СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Лепка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для занятий в кружке по лепке 1-4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Лепка"»

16


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новодеревенская средняя общеобразовательная школа»

филиал Крюковская основная общеобразовательная школа


Рассмотрена на заседании                                                           УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета                                                     Директор МОУ

протокол № 1 от 27.08.2020 года                                  «Новодеревенская СОШ»»

___________________Андрюшина Е.В.

от « 27» 08.2020 года

Приказ 126-ОД

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«ЛЕПКА»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся 7 – 11 лет

Срок реализации программы 2 месяца







Разработчик:

педагог дополнительного образования

Бабаева Татьяна Алексеевна






д. Новая Деревня

2020 года

Пояснительная записка

Программа "Лепка" относится к художественной направленности программ дополнительного образования детей.


Актуальность программы

Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, даёт возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои
и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности
к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

Формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук,
а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного
и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений. Данная программа соответствует социальному заказу общества (отвлекает от негативного влияния улицы и чрезмерного пребывания детей в виртуальной реальности) Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов

Адресат программы

Данная программа адресована детям в возрасте от 7 до 11 лет, независимо от пола ребёнка. Обучение по программе требует сформированности интересов и мотивации к данной предметной области.

Цель программы:

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина, развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.


Задачи программы:

Обучающие:

  • Знакомить детей с основными видами лепки;

  • Формировать умения следовать устным инструкциям;

  • Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;

  • Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;

  • Развивать конструктивное мышление и сообразительность;

  • Формировать эстетический и художественный вкус;

  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

  • Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству;

  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;

  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.


Условия реализации программы


Условия набора:

Группа набирается в количестве 10-15 человек. В группу могут записаться не только учащиеся школы, но и все желающие в возрасте от 7 до 11 лет.

Cрок реализации программы по 2 академических часа (с 10-и минутным перерывом), количество часов в неделю - 4 часа, 32 часа. Продолжительность 2-х месяцев обучения -32 часа.


Кадровое обеспечение: педагоги, работающие по данной программе, должны соответствовать квалификационным характеристикам должности «педагог дополнительного образования».


Материально-техническое оснащение занятий

Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом:

индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

альбомы с образцами, фотографиями.

Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.

Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики лепят на партах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.


Приёмы и методы организации занятий объединения

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • Учитель для ученика, а не ученик для учителя;

  • Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск;

  • Нет предела совершенствованию;

  • Учет психофизических особенностей детей;

  • Создание атмосферы успеха.


Формы организации учебной деятельности:

  • Индивидуальная;

  • Групповая;

  • Выставка;

  • Экскурсия;

  • творческий конкурс.


Основной вид занятий – практический.

Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.

Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.


Педагогические приёмы:

  • формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);

  • организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

  • стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

  • сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;

  • свободного выбора.


Основные составляющие занятий:

  • воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет);

  • организация рабочего места;

  • повторение пройденного материала;

Организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

  • -инструктажи: вводный (проводится перед началом практической работы), текущий (во время выполнения практической работы), заключительный;

  • -практическая работа;

  • -физкультминутки;

  • -подведение итогов, анализ, оценка работ;

  • -приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений

и пальчиковой гимнастики.

Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.

Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.

Планируемые результаты

Обучение детей в дополнительном образовании в объединении «Лепка» направлено на достижение комплекса следующих результатов:


Личностные результаты:

• умение видеть прекрасное в окружающей жизни;

• потребность общения с искусством и желание сделать окружающий мир лучше и красивее, проявлять творческую инициативу;

• гуманное отношение к людям, животным и природе;

• любовь к труду, аккуратность и настойчивость в работе;

• желание глубже познавать окружающий мир, проявляя наблюдательность, логическое мышление, осознание увиденного;

• художественно-эстетическое развитие личности ребенка;

• раскрытие творческого потенциала;

• развитие внимательности, наблюдательности.


Метапредметные образовательные результаты:

• навыки самоорганизации;

• развитие мелкой моторики рук;

• развитие глазомера;

• развитие зрительной памяти;

• активация мыслительных процессов, необходимых для анализа и синтеза.


Предметные образовательные результаты:

• понимание принципов построения композиции в пространстве;

• освоение конструктивного, пластического и комбинированного способов лепки;

• умение работать с цветным пластилином;

• умение правильно компоновать в пространстве группу предметов;

• умение правильно передавать пропорции и форму предметов;

• способность передавать в скульптуре движение;

• умение выявлять и передавать наиболее характерное в натуре;

• способность добиваться передачи творческого замысла, выразительности работы;

• умение самостоятельно выбирать тему и воплощать её в материале.


Наиважнейшим результатом является использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.


Методические рекомендации

Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться, в конце концов к качеству лепки учителя.

Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:

1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти. Например, учитель просит вспомнить красивые большие мячи для водных игр, которые у них есть или они видели в магазине.

2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.

3. Поэтапная лепка изделия по нотации.




Лепка изделия по нотации

Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:

1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.

2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Первоклассники быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.

3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.

4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.) или соседом. Об этом надо постоянно напоминать, пока дети прочно это не усвоят.

5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.

6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.

Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.

Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.

Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.

Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН


«Лепка»


П / П

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА,

ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ



всего

теория

практика

1

Введение






Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1

1

1

2

Мир природы»

2

1

1


3

«Мир фантазий»


2

1

1



4

«Подводный мир»


4

1

3



5

«Мир техники»

4

1

3



6

Солёное тесто


6

1

5



7

Лепка из глины


6

1

5



8

Плоскостная лепка на картоне


6

1

5



9


Посещение выставки прикладного творчества

1

1

1









Итого:

32 часа






Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Лепка»


  1. Продолжительность обучения -2 месяца(32 занятия)

Начало занятий- 14.00

Окончание занятий – 15.30


  1. Объём учебных часов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Наименование дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы/ направленность

Количество учебных часов

«Название» /направленность

Если есть модули, указывается название модуля и для каждого модуля делается отдельная таблица

32


Количество часов в неделю

4


Режим занятий

14.00-15.30



  1. Режим работы в период школьных каникул

Занятия проводятся по расписанию или утвержденному временному расписанию, составленному на период каникул, в форме экскурсий, работы творческих групп, сборных творческих групп, выездов и т.п. (указываются в соответствии со спецификой программы).


Рабочая программа

Данная программа рассчитана на учеников начальных классов 7-11 лет и направлена на выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, раскрытие его индивидуальности, талантов, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста. Программа рассчитана на 2 месяца обучения: 32 часа. Основная задача программы обучения – познакомить детей с основными способами работы с пластилином, соленым тестом, глиной, пробудить стремление ребят к творческому познанию и самовыражению. Отличительная особенность данной программы - уникальная методика лепки из пластического материала (пластилина, глины, соленого теста т.д.) проста в освоении и ни с чем несравнима по воздействию на творческое развитие ребенка. Занятия лепкой способствуют не только развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливает внутренний баланс организма и душевного равновесия, то есть оказывает на ребенка определенное психотерапевтическое воздействие. Лепка – одно из полезнейших занятий для детей: воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это, в свою очередь, способствует развитию речи. Ученики стараются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Занятия лепкой дают простор детской фантазии. В ней ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он не просто рассматривает его, а осязает своими руками со всех сторон. АО прикладной стороне лепки, то есть о приложении ее к практической жизни, не нужно говорить много слов – она очевидна: ребенок, изучивший в раннем возрасте форму, будет не чужд инициативы и творческих замыслов, он всегда сумеет внести в свой труд нечто свое, индивидуальное. Занятия проводятся в форме бесед, лекций (теоретическая часть) и практических работ для освоения знаний и навыков на практике (практическая часть). Методы реализуются в единстве познавательной деятельности обучаемых и педагога, усвоении учащимися знаний, овладении навыками и умениями. К каждому этапу обучения применяется конкретная методика или технологии.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводный инструктаж: Теория и практика

1) Знакомство с группой.

2) Рассказ о правилах и режиме работы на занятиях, технике безопасности, правилах противопожарной безопасности правилах работы с инструментом правилах посещения кружка

3) Ознакомление ребят с программой обучения

Практика: Отработать навыки работы с инструментами.


2 Мир природы»

Данный раздел программы знакомит учеников с простыми формами. Дети лепят листья деревьев, птиц, овощи, фрукты с натуры, по памяти и по представлению; знакомятся с исходными формами лепки: шар, конус, цилиндр; с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморт.

1. Лепка овощей и фруктов.

Задачи: Беседа о многообразии форм в природе; лепка предметов простой формы (овощей фруктов) дать представление о пропорциях и характере предметов, плоскостях.

Материал: пластилин, стеки, дощечка

Задание: лепка овощей, фруктов.

2. Лепка простых форм листьев

Задачи: знакомство с новой исходной формой – конус, выполнить из конуса и шара простые листья, прикрепить черенок, воспитывать интерес к лепке, умение планировать работу

Материал: пластилин, стеки, дощечка

Задание: лепка листьев.

3. Лепка деревьев

Задачи: различать породы деревьев, познакомить с исходной формой цилиндр, развитие наблюдательности, начальные навыки пространственных построений в объеме, научиться использовать художественные термины и понятия.

Материал: пластилин, стеки, дощечка.

Задание: лепка дерева.

4. Лепка птиц

Задачи: Дать детям новое понятие – исходная форма – диск, закрепление исходной формы – вытянутый овал, учить составлять композицию из птиц.

Задание: слепить птиц и составить композицию.


3 Мир фантазий»

Задачи: Развитие образного мышления у детей, использовать знакомые способы лепки, опираясь на умения, полученные ранее, поощрять творческий подход к работе, показать способ создания фантастического образа, компонуя на месте части тела разных животных в одно изображение, развитие фантазии и творческого мышления, .Придумать название, которое бы отражало характер или настроение получившегося творения.

Материал: пластилин, стеки, дощечка, картон.

Задание

Лепка инопланетных картин

Лепка фантастических животных

Транспорт будущего

4«Подводный мир»

Задачи: Используя накопленные знания и умения и задействовав воображение слепить несколько видов рыб.

Материал: пластилин, стеки, дощечка, картон.

Задание:

Лепка различных рыб

Морское дно

Рыбалка

5«Мир техники»

Материалы: пластилин, доска, стеки

Задание:

Изготовление изделия ракета

Лепка космоса

Лепка телевизора

Лепка на свободную тему

6.Солёное тесто

Лепка из солёного теста позволяет развить фантазию ребенка, а также улучшает механическую память. Необязательно использовать пластилин, который сегодня стоит недешево, да и часто имеет в своем составе агрессивные добавки. Заменить этот материал можно соленым тестом, которое легко приготовить в домашних условиях. Поделки из теста получаются прочными, их даже можно раскрашивать. Лепка из соленого теста для начинающих – увлекательный процесс, но он требует большого терпения

Материалы: солёное тесто (мука, вода, соль) стеки, доска, стержень от шариковой ручки.

Задание:

Лепка простых предметов и декорирование

Изготовление плоских подвесок и дальнейшее их раскрашивание

Лепка бабочки

Лепка медвежонка

Лепка сюжета сказки

Лепка несложного рельефного изображения

Лепка отпечатка ладони с декором

7.Лепка из глины

Лепка из глины наиболее полно предоставляет человеку простор для реализации его творческих фантазий, фактически — идеальную возможность для самоделок своими руками. Лепка из глины подразумевает, что вы можете придавать этому природному материалу какую угодно форму: из глины можно создать как фигурки зверей, так и машинки, дома, вплоть до целых игрушечных городов. Кстати, глина – самый древний строительный материал человечества и, вполне возможно, строительные функции глины были замечены людьми как раз при наблюдении за играми детей, создающими на берегах рек разнообразные самоделки своими руками.

Материалы: глина, тряпочки, стеки, вода, доска

Задание:

Вводная беседа о техники лепки из глины

Изготовление декоративной тарелки

Изготовление декоративного сосуда с декорированием

Изготовление чашки

Панно из глины на свободную тему

Подкова из глины

8.Плоскостная лепка на картоне

Принцип данной техники заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Основной материал — пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества обладающий свойством принимать и держать заданную форму.

Задание:

Открытка маме

Лепка картины «в лесу»

Изготовление веточки с птичкой

Лепка картины» бабочки и цветы на поляне»

Лепка композиции» утро в деревне»

Коллективная работа

На свободную тему

9.Посещение выставки прикладного творчества


Ожидаемые результаты и способы их проверки:


– Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.

– Практические умения и навыки.

– Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

– Итоговые просмотры работ участие в выставках, конкурсах.


К концу обучения дети должны

Знать:

– виды современного декоративно-прикладного искусства;

– технологию лепки изделий

– правила безопасности труда и личной гигиены при лепке

– организацию рабочего места;

– инструменты и приспособления (стеки, формовочные лопатки, подкладные доски).

Уметь:

– различать и лепить формы: шара, конуса, цилиндра;

– владеть способами лепки: конструктивным, пластическим, комбинированным

– убирать своё рабочее место;

– бережно относиться к работам товарищей.



Перечень информационно-методического обеспечения


Нормативно-правовые документы:


- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;


- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей;


- Приказ Министерства науки и образования РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 об утверждении «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию, утвержденными распоряжением Комитета по образованию от 01.03.2017 г., № 617-р;


- Отраслевой технологический регламент оказания государственных услуг в сфере дополнительного образования, утвержденными распоряжением Комитета по образованию от 10.05.2016 г. №1406-р;


- Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования от 04.07.2014 г. №2.4.4.3172-14;


- Устав МОУ «Новодеревенская СОШ» - филиал Крюковская ООШ;


- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в муниципальном общеобразовательном учреждении «Новодеревенской средней общеобразовательной школы» - филиале Крюковской основной общеобразовательной школы Касимовского района, Рязанской области.


Ресурсное обеспечение программы

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

-для обучающихся:

Пластилин, стеки доски, демонстрационные таблицы, раздаточный материал, технические средства обучения для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;


Литература в адрес обучающихся;

1. Энциклопедия для детей, Искусство (архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи возрождения, Аванта+, т.7,ч.1, Москва, 2003

2. П П.Гнедич. История искусств (Живопись, Скульптура, Архитектура) Москва, Эксмо, 2005

3. Все о технике: Цвет, незаменимый справочник для художника, Москва, АРТ-РОДНИК, 2002

4. Все о технике: Иллюстрация, незаменимый справочник для художника, Москва, АРТ-РОДНИК ,2002

5.Русский народ, его обычаи, предания, обряды, собранные М.Забылиным, Москва ЭКСМО, 2003


Литература в адрес педагога:

1 Энциклопедия для детей, Искусство (архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи возрождения, Аванта +, т.7, ч.1, Москва,2003

2. Виктор Власов Новый энциклопедический словарь изобразительного искусство,

СПб, Азбука-Классика

3. П.П. Гнедич. История искусств (Живопись, Скульптура, Архитектура) Москва, Эксмо, 2005  

4. Все о технике: Цвет, незаменимый справочник для художника, Москва, АРТ-РОДНИК ,2002

5. Все о технике: Иллюстрация, незаменимый справочник для художника, Москва, АРТ-РОДНИК ,2002

6. Богуславская Н.Я. Русское народное искусство. - Л.: Советский художник, Л-д, 1988.

7. Морил А. История декоративно-прикладного искусства - М.: Искусство, 1982.

8.Казин В., Сиротин В Изобразительное искусство. Начальная школа, Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 1999.


Материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы

http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/


Печатные пособия

1. Бардина Р. А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры».

2. Глазова М. «Я леплю из пластилина».

3 Н. М. Коньшева «Лепка в начальных классах».

4 "Лепим из пластилина" от издательства «Русич".

5. Боголюбов Н. С. «Лепка на занятиях в школьном кружке».

6 Е.И. Григорьев,. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004

7. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.

8. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!