама и папа самые …. - Я люблю своих родителей за то, что …
- Я доверяю своим родителям … - Я люблю своего дедушку за то, что…
- Я хочу своим родителям пожелать … - Свою семью я считаю …
- Моя мамочка для меня самая …

Учитель:

- Наш урок я хочу закончить стихотворением:

Семья - это счастье, любовь и удача. Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты,

Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота, Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно! Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите,

обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая наша семья.

Учитель. Сегодня мы вспомнили все и не забыли никого. Каждая семья интересна. В ней есть чему поучиться. Семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас всех она есть.

- Вы придёте домой, расскажете маме о нашем уроке. О чём мы сегодня говорили? Что нового узнали? Поговорите со своими дедушками и бабушками. Узнайте у них, как они жили раньше, чем любили заниматься.

- Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали.