Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность"Познай себя"»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов Руководитель ______________/И.В. Орехова/ (Протокол № 1от 22 августа 2023 года) | Принята на заседании педагогического совета (Протокол № 1 от 23 августа2022 года) | УТВЕРЖДЕНА Директор школы ___________ /А.В. Матяшова/ (Приказ № 112 от 23 августа 2023 года) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
(занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально-ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности)
ДЛЯ 3 КЛАССА
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Студеникина Любовь Васильевна учитель нач.классов 1кат.
п. Новокасторное, 2023 г.
1.Пояснительная записка
Программа «Познай себя» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 3 классе. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы. Программа составлена на основе:
№ | Нормативные документы |
1 | Федерального закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ. |
2 | ФГОС НОО, утверждённый приказом Минобразования РФ №373 от 6.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009г. №17785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22. 09.2011 №2357) |
3 | ООП НОО Новокасторенской средней общеобразовательной школы |
4 | Учебный план Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2023-2024 учебный год. |
5 | Календарный учебный график Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2023-2024 учебный год. |
6 | Авторская программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе » Хухлаевой О. В. для 1-4 классов |
В соответствии с Образовательной программой школы, данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю
(34 учебных недели) в 3 классе с использованием учебных пособий:
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Д.В. Григорьева, П.В. Степанова | Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителей. | 2015 | М. Просвещение |
2 | Сорокоумова Е.А. | «Уроки общения в начальной школе» авторская программа внеурочной деятельности для 1-4 классов | 2015 | М: АРКТИ |
3 | Васильева-Гангус Л. | «Азбука вежливости» | 2015 | М. |
4 | Максакова В.И. | «Организация воспитания младших школьников» | 2019 | Москва |
2.Планируемые образовательные результаты освоения курса
(ФГОС)
Личностные | Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. |
Метапредметные | Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятии. Принимать и сохранять учебную задачу. В сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале. Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии выявлять особенности (качества, признаки) различных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; сравнивать различные объекты; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; устанавливать причинно-следственные связи между объектами; выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор; приобретать и осуществлять практические навыки в нестандартных ситуациях; развивать логическое мышление, формировать целостное восприятие мира; развивать фантазию, воображение, интуицию, память; уметь рационально использовать время; доходить до истины самостоятельно, не обращаясь за помощью к другим. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся. Коммуникативные УУД Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
Предметные | Обучающиеся должны знать: речевой этикет и культуру поведения; правила и законы общения; возможности формирования индивидуальных черт свойств личности посредством регулярных занятий. Учащиеся должны уметь: адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки; отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора; управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками , владеть культурой общения; Ученик научится: соблюдать культуру поведения и общения, правильные взаимоотношения; проявлять доброжелательность, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание; активно участвовать в альтруистической деятельности, проявлять самостоятельность, инициативу, ли Учащиеся получат возможность научиться: приобретать и осуществлять практические навыки в нестандартных ситуациях; развивать логическое мышление, формировать целостное восприятие мира. |
3.Содержание учебного курса 3 класс
Раздел / тема | часы | Содержание |
Учимся дружить | 6 | Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра. Правила этикета в общении со сверстниками и со взрослыми. Сюжетно-ролевые игры Формирование у учащихся представления о понятиях «дружба», «друг»; развитие умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объясняет свои суждения; развивать коммуникативные навыки и формирование игровой культуры , а также формировать негативное отношение к вредным привычкам; выясняет какую пользу могут приносить привычки. Формировать представления о качествах необходимых в дружбе. |
Я- владелец своих эмоций | 5 | Знакомство с различными чувствами человека, развитие эмпатии. Формирование у детей осознания, что необходимо бережно, с пониманием относиться к эмоциональному миру человека. Формировать навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях, умение использовать различные приемы проявления чувства. Учится выражать свои эмоции и чувства. Развивает способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме. Учится быть здоровым и душой и телом, стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. |
Встречи с самим собой | 7 | Осознание своей индивидуальности, своей непохожести на других людей с первых дней жизни. Понятие «комплемент», его значении для человека. Укрепление здоровья человека. Соблюдение режима дня, личной гигиены. Уметь говорить о себе в первом лице. Формировать представление о своем внешнем облике, об элементарных навыках ухода за своим лицом и телом. Создавать положительно-эмоциональный фон в различных видах деятельности, воспитывать взаимоуважение, обучаться вежливому обращению друг с другом. Достигает внутригруппового сплочения в коллективе; осмысливать своё персональное «Я» как части своего класса. |
Я среди других людей | 7 | Осознание ребенком своих социальных ролей. Приобретение знаний о правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Понятие «обязанность», понимание необходимости выполнения этих обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу. Развитие коммуникабельности. Формирование положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий. |
Вежливая речь | 5 | Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. |
Правила и законы общения | 4 | Правила этикета и золотые правила этики. Расширять представление о стиле общения. Углублять знания о правилах этикета; развивать умение строить позитивные отношения в обществе; воспитывать ценностное отношение к себе и другим. Оценивает адекватно ситуацию и предотвращает конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Учиться преодолевать застенчивость, обретать уверенность в себе, воспитывает чувства товарищества и взаимопомощи. |
4.Учебно-тематический план 3 класс
№ | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Учимся дружить | 6 |
2 | Я- владелец своих эмоций | 5 |
3 | Встречи с самим собой | 7 |
4 | Я среди других людей | 7 |
5 | Вежливая речь | 5 |
6 | Правила и законы общения | 4 |
Итого | | 34 |
График проведения контрольно-измерительных работ 3 класс
Период обучения | Количество часов | Практические работы | Проектные работы | Проверочные работы |
1 четверть | 8 | 2 | 1 | |
2 четверть | 8 | 1 | 1 | |
3 четверть | 11 | 2 | 1 | |
4 четверть | 8 | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 35 | 6 | 4 | 1 |
5.Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание | Дата |
План | Факт |
1 | «Ты и твои друзья» «Посеешь характер-пожнешь судьбу» | 6 1 | | 01.09 | |
2 | «Мы-третьеклассники» | 1 | | 08.09 | |
3 | «Ты и твои друзья» | 1 | | 15.09 | |
4 | «Ищу друга» | 1 | | 22.09 | |
5 | «Я и мое настроение» | 1 | | 29.09. | |
6 | «Я могу управлять своим настроением» Практическая работа №1 | 1 | | 06.10 | |
7 | «Я- владелец своих эмоций» «Как выразить свои эмоции» | 5 1 | | 13.10 | |
8 | «Эмоции. Общение» Практическая работа№2 | 1 | | 20.10 | |
9 | Проект «Моё поведение» | 1 | | 27.10 | |
10 | «Что я знаю о себе?» | 1 | | 10.11 | |
11 | «Что знают обо мне окружающие?» | 1 | | 17.11 | |
12 | Встречи с самим собой «Мой портрет в лучах солнца» Практическая работа№3 | 7 1 | | 24.11 | |
13 | «Мои друзья» | | | 01.12 | |
14 | Проект «Наш класс» | 1 | | 08.12 | |
15 | «Наши права и обязанности» | 1 | | 15.12 | |
16 | «Застенчивость и неуверенность в себе» | 1 | | 22.12 | |
17 | «О чем говорят наши жесты» | 1 | | 29.12 | |
18 | «Доверие в общении» | 1 | | 12.01 | |
19 | Я среди других людей «Умею ли я слушать?» | 7 1 | | 19.01 | |
20 | «Чем уверенность отличается от самоуверенности» | 1 | | 26.01 | |
21 | Обязанности ученика в школе и дома | 1 | | 02.02 | |
22 | «В дружбе - сила» | 1 | | 09.02 | |
23 | Проект «Правила хорошего тона» | 1 | | 16.02 | |
24 | «Употребление вежливых слов в общении» Практическая работа№4 | 1 | | 01.03 | |
25 | «Этикетные диалоги, речевые привычки» | 1 | | 15.03 | |
26 | Вежливая речь «Искусство делать комплименты» Практическая работа№5 | 5 1 | | 22.03 | |
27 | «Вежливый отказ» | 1 | | 05.04 | |
28 | «Портрет культурного человека» | 1 | | 12.04 | |
29 | Проект «Стили общения» | | | 19.04 | |
30 | «Что такое конфликт?» | 1 | | 26.04 | |
31 | Правила и законы общения Конфликтные эмоции | 5 1 | | 03.05 | |
32 | «Стили поведения в конфликте | 1 | | 17.05 | |
33 | «Плохо одному» | 1111111 | | 24.05 | |
34 | «Я в различных жизненных ролях» Практическая работа№6 | 1 | | | |
35 | Итоговое обобщение. Проверочная работа | 1 | | | |