Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Талловеровская СОШ
Приказ от _______________№_______
Подпись руководителя _____________
Печать /Переверзева Н.Н/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности: «Моя экологическая грамотность»
естественно-научного направления
основного общего образования
6 класс
Количество часов: 35ч (1ч в неделю)
Учитель: Никулина Е.В.
Программа разработана на основе программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы». Работаем по новым стандартам. Авторы: Е.Н.Дзятковская, А.Н.Захлебный, А.Ю.Либеров/М.Просвещение/2014 г. Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИ ПРОГРАММЫ:
учащиеся приобретут знания:
- о разных видах исследовательских работ; требованиях к их выполнению и защите; по предметам естественно-научного цикла через интеграцию содержания.
Личностные УУД:
— оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
— выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными УУД:
— объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
— представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
— рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
— находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
— представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
— пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
— различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
— называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
— выполнять проект;
— называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;
— позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметными УУД:
— о научной области экологии, предмете её изучения;
— о принципе предосторожности;
— о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
— об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
— о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
— о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);
— о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
а также умения:
— давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
— применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
— устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
— называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
— приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.
Ученик научится:
Называть предмет изучения науки экологии.
Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность».
Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой.
Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности.
Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека).
Ученик получит возможность научиться:
В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её.
Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек.
Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека.
Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.
Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов.
Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека.
Называть цели просветительской работы и её формы.
Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде.
Описывать личный опыт экологически грамотного поведения.
Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым (14 ч)
Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре,
художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, теологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.
Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия
Земли.
Формы организации внеурочной деятельности: проект «Экологический следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете).
Проекты по разработке и изучению эффективности разных способов ресурсосбережения. Оформление их результатов в классной газете «ЭКООКО».
Урок для родителей «Учимся жить экономно». Киноклуб: документальные фильмы о Земли. «Природа — наш дом».
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия
Выполнять проект в области ресурсосбережения: энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др. Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, раз-вития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Высказывать своё мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. Представлять результаты проектов в классной газете
Раздел 2. Экологическая безопасность в природной среде (12 ч)
Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.). Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической
культуры.
Формы организации внеурочной деятельности:
Психологический практикум-тренинг.
Ролевая ситуационная игра.
Практикум, демонстрационные опыты.
Киноклуб: видео с диска. Заседание редколлегии газеты «ЭКООКО» с подготовкой фотовыпуска.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования. Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов. Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека
Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.). Обосновывать целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества окружающей среды
Раздел 3. Мой вклад в экологическое просвещение (8 ч)
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.
Формы организации внеурочной деятельности:
Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы экологических плакатов, буклетов).
Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Называть цели просветительской работы и её формы. Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения |
план | факт |
| Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым Чувство меры как признак взрослости | 14 8 | |
1, 2 | Ценность экономности, не расточительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов. | 2 | 05.09 12.09 | 05.09 12.09 |
3, 4 | Причины формирования сходных ценностей у разных народов. | 2 | 19.09 26.09 | 19.09 26.09 |
5, 6 | Ограниченность природных ресурсов на планете. | 2 | 03.10 10.10 | 03.10 10.10 |
7, 8 | Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия | 2 | 17.10 24.10 | 17.10 24.10 |
| Ресурсосбережение, его виды. | 6 | | |
9, 10, 11 | Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. | 3 | 31.10 14.11 21.11 | 31.10 14.11 21.11 |
12, 13 | Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. | 2 | 28.11 05.12 | 28.11 05.12 |
14 | Хартия Земли | 1 | 12.12 | 12.12 |
| Раздел 2. Экологическая безопасность в природной среде Безопасность общения с природой для человека. | 12 | |
15, 16 | Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.) | 2 | 19.12 26.12 | 19.12 26.12 |
| Природа в жизни человека. | 11 | | |
17, 18 | Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. | 2 | 16.01 23.01 | 16.01 23.01 |
19, 20 | Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, познании. | 2 | 30.01 06.02 | 30.01 06.02 |
21, 22 | Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. | 2 | 13.02 20.02 | 13.02 20.02 |
23 | Чувство единения с природой. | 1 | 27.02 | 27.02 |
24, 25 | Ценность эстетической привлекательности природной среды. | 2 | 06.03 13.03 | 06.03 13.03 |
26, 27 | Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры | 2 | 20.03 03.04 | 20.03 03.04 |
| Раздел 3. Мой вклад в экологическое просвещение | 8 | |
28 | Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека | 1 | 10.04 | 10.04 |
29, 30 | Просвещение и его формы (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). | 2 | 17.04 24.04 | 17.04 24.04 |
31, 32, 33, 34 | Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде | 4 | 08.05 15.05 22.05 29.05 | 08.05 15.05 22.05 29.05 |
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных дней в 2017 году») произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная программа будет пройдена не за 35 учебных часов, а за 34 учебных часа. Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Сыроваткина Н.В./
от________201_г №______ подпись
________________________ _____ ________________201__г
подпись руководителя МС дата