СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность по информатике "Blender"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество как никогда остро нуждается в IT – специалистах, но к сожалению, в рамки учебного процесса невозможно включить все возможные направления компьютерных технологий. Данный кружок является дополнением к урокам по предмету «Информатика и ИКТ» и рассматривает такие понятия как  3D – графика и архитектурное моделирование по средствам  программы 3D – моделирования Blender. Программа для 3D моделирования Blender 3D — это мощный пакет для создания компьютерной графики, распространяемый по лицензии открытого программного обеспечения, включающий в себя средства 3D моделирования, анимации, рендеринга, постобработки видео и движок создания интерактивных игр Blender Game Engine. Можно, конечно для реализации этой программы использовать и более простую программу 3D-графики, но чем раньше начинать осваивать профессиональные программы, тем более адаптированный будет школьник при окончании основного общего образования.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по информатике "Blender"»

Пояснительная записка

Современное общество как никогда остро нуждается в IT – специалистах, но к сожалению, в рамки учебного процесса невозможно включить все возможные направления компьютерных технологий. Данный кружок является дополнением к урокам по предмету «Информатика и ИКТ» и рассматривает такие понятия как 3D – графика и архитектурное моделирование по средствам программы 3D – моделирования Blender. Программа для 3D моделирования Blender 3D — это мощный пакет для создания компьютерной графики, распространяемый по лицензии открытого программного обеспечения, включающий в себя средства 3D моделирования, анимации, рендеринга, постобработки видео и движок создания интерактивных игр Blender Game Engine. Можно, конечно для реализации этой программы использовать и более простую программу 3D-графики, но чем раньше начинать осваивать профессиональные программы, тем более адаптированный будет школьник при окончании основного общего образования.

Кружок «Юный архитектор» рассчитан для учащихся 5 – 7 классов (в зависимости от того, с какого класса преподается предмет «Информатики и ИКТ»). Рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю), длительность изучения 1 год. Можно увеличить количество создаваемых проектов или усложнить проект, тем самым увеличить количество учебных часов до 2 в неделю.

Рабочая программа кружка «Юный архитектор» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Курс нацелен на развитие творческих способностей учащихся, на формирование навыка работы на компьютере и имеет межпредметные связи с предметами математика и искусство.

Цель кружка: - Познакомить учащихся с программой 3D-моделирования (Blender 3D), научить учащихся создавать архитектурные 3D-модели.

Курс решает следующие учебные задачи:

  • умение использовать компьютерную грамотность в практической деятельности;

  • формирование мышления и творческих способностей;

  • умение проектировать информационные модели;

  • умение ориентироваться в Декартовой системе координат;

  • формирование пространственного мышления;

  • умение разделять модель на геометрические фигуры;

  • умение использовать компьютер тогда, когда его использование эффективно.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружка.

Личностные результаты:

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом право­вых и этических аспектов ее распространения;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в об­ласти информатики и ИКТ в условиях развития инфор­мационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и ме­тодов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, твор­ческой деятельности;

Метапредметные результаты:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «си­стема», «модель»;

  • владение информационно-логическими умениями: опре­делять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с плани­руемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать пра­вильность выполнения учебной задачи;

  • владение основными универсальными умениями инфор­мационного характера, такими как постановка и форму­лирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного по­иска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основ­ным методом приобретения знаний: умение преобразо­вывать объект из чувственной формы в пространствен­но-графическую;

  • ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навы­ков использования средств информационных и коммуни­кационных технологий для сбора, хранения, преобразо­вания и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (об­ращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание гра­фических объектов; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесо­образного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Изучаемые темы программы Blender 3D.

  1. Интерфейс программы.

    • Интерфейс и основное меню.

    • Работа с окнами.

    • Окно 3D-вида.

    • Настройки программы.

  1. Моделирование.

    • Добавление объектов и 3D-курсор.

    • Перемещение, вращение, масштабирование.

    • Режим редактирования и экструдирование.

    • Центр объекта и точка вращения.

    • Панель инструментов.

    • Панель свойств.

    • Модификаторы.

  2. Материалы и текстура.

    • Создание материала.

    • Работа с нодами.

    • Наложение текстур.

    • UV-развертка.

  3. Мир, освещение и камера.

    • Настройки камеры.

    • Освещение и типы ламп.

    • Настройка окружения (мира).

  4. Рендеринг.

    • Настройка Cycles Render.

  5. Анимация.

    • Создание анимации.

    • Сохранение анимации.



Тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Содержание занятия

Электронные ресурсы

Рекомендации по проведению занятия

Дата

По плану

факт

Раздел 1. Знакомство с программой Blender 3D.



1

Вводное занятие

Техника безопасности. Беседа о содержании кружка. Демонстрация возможностей программы Blender 3D. Интерфейс и основное меню программы Blender 3D.

Плакат по технике безопасности: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor5/posters/5-1-2-tehnika-bezopasnosti.jpg

Видеокурс по основам Blender 2.7+: http://blender3d.com.ua/




При подготовке к занятию можно просмотреть курс Blender 3D (Урок 1,2).




2

Моделирование.

Разбор понятий: моделирование, натурное моделирование, информационное моделирование, 3D-моделирование. Работа с окнами в программе Blender 3D.

Плакат: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor6/posters/6-9-1-modeli.jpg

Видеокурс по основам Blender 2.7+: http://blender3d.com.ua/


При подготовке к занятию можно просмотреть курс Blender 3D (Урок 3).




3

Развитие пространственного воображения. Декартова система координат.

Беседа-обсуждение иллюстраций различных объемных геометрических фигур с разных проекций. Разбор сложных фигур на более простые. Окно 3D-вида.

Практическая работа на компьютере «Настройка программы Blender 3D»

Видеокурс по основам Blender 2.7+: http://blender3d.com.ua/


При подготовке к занятию можно просмотреть курс Blender 3D (Урок 4, 5).




4 - 5

Моделирование натурных моделей.

Групповая работа: моделирование простейшего строения с помощью конструктора (типа Lego). Практическая работа на компьютере «Добавление и перемещение объектов в программе Blender 3D»

Видеокурс по основам Blender 2.7+: http://blender3d.com.ua/


При подготовке к занятию можно просмотреть курс Blender 3D (Урок 6).




6

От натурной модели к информационной.

Составление чертежа строения созданного на предыдущем занятии в трех проекциях.

Практическая работа на компьютере «Перемещение, вращение и масштабирование цилиндра»

Видеокурс по основам Blender 2.7+: http://blender3d.com.ua/


При подготовке к занятию можно просмотреть курс Blender 3D (Урок 7).




7 - 8

Редактирование и экструдирование.

Режим редактирования и экструдирование. Обсуждение путей создания стен строения (созданного ранее при помощи конструктора) из куба.Практическая работа на компьютере «Моделируем стены»

Видеокурс по основам Blender 2.7+: http://blender3d.com.ua/


При подготовке к занятию можно просмотреть курс Blender 3D (Урок 8).




9

Модификаторы.

Демонстрация работы популярных модификаторов.

Практическая работа на компьютере «Преобразование объекта по сценарию»

Видеокурс по основам Blender 2.7+: http://blender3d.com.ua/


При подготовке к занятию можно просмотреть курс Blender 3D (Урок 9, 10, 11).




10

Материал и текстура.

Ввод понятий: материал, нод, текстура. Рисование в графическом редакторе Paint.

Практическая работа на компьютере «Создание и наложение текстуры в виде кирпича»

Видеокурс по основам Blender 2.7+: http://blender3d.com.ua/

http://blender3d.com.ua/texturirovanie-v-blender/

При подготовке к занятию можно просмотреть курс Blender 3D (Урок 12, 13, 14).

http://blender3d.com.ua/texturirovanie-v-blender/




11

UV-развертка.

Ввод понятия UV-развертка. Создание UV-развертки для модели стен.

Практическая работа на компьютере «UV-развертка стен»

Видеокурс по основам Blender 2.7+: http://blender3d.com.ua/


При подготовке к занятию можно просмотреть курс Blender 3D (Урок 15).




Раздел 2. Модель дома.



12 - 15

Создание простой модели дома по фотографии.

Изучение фотографии. Обсуждение деталей.

Практическое выполнение

http://www.woolberg.ru/_mod_files/ce_images/articles/project.jpg


При подготовке к занятию можно просмотреть видеоурок: http://www.youtube.com/watch?v=5jYxP6b9Z8A



16

Создание лестницы.

Практическая работа «Проектирование крыльца»

http://allfacades.com /wp-content/gallery/krylco-chastnogo-doma-foto/thumbs/thumbs_454.jpg


При подготовке к занятию можно просмотреть видеоурок: http://blender3d.com.ua/modelirovanie-lestnici-v-blender/



17 - 18

Наложение текстуры.

Практическая работа с моделями созданными на предыдущих уроках (урок 10 - 11).

http://www.woolberg.ru/_mod_files/ce_images/articles/project.jpg

http://blender3d.com.ua/texturirovanie-v-blender/

При подготовке к занятию можно воспользоваться ресурсом: изучить Главу 3: http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_4-rd_edition. А также повторить материалы к уроку 10.



19

Создание ландшафта.

Практическая работа «Создаем газон»





20

Использование изображения в качестве фона.

Практическая работа «Создаем окружение»

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/c/cf/Gyppeswick_park_panorama.jpg


При подготовке к занятию можно воспользоваться ресурсом: изучить Главу 5: http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_4-rd_edition.



Раздел 3. Проект «Дом моей мечты»



21

Планирование проекта.

Изучение журналов по архитектуре и дизайну.

Составление плана дома.

Поиск в Интернет нужного изображения.





22 -32

Реализация проекта.

  • Создание модели дома.

  • Наложение текстур.

  • Создание ландшафта.

  • Создание окружения.





31 -34

Демонстрации и обсуждение готовых проектов.










Список теоретических источников
  1. http://blender3d.com.ua/forums/topic/blender-basics/ - Основы Blender 2.7+
  2. http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_4-rd_edition - Основы Blender, учебное пособие, 4-е издание, Джеймс Кронистер.
  3. Прахов А., Blender. Издательство: БХВ – Петербург - 3D-моделирование и анимация. Руководство для начинающих.
Список источников программного обеспечения и используемых иллюстраций
  1. http://www.blender.org/download/ - Программа Blender 2.74 Features.
  2. http://www.woolberg.ru – Изображение моделируемого дома.
  3. http://allfacades.com – Изображение моделируемой лестницы.
  4. http://upload.wikimedia.org – Изображение окружения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!