СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность. Мероприятие посвящённое "Году экологии"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность. Мероприятие посвящённое "Году экологии"

Просмотр содержимого документа
«Год_экологии_2017_2019_02_13_13_48_02_498»


МБОУ «Павловская СШ»
















Внеурочная деятельность



Мероприятие посвящённое «Году экологии»








Разработал и провёл: Учитель биологии

Антипов Михаил Александрович




2017 год



ЭПИГРАФЫ: Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, как прежде, о ее спасении. В. Распутин

Надо любить всё: зверей, птиц, растения, в этом красота жизни. А.И.Куприн

«Природу нужно беречь, как мы бережем человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву». К. Паустовский

К. Д. Ушинский писал: «Природа есть одно из могущественных агентов воспитания человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зелёной травы! Никогда не разовьётся с той полнотой и свежестью, к которым способна душа человеческая».

В настоящее время слово «экология» стоит в сочетании со словами «природа» и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он, же и разрушитель.

От правильного построения взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

 В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле.

Актуальность: Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Цели:
формировать интерес к окружающему миру; воспитывать уважение и бережное отношение к природе; продолжать формировать экологическую культуру поведения. Обобщение и углубление биологических и экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения. Развитие творческих способностей школьников. Воспитание экологической культуры школьников. Показать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды. Развить экологическую культуру, проявляющуюся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции

Задачи: 
- ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
- прививать экологическое мышление;
- сформировать основы экологической культуры; 
- научить решать экологические задачи и проблемы.


Оборудование: таблички с названиями станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, ручки, ноутбук, проектор, выставка книг по охране окружающей среды, оформленный стенд «2017 год – год экологии в России».
 

Ход мероприятия:

ВЕДУЩИЙ: Уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии. 5 января 2016 года  Президент Российской Федерации В. В. Путин  в целях привлечения общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности подписал Указ №7 «О проведении  в 2017 году в Российской Федерации Года экологии».  

Второй раз в XXI веке Президентом Российской Федерации В.В. Путиным принято решение посвятить год решению проблем охраны окружающей среды и защиты природы. Это яркое свидетельство, что Экология в России стала приоритетной частью государственной политики. Развивать экологическую ответственность необходимо общими усилиями: государства, бизнеса, науки, культуры, общества.

Проблема охраны окружающей среды является глобальной проблемой человечества. Но с каждым годом становилось ясно, что нельзя оценивать природу только как бесконечный ресурс промышленности, источник разнообразного сырья. Всё происходящее сегодня в мире – это не что иное, как смена цивилизаций. Заканчивается цивилизация, которая исходила из принципа «человек – царь природы», приходит другая, она понимает, к чему привёл этот принцип, но всё ещё не понимает, каким образом следует перестраиваться. Мудрость состоит в том, чтобы сегодня, предрешая завтрашний день, помнить о том, что благополучие – это не только крыша над головой, автомобиль, красивая одежда. Благополучие немыслимо без здоровой пищи, без чистого воздуха, чистой воды, без радующего глаз пейзажа, без цветов и пения птиц…

Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды.

Учёными подсчитано:

  • За один день на земле исчезает 100 видов растений и животных;

  • В каждую минуту сокращается площадь леса на 15 млн. гектаров;

  • Ежегодно количество чистого воздуха  сокращается на 10 млрд. тонн;

  • Бумага до полного разложения лежит два года, консервная банка- 90 лет;

  • полиэтиленовый пакет- 200 лет, стеклянная посуда -2000лет.

Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
А пока что от вас требуется? Главное, что бы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов. 

Год экологии — это хороший повод, чтобы вспомнить о том, что природа позаботилась о нас, подарив нам огромное количество необходимых ресурсов, а также напоминание о том, чтобы  о ней позаботились.

На территории  нашего марийского края есть множество красивых уголков, созданных самой природой: березовые рощи, живописные реки,  долины, величественные лесные массивы, обширные луга и поля. Довольно много  памятников природы. О них необходимо знать и взрослому населению, и детям, чтобы сберечь и сохранить для последующих поколений эти природные богатства. Охрана окружающей среды – дело каждого человека! От нас самих зависит наше будущее!

Для охраны окружающей природы создаются заповедники, национальные парки, исчезающие виды растений и животных заносят в Красную книгу.

Мы призываем всех принять участие в этой кропотливой работе, искать и находить эффективные формы работы для решения существующих  экологических проблем и задач.  Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь.

Сегодня я приглашаю вас в игру-путешествие по станциям под названием «Экологический марафон», где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям по экологии, сообразительности и сплочённости команд.

Вся ваша работа будет оцениваться компетентными членами жюри. (Представление жюри)

Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами. Объявляю конкурс «Визитная карточка». На представление каждой команде отводится не более 1 минуты. Максимальная оценка – 5 баллов.

Ведущий: Я вижу, что все команды готовы к выполнению заданий. Сейчас мы отправляемся в путешествие по станциям, согласно вашим маршрутным листам. А в конце собираемся в этом зале, для подведения итогов. (Каждая команда получает маршрутный лист). 

1. Станция «Орнитологическая»

1. Это самая маленькая птица в нашей стране, в 5 раз легче воробья. Обитает в больших и старых хвойных лесах. Питается мелкими насекомыми. С утра до вечера копошится в ветвях ели, старательно очищает каждую веточку от насекомых и их личинок. Поет скромно и негромко, но почти круглый год, даже в сильные морозы. (Королек)

2.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)

3.Этих птиц называют «северные попугайчики». Такое прозвище они получили за свои кривые клювы: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица-отец очень заботлив. В первое время он кормит и малышей, и мать. (Клест)

4.Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)

5. «Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?» (Поползень)

2. Станция  «Логическая цепочка»
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта, ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа, - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд, королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза, лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей, соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.

3. Станция  «Эрудит»
1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).
3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
8. Косой ли заяц? (Нет).
9. Что делает зимой ёж? (Спит).
10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
11. Самый быстрый зверь? ( Гепард).
12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит).

4. Станция  «Золотые россыпи помоек»
Нужно подчеркнуть правильный ответ.
I. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют: 
1. Пластмасса 
2. Стекло.
3. Металл.
II. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо: 
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
III. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо: 
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях. 
3. Переплавить.
IV. Первоочередная забота при выборе свалки: 
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой. 
V. Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет». 
VI. Самая страшная «добавка» к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.
VII. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости. 
3. Твердые вещества. 
VIII. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.
IX. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом. 
3. Интродукцией.
X. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки - микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.
XI. Гарбология это...
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3. наука о мусоре.
XII. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).

5. Станция «Лесные загадки»
1. Кто путешествует по воздуху на нитке? 
(Паук). 
2. У кого на сучке кладовая? 
(У белки). 
3. Какую птицу называют "белобока"? 
(Сорока). 
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? 
(Кукушки). 
5. Есть на речках лесорубы 
В серебристо-бурых шубах 
Из деревьев, веток, глины 
Строят прочные плотины. 
(Бобры). 
6. Скачет зверюшка: 
Не рот, а ловушка. 
Попадут в ловушку 
И комар, и мушка. 
(Лягушка). 
7. Над рекою он в полёте, 
Этот чудо-самолётик. 
Над водой парит он гладкой, 
На цветке его посадка. 
(Стрекоза). 
8. На спине я дом ношу, 
Но гостей не приглашу: 
В костяном моём дому 
Место только одному. 
(Черепаха). 
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно - 
Укусит. Ясно? 
(Змея). 
10. Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает.
(Медуза)


(Вопросы задаются по очереди каждой команде.)

Лекарственное растение, в котором есть нота «до». (Подорожник.)

Какой золотой цветок даёт белый пушок? (Одуванчик, мать-и-мачеха.

Как называется сушёный виноград? (Изюм.)

Какое растение дало название весеннему церковному празднику? (Верба.)

Какие жуки носят название месяца, в котором они появились? (Майские.)

Какая бабочка носит название птичьего глаза? (Павлиний глаз.)

Рыбы закрывают глаза, когда спят? (Нет, так как у них нет век.)

Где рождаются жемчужины? (В раковинах моллюсков.)

Какая погода будет 30 февраля? (Никакая. 30 февраля нет.)

Копытное животное, в названии которого есть нота «ля». (Косуля.)

Как превратить клеща в рыбу? (Убрать к, лещ.)

Как волка превратить в домашнее животное? (Убрать букву к, вол.)


Загадки о природе (Вопросы задаются по очереди каждой команде.)


Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут,

Я все терплю

И всем добром плачу. (Земля)

 


Дышит, растет,

А ходить не может. (Растение)

 

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью умирает.

Весной оживает. (Лес)

 

Летом вырастают,

А осенью опадают. (Листья )

 

Стоят столбики белены,

На них шапочки зелены. (Березы )

 

Никто ее не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

 

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох)


Холода их так пугают,

Что к югу стайкой улетают,

Петь не могут, веселиться.

Кто зимы боится? (Птицы)


Солнце расписало вдруг

Семицветный полукруг,

Над землею - как дуга,

Что же это? (Радуга)


Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)


Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Вот и подошел самый волнительный момент - награждение.

Спасибо за участие