Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 39»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________________ Соколова О.А. 30.08.2017г. | УТВЕРЖДЕНО И.о директора МКОУ школы-интерната № 39 ____________ Давлетбаева Т.В. Приказ № 25 от 01.09.2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
нравственное направление
«Мастерская общения»
1-4 классы
Составил учитель: Зеленцова О.В.
Принято на заседании педагогического совета протокол № 1 от 30.08.2017г.
Содержание программы:
Пояснительная записка
Планируемые результаты
Краткий учебный курс
Средства оценки динамики обучения
Тематическое планирование
Учебно-методический комплекс
1. Пояснительная записка
Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.
При ее составлении за основу были взяты следующие документы:
Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 2 вариант (1-13 классы) ФГОС ОВЗ для обучения лиц, зачисленных в образовательное учреждение с 1 сентября 2016 г.
2)Учебный план МКОУ «Школа-интернат №39».
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребёнка в социальную среду, усвоения социального опыта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.
Актуальностью данной программы является то, что в результате ее реализации у обучающихся формируются те ценностные установки духовно – нравственного развития и воспитания, которые предусмотрены в адаптированной основной общеобразовательной программе учреждения и в соответствии с требованиями ФГОС.
В процессе деятельности школы по воспитанию нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие задачи:
· формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной
· самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
· формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
В области формирования социальной культуры:
· укрепление доверия к другим людям;
· развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
· формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
· развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
В области формирования семейной культуры:
· формирование отношения к семье как к основе российского общества;
· формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
· знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
· Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Объем нагрузки:
Участники образовательной программы: учащиеся 1-4 классов.
Сроки реализации образовательной программы: четыре года.
Программа рассчитана на 34 часа (в 1 классе 33 часа): 1 занятие в неделю.
Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Задачи:
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основные разделы программы:
я среди людей;
речевой этикет;
культура поведения;
в мире сказок.
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
2.Планируемые результаты
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1.Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании(рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2.Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
-краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
3.Краткий учебный курс
1раздел
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на год.
2 раздел
Я среди людей.
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.
Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
3раздел
Речевой этикет.
Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.
4 раздел
Культура поведения.
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке, больнице. Искусство делать подарки.
5 раздел
В мире сказок.
Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Лень и трудолюбие в сказках. Жадность и щедрость. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.
4. Средства оценки динамики обучения
Результаты реализации программы оцениваются по уровневой системе. Можно выделить 3 уровня:
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
5.Тематическое планирование
1 класс
Раздел программы | № п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вводное занятие (1ч) | 1 | Здравствуй, школа! | Знакомство со школой, одноклассниками. | 1 |
Я среди людей (6ч) | 2 | Это я | Формирование позитивного отношения к себе | 1 |
3 | Мое имя | Понятия «имя», формирование умения откликаться на свое имя. | 1 |
4 | Игра «Твое имя» | Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. | 1 |
5 | Игра «Свет мой, зеркальце, скажи!» | Формирование умения видеть и понимать себя. | 1 |
6 | Игра «Фотографии друзей» | Развитие у детей интереса к сверстникам. | 1 |
7 | Игра «Мы с Томарой ходим парой» | развитие навыка взаимодействовать в паре. | 1 |
Речевой этикет (6 ч) | 8 | Игры-приветствия. «Здравствуйте дети», «Приветики». | Развитие навыка здороваться со взрослыми и сверстниками. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
9 | Игры-прощания. | Развитие навыка прощаться со взрослыми и сверстниками. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
10 | Игра «спасибо» | Развитие навыка благодарить за добрые деяния. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
11 | Игра «Попрошу тебя» | Знакомство с правилами просьбы. Моделирование ситуаций. | 1 |
12 | Игра «Извини» | Знакомство с правилами извинения .Разыгрывание ситуаций. | 1 |
13 | Игра «Ласковое слово» | Развитие навыка делать комплименты и проявлять внимание к взрослым и сверстникам. | 1 |
Культура поведения (12 ч) | 14 | Игра «Мы на уроке» | Правила поведения на уроках. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
15 | Мой учитель | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | 1 |
16 | Отношение к одноклассникам | Проблемная ситуация: как надо относиться к окружающим? | 1 |
17 | Игра «Переменка». | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | 1 |
18 | Ролевая игра «Мы в столовой». | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. | 1 |
19 | Упражнение «Праздничная открытка». | Формирование умения дарить открытки. Творческое задание | 1 |
20 | Игра «Подарки». | Формирование умения дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
21 | Сюжетно- ролевая игра «Магазин игрушек» | Знакомство с правилами поведения и общения в магазине. | 1 |
22 | Творческая игра «Автобус» | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. | 1 |
23 | Игра «Собираемся в гости» | Знакомство с правилами поведения в гостях. | 1 |
24 | Игра «У нас в гостях Маша» | воспитывать организованность, доброжелательность, приветливость в общении с окружающими людьми. | 1 |
25 | Поведение в библиотеке | Знакомство с правилами поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку. | 1 |
В мире сказок (6 ч) | 26 | Чтение «Три поросенка | познакомить детей с моральными качествами (трудолюбие и лень), воспитывать отрицательное отношение к лени. | 1 |
27 | Чтение «Заюшкина избушка» | воспитывать в детях смелость, воспитывать отрицательное отношение к трусости. | 1 |
28 | Чтение сказки «Почему кот и собака не дружат» | познакомить с моральными качествами (честность и лживость), воспитывать в детях честность. | 1 |
29 | Чтение сказки «Два жадных медвежонка.» | Цель: познакомить с моральными качествами (щедрость и жадность), показать, что щедрость лучше жадности, учить детей быть щедрыми. | 1 |
30 | Чтение сказки «Упрямый козленок», | познакомить с моральными качествами (доброта и злость) | 1 |
| 31 | Чтение сказки «Белка и волк» | познакомить с моральными качествами (доброта и злость) | 1 |
Итоговые занятия (2 ч) | 32 | Что мы узнали и чему научились. | Заочное путешествие по «Мастерской общения». Праздник вежливых ребят. | 1 |
| 33 | Наш дружный класс. | Закрепление навыков конструктивного общения. Осознание своего «Я» в коллективе. Воспитание уважительного отношения к окружающим. | 1 |
2 класс
Раздел программы | № п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вводное занятие (1ч) | 1 | Вот и стали мы на год взрослее | План работы на год | 1 |
Я среди людей (6ч) | 2 | Рисунок «Мой портрет» | Формирование позитивного отношения к себе. Рисунок «Мой портрет». | 1 |
3 | Игра «Мое имя» | Понятия «имя», «фамилия» формирование умения откликаться на свое имя. | 1 |
4 | Игра «Это мои друзья» | Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. | 1 |
5 | Беседа «Наши мамы» | научить устанавливать доброжелательные отношения с членами семьи. | 1 |
6 | Рисование «Моя семья» | научить устанавливать доброжелательные отношения с членами семьи.. | 1 |
7 | Игра «Вдвоем быстрее и веселее» | развитие навыка взаимодействовать в паре. | 1 |
Речевой этикет (6 ч) | 8 | Слова-приветствия | Развитие навыка здороваться со взрослыми и сверстниками. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
9 | Слова-прощания | Развитие навыка прощаться со взрослыми и сверстниками. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
10 | Слова благодарности | Развитие навыка благодарить за добрые деяния. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
11 | Наши просьбы | Знакомство с правилами просьбы. Моделирование ситуаций. | 1 |
12 | Игра «Простите! Извините» | Знакомство с правилами извинения .Разыгрывание ситуаций. | 1 |
13 | Игра «Комплименты» | Развитие навыка делать комплименты и проявлять внимание к взрослым и сверстникам. | 1 |
Культура поведения (12 ч) | 14 | Игра «Мы на уроке» | Правила поведения на уроках. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
15 | Мои учителя | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | 1 |
16 | Мои одноклассники | Проблемная ситуация: как надо относиться к окружающим? | 1 |
17 | Игра «Очередь». | Знакомство с правилами поведения нахождения в очереди. Веселые инсценировки. | 1 |
18 | игра «Мы в столовой». | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. | 1 |
19 | Упражнение «Приглашение». | Формирование умения вручать приглашение на мероприятие. Творческое задание | 1 |
20 | Игра «Дарим радость». | Формирование умения дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
21 | Сюжетно- ролевая игра «Супермаркет» | Знакомство с правилами поведения и общения в магазине. | 1 |
22 | Творческая игра «Трамвайчик» | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. | 1 |
23 | Игра «Идем в гости» | Знакомство с правилами поведения в гостях. | 1 |
24 | Игра «Праздник к нам приходит» | воспитывать организованность, доброжелательность, приветливость в общении с окружающими людьми. | 1 |
25 | Поведение в музее | Знакомство с правилами поведения в музее. Экскурсия в музей. | 1 |
В мире сказок (6 ч) | 26 | . Чтение «Перепелка» | : познакомить детей с моральными качествами (трудолюбие и лень), воспитывать отрицательное отношение к лени. | 1 |
27 | Чтение «Заяц Хваста» | воспитывать в детях смелость, воспитывать отрицательное отношение к трусости. | 1 |
28 | Чтение сказки «Правда - всего дороже» | познакомить с моральными качествами (честность и лживость), воспитывать в детях честность. | 1 |
29 | Чтение сказки «Жадный глухарь» | Цель: познакомить с моральными качествами (щедрость и жадность), показать, что щедрость лучше жадности, учить детей быть щедрыми. | 1 |
30 | Чтение , «Хаврошечка» | познакомить с моральными качествами (доброта и злость) | 1 |
| 31 | Чтение , «Потерянная варежка», | познакомить с моральными качествами (доброта и злость) | 1 |
Итоговые занятия (2 ч) | 32 33 | Мы узнали много нового и интересного | Заочное путешествие по «Мастерской общения». Праздник вежливых ребят. | 2 |
| 34 | Мы дружные ребята | Закрепление навыков конструктивного общения. Осознание своего «Я» в коллективе. Воспитание уважительного отношения к окружающим. | 1 |
3 класс
Раздел программы | № п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вводное занятие (1ч) | 1 | Мы открыли двери школы | Встреча со школой, одноклассниками. | 1 |
Я среди людей (6ч) | 2 | Твой внешний вид. | Гигиенические требования к одежде | 1 |
3 | Уроки гигиены. | Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д.; | 1 |
4 | Твое настроение. | Как поднять себе настроение, способы самонастроя, отношение к окружающим | 1 |
5 | Как мы видим друг друга | Восприятие другого человека. | 1 |
6 | Только о мальчиках. | О взаимоотношениях девочек и мальчиков. | 1 |
7 | Только о девочках. | О взаимоотношениях девочек и мальчиков. | 1 |
Речевой этикет (6 ч) | 8 | Что значит быть вежливым. | Умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми. | 1 |
9 | Мимика и жесты при извинении и прощении. | Понятия «мимика», «жест». Роль мимики и жестов в речевом этикете. | 1 |
10 | Добрые слова. Слова утешения | Находить добрые слова для окружающих. | 1 |
11 | Внимание к собеседнику. | Культура поведения во время беседы | 1 |
12 13 | Решение этикетных задач | Создание и решение этикетных ситуаций. | 1 |
Культура поведения (12 ч) | 14 | Твое отношение к учебе и учителям | Особенности школьной одежды, отношение к учителю, отметке, умение доказать свое мнение. | 1 |
15 | мини-тест «Примерный ученик» | Правила поведения в школе | 1 |
16 | Отношение к одноклассникам | Взаимоотношения между одноклассниками, | 1 |
17 18 | Смеемся вместе | Умение посмеяться над своими недостатками. О громком смехе, смехе без причины. | 1 |
19 | Дома я что хочу, то и ворочу | Правила поведения дома, уважение труда взрослых. | 1 |
20 | В больнице. Врач и пациент | Формирование умения общаться с врачом | 1 |
21 | В магазине. | Знакомство с правилами поведения и общения в магазине. | 1 |
22 | .Изучение «Прав и обязанностей пассажиров» | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. | 1 |
23 | Игра «Собираемся в гости» | Знакомство с правилами поведения в гостях. | 1 |
24 | Игра «У нас в гостях Маша» | воспитывать организованность, доброжелательность, приветливость в общении с окружающими людьми. | 1 |
25 | Поведение в библиотеке | Знакомство с правилами поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку. | 1 |
В мире сказок (6 ч) | 26 | Чтение «Как труд человека меняет» | : познакомить детей с моральными качествами (трудолюбие и лень), воспитывать отрицательное отношение к лени. | 1 |
27 | Чтение сказок о трусости | воспитывать в детях смелость, воспитывать отрицательное отношение к трусости. | 1 |
28 | Чтение сказок о честности | познакомить с моральными качествами (честность и лживость), воспитывать в детях честность. | 1 |
29 | Чтение сказки «Жадная старуха»... | Цель: познакомить с моральными качествами (щедрость и жадность), показать, что щедрость лучше жадности, учить детей быть щедрыми. | 1 |
30 | Сказка – ложь, да в ней намек | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | 1 |
| 31 | Чтение сказок о доброте и зле | познакомить с моральными качествами (доброта и злость) | 1 |
Итоговые занятия (2 ч) | 32 | Мы ребята хоть куда – будем вежливы всегда | Заочное путешествие по «Мастерской общения». Праздник вежливых ребят. | 1 |
| 34 | Давайте жить дружно | Закрепление навыков конструктивного общения. Осознание своего «Я» в коллективе. Воспитание уважительного отношения к окружающим. | 1 |
4 класс
Раздел программы | № п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вводное занятие (1ч) | 1 | Здравствуй, школа | Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?» | 1 |
Я среди людей (6ч) | 2 | Кто я и как выгляжу? | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | 1 |
3 | Что в нашем имени? | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. | 1 |
4 | Плохо одному. | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | 1 |
5 | Товарищи и друзья. | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. | 1 |
6 | Как завоевывать друзей. | Правила общения с товарищами и друзьями. | 1 |
7 | Бескорыстие в дружбе. | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 1 |
Речевой этикет (6 ч) | 8 | Роль мимики, жестов и позы в общении. | . Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | 1 |
9 | О вежливых словах и их применении. | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. | 1 |
10 | Правила знакомства, представления и обращения. | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
11 | Правила приветствия и прощания. | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | 1 |
12 | Правила извинения и просьбы. | Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
13 | Правила благодарности и отказа. | Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций. | 1 |
Культура поведения (12 ч) | 14 | Старших нужно уважать | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | 1 |
15 | Отношение к учителю. | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | 1 |
16 | Младших нужно защищать и никогда не обижать | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. | 1 |
17 | Как вести себя в школе, на переменах. | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | 1 |
18 | Правила поведения в столовой, за столом. | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | 1 |
19 | Правила поведения с гостями, в гостях. приглашение гостей | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». | 1 |
20 | Искусство делать подарки. | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | 1 |
21 | Как правильно разговаривать по телефону. | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» | 1 |
22 | Правила поведения в общественном транспорте. | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». | 1 |
23 | Как вести себя в общественных местах. | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | 1 |
24 | Правила поведения в театре и кино. | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. | 1 |
25 | Поведение в библиотеке и музее. | Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. | 1 |
В мире сказок (6 ч) | 26 | Добро и зло в сказках. | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | 1 |
27 | Добро и зло в сказках. | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | 1 |
28 | Сказки – волшебство, чудо и правда. | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | 1 |
29 | Сказки – волшебство, чудо и правда. | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | 1 |
30 | Сказка – ложь, да в ней намек | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | 1 |
| 31 | Сказка – ложь, да в ней намек. | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | 1 |
Итоговые занятия (3 ч) | 32 33 | Будем вежливы всегда | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». | 1 |
| 34 | Прощай, начальная школа | Закрепление навыков конструктивного общения. Осознание своего «Я» в коллективе. Воспитание уважительного отношения к окружающим. | |
6.Учебно – методический комплекс
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.