16
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новодеревенская средняя общеобразовательная школа»
филиал Крюковская основная общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета Директор МОУ
протокол № 1 от 27.08.2020 года «Новодеревенская СОШ»»
___________________Андрюшина Е.В.
от « 27» 08.2020 года
Приказ 126-ОД
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«ЛЕПКА»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся 7 – 11 лет
Срок реализации программы 2 месяца
Разработчик:
педагог дополнительного образования
Бабаева Татьяна Алексеевна
д. Новая Деревня
2020 года
Пояснительная записка
Программа "Лепка" относится к художественной направленности программ дополнительного образования детей.
Актуальность программы
Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, даёт возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои
и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности
к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук,
а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного
и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений. Данная программа соответствует социальному заказу общества (отвлекает от негативного влияния улицы и чрезмерного пребывания детей в виртуальной реальности) Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов
Адресат программы
Данная программа адресована детям в возрасте от 7 до 11 лет, независимо от пола ребёнка. Обучение по программе требует сформированности интересов и мотивации к данной предметной области.
Цель программы:
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина, развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомить детей с основными видами лепки;
Формировать умения следовать устным инструкциям;
Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Формировать эстетический и художественный вкус;
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству;
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Условия реализации программы
Условия набора:
Группа набирается в количестве 10-15 человек. В группу могут записаться не только учащиеся школы, но и все желающие в возрасте от 7 до 11 лет.
Cрок реализации программы по 2 академических часа (с 10-и минутным перерывом), количество часов в неделю - 4 часа, 32 часа. Продолжительность 2-х месяцев обучения -32 часа.
Кадровое обеспечение: педагоги, работающие по данной программе, должны соответствовать квалификационным характеристикам должности «педагог дополнительного образования».
Материально-техническое оснащение занятий
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом:
индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
альбомы с образцами, фотографиями.
Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.
Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики лепят на партах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.
Приёмы и методы организации занятий объединения
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
Учитель для ученика, а не ученик для учителя;
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск;
Нет предела совершенствованию;
Учет психофизических особенностей детей;
Создание атмосферы успеха.
Формы организации учебной деятельности:
Индивидуальная;
Групповая;
Выставка;
Экскурсия;
творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
Педагогические приёмы:
формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
свободного выбора.
Основные составляющие занятий:
воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет);
организация рабочего места;
повторение пройденного материала;
Организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
-инструктажи: вводный (проводится перед началом практической работы), текущий (во время выполнения практической работы), заключительный;
-практическая работа;
-физкультминутки;
-подведение итогов, анализ, оценка работ;
-приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений
и пальчиковой гимнастики.
Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.
Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.
Планируемые результаты
Обучение детей в дополнительном образовании в объединении «Лепка» направлено на достижение комплекса следующих результатов:
Личностные результаты:
• умение видеть прекрасное в окружающей жизни;
• потребность общения с искусством и желание сделать окружающий мир лучше и красивее, проявлять творческую инициативу;
• гуманное отношение к людям, животным и природе;
• любовь к труду, аккуратность и настойчивость в работе;
• желание глубже познавать окружающий мир, проявляя наблюдательность, логическое мышление, осознание увиденного;
• художественно-эстетическое развитие личности ребенка;
• раскрытие творческого потенциала;
• развитие внимательности, наблюдательности.
Метапредметные образовательные результаты:
• навыки самоорганизации;
• развитие мелкой моторики рук;
• развитие глазомера;
• развитие зрительной памяти;
• активация мыслительных процессов, необходимых для анализа и синтеза.
Предметные образовательные результаты:
• понимание принципов построения композиции в пространстве;
• освоение конструктивного, пластического и комбинированного способов лепки;
• умение работать с цветным пластилином;
• умение правильно компоновать в пространстве группу предметов;
• умение правильно передавать пропорции и форму предметов;
• способность передавать в скульптуре движение;
• умение выявлять и передавать наиболее характерное в натуре;
• способность добиваться передачи творческого замысла, выразительности работы;
• умение самостоятельно выбирать тему и воплощать её в материале.
Наиважнейшим результатом является использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Методические рекомендации
Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться, в конце концов к качеству лепки учителя.
Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти. Например, учитель просит вспомнить красивые большие мячи для водных игр, которые у них есть или они видели в магазине.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
3. Поэтапная лепка изделия по нотации.
Лепка изделия по нотации
Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Первоклассники быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.
3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.
4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.) или соседом. Об этом надо постоянно напоминать, пока дети прочно это не усвоят.
5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.
6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«Лепка»
№ П / П | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | | |
всего | теория | практика |
1 | Введение | | | | |
| Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 1 | 1 | 1 |
2 | Мир природы» | 2 | 1 | 1 | |
3 | «Мир фантазий» | 2 | 1 | 1 | | |
4 | «Подводный мир» | 4 | 1 | 3 | | |
5 | «Мир техники» | 4 | 1 | 3 | | |
6 | Солёное тесто | 6 | 1 | 5 | | |
7 | Лепка из глины | 6 | 1 | 5 | | |
8 | Плоскостная лепка на картоне | 6 | 1 | 5 | | |
9 | Посещение выставки прикладного творчества | 1 | 1 | 1 | | |
| | | | |
| Итого: | 32 часа | | | | |
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Лепка»
Продолжительность обучения -2 месяца(32 занятия)
Начало занятий- 14.00
Окончание занятий – 15.30
Объём учебных часов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Наименование дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы/ направленность | Количество учебных часов |
«Название» /направленность Если есть модули, указывается название модуля и для каждого модуля делается отдельная таблица | 32 |
Количество часов в неделю |
4 |
Режим занятий |
14.00-15.30 |
Режим работы в период школьных каникул
Занятия проводятся по расписанию или утвержденному временному расписанию, составленному на период каникул, в форме экскурсий, работы творческих групп, сборных творческих групп, выездов и т.п. (указываются в соответствии со спецификой программы).
Рабочая программа
Данная программа рассчитана на учеников начальных классов 7-11 лет и направлена на выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, раскрытие его индивидуальности, талантов, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста. Программа рассчитана на 2 месяца обучения: 32 часа. Основная задача программы обучения – познакомить детей с основными способами работы с пластилином, соленым тестом, глиной, пробудить стремление ребят к творческому познанию и самовыражению. Отличительная особенность данной программы - уникальная методика лепки из пластического материала (пластилина, глины, соленого теста т.д.) проста в освоении и ни с чем несравнима по воздействию на творческое развитие ребенка. Занятия лепкой способствуют не только развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливает внутренний баланс организма и душевного равновесия, то есть оказывает на ребенка определенное психотерапевтическое воздействие. Лепка – одно из полезнейших занятий для детей: воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это, в свою очередь, способствует развитию речи. Ученики стараются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Занятия лепкой дают простор детской фантазии. В ней ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он не просто рассматривает его, а осязает своими руками со всех сторон. АО прикладной стороне лепки, то есть о приложении ее к практической жизни, не нужно говорить много слов – она очевидна: ребенок, изучивший в раннем возрасте форму, будет не чужд инициативы и творческих замыслов, он всегда сумеет внести в свой труд нечто свое, индивидуальное. Занятия проводятся в форме бесед, лекций (теоретическая часть) и практических работ для освоения знаний и навыков на практике (практическая часть). Методы реализуются в единстве познавательной деятельности обучаемых и педагога, усвоении учащимися знаний, овладении навыками и умениями. К каждому этапу обучения применяется конкретная методика или технологии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводный инструктаж: Теория и практика
1) Знакомство с группой.
2) Рассказ о правилах и режиме работы на занятиях, технике безопасности, правилах противопожарной безопасности правилах работы с инструментом правилах посещения кружка
3) Ознакомление ребят с программой обучения
Практика: Отработать навыки работы с инструментами.
2 Мир природы»
Данный раздел программы знакомит учеников с простыми формами. Дети лепят листья деревьев, птиц, овощи, фрукты с натуры, по памяти и по представлению; знакомятся с исходными формами лепки: шар, конус, цилиндр; с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморт.
1. Лепка овощей и фруктов.
Задачи: Беседа о многообразии форм в природе; лепка предметов простой формы (овощей фруктов) дать представление о пропорциях и характере предметов, плоскостях.
Материал: пластилин, стеки, дощечка
Задание: лепка овощей, фруктов.
2. Лепка простых форм листьев
Задачи: знакомство с новой исходной формой – конус, выполнить из конуса и шара простые листья, прикрепить черенок, воспитывать интерес к лепке, умение планировать работу
Материал: пластилин, стеки, дощечка
Задание: лепка листьев.
3. Лепка деревьев
Задачи: различать породы деревьев, познакомить с исходной формой цилиндр, развитие наблюдательности, начальные навыки пространственных построений в объеме, научиться использовать художественные термины и понятия.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: лепка дерева.
4. Лепка птиц
Задачи: Дать детям новое понятие – исходная форма – диск, закрепление исходной формы – вытянутый овал, учить составлять композицию из птиц.
Задание: слепить птиц и составить композицию.
3 Мир фантазий»
Задачи: Развитие образного мышления у детей, использовать знакомые способы лепки, опираясь на умения, полученные ранее, поощрять творческий подход к работе, показать способ создания фантастического образа, компонуя на месте части тела разных животных в одно изображение, развитие фантазии и творческого мышления, .Придумать название, которое бы отражало характер или настроение получившегося творения.
Материал: пластилин, стеки, дощечка, картон.
Задание
Лепка инопланетных картин
Лепка фантастических животных
Транспорт будущего
4«Подводный мир»
Задачи: Используя накопленные знания и умения и задействовав воображение слепить несколько видов рыб.
Материал: пластилин, стеки, дощечка, картон.
Задание:
Лепка различных рыб
Морское дно
Рыбалка
5«Мир техники»
Материалы: пластилин, доска, стеки
Задание:
Изготовление изделия ракета
Лепка космоса
Лепка телевизора
Лепка на свободную тему
6.Солёное тесто
Лепка из солёного теста позволяет развить фантазию ребенка, а также улучшает механическую память. Необязательно использовать пластилин, который сегодня стоит недешево, да и часто имеет в своем составе агрессивные добавки. Заменить этот материал можно соленым тестом, которое легко приготовить в домашних условиях. Поделки из теста получаются прочными, их даже можно раскрашивать. Лепка из соленого теста для начинающих – увлекательный процесс, но он требует большого терпения
Материалы: солёное тесто (мука, вода, соль) стеки, доска, стержень от шариковой ручки.
Задание:
Лепка простых предметов и декорирование
Изготовление плоских подвесок и дальнейшее их раскрашивание
Лепка бабочки
Лепка медвежонка
Лепка сюжета сказки
Лепка несложного рельефного изображения
Лепка отпечатка ладони с декором
7.Лепка из глины
Лепка из глины наиболее полно предоставляет человеку простор для реализации его творческих фантазий, фактически — идеальную возможность для самоделок своими руками. Лепка из глины подразумевает, что вы можете придавать этому природному материалу какую угодно форму: из глины можно создать как фигурки зверей, так и машинки, дома, вплоть до целых игрушечных городов. Кстати, глина – самый древний строительный материал человечества и, вполне возможно, строительные функции глины были замечены людьми как раз при наблюдении за играми детей, создающими на берегах рек разнообразные самоделки своими руками.
Материалы: глина, тряпочки, стеки, вода, доска
Задание:
Вводная беседа о техники лепки из глины
Изготовление декоративной тарелки
Изготовление декоративного сосуда с декорированием
Изготовление чашки
Панно из глины на свободную тему
Подкова из глины
8.Плоскостная лепка на картоне
Принцип данной техники заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Основной материал — пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества обладающий свойством принимать и держать заданную форму.
Задание:
Открытка маме
Лепка картины «в лесу»
Изготовление веточки с птичкой
Лепка картины» бабочки и цветы на поляне»
Лепка композиции» утро в деревне»
Коллективная работа
На свободную тему
9.Посещение выставки прикладного творчества
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
– Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.
– Практические умения и навыки.
– Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.
– Итоговые просмотры работ участие в выставках, конкурсах.
К концу обучения дети должны
Знать:
– виды современного декоративно-прикладного искусства;
– технологию лепки изделий
– правила безопасности труда и личной гигиены при лепке
– организацию рабочего места;
– инструменты и приспособления (стеки, формовочные лопатки, подкладные доски).
Уметь:
– различать и лепить формы: шара, конуса, цилиндра;
– владеть способами лепки: конструктивным, пластическим, комбинированным
– убирать своё рабочее место;
– бережно относиться к работам товарищей.
Перечень информационно-методического обеспечения
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей;
- Приказ Министерства науки и образования РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 об утверждении «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию, утвержденными распоряжением Комитета по образованию от 01.03.2017 г., № 617-р;
- Отраслевой технологический регламент оказания государственных услуг в сфере дополнительного образования, утвержденными распоряжением Комитета по образованию от 10.05.2016 г. №1406-р;
- Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования от 04.07.2014 г. №2.4.4.3172-14;
- Устав МОУ «Новодеревенская СОШ» - филиал Крюковская ООШ;
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в муниципальном общеобразовательном учреждении «Новодеревенской средней общеобразовательной школы» - филиале Крюковской основной общеобразовательной школы Касимовского района, Рязанской области.
Ресурсное обеспечение программы
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
-для обучающихся:
Пластилин, стеки доски, демонстрационные таблицы, раздаточный материал, технические средства обучения для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
Литература в адрес обучающихся;
1. Энциклопедия для детей, Искусство (архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи возрождения, Аванта+, т.7,ч.1, Москва, 2003
2. П П.Гнедич. История искусств (Живопись, Скульптура, Архитектура) Москва, Эксмо, 2005
3. Все о технике: Цвет, незаменимый справочник для художника, Москва, АРТ-РОДНИК, 2002
4. Все о технике: Иллюстрация, незаменимый справочник для художника, Москва, АРТ-РОДНИК ,2002
5.Русский народ, его обычаи, предания, обряды, собранные М.Забылиным, Москва ЭКСМО, 2003
Литература в адрес педагога:
1 Энциклопедия для детей, Искусство (архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи возрождения, Аванта +, т.7, ч.1, Москва,2003
2. Виктор Власов Новый энциклопедический словарь изобразительного искусство,
СПб, Азбука-Классика
3. П.П. Гнедич. История искусств (Живопись, Скульптура, Архитектура) Москва, Эксмо, 2005
4. Все о технике: Цвет, незаменимый справочник для художника, Москва, АРТ-РОДНИК ,2002
5. Все о технике: Иллюстрация, незаменимый справочник для художника, Москва, АРТ-РОДНИК ,2002
6. Богуславская Н.Я. Русское народное искусство. - Л.: Советский художник, Л-д, 1988.
7. Морил А. История декоративно-прикладного искусства - М.: Искусство, 1982.
8.Казин В., Сиротин В Изобразительное искусство. Начальная школа, Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 1999.
Материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы
http://fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
Печатные пособия
1. Бардина Р. А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры».
2. Глазова М. «Я леплю из пластилина».
3 Н. М. Коньшева «Лепка в начальных классах».
4 "Лепим из пластилина" от издательства «Русич".
5. Боголюбов Н. С. «Лепка на занятиях в школьном кружке».
6 Е.И. Григорьев,. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
7. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
8. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).