Пояснительная записка
к рабочей программе внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«общая физическая подготовка»для 2 классов.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Ляха, А.А. Зданевича (М.: Просвещение,2012 год).Программа рассчитана на 34 часа во 2 классе из расчета 1 час в неделю.
Основная цель его изучения – укрепление здоровья, формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни, формирование первоначальных умений саморегуляции, планирования двигательного режима своей жизни, контроля и оценки здорового и безопасного образа жизни.
Данная программа ориентируется на решение следующих задач:
- совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазанье, метании;
- обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, (баскетбол, волейбол) входящих в школьную программу;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
- на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями детей, материально- технической оснащенностью процесса (пришкольные спортивные площадки).
- на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности детей;
- на соблюдение дидактических правил “от известного к неизвестному” и “от простого к сложному”, ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения детей в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования детьми освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программа состоит из трех разделов: “Знания о физической культуре” (информационный компонент), “Способы физкультурной деятельности” (операционный компонент) и “Физическое совершенствование” (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела “Знания о физической культуре” соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел “Способы физкультурной деятельности” соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью детей.
Содержание раздела “Физическое совершенствование” ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья детей. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
Распределение времени
прохождения программного материала по спортивно-оздоровительному направлению
«общая физическая подготовка» во2 классах.
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе уроков |
2 | Спортивныеи подвижные игры | 9 |
3 | Гимнастика с элементами акробатики | 5 |
4 | Легкая атлетика | 10 |
5 | Лыжная подготовка | 10 |
6 | Всего | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игры с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Прохождение учебного материала по разделу “Гимнастика”
Строевые упражнения: команды: “Шире шаг!”, “Реже шаг!”, “На первый, второй рассчитайсь!”, перестроение в две шеренги, передвижение по диагонали, противоходом, змейкой.
Ходьба и её разновидности. Беговые и прыжковые упражнения. Общеразвивающие упражнения.
Акробатика: перекаты в группировке с касанием руками за головой, 2-3 кувырка вперед, стойка на лопатках, мост из положения “лежа на спине”.
Висы и упоры. Подтягивания из виса и вис стоя. Поднимание туловища из положения лёжа руки за головой. Упражнения на гибкость. Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа. Прыжки со скакалкой.
Прохождение учебного материала по разделу “легкая атлетика”
Изучение и закрепление основ техники легкоатлетических упражнений и воспитание двигательных способностей:
- специально-беговые и прыжковые упражнения легкоатлета;
- медленный бег;
- высокий старт;
- бег 30 метров с высокого старта;
- прыжок в длину с места;
- прыжок в шаге с разбега с приземлением на две ноги;
- многоскоки;
- метание мяча из-за головы через плечо в цель;
- повторноепробегание отрезков 15-20 метров по 2-4 раза;
- челночный бег;
- эстафеты с бегом и прыжками.
Прохождение учебного материала по разделу “Спортивные и подвижные игры”
Освоение умений владеть баскетбольным мячом и их закрепление в подвижных играх:
- броски и ловля над собой;
- передача и ловля мяча по кругу;
- передача и ловля мяча двумя руками от груди стоя у стены;
- бросок двумя руками от груди в кольцо.
Сюжетные игры. Эстафеты: с бегом, с обручем и кеглями, с баскетбольным мячом, скакалками.
Освоение умений владеть волейбольным мячом и их закрепление в подвижных играх:
- броски и ловля мяча в парах, в кругу, в колоннах;
- броски и ловля мяча на кисти рук над собой и у стены;
- бросок и ловля двумя снизу в парах.
Эстафеты: с волейбольным мячом, с бегом и прыжками, с кеглями и обручем, с мячами и скакалками.
Прохождение учебного материала по разделу «Лыжная подготовка»
Изучение и закрепление основ техники лыжной подготовки и воспитание двигательных способностей:
- повороты переступанием вокруг носков лыж;
- скользящий шаг;
- спуски в основной стойке;
- подъем «лесенкой»;
- эстафеты на лыжах;
- прохождение дистанции до 1 -2 км.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По окончании изучения программы должны быть достигнуты следующие результаты.
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации.
Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
Выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения.
Выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты
По окончании программы дети должны уметь:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
- использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
- соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
- выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
№ п/п | Контрольные упражнения. | |
Мальчики. | Девочки. |
1. | Бег 30 м с высокого старта (сек.) | 6.8 | 6.9 |
2. | Бег 1000 м. | 6.00 | 6.10. |
3. | Прыжки в длину сместа (см). | 125 | 110 |
4. | Прыжки через скакалку (количество раз). | 10-15 раз без остановки. | 15-20 раз без остановки. |
5. | Метание мяча в цель с 6 м из 5 попыток (попадания). | 2 | 2 |
6. | Подтягивание из виса(м), из виса лёжа (д) (количество раз) | 2 | 4 |
7. | Сгибание-разгибание рук в упоре от пола(количество раз). | 4 | 3 |
8. | Поднимание туловища из положения лёжа руки за голову (количество раз). | 8 | 6 |
9. | Наклон сидя вперёд (см). | 4 | 6 |
10. | Ходьба на лыжах 1 км. (мин. сек.) | 9.00 | 9.30 |
Список литературы
1. «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич; Москва: «Просвещение», 2012
2. «Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика», Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов; Москва: «Просвещение», 2011
3. «Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО», 2007.
Календарно – тематическое планированиевнеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«общая физическая подготовка».
№ урока | Наименование раздела программы | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения |
план 2а | факт 2а | план 2б | факт 2б |
I триместр: всего - 11 часов. Из них: легкая атлетика – 6 часов, спортивные и подвижные игры - 5 часов. | | |
Легкая атлетика – 6 часов. | | |
1 | Основы знаний. Бег на короткие дистанции | Инструктаж по технике безопасности. | Вводный | Первичный инструктаж на рабочем месте по технике безопасности. Инструктаж по л/а, по правилам безопасности на спортплощадке. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением (20 – 30 м) с максимальной скоростью. Эстафеты, игры. | Знать требования инструкций. Устный опрос | 5.09 | | 3.09 | |
2 | Бег на короткие дистанции | Развитие скоростных способ-ностей. Стартовый разгон | Совершенствование | Комплекс ОРУ. Повторение ранее пройденных строевых упражнений. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением 2Х20 м с максимальной скоростью. Старты из различных И. П. Пробегание дистанции 200м. Игры. | Уметь демонстри-роватьстартовый разгон в беге на короткие дистанции | 12.09 | | 10.09 | |
3 | | Высокий старт | Совер-шенствование | ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Высокий старт и скоростной бег 2Х 20 м. Пробегание дистанции 200м. Эстафеты. | Уметь демонстри-ровать технику высокого старта. | 19.09 | | 17.09 | |
4 | | Высокий старт | Совер-шенствование | ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Высокий старт и скоростной бег 2Х 20 м. Пробегание дистанции 30м. Эстафеты. | Уметь демонстри-ровать финальное усилие в беге. | 26.09 | | 24.09 | |
5 | Прыжки | Прыжки в длину с места | Совер-шенствование | ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Разнообразные прыжки и многоскоки. Прыжки в длину с места Подвижные игры. | Уметь демонстри-ровать технику прыжка в длину с места. | 3.10 | | 1.10 | |
6 | Прыжки | Прыжки в длину с места | Совер-шенствование | ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Разнообразные прыжки и многоскоки. Прыжки в длину с места. Эстафеты с прыжками, бегом. | Уметь демонстри-ровать технику прыжка в длину с места. | 10.10 | | 8.10 | |
Спортивные и подвижные игры - 5 часов. |
7 | Баскетбол | Стойки и передвижения, повороты, остановки. | Обучение | Инструктаж Т/Б спортивные игры. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Стойки игрока: перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Игра «Пятнашки» в стойке игрока. Эстафеты, игровые упражнения. | Уметь демонстрировать стойку игрока | 17.10 | | 15.10 | |
8 | | Ловля и передачи мяча | Обучение | ОРУ. Специальные беговые упражнения. Стойки игрока: перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Броски и ловля баскетбольного мяча над собой. Игры. Эстафеты. | Уметь демонстри-ровать стойку игрока, ловлю и передачи мяча. | 24.10 | | 22.10 | |
9 | | Ловля и передачи мяча | Совер-шенствование | ОРУ. Специальные беговые упражнения. Стойки игрока: перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Передача и ловля мяча двумя руками от груди стоя у стены. Игры. | Уметь демонстри-ровать стойку игрока, ловлю и передачи мяча. | 31.10 | | 29.10 | |
10 | | Ловля и передачи мяча.Бросок мяча двумя руками от груди | Совер-шенствование | ОРУ. Стойки игрока: перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Передача и ловля мяча по кругу. Бросок двумя руками от груди в кольцо. Игры. | Уметь демонстри-ровать стойку игрока, ловлю и передачи мяча. | 7.11 | | 5.11 | |
11 | | Ловля и передачи мяча.Бросок мяча двумя руками от груди | Совер-шенствование | ОРУ. Стойки игрока: перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Передача и ловля мяча по кругу. Бросок двумя руками от груди в кольцо. Игры. | Уметь демонстри-ровать стойку игрока, ловлю и передачи мяча. | 14.11 | | 12.11 | |
II триместр. Всего - 11 часов. Из них: гимнастика - 5 часов, лыжная подготовка - 6 часов. |
Гимнастика - 5 часов. |
12 | Гимнастика. | Строевые упражнения. | Совер-шенствование | Инструктаж по ТБ. ОРУ. Строевые упражнения: команды: “Шире шаг!”, “Реже шаг!”, “На первый, второй рассчитайсь!”, перестроение в две шеренги, передвижение по диагонали, противоходом, змейкой. Эстафеты, игры. | Уметь выполнять строевые упражнения. | 28.11 | | 26.11 | |
13 | | Акробатика | Обучение | ОРУ. Строевые упражнения. Акробатика: перекаты в группировке с касанием руками за головой, 2-3 кувырка вперед, стойка на лопатках, мост из положения лежа на спине. Подвижные игры. | Уметь выполнять кувырок вперед. | 5.12 | | 3.12 | |
14 | | Акробатика | Совер-шенствование | ОРУ. Строевые упражнения. Акробатика – совершенствование. Поднимание туловища из положения лёжа руки за головой. Прыжки со скакалкой. | Уметь прыгать со скакалкой. | 12.12 | | 10.12 | |
15 | | Акробатика | Совер-шенствование | ОРУ. Строевые упражнения. Акробатика – совершенствование. Поднимание туловища из положения лёжа руки за головой. Прыжки со скакалкой. Игры. | Уметь прыгать со скакалкой. | 19.12 | | 17.12 | |
16 | | Силовые упражнения. | Совер-шенствование | ОРУ. Ходьба и её разновидности. Беговые и прыжковые упражнения. Общеразвивающие упражнения. Силовые упражнения. Подвижные игры. | Уметь выполнять сгибание-разгибание рук в упоре лежа от пола. | 26.12 | | 24.12 | |
Лыжная подготовка - 6 часов. |
17 | Лыжная подготовка | Повороты перес-тупанием вокруг носков лыж | | Инструктаж по ТБ. Повороты переступанием вокруг носков лыж. Эстафеты на лыжах. Игры. | Уметь выполнять повороты на месте на лыжах. | 9.01 | | 14.01 | |
18 | | Скользящий шаг. | Совер-шенствование | Повороты переступанием вокруг носков лыж. Передвижение ступающим и скользящим шагом. Эстафеты на лыжах. Игры. | Уметь передвигаться скользящим шагом. | 16.01 | | 21.01 | |
19 | | Скользящий шаг. | Совер-шенствование | Повороты переступанием вокруг носков лыж. Передвижение ступающим и скользящим шагом. Эстафеты на лыжах. Игры. | Уметь передвигаться скользящим шагом. | 23.01 | | 28.01 | |
20 | | Подъем «лесенкой», спуски | Совер-шенствование | Передвижение ступающим и скользящим шагом. Подъем «лесенкой», спуск в основной стойке. Эстафеты на лыжах. Игры. | Уметь выполнять подъем «лесенкой», спуск в основной стойке. | 30.01 | | 4.02 | |
21 | | Подъем «лесенкой», спуски | Совер-шенствование | Передвижение ступающим и скользящим шагом. Подъем «лесенкой», спуск в основной стойке. Эстафеты на лыжах. Игры. | Уметь выполнять подъем «лесенкой», спуск в основной стойке. | 6.02 | | 11.02 | |
22 | | Подъем «лесенкой», спуски | Совер-шенствование | Передвижение ступающим и скользящим шагом. Подъем «лесенкой», спуск в основной стойке. Прохождение дистанции 500м. | Уметь выполнять подъем «лесенкой», спуск в основной стойке. | 13.02 | | 18.02 | |
III триместр. Всего - 12 часов. Из них: спортивные и подвижные игры - 4 часа, лыжная подготовка - 4 часа, легкая атлетика - 4 часа. |
Лыжная подготовка - 4 часа |
23 | Лыжная подготовка | Скользящий шаг. | Совер-шенствование | Передвижение ступающим и скользящим шагом. Прохождение дистанции 1 км. Эстафеты на лыжах. Игры. | Уметь пробегать дистанцию 1 км. | 27.02 | | 25.02 | |
24 | | Скользящий шаг. | Совер-шенствование | Передвижение ступающим и скользящим шагом. Прохождение дистанции 1 км. Эстафеты на лыжах. Игры. | Уметь пробегать дистанцию 1 км. | 6.03 | | 4.03 | |
25 | | Скользящий шаг. Спуски в основной стойке. | Совер-шенствование | Передвижение ступающим и скользящим шагом. Подъем лесенкой», спуск в основной стойке. Прохождение дистанции 1 км. Эстафеты на лыжах. Игры. | | 13.03 | | 11.03 | |
26 | | Скользящий шаг. Спуски в основной стойке. | Совер-шенствование | Передвижение ступающим и скользящим шагом. Подъем лесенкой», спуск в основной стойке. Прохождение дистанции 1-2 км. | | 20.03 | | 18.03 | |
Спортивные и подвижные игры - 4 часа |
27 | Волейбол. | Броски и ловля мяча на кисти рук над собой. | Обучение | Инструктаж по ТБ. Броски и ловля мяча в парах, в кругу, в колоннах. Стойка и передвижения игрока.Эстафеты с мячом. | Уметь ловить мяч на кисти рук над собой. | 27.03 | | 25.03 | |
28 | | Броски и ловля мяча на кисти рук над собой и у стены | Совер-шенствование | Стойка и передвижения игрока. Броски и ловля мяча в парах, в кругу, в колоннах. Броски и ловля мяча на кисти рук над собой и у стены.Эстафеты с мячом. | Уметь ловить мяч на кисти рук над собой. | 3.04 | | 1.04 | |
29 | | Бросок и ловля мяча снизу в парах. | Обучение | Стойка и передвижения игрока. Броски и ловля мяча в парах, в кругу, в колоннах. Броски и ловля мяча на кисти рук над собой и у стены. Бросок и ловля двумя снизу в парах. Подвижные игры. | Уметь ловить мяч на кисти рук над собой. | 17.04 | | 15.04 | |
30 | | Бросок и ловля мяча снизу в парах. | Совер-шенствование | Стойка и передвижения игрока. Броски и ловля мяча в парах, в кругу, в колоннах. Броски и ловля мяча на кисти рук над собой и у стены. Бросок и ловля двумя снизу в парах. Подвижные игры. | Уметь ловить мяч на кисти рук над собой. | 24.04 | | 22.04 | |
Легкая атлетика - 4 часа |
31 | Легкая атлетика | Метание мяча из-за головы через плечо в цель | Обучение | Инструктаж по л/а, по правилам безопасности на спорт-площадке. Специальные беговые упражнения. Челночный бег 3Х10м. Метание мяча из-за головы через плечо в цель. Эстафеты, игры. | Уметь метать мяч. | 8.05 | | 29.04 | |
32 | | Метание мяча из-за головы через плечо в цель | Совер-шенствование | Специальные беговые упражнения. Челночный бег 3Х10м. Метание мяча из-за головы через плечо в цель. Эстафеты, игры. | Уметь метать мяч. | 15.05 | | 6.05 13.05 | |
33 | | Прыжки, многоскоки. | Совер-шенствование | ОРУ. Специальные беговые упражнения. Челночный бег 3Х10м. Прыжок в длину с места, прыжок в шаге с разбега с приземлением на две ноги, многоскоки. Эстафеты с бегом. | Уметь выполнять прыжки и многоскоки. | 22.05 | | 20.05 | |
34 | | Прыжки, многоскоки. | Совер-шенствование | ОРУ. Специальные беговые упражнения. Челночный бег 3Х10м. Прыжок в длину с места, прыжок в шаге с разбега с приземлением на две ноги, многоскоки. Эстафеты с бегом. | Уметь выполнять прыжки и многоскоки. | 29.05 | | 27.05 | |