Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности
Внеурочная деятельности | Первые шаги в мире слов |
Класс | 1 |
Нормативные документы | 1.Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»(с изменениями и дополнениями) 2.ФГОС начального общего образования, приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, с изм. 11.12.2020 г. № 712 3.Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 4.Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СП 2.4.3648-20); 5.Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее – СанПиН 1.2.3685-21). 6.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Чердаклинской СШ №1. 7.План внеурочной деятельности начального общего образования МБОУ Чердаклинской СШ №1 на 2021-2022 учебный год |
Учебно-методическое обеспечение курса | Рабочая программа разработана на основе программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Удивительный мир слов») |
Объем часов | 33 часа в год 1 час в неделю |
Общая характеристика курса | Цель данного курса:- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека; - знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языков средств для решения коммуникативных задач; - овладение учебными действиями с единицами языка, умение практичного использования знаний. Основные задачи курса: развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. |
Образовательные результаты внеурочной деятельности | текущий – позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся; итоговый – представлен в виде заданий на итоговом занятии; самооценка – фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания». |
Структура рабочей программы | титульный лист результаты освоения курса внеурочной деятельности; содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; тематическое планирование материально-техническое обеспечение программы учебно-методическое обеспечение литература |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чердаклинская средняя школа №1
имени доктора Леонида Михайловича Рошаля
(МБОУ Чердаклинская СШ №1)
Согласована Утверждена приказом
Заместитель директора по ВР Муниципального бюджетного
____________Ю.Ф. Мочалова общеобразовательного учреждения
«_____»____________2021г. Чердаклинской средней школы №1
имени доктора
Леонида Михайловича Рошаля
от «____»___________2021г.
Директор школы______________
______________С.В. Шаброва
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
« Первые шаги в мире слов»
Направление- общеинтеллектуальное
Класс- 1
Количество часов-33
Сроки реализации- 1 год
Программу разработала:
учитель начальных классов
Сайфутдинова Татьяна Юрьевна
р.п. Чердаклы
2021г.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предполагаемые результаты реализации программы
в процессе обучения происходит интеллектуальное и нравственное развитие детей;
расширение и углубление основных базовых знаний по русскому языку; его ключевых понятий;
учащиеся овладевают способами исследовательской деятельности;
формируется творческое мышление.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Содержание | Форма организации | Виды деятельности |
1 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | Разыгрывание немых сцен. Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». | формулировать и удерживать учебную задачу |
2 | В страну слов. Первые встречи. | Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». | формулировать и удерживать учебную задачу; контролировать свою деятельность: |
3-4 | К тайнам волшебных слов. | Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. | обнаруживать и исправлять ошибки; - осуществлять поиск необходимой |
5 | Выбор друзей в Стране Слов | Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. | - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; |
6 | К несметным сокровищам Станы Слов. (проект «Волшебная ромашка») | Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. | - включаться в групповую работу; осуществлять поиск информации; |
7 | Чудесные превращения слов. | ». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева. | - включаться в групповую работу; - участвовать в обсуждении проблемных вопросов; - высказывать собственное мнение и |
8-9 | В гости к Алфавиту. (проект «Веселые буквы») | Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». | - включаться в групповую работу; осуществлять поиск информации; |
10 | К тайнам звуков и букв. | Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». | - участвовать в обсуждении проблемных вопросов; |
11 | Встреча с Радугой. (проект «Кроссворд-радуга») | Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». | высказывать собственное мнение и |
12 | В Страну Говорящих Скал. | Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. | воспринимать на слух и понимать информационный текст; |
13 | В глубь веков на Машине времени. | Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов. | включаться в групповую работу; |
14 | В Королевстве ошибок. | Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций. | - участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задания |
15 | В Страну Слогов. (книжка-малышка «Добавь слоги») | Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». | осуществлять поиск информации; |
16 | Неожиданная остановка в пути. | Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи. | - включаться в групповую работу; |
17 | В удивительном городе Неслове. | Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток». | - включаться в групповую работу; осуществлять поиск информации; |
18-19 | Чудеса в Стране Слов. | Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. | применять изученные способы учебной работы и с головоломками; сравнивать толкование слов в различных словарях; |
20 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка. | -высказывать собственное мнение и аргументировать его |
21-22 | На карнавале слов. | Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. | - анализировать предложенные возможные варианты верного решения; |
23 | В Театре близнецов.(проект) | Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок. | участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задания |
24 | Конкурс знающих. | Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование | - анализировать правила игры; - действовать в соответствии с заданными правилами |
25-26 | Новое представление. | Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей». | - оценивать свои особенности как слушателя; - разыгрывать риторические игры |
27 | Необычный урок. | Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами. | - анализировать правила игры; - действовать в соответствии с заданными правилами |
28-29 | Следопыты развлекают гостей. | «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов. | осуществлять поиск информации; участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задания |
30 | В Клубе весёлых человечков. | Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. | - участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задания |
31 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино». | - участвовать в обсуждении проблемных вопросов; - формулировать собственное мнение и аргументировать его |
32 | Экскурсия в прошлое. | Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя) | - участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задания |
33 | Полёт в будущее. | Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка | |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Теория | Практика |
1 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | В страну слов. Первые встречи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3-4 | К тайнам волшебных слов. | 2 | 1,5 | 0,5 |
5 | Выбор друзей в Стране Слов | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | К несметным сокровищам Станы Слов. (проект «Волшебная ромашка») | 1 | 1 | |
7 | Чудесные превращения слов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8-9 | В гости к Алфавиту. (проект «Веселые буквы») | 2 | 1 | 1 |
10 | К тайнам звуков и букв. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Встреча с Радугой. (проект «Кроссворд-радуга») | 1 | 1 | |
12 | В Страну Говорящих Скал. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | В глубь веков на Машине времени. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | В Королевстве ошибок. | 1 | | 1 |
15 | В Страну Слогов. (книжка-малышка «Добавь слоги») | 1 | | 1 |
16 | Неожиданная остановка в пути. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | В удивительном городе Неслове. | 1 | 0,5 | 0,5 |
18-19 | Чудеса в Стране Слов. | 2 | 1 | 1 |
20 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21-22 | На карнавале слов. | 2 | 1 | 1 |
23 | В Театре близнецов.(проект) | 1 | 1 | |
24 | Конкурс знающих. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25-26 | Новое представление. | 2 | 1 | 1 |
27 | Необычный урок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
28-29 | Следопыты развлекают гостей. | 2 | 1 | 1 |
30 | В Клубе весёлых человечков. | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Экскурсия в прошлое. | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Полёт в будущее. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Всего | 33 | 17,5 | 15,5 |
Материально-техническое обеспечение программы:
- учебный кабинет, оснащенный средствами ИКТ в соответствии с установленными санитарными нормами и правилами;
- технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, локальная сеть, наличие выхода в Интернет;
- наличие в школе библиотеки, оснащенной средствами ИТК для обеспечения организации самостоятельной работы обучающихся с образовательными электронными изданиями во внеурочное время;
-методическое обеспечение: наличие учебных пособий в бумажной и электронной формах.
Учебно-методическое обеспечение программы
разработки игр, беседа,экскурсий, конкурсов, конференций;
рекомендации по проведению практических работ;
Методическое сопровождение учебной работы педагога:
методика мониторинга усвоения обучающимися учебного материала;
методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся;
авторские методики проведения занятия по конкретной теме;
методы обновления содержания образовательного процесса;
воспитательной работы педагога:
методика формирования коллектива;
методика выявления неформального лидера в коллективе;
методика организации воспитательной работы;
работы педагога по организации учебного процесса:
- массовой работы:
методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы);
Литература
Для учителя:
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2000 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2000 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2001 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
Субботина Л.Ю. Игры для развития и обучения. Ярославль, Академия развития, 2001 г.
Для обучающихся:
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. Книга для внеклассного чтения. М: «Просвещение» 1987
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2003г.
Электронные образовательные ресурсы:
-Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чердаклинская средняя школа №1
имени доктора Леонида Михайловича Рошаля
(МБОУ Чердаклинская СШ №1)
Согласована Утверждена приказом
Заместитель директора по ВР Муниципального бюджетного
____________Ю.Ф. Мочалова общеобразовательного учреждения
«_____»____________2021г. Чердаклинской средней школы №1
имени доктора
Леонида Михайловича Рошаля
от «____»___________2021г.
Директор школы______________
______________С.В. Шаброва
Календарно-тематический план
курса внеурочной деятельности
« Первые шаги в мире слов»
Направление- общеинтеллектуальное
Класс- 1
Количество часов-33
Сроки реализации- 1 год
Программу разработала:
учитель начальных классов
Сайфутдинова Татьяна Юрьевна
р.п. Чердаклы
2021г.
3.Календарно-тематический план курса внеурочной деятельности
№ п/п | Дата проведения | Кол-во часов | Название разделов, тем | Примечание (введение дистанционного обучения, карантин, отмена занятий из-за низких температур) |
План | Факт |
| 03.09 | | 1 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | |
| 10.09 | | 1 | В страну слов. Первые встречи. | |
| 17.09 | | 1 | К тайнам волшебных слов. | |
| 24.09 | | 1 | К тайнам волшебных слов. | |
| 01.10 | | 1 | Выбор друзей в Стране Слов | |
| 08.10 | | 1 | К несметным сокровищам Станы Слов. (проект «Волшебная ромашка») | |
| 15.10 | | 1 | Чудесные превращения слов. | |
| 22.10 | | 1 | В гости к Алфавиту. (проект «Веселые буквы») | |
| 29.10 | | 1 | В гости к Алфавиту. (проект «Веселые буквы») | |
| 05.11 | | 1 | К тайнам звуков и букв. | |
| 12.11 | | 1 | Встреча с Радугой. (проект «Кроссворд-радуга») | |
| 19.11 | | 1 | В Страну Говорящих Скал. | |
| 03.12 | | 1 | В глубь веков на Машине времени. | |
| 10.12 | | 1 | В Королевстве ошибок. | |
| 17.12 | | 1 | В Страну Слогов. (книжка-малышка «Добавь слоги») | |
| 24.12 | | 1 | Неожиданная остановка в пути. | |
| 31.12 | | 1 | В удивительном городе Неслове. | |
| 14.01 | | 1 | Чудеса в Стране Слов. | |
| 21.01 | | 1 | Чудеса в Стране Слов. | |
| 28.01 | | 1 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | |
| 04.02 | | 1 | На карнавале слов. | |
| 11.02 | | 1 | На карнавале слов. | |
| 04.03 | | 1 | В Театре близнецов.(проект) | |
| 11.03 | | 1 | Конкурс знающих. | |
| 18.03 | | 1 | Новое представление. | |
| 25.03 | | 1 | Новое представление. | |
| 01.04 | | 1 | Необычный урок. | |
| 08.04 | | 1 | Следопыты развлекают гостей. | |
| 22.04 | | 1 | Следопыты развлекают гостей. | |
| 29.04 | | 1 | В Клубе весёлых человечков. | |
| 06.05 | | 1 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | |
| 13.05 | | 1 | Экскурсия в прошлое. | |
| 20.05 | | 1 | Полёт в будущее. | |