Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и Примерной программы основного общего образования по иностранному языку.
Программа « Окно в Британию» имеет научно - познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 8-ых классов.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом и страноведческом материале.
Данная программа отвечает требованиям к обязательному минимуму по английскому языку и предполагает дополнительный материал, который позволяет лучше усвоить материал школьной программы и повысить качество подготовки учащихся в предметной области за счет расширения информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемого языка.
Этот курс должен помочь учащимся углубить знания не только по истории, но и по географии, общественно-политической жизни страны изучаемого языка, а также по ее науке, культуре и искусству; обогатить теми знаниями, которые необходимы для развития у них умения ориентироваться в межкультурном общении. Программа внеурочной деятельности «Окно в Британию» обобщает и систематизирует знания о стране изучаемого языка, полученные в процессе обучения другим предметам.
Построенный с учетом межпредметных связей, он способствует повышению познавательной активности школьников, расширению их коммуникативных возможностей, активизации и развитию речевых навыков и способностей. Курс способствует созданию положительных мотиваций и тем самым является одним из резервов интенсификации учебного процесса и является своеобразным путеводителем по Англии, содержит интересные страноведческие материалы, которые знакомят с Великобританией ее традициями и обычаями и способствует расширению лингвострановедческой компетенции.
Цель программы внеурочной деятельности «Окно в Британию»:
- создание условий для интеллектуального развития учащихся и формирование УУД;
– углубление и систематизация знаний по страноведению, формирование социокультурной компетенции, что позволяет обеспечить эффективность коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
-формирование мотивации изучения иностранного языка и стремление к совершенствованию в этой образовательной области;
-сознание возможности самореализации средствами иностранного языка;
-толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметные результаты:
- познавательные - умение делать анализ и отбор информации (чтение и прослушивание текстов), умение работать с различными источниками;
- регулятивные – умение осуществлять само и взаимоконтроль, давать самооценку своей деятельности4
- коммуникативные - умение взаимодействовать с окружающими в процессе совместной работы, умение аргументировать свою позицию.
Предметные результаты:
- формирование речевой активности в области чтения и говорения посредством обсуждения прочитанных и услышанных текстов страноведческого характера;
- умение читать не сложные аутентичные тексты с пониманием основной ,полной и выборочной информации, с использованием различных приёмов смысловой переработки текста ( языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов;
- воспринимать на слух и понимать с опорой на языковую догадку, контекст несложные аутентичные аудио- и видеотексты, выделяя основную, выборочную или полную информацию;
- умение составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
- формирование социокультурной компетенции посредством изучения национально-культурных особенностей страны изучаемого языка;
- формирование языковой компетенции.
В результате реализации данной программы учащиеся должны овладеть следующими умениями:
• умением использовать страноведческие знания о стране изучаемого языка в ходе построения собственных высказываний;
• умением обсудить, принять участие в беседе в рамках изучаемой страноведческой тематики по различным аспектам национальной культуры;
• умением использовать полученные страноведческие сведения, участвуя в различных мероприятиях, посвященных стране изучаемого языка;
• умением извлекать страноведческую информацию из различного рода письменных источников;
• умением находить нужную страноведческую информацию для устных выступлений;
• умением сделать вывод из прочитанного, услышанного, выразив при этом свое отношение, дать оценку получаемой страноведческой информации.
Основные задачи обучения:
1.Познавательный аспект
- обобщить и систематизировать знания о культуре изучаемого языка;
-способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;
-совершенствовать умения учащихся в четырёх видах речевой деятельности: в области говорения, письма, аудирования и чтения;
-использовать межпредметные связи в обучении иностранному языку;
-активизировать работу учащихся с информационными источниками;
- формировать умения по извлечению и осмыслению страноведческой информации любого типа;
2. Развивающий аспект
-развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
- развивать языковые способности учащихся, умения оперировать полученными знаниями;
- развивать учебные умения и умения ориентироваться в информационном пространстве;
-развивать умения сравнивать, анализировать, высказывать собственное мнение;
-формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке.
3. Воспитательный аспект:
-способствовать формированию уважения к стране изучаемого языка, к образу жизни другого народа, его культуре, традициям и обычаям;
- способствовать воспитанию учащихся в духе толерантного отношения к другой культуре, философии, религии, к чужому мнению;
-приобщить к общечеловеческим ценностям;
-способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве другими, уважение к себе и к другим)
-способствовать расширению кругозора учащихся.
Программа рассчитана на 34 урока по 1 часу в неделю для учащихся 8 классов
Процесс обучения по данному курсу предусматривает использование разных типов уроков, приёмов обучения, ТСО, наглядности, информационных технологий большого количества дополнительной литературы, что сделает процесс обучения интересным и будет способствовать повышению уровня социокультурной компетенции.
Сроки реализации
Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год в количестве 34 часов (1 час в неделю) и включает в себя все основные факты из истории и особенности жизни Великобритании.
Формы и режим занятий
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся сразу учатся говорить правильно.
Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
- занятие;
- занятие-путешествие;
- дискуссия;
- тестирование;
- защита творческих работ и проектов;
- онлайн-экскурсия;
- итоговое занятие;
- самопрезентации.
Ожидаемые результаты
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.
К концу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
особенности культуры и общественно-экономических отношений отдельной страны;
особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран.
уметь:
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
участвовать в этикетном диалоге.
Способы проверки
начальная диагностика (выявление уровня ЗУН, который имеют дети);
промежуточная диагностика (выявление степени усвоения ЗУН за 1 полугодие);
итоговая аттестация (защита проекта, реферата).
В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля:
входной
текущий
итоговый
Контроль и оценка должны не только показывать степень овладения знаниями, но и формировать у школьника уважительное отношение к себе, поддерживать уверенность его в своих силах.
Учебно-тематический план:
8 класс «Великобритания»
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Правительство Великобритании | 5ч. |
2. | Образование в Великобритании | 6ч. |
3. | Спорт в Великобритании | 9ч. |
4. | Культура, традиции и обычаи Великобритании | 14ч. |
| ИТОГО | 34 |
Содержание курса внеурочной деятельности
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;
– общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение. А так же содержание страноведческого курса позволяет:
– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.
– учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык – информатика, английский язык-литература, английский язык– МХК ) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно – познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Календарно-тематическое планирование:
8 класс «Окно в Британию»
№ п/п | Тема | Виды деятельности | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
| Тема №1. Правительство Великобритании. | | | | |
1. | Давайте посетим парламент! | Просмотр презентации | 1ч. | 1.09 | |
2,3 | Палата лордов. Палата общин. | чтение страноведчес- ких текстов, работа с интернет ресурсами. | 2ч. | 8.09 15.09 | |
4. | Корона: королева Елизавета 2. | ученики готовят сообщения | 1ч. | 22.09 | |
5. | В гостях у королевской семьи. | просмотр презентации, аудирование текста. | 1ч. | 29.09 | |
| Тема № 2. Образование в Великобритании. | | | | |
6. | Школы и обучение | Чтение страноведческого Текста | 1ч. | 6.10 | |
7. | Оксфорд. | Аудирование текста, просмотр презентации | 1ч. | 13.10 | |
8. | Кэмбридж. | Создать презентацию по теме. | 1ч. | 20.10 | |
9. | Хастингс. | чтение страноведчес- ких текстов. | 1ч. | 27.10 | |
10. | Экзамены и сертификаты. | аудирование текста . | 1ч. | 10.11 | |
11. | Школьная форма и форма в университетах. | работа с интернет ресурсами. | 1ч. | 17.11 | |
| Тема №3. Спорт в Великобритании. | | | | |
12. | Футбол. Давайте поиграем! | Работа в группах | 1ч. | 24.11 | |
13. | Крикет. | самопрезентация. | 1ч. | 1.12 | |
14. | Рэгби. | работа с интернет ресурсами. | 1ч. | 8.12 | |
15. | Катание на лошадях. | Составляем диалоги. | 1ч. | 15.12 | |
16. | Парусный вид спорта. | чтение страноведчес- ких текстов. | 1ч. | 22.12 | |
17. | Теннис. | работа с интернет ресурсами. | 1ч. | 12.01 | |
18. | Керлинг. | просмотр презентаций. | 1ч. | 19.01 | |
19. | Поло. | работа в группах. | 1ч. | 26.01 | |
20. | Экстремальные виды спорта. | чтение текстов | 1ч. | 2.02 | |
| Тема № 4. Культура, традиции и обычаи Великобритании. | | | | |
21,22. | Хэллоуин. | просмотр презентаций. | 2ч. | 9.02 16.02 | |
23,24. | Рождество. | создание творческих работ | 2ч. | 23.02 2.03 | |
25,26. | День Святого Валентина. | изготовление открыток с поздравлениями. | 2ч | 9.03 16.03 | |
27. | Фестиваль кельтской музыки и культуры. | Прослушивание музыкальных произведений. | 1ч. | 6.04 | |
28. | День святого Патрика. | презентации | 1ч. | 13.04 | |
29. | Уимблдонский теннисный турнир. | использование интернет ресурсов. | 1ч | 20.04 | |
30,31. | День Гая Фокса. | чтение страноведчес- ких текстов. | 2ч. | 27.04 4.05 | |
32. | Музеи и библиотеки | просмотр фильма о музеях Лондона. | 1ч. | 11.05 | |
33. | Театры. | просмотр отрывка из пьесы | 1ч. | 18.05 | |
34. | Спектакль – концерт по традициям Великобритании | защита творческих работ | 1ч. | 25.05 | |
| ИТОГО | | 34ч. | | |
21