СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность ""Портфолио четвероклассника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность  "Портфолио четвероклассника" 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность ""Портфолио четвероклассника"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ПРЖЕВАЛЬСКАЯ средняя школа

Демидовского района Смоленской области



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании пед. совета зам. директора по УВР директор школы

Протокол № 1 от 31.08.18 г. Приказ № от 178о/д 31.08.18

____(З.В. Парфенова) _______ (С.М. Турбаев)












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «
Портфолио четвероклассника»

2017-2018 учебный год















Класс: 4

Учитель: Домнина Е. Е.











п. Пржевальское

2018г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития

Основная образовательная программа НОО МБОУ Пржевальская СШ на 2018-2019г.

«Портфолио обучающегося начальной школы. Программа внеурочной деятельности» Методическое пособие с электронным приложением. Авт. – сост. М. С. Умнова. - Москва «Планета» 2015- 256с.-( Классное руководство)

Основные цели программы:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения первоклассников;

  • создание условий для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности;

  • обеспечение условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей;

  • развитие творческих способностей детей, готовности к самореализации и рефлексии при сохранении и укреплении физического и психического здоровья школьников.


Программа определяет ряд задач:

  • создание модели работы с одарёнными детьми в рамках занятий внеурочной деятельности при работе с портфолио;

  • принятие общих национальных духовных и нравственных ценностей; становление основ гражданственности, патриотизма;

  • принятие социальных, семейных ценностей;

  • воспитание нравственных чувств и моральных норм;

  • воспитание ценностного отношения к познанию и учению, к природе и окружающей среде;

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному;

  • становление представлений об эстетических идеалах, ценностях и нормах.


Решение названных задач обеспечит формирование системы ценностей у второклассников:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • традиционные российские религии (системные культурологические представления о религиозных идеалах);

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Особенность данной программы заключается в создании определённых условий для развития личности ребёнка, мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству через систему мероприятий учебной и внеурочной деятельности.



Планируемые результаты освоения курса


В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение второклассниками:

личностных результатов:

– любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

– готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности;

– способность к организации собственной деятельности;

– развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;

– доброжелательность, умение слушать и слышать собесед­ника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

– формирование уважительного отношения к иному мнению;

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


метапредметных результатов:

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– формирование умения находить наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неус­пеха своей деятельности и способности конструктивно дей­ствовать даже в ситуациях неуспеха;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

– развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения;

– использование речевых средств для решения коммуника­тивных и познавательных задач;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками.


воспитательных результатов:

– духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо событии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).


Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:

Первый уровень:

приобретение второклассниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень:

получение второклассниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения результатов данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень:

получение второклассниками начального опыта самостоятельного общественного действия, освоение социально приемлемых моделей поведения.


С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности младших школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

на третьем уровне создаются необходимые условия для приобретения младшими школьниками элементов опыта нравственного поведения и жизни.



Содержание курса



Раздел 1. Знакомьтесь, я – четвероклассник (8-часов)

Мои летние каникулы. Все люди разные. Тайны моего характера. Я- хозяин своих эмоций.. Моя семья. Дом в котором я живу. Астрологический прогноз. Я и мои друзья.


Раздел 2. Моя Родина- (6часов)

Россия _ Родина моя. Моя маленькая родина. Россия – часть планенты Земля.



Раздел 3. Мое здоровье ( 5 часов)

Здоровье дороже богатства. Будь здоров без докторов. Дерево здоровья. Букет здоровья. Распорядок дня. Выше, быстрее, сильнее. Безопасный маршрут « Дом – школа».



Раздел 4. Моя школа. Мой класс. (6 часов)

Школьная мозаика. Знакомьтесь, мой любимый класс. Сюрприз для одноклассников. Вместе – классная семья. Я – выпускник начальной школы. Спешите делать добрые дела. Дорога добрых дел. Мои жизненные принципы. Мои желания.


Разделы 5. Мои успехи в учебе ( 7 часов)

Учимся ставить цели. Как достичь успеха. Мои цели на учебный год. Путешествие по предметным страницам.

Раздел 6-8 Мои достижения( 2 часа)

Мои достижения в школе и вне школы. Участие в проектной и исследовательской деятельности .Пожелания и отзывы.


Всего- 34 часа













































Календарно- тематическое планирование



№ п\п

Тема занятия

Количество часов

План

Факт

1

Мои летние каникулы

1

05.09


2

Все люди разные

1

12.09


3

Тайны моего характера

1

19.09


4

Я – хозяин своих эмоций

1

26.09


5

Моя семья.

1

03.10


6

Дом, в котором я живу

1

10.10


7

Астрологический прогноз

1

17.10


8

Я и мои друзья

1

24.10


9

Россия – Родина моя

1

7.11


10

Россия – Родина моя

1

14.11


11

Моя маленькая родина

1

21.11


12

Россия часть планеты Земля

1

28.11.


13

Россия часть планеты Земля

1

05.12.


14

Итоговое занятие по разделу

1

12.12


15

Здоровье дороже богатства

1

19.12


16

Будь здоров без докторов. Безопасный маршрут « Дом- школа»

1

26.12


17

Дерево здоровья

1

16.01


18

Выше, бысрее, сильнее

1

23.01


19

Итоговое занятие по разделу

1

30.01


20

Школьная мозаика

1

06.02


21

Знакомьтесь, мой любимый класс

1

13.02


22

Сюрприз для одноклассников. Спешите делать добрые дела

1

20.02


23

Я – выпускник начальной школы

1

27.02.


24

Мои жизненные принципы. Мои желания

1

06.03


25

Итоговое занятие по разделу

1

13.03


26

Учимся ставить цели

1

20.03


27

Путешествие по предметным страницам

1

03.04


28

Путешествие по предметным страницам

1

10.04.


29

Путешествие по предметным страницам

1

17.04.


30

Путешествие по предметным страницам

1

24.04.


31

Путешествие по предметным страницам

1

08.05


32

Итоговое занятие по разделу.

1

15.05


33

Мои достижения в школе и вне школы

1

22.05


34

Пожелания и отзывы

1

29.05
















Формирование ууд


Тема занятия

Кол-во часов

формы организации деятельности учащихся

Основные

понятия

Формируемые УУД

Дата

(план /факт)

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Раздел 1

Знакомьтесь, я - четвероклассник (6 часов)

1.Моя биография. Мои летние каникулы.

1


1. Занятие-экскурсия «Мои летние каникулы».

2. Занятие «Художественная мастерская».

Портфолио.

Автобиография. Анкета.

  • Формирование основ идентичности личности.

  • Развитие Я-концепции и самооценки личности.


  • Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

  • Поиск и выделение необходимой информации.

  • Инициативное сотрудничество со взрослыми для поиска и сбора информации.

16.09

2.Астрологический паспорт. Тайны моего характера.

1

  1. Ивидуальная работа учащихся.

  2. 2. Мини- проект « Мы разные, но мы вместе»

Холерик. Меланхолик. Флегматик. Сангвиник.



  • Формирование основ идентичности личности.

  • Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности.

  • Развитие Я-концепции и самооценки личности.

  • Развитие доброжелательности.

  • Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.


  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

  • Поиск и выделение необходимой информации.

  • Определение основной и второстепенной информации.

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

  • Планирование сотрудничества со взрослыми.

  • Инициативное сотрудничество со взрослыми для поиска и сбора информации.

23..09

3.Я хозяин своих эмоций

1

  1. Игра « Встреча с астрологом»

  2. Занятие- встреча с психологом.

Эмоции

  • Формирование основ идентичности личности.

  • Ознакомление с миром профессий.

  • Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности.

  • Развитие толерантности.

  • Самостоятельное формулирование познавательной цели.

  • Поиск и выделение необходимой информации.

  • Структурирование знаний.

  • Определение основной и второстепенной информации.

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.


  • Планирование сотрудничества со взрослыми.

  • Инициативное сотрудничество со взрослыми для поиска и сбора информации.

30.09

4.Я и мои друзья

1

1. Индивидуальная работа обучающихся.

2. Занятие с элементами игры.

3. Работа в группах.

4. Тренинг.

.

Внутренний мир.

Характер.

Интересы.

Потребности.

Дружба, друзья.

  • Формирование основ идентичности личности.

  • Развитие Я-концепции и самооценки личности.

  • Развитие толерантности.

  • Формирование моральных норм и самооценки.

  • Развитие доброжелательности.


  • Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.


  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

  • Поиск и выделение необходимой информации.

  • Структурирование знани

  • Планирование сотрудничества со сверстниками.

07.10

5.Моя семья. Семейные традиции.


6.Итоговое занятие по разделу

1





1

  1. Мини- проект « Моя семья»

Традиция.

  • Формирование моральных норм и самооценки.


  • Прогнозирование – предвосхищение результата.


  • Структурирование знаний.


07.10-14.10


7-8.Россия- моя Родина.


Я гражданин России.

Конституция- главный закон.


Главная высота Росии



2


  1. Конкурс рисунков, фотографий, поделок

  2. Мини проект « Моя страна».

  3. Правовая Конституция.

  4. Мини-проект « Города России»


Родина.

Страна.

Гражданин.

Столица.

Президент.

Символы страны: флаг, герб, гимн.



  • Формирование основ идентичности личности.

  • Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности.


Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

  • Поиск и выделение необходимой информации.

  • Структурирование знаний.


  • Планирование сотрудничества со взрослыми.

  • Инициативное сотрудничество со взрослыми для поиска и сбора информации.

21.10-28.10

9—10 Моя маленькая родина.

2

1. Занятие-путешествие по родному краю.

2. Совместная работа с родителями в форме мини-проекта «А из нашего окна…»

3. Конкурс рисунков, фотографий, поделок.


Маленькая родина.

Родной край.

  • Формирование основ идентичности личности.

  • Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности.

  • Формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории.

  • Развитие Я-концепции и самооценки личности.


  • Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

  • Поиск и выделение необходимой информации.

  • Структурирование знание

  • Планирование сотрудничества со взрослыми.

  • Инициативное сотрудничество со взрослыми для поиска и сбора информации.

18.11-25.11

11. Итоговое занятие по разделу.

1







02.12

Раздел 3

Моя школа (7 часов)

12-13. .Школьная мозаика. Знакомьтесь, мой любимый класс.

2

1. Занятие « В слове МЫ сто тысяч Я»

3. Занятие «Художественная мастерская».

4. Оформление стенгазеты « Вот какие мы»

Школьная дружба.

Ответственность. Взаимовыручка.

  • Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.


  • Прогнозирование – предвосхищение результата.

  • Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

  • Построение логической цепочки рассуждений.


  • Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

0912

14-15.Какой я одноклассник. Правила школьной дружбы.

Законы школьной жизни. Ты должен это знать.





16. И немного о себе. Как я отношусь к окружаю

ющим.



17. Копилка доброго человека. Поляна добрых дел.



18.Итоговое занятие по разделу




2













1






1






1

1. Занятие-беседа с элементами игры.

2. КТД учеников и родителей «Как раньше учились в школе».

3. Мини-проект «Законы школьной жизни».

4. Групповая (или парная работа).





  1. «Письмо самому себе»

  2. Тест « Хороший ли я друг»



Хорошо. Плохо. Принципы. Добро. Зло. Безразличие.

Закон.

Правила.

Коллектив.

Права и обязанности.

  • Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.

  • Знание основных моральных норм.


  • Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

  • Оценка результатов работы.


  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

  • Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

  • Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  • Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

16.12-23.12













30.12







13.01





20.01

.



».



.













.

.




.






























Раздел 3

Мое здоровье (6 часов)

19. Самое большое сокровище в жизни. На зарядку становись. Распорядок дня

1

  1. Совместная работа с родителями дома.

  2. Конкурс на лучшую зарядку

7. Работа обучающихся в группах.

Коллектив.

Традиции.

Девиз.

Формирование установки на здоровый образ жизни


  • Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.


  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

  • Поиск и выделение необходимой информации.

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

  • Определение основной и второстепенной информацикового характера.

  • Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

27.01

20. Карта здоровья. Гигиена тела- составляющая здоровья.

1

  1. Занятие-беседа с элементами игры.

  2. КТД учеников и родителей «Мы за здоровый образ жизни»


Витамины. Рациональное питание. Полезные продукты.



  • Формирование моральных норм и самооценки.

  • Выделение нравственного содержания своих поступков.

  • Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.


  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

  • Поиск и выделение необходимой информации.

  • Смысловое чтение как осмысление цели чтения.

  • Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

03.02

21. Питание - составляющее здоровья.

Составляем меню.

2

1. Мини-проект» Карта здоровья»

Закаливание. Личная гигиена. Режим труда.

  • Развитие доброжелательности

  • Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

  • Поиск и выделение необходимой информации

  • Планирование сотрудничества с учителем, родителями и сверстниками.

  • Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

10.02-17.02

23.Правила безопасности. Безопасный маршрут домой.

2

Мини- проект « Уважай правила дорожного движения

Жизненные принципы.Личная безопасность.

  • Формирование моральных норм.

  • Выделение нравственного содержания своих поступков.

  • Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.


  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

  • Поиск и выделение необходимой информации.

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменнощих компонентов.

  • Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

24.02-03.03

24. Итоговое занятие по разделу.

1







10.03

Раздел 4

Мои учебные достижения (8 часов)

25. Учимся ставить цели. Мои цели.

1

1. Занятие-игра.

2. Совместная работа детей и родителей дома.

3. Индивидуальная работа обучающихся дома.

4. Мини-проект «Я бы строить дом пошёл, пусть меня научат…»

Цель.

Планирование.

Достижение цели.

  • Формирование ценностных ориентиров и осмысление цели учебной деятельности.

  • Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, планировать свою деятельность.

  • Умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны.

  • Готовность к преодолению трудностей.

  • Формирование оптимистического восприятия мира.


  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

  • Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

  • Определение основной и второстепенной информации.


  • Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

17.03

26. Мое созвездие успеха.

1

1. Занятие «Творческая мастерская».

2. Индивидуальная работа обучающихся дома.

3. КТД «Как добиться успеха».

4. Библиотечный урок «Знаменитые люди. Путь к успеху».

Успех.

Трудолюбие.

Достижения.

  • Формирование ценностных ориентиров и осмысление цели учебной деятельности.


  • Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, планировать свою деятельность.

  • Умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны.

  • Готовность к преодолению трудностей.

  • Формирование оптимистического восприятия мира.


  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

  • Поиск и выделение необходимой информации.

  • Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

  • Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанро

  • Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

24.03

27-30. Путешествие по предметным страницам.

4

1. Вечер «Парад достижений».

2. Викторины по предметам.

3. Совместная работа детей и родителей дома.

Знаю отлично.

Испытываю трудности.

Очень трудно.

  • Формирование ценностных ориентиров и осмысление цели учебной деятельности.


  • Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, планировать свою деятельность.

  • Умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны.

  • Готовность к преодолению трудностей.

  • Формирование оптимистического восприятия мира.


  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

  • Поиск и выделение необходимой информации.

  • Структурирование знаний.

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

  • Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

06.04-13.04-20.04-28.04-


31.Итоговое занятие по разделу.

1







05.05

Разделы 5-7

Мои достижения. Мои проектные работы. Пожелания и отзывы (3 часа)

32. Мои достижения в школе и вне школы.

1

1. Вечер «Парад достижений».

2. Классный огонёк «Наши звездочки».

3. Оформление классной газеты «Вот мы какие».

4. КТД родителей и обучающихся «Лучше, выше, быстрее».

5. Фестиваль успеха.


  • Развитие Я-концепции и самооценки личности.

  • Формирование моральной самооценки.

  • Формирование ценностных ориентиров и осмысление цели учебной деятельности.

  • Умение учиться и способность к организации своей деятельности.

  • Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

  • Умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны.

  • Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

  • Поиск и выделение необходимой информации.

  • Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

12.05

33. Участие в проектах.

1

1. Проект «Презентация достижений».


  • Развитие Я-концепции и самооценки личности.

  • Формирование моральной самооценки.

  • Формирование ценностных ориентиров и осмысление цели учебной деятельности.


  • Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

  • Умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны.

  • Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей.


  • Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

19.05

34. Пожелания и отзывы.


1

1. Работа обучающихся в парах, группах.

2. КТД «Ты мой одноклассник, я тобой горжусь».


  • Развитие Я-концепции и самооценки личности.

  • Формирование моральной самооценки.

  • Формирование ценностных ориентиров и осмысление цели учебной деятельности.

  • Прогнозирование – предвосхищение результата.

  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.


  • Планирование сотрудничества со сверстниками.

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

26.05

ИТОГО

34 ч.

Приложение

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

_______________________________________________________


Рекомендации

по проведению мониторинга индивидуально-личностных особенностей учащихся начальной школы




СОДЕРЖАНИЕ


Введение

2

1.

Организация мониторинга в образовательном учреждении.

2

2.

Проведение беседы с родителями о мониторинге индивидуально-личностных особенностей выпускников начальной школы. Анкетирование родителей о качестве начального образования.



3

3.

Общие рекомендации по проведению мониторинга

4


3.1. Методика «Настроение» (Бланк 1)

5


3.2. Методика «Как ты себя оцениваешь?» (Бланк 2)

7


3.3. Анкета для учащегося 4 класса (Бланк 3)

10








Материалы подготовлены О.В. Даниленко, И.В. Ермаковой, О.А. Карабановой, Г.С. Ковалевой (руководитель), Н.В. Нурминской, М.В. Серковым




Введение


Целью проведения мониторинга индивидуально-личностных особенностей выпускников начальной школы является получение информации, необходимой для оценки качества начального образования..

Предложенная модель анализа индивидуально-личностных особенностей школьников позволяет учитывать объективные данные, а также субъективное отношение самого ребенка к различным сторонам его учебной деятельности и поведения в различных ситуациях.

Предложенная схема мониторинга вполне технологична и, как показывает ее экспериментальная проверка, не встречает отторжения у учителей и родителей.


1. Организация мониторинга в образовательном учреждении


Мониторинг индивидуально-личностных особенностей выпускников начальной школы проводится в конце учебного года.

Обязательным этапом в организации работы является информирование родителей учащихся о предстоящем мониторинге индивидуально-личностных особенностей их детей и получение согласия на участие их детей в предстоящем обследовании.


Учитель заранее знакомится с рекомендациями по проведению занятия и всеми материалами, проводит родительское собрание, и, получив согласие родителей на участие их детей в обследовании, проводит само занятие совместно с психологом или другим специалистом, который может оказать помощь учащимся.

.

2. Проведение беседы с родителями о мониторинге индивидуально-личностных особенностей выпускников начальной школы.


Как уже говорилось, обязательным этапом в организации работы является информирование родителей учащихся о предстоящем мониторинге индивидуально-личностных особенностей их детей и получение их согласия на участие своих детей в предстоящем обследовании.

Основная цель проведения мониторинга индивидуально-личностных особенностей учащихся начальной школы – определить направления совершенствования обучения в начальной школе, сделать каждую школу эффективно работающей, развивающей детей, а главное, более комфортной для детей и учителей.

Лучше всего провести данную работу в ходе родительского собрания. Учитель кратко знакомит родителей с целью проведения мониторинга, описывает методики, которые будут использоваться.



3. Общие рекомендации по проведению мониторинга

Все методики проводятся фронтально, со всем классом в том же порядке, в котором они описаны в настоящих рекомендациях. Проведение занимает один урок. Методики проводятся в хорошем темпе: подробно объясняется суть каждой методики, чтобы дети ее поняли, особенно подробно проговаривается начало методик, а затем темп убыстряется, чтобы дети работали самостоятельно, не заглядывая друг к другу, и не делясь впечатлениями и ответами.

В мониторинге используются шесть следующих методик:

  • «Настроение» (Бланк 1). Данная методика направлена на выявление отношения учащихся к учебной деятельности.

  • «Как ты себя оцениваешь?» (Бланк 2) - самооценка учащихся.

  • Анкета для учащихся 4 класса (Бланк 3). Данная анкета используется для оценки динамики и структуры школьной мотивации, соответствия ожиданий ребенка реально получаемым им оценкам.

На каждую методику в среднем отводится от 5 до 10 минут.

Все шесть бланков могут быть напечатаны как на отдельных листах, так и на двух сторонах одного листа. Таким образом, для проведения обследования на каждого ребенка необходимо иметь комплект из 6 бланков, каждый из которых подписывается, как описано в разделе 1.

Исследование проводится двумя проводящими. Желательно, чтобы это были учитель и школьный психолог. Учитель дает инструкции, а психолог ходит по рядам, наблюдает за детьми, подбадривает чересчур робких, побуждает отвечать самостоятельно и т.п.

Время выполнения ограничивается не жестко. Второй проводящий (психолог), ходит по классу и следит за тем, кто из детей закончил работу, и предлагает им отложить бланк на край стола (парты). Отстающих ободряют и поторапливают, но очень доброжелательно, чтобы это не вызвало у ребенка напряжения и огорчения.

Когда все дети или, по крайней мере, подавляющее большинство из них окончили работу, проводящий работу говорит: «Все, мы закончили это задание, переходим ко второму».

Иногда один-два ребенка оказываются намного медлительнее, чем остальной класс. Им говорится: «Ничего страшного, мы с тобой закончим это задание позже, а сейчас переходи к следующему». После окончания работы необходимо помочь этим детям завершить задание в индивидуальном порядке, наблюдая, чтобы другие дети не мешали, не подсказывали и не подглядывали. При очень выраженных затруднениях с такими детьми учитель может спрашивать ребенка, наклонившись к нему, чтобы другие не слышали вопросов и ответов, и заполнять лист ответов за ребенка. При этом необходимо помнить, что диагностика мнения именно этих «проблемных» детей особенно важна для учителей, так как поможет найти индивидуальный подход к ним, планировать и осуществлять коррекционную работу.


3.1. Методика «Настроение» (Бланк 1)

Проводящий должен сам читать каждую ситуацию и тем самым задавать темп работы класса.

Перед каждым ребенком кладется лист (Бланк 1), на котором напечатан перечень ситуаций, связанных с учебной жизнью ребенка. Ребенку нужно иметь ручку и линейку.

Проводящий сосредоточивает на себе внимание детей и дает инструкцию:

«Посмотрите, какие у нас на листочке картинки: солнышко; солнышко, на которое набежала тучка; и тучка, которая закрыла солнышко, и из нее идет дождик. Так и наше настроение бывает разным. В некоторые моменты у нас в душе сияет солнышко – мы рады, нам хорошо; иногда на солнышко набегают тучки – мы не очень рады, озабочены. А бывает так, что на душе словно тучка с дождиком – мы огорчаемся. Представьте себе ситуацию, о которой я буду говорить дальше, вспомните, какое настроение бывает у вас в этой ситуации, и отметьте крестиком то настроение, которое у вас бывает в этой ситуации чаще всего. Например, как солнышко, или похоже на солнышко, на которое набежала тучка. А может быть, ты огорчаешься и твое настроение похоже на тучку с дождиком?

Положите линейку на лист таким образом, чтобы вы видели первую строчку с номером 1.

Итак, первый вопрос. Представь себе, что ты уже пришел в школу, а уроки еще не начались. Какое у тебя в это время настроение бывает чаще всего? Поставь крестик на этой строке в то место, которое соответствует твоему настроению (в квадратик под солнышком, под солнышком с тучкой, а, может быть, и под тучкой, из которой идет дождик).

Передвиньте линейку на следующую строчку под номером 2.

А теперь представь себе, что у тебя начался урок чтения. Какое у тебя в это время настроение бывает чаще всего? Поставь крестик на этой строке в то место, которое соответствует твоему настроению (под солнышком, под солнышком с тучкой, а, может быть, и под тучкой, из которой идет дождик).

Передвиньте линейку таким образом, чтобы вы видели строчку с номером 3.

А теперь представь себе, что у тебя начался урок русского языка. Какое у тебя в это время настроение бывает чаще всего? Поставь крестик на этой строке в то место, которое соответствует твоему настроению (в квадратик под солнышком, под солнышком с тучкой, а может быть и под тучкой, из которой идет дождик).»


Чем сильнее класс, тем меньшее количество раз можно повторять слова: «в квадратик под солнышком, под солнышком с тучкой, а, может быть, и под тучкой, из которой идет дождик», а также слова «Передвиньте линейку на следующую строчку». По ходу проведения тестирования видно, что дети уже поняли суть работы, и им этого повторения не требуется.

После третьего вопроса им можно предложить самостоятельно продолжить работу.

При сборе бланков с ответами необходимо быстро визуально проверить, чтобы в каждой строке (кроме последней) был отмечен один крестик.

Если крестик на какой-то из линий не стоит или стоит больше одного крестика, желательно помочь этим детям завершить задание в индивидуальном порядке, побуждая их сделать выбор или спрашивая: «а как бывает чаще?» или «а скорее как бывает?». Подбадривая ребенка, помогите ему сделать выбор.


3.2. Методика «Как ты себя оцениваешь?» (Бланк 2)

Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн.

В классической методике самооценки для определения свойства использовалась просто линия с двумя полюсами и отмеченной серединой, на которой испытуемый отмечал черточкой выраженность измеряемого свойства. Далее приходилось линейкой измерять длину этой отмеченной линии.

В предлагаемом варианте проведения методики на каждой линии нарисованы 11 квадратиков: первый – вверху (положительный полюс), шестой – посередине, одиннадцатый – внизу (отрицательный полюс). Наличие квадратиков на линии вызвано необходимостью автоматизированной обработки данных: вместо измерения линейкой длины линии до черточки испытуемого сканер определяет уровень выраженности свойства по отмеченному крестиком квадратику на линии-шкале. Отмеченный квадратик на линии – это ответ вашего испытуемого на вопрос: «А как ты себя оцениваешь в данный момент по данному параметру?». В ответ на ваш вопрос о его самооценке испытуемый помещает себя в какое-то место шкалы между полюсами.


Ниже приводится примерный текст, с которым проводящий обращается к детям.

«Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Это можно сделать словами. Сказать о себе: «Я самый умный» или «Я не очень веселый». Но можно рассказать о себе и по-другому, с помощью вот таких линий.»

Педагог или психолог рисует на доске вертикальную линию с 11 квадратиками на ней, отмечая горизонтальными черточками ее верхний, средний и нижний квадратики как в бланке.

«Например, вот эта линия с квадратиками на ней. Она расскажет нам, как можно оценить свое здоровье. На самом верху этой линии (ставит крестик в верхнем квадратике на линии) находится самый здоровый человек на свете. Он никогда ничем не болел, даже не чихнул ни разу. А в самом низу (стирает крестик в верхнем квадратике и ставит крестик в нижнем квадратике на линии) находится самый больной человек на свете. Он все время болеет и болеет очень тяжелыми болезнями. Никогда не бывает здоровым. А между ними находятся все остальные люди, в том числе и мы с вами. Тот, кто здоровее, находится выше на линии в каком-то из квадратиков, а тот, кто не очень здоров – ниже.

Посередине (стирает крестик в нижнем квадратике и ставит крестик в среднем квадратике на линии) находятся те, кто бывает болен и здоров примерно поровну.

А если человек почти совсем здоров, но иногда все же болеет, в каком квадратике на линии он поставит крестик?» Предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или неверным.

«А если человек часто болеет, и ему это надоело, и он стал укреплять свое здоровье, заниматься зарядкой, закаляться и вот уже две недели здоров. В какой квадратик на линии он поставит свой крестик?» Предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или не верным.

«Все поняли, как можно пользоваться такими линиями с квадратиками, чтобы рассказать о себе? (Отвечает на вопросы детей.)

А теперь посмотрите на листки, которые у вас есть (показывает Бланк 2). На них нарисованы такие линии с квадратиками, и каждый сможет рассказать о себе так, как мы сейчас научились.

Посмотрите на первую линию. Она поможет каждому из вас рассказать о своем здоровье. Напоминаю: наверху находится самый здоровый человек, а в самом низу – самый больной. А как каждый из вас оценит свое здоровье? Посмотрите на линию здоровья, оцените свой личный уровень здоровья (как вы это сами понимаете или чувствуете) и поставьте крестик в квадратик на линии в зависимости от уровня вашего здоровья.»

Педагог или психолог проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить, поставлен ли крестик на первой линии, подписанной «самый здоровый – самый больной». Особо отметим, что крестик можно поставить только в один квадратик на линии.

«Теперь вы научились оценивать себя с помощью линий.

Посмотрите на вторую линию. В самом верху написано «Самый аккуратный», внизу – «Самый неаккуратный». А между ними находятся все остальные люди, в том числе и мы с вами. В верхнем квадратике на этой линии ставит крестик самый аккуратный человек, у которого никогда не бывает даже помарки, даже пятнышка. А в нижнем кружке – ужасный неряха, самый неаккуратный человек. Где находится каждый из вас? Посмотрите на эту линию, оцените свой личный уровень аккуратности (как вы это сами понимаете или чувствуете) и поставьте крестик в квадратик на линии в зависимости от уровня вашей аккуратности.»

Педагог или психолог вновь проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить, поставлен ли крестик на второй линии, подписанной «самый аккуратный – самый неаккуратный». Так последовательно заполняются все линии.

Посмотрите на третью линию. У нее наверху находится самый дисциплинированный человек в мире, который выполняет все требования, внизу – самый недисциплинированный человек, который совсем не выполняет никаких требований, а между ними – все остальные люди, которые иногда нарушают дисциплину. Кто более дисциплинирован, тот свой крестик поставит в квадратик повыше на линии, а кто не очень дисциплинирован, тот свой крестик поставит в квадратик ниже на линии. Посмотрите на эту линию и отметьте крестиком тот квадратик, где каждый из вас сейчас находится в зависимости от того, насколько он дисциплинирован.

Посмотрите на следующую линию. На самом верху написано «Самый добрый», а внизу – «Самый злой». А между ними находятся все остальные люди, в том числе и мы с вами. В самом верхнем квадратике крестик ставит самый добрый человек на свете. А в самом нижнем квадратике – самый злой человек на свете. Где находится каждый из вас? Посмотрите на эту линию, оцените свой личный уровень доброты (как вы это сами понимаете или чувствуете) и поставьте крестик в соответствующий квадратик на линии в зависимости от уровня вашей доброты.

Дальше у нас нарисована линия, которая называется «Ум». На самом верху находится самый умный человек в мире, внизу – самый глупый человек в мире, а между ними – все остальные люди. Посмотрите внимательно на эту линию и поставьте крестик в тот квадратик на линии, где каждый из вас сейчас находится.

Следующей у нас нарисована линия, которая называется «Счастье». На верху находится самый счастливый человек в мире, внизу – самый несчастливый человек в мире, а между ними – все остальные люди. Посмотрите внимательно на эту линию и поставьте крестик в тот квадратик на линии, где каждый из вас сейчас находится по счастью.

Следующей у нас нарисована линия, которая называется «Активность». На верхнем полюсе находится самый активный человек в мире, который все время что-то делает, внизу – самый неактивный человек в мире, который вообще практически ничего не делает, а между ними – все остальные люди. Посмотрите внимательно на эту линию и поставьте крестик в тот квадратик на линии, где каждый из вас сейчас находится по активности.

Следующей у нас нарисована линия, у которой наверху находится самый хороший ученик в мире, внизу – самый плохой ученик в мире, а между ними – все остальные люди. Посмотрите внимательно на эту линию и поставьте крестик в тот квадратик на линии, где каждый из вас сейчас находится как хороший или плохой ученик.

Следующей у нас нарисована линия, у которой наверху находится самый веселый человек в мире, внизу – самый грустный человек в мире, а между ними – все остальные люди. Посмотрите внимательно на эту линию и поставьте крестик в тот квадратик на линии, где каждый из вас сейчас находится как веселый или не очень веселый человек.

Следующей у нас нарисована линия, у которой наверху находится самый умелый человек в мире, который за что бы он ни взялся, все умеет делать. Внизу находится самый неумелый человек в мире, который вообще ничего не умеет делать, а между ними – все остальные люди. Посмотрите внимательно на эту линию и поставьте крестик в тот квадратик на линии, где каждый из вас сейчас находится как умелый или неумелый человек.

Предпоследней у нас нарисована линия, у которой наверху находится человек, имеющий громадное количество друзей, внизу – человек, у которого вообще нет друзей, а между ними – все остальные люди. Посмотрите внимательно на эту линию и поставьте крестик в квадратик на линии в зависимости от того много или мало у вас друзей.

Последней у нас нарисована линия, у которой наверху находится самый довольный собой человек, внизу – самый недовольный собой человек, а между ними – все остальные люди, в том числе и мы с вами. Посмотрите на эту линию и отметьте крестиком тот квадратик, где каждый из вас сейчас находится в зависимости от того, насколько он собой доволен или недоволен.»

Чем сильнее класс, тем меньшее количество раз можно повторять слова: «а между ними – все остальные люди, в том числе и мы с вами». По ходу проведения тестирования видно, что дети уже поняли суть работы и им этого повторения не требуется.

При сборе листков с ответами необходимо быстро визуально проверить, чтобы на каждой линии был отмечен один квадратик. Если на какой-либо из линий квадратик не отмечен, желательно помочь этим детям завершить задание в индивидуальном порядке, обсуждая с каждым из них пропущенное качество и убеждаясь, насколько верно он понимает то свойство, о котором идет речь. Подбадривая ребенка, помогите ему выразить себя.

При очень выраженных затруднениях с такими детьми учитель может спрашивать ребенка, наклонившись к нему, чтобы другие не слышали вопросов и ответов, и, узнав его мнение, заполнять лист ответов за ребенка.


3.3. Анкета для учащегося 4 класса (Бланк 3)


Предлагаемая «Анкета для учащегося 4 класса» содержит методику для оценки динамики и структуры школьной мотивации, а также соответствия ожиданий ребенка реально получаемым ими оценкам.

Выделяют следующие виды мотивации:

Внутренняя мотивация – мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Методика для оценки структуры школьной мотивации позволяет приближенно оценить, насколько выражены у младшего школьника следующие внутренние и внешние мотивы учения:

  • познавательные (процессуально-содержательные);

  • самоопределение и самоусовершенствование (значимость для ребенка непосредственного результата обучения);

  • стремление достичь высоких результатов (мотивация достижения успехов);

  • стремление получить вознаграждение за учебу;

  • стремление получить одобрение других людей;

  • избегание неприятностей и наказания (мотивация избегания неудач).


Познавательные (процессуально-содержательные) мотивы школьника побуждают его к активной учебе самим процессом и содержанием учебной деятельности, а не внешними факторами. Ученику нравится учиться, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность, его интересует содержание того, чем он занимается. Ученик получает удовольствие от самой деятельности. Поэтому такие мотивы называют внутренними.

Действие других социальных и личностных мотивов может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними. В случае действия внешних мотивов к учебе побуждают не содержание и не процесс учебной деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например, престиж или материальное поощрение).

Познавательные (процессуально-содержательные) мотивы школьника в настоящей методике проявляются в желании школьника учиться и узнавать на уроках что-то новое, а также в желании выйти за пределы информации, которая есть в школьном учебнике.

Значимость для ребенка непосредственного результата обучения проявляется в следующем. С одной стороны, он осознает необходимость школьного обучения для того, чтобы быть образованным человеком и найти в дальнейшем хорошую работу. С другой стороны, он гордится своим статусом ученика школы (а не дошкольника).

Стремление достичь высоких результатов в учебе проявляется в выборе сложных заданий и желании их выполнить. Школьник с высоким уровнем этой мотивации, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей. Ему нравится, когда учитель дает сложные задания, он стремится быть в числе самых лучших учеников класса и получать только пятерки.

Стремление получить вознаграждение за учебу включает в себя как материальное поощрение (подарки), так и дополнительную возможность заняться любимыми делами (поиграть, погулять) в случае получения хороших оценок.

Стремление получить одобрение других людей проявляется в ярко выраженном желании выполнить задание с целью получения похвалы (от учителя, родителей) и завоевания авторитета среди одноклассников.

Мотивы избегания неприятностей и наказания (негативная мотивация) проявляются в осознании тех неприятностей, которые могут возникнуть в случае ненадлежащего выполнения деятельности. Ребенок учится, потому что его заставляют родители, он боится навлечь на себя недовольство учителя (со всеми вытекающими отсюда последствиями) и опозорить свой класс.

Очевидно, что наибольшее значение для успешности обучения школьника играют внутренние (познавательные) мотивы. Дети с высокой познавательной мотивацией с удовольствием учатся сами, не придавая значения многим внешним обстоятельствам.

В случае невысокой познавательной мотивации школьника основной задачей учителя и родителей является организация условий по ее повышению. Здесь заметную роль играют внешние мотивы. В отличие от познавательной мотивации, которая как бы «подпитывает сама себя», внешние мотивы нуждаются в постоянном подкреплении. Основной целью повышения внешних мотивов школьников является повышение успешности учебной деятельности и, в конечном счете, формирование высокой познавательной мотивации ребенка.


Анкета для учащегося 4 класса» проводится на уроке третьей по счету (после методик «Настроение» и «Как ты себя оцениваешь?»). К моменту ее проведения школьники уже довольно хорошо усвоили способ выбора своего ответа (крестик в соответствующем квадратике). Поэтому инструкция данной методики довольно лаконична.

На доске (или экране) дети видят подготовленные учителем первые два вопроса анкеты. Проводящий методику должен сам читать все вопросы и тем самым задавать темп работы класса. Перед каждым ребенком кладется лист, на котором напечатан перечень вопросов. Ребенку нужно иметь ручку и линейку.

Ведущий сосредоточивает на себе внимание детей и дает инструкцию:

«А сейчас вам предлагается ряд вопросов о вашей учебе в школе, которые называются «Анкета для учащегося 4 класса». Положите перед собой эту анкету. (Проверяется наличие листа с анкетой у всех школьников.) Положите линейку на лист таким образом, чтобы вы видели первый вопрос. Посмотрите внимательно на лист. Вопросы отделены друг от друга горизонтальными линиями. Вопросы состоят из двух частей: левой и правой, разделенных словом «ИЛИ». В каждом вопросе имеется два квадратика для ответов: левый квадратик (показывает на него) относится к левой части вопроса (показывает на левую часть вопроса), а правый квадратик (показывает на него) относится к правой части вопроса (показывает на правую часть вопроса). Каждому из вас нужно будет выбрать ту часть вопроса из двух, которая ему подходит больше. Для того, чтобы отметить свой ответ, нужно поставить крестик (Х) в соответствующем квадратике – слева или справа.

Для каждого вопроса вы можете выбрать только один ответ. В некоторых вопросах может не быть формулировок, подходящих для вас точно (или бывает «и так, и так»). Тогда отмечайте только тот вариант, который подходит вам больше (или как бывает чаще). Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» ответов. Не надо долго думать над вопросом – отвечайте по первому ощущению. Исправлений в ответах не допускается.

Работать мы будем следующим образом: сначала мы с вами подробно разберем первые два вопроса, вы поймете, что нужно делать, а потом я буду читать вопросы, а вы будете самостоятельно отмечать в каждом из них тот вариант, который вам подходит больше.

Посмотрите на первый вопрос анкеты (показывает на доске).

Тебе нравится узнавать на уроках что-то новое ИЛИ тебе больше нравятся знакомые задания, которые ты хорошо умеешь выполнять? (Выделите интонацией слово «ИЛИ» так, чтобы дети усвоили, что имеется два возможных выбора.) Те, кому нравится узнавать на уроках что-то новое, ставят крестик в левом квадратике. А те, кому больше нравятся знакомые задания, которые они хорошо умеют выполнять, ставят крестик в правом квадратике. Подумайте, что для вас подходит больше и поставьте крестик в соответствующий квадратик. Все отметили свой ответ?

Переходим ко второму вопросу. Передвиньте линейку так, чтобы видеть следующий вопрос.

Ты считаешь, что в школе нужно учиться, чтобы в дальнейшем найти хорошую работу ИЛИ ты об этом еще не задумываешься. Те, кто считает, что в школе нужно учиться, чтобы в дальнейшем найти хорошую работу, ставят крестик в левом квадратике. А те, кто об этом еще не задумывается, ставят крестик в правом квадратике.

Понятно ли, что нужно делать? Понятно, как отмечать ответы? Если ли у кого-нибудь вопросы?»

Подробно ответьте на все вопросы детей. Важным моментом является то, чтобы ведущий (или помощник) сразу же после начала работы быстро прошел по рядам и убедился, что все следуют инструкции.

Далее ведущий таким же образом последовательно читает все вопросы, всякий раз делая паузу и выделяя в вопросе слово ИЛИ.

В конце работы необходимо сказать: «Просмотрите ваши ответы и убедитесь, что вы ответили на каждый вопрос и ничего не пропустили. Если кто-то пропустил вопрос, он может самостоятельно его прочитать и ответить на него. Проверьте, также, чтобы в каждой строчке был отмечен только один квадратик».

Чем сильнее класс, тем меньшее количество раз можно повторять слова: «Передвиньте линейку на следующий вопрос». По ходу проведения методики видно, когда дети уже поняли суть работы, и им этого повторения не требуется.

При сборе листков с ответами необходимо быстро визуально проверить, чтобы в каждой строке был отмечен один крестик.

Если крестик на какой-то из линий не стоит или стоит больше одного крестика, желательно помочь этим детям завершить задание в индивидуальном порядке, побуждая их сделать выбор или спрашивая: «а как бывает чаще?» или «а скорее как бывает?». Подбадривая ребенка, помогите ему сделать выбор.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!