муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 31 имени командира батальона
Ростовского полка Народного ополчения Катаева А.С.»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Школа № 31»
приказ №
от « » августа 2021 г.
________________Н.Е. Агишева
Рабочая программа по
внеурочной деятельности
общеинтеллектуальное направление
По «Загадки природы»
Уровень общего образования начальное общее
(класс) 1 Б класс
Количество часов 32 часа
Учитель Воронкова Анастасия Сергеевна
2021-2022
1. «Пояснительная записка»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы канд. псих. наук А.Н. Ющенкова «Загадки природы», с учетом требований ФГОС, направлена на достижение результатов освоения ООП НОО.
Программа обеспечена:
1. Юшков А.Н. «Загадки природы». 1–2 класс. Методические рекомендации. — СПб.: Школьная лига, Лема, 2012.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
-
Закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 29.12.12г. №273-Ф (с изменениями и дополнениями);
-
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09г. № 373 (с изменениями и дополнениями););
-
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015г. № 1/15);
-
приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”(зарегистрирован в Минюсте РФ 20 апреля 2021 г № 63180)
-
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.)
-
СанПиН 2.4.2.3286 -15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ»; (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26; зарегистрировано в Минюсте РФ 14 августа2015 г.)
-
письмо Департамента общего образования Минобрнауки России №03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»
-
Письмо Министерства Образования и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
-
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 “Об участии обучающихся муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности”.
Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Школа №31»
Общие цели и задачи с учетом специфики курса
Многосоставность цели образования, обозначенная в федеральных образовательных стандартах не мешает увидеть его конечный результат – самореализация личности. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный со многими процессами, это фундамент всего последующего обучения. Особенностью данного курса является системный подход в естественнонаучном образовании и развитии каждого ученика.
Курс «Загадки природы» направлен на совместную творческую работу и выводит на первый план моделирование системы обучения и развития сотворческими процессами и построение своеобразной схемы взаимоотношений «педагог – ученик – родитель». Сотворчество в образовательной деятельности как совместная творческая деятельность субъектов (педагогов, учащихся, родителей), порождающая нечто качественно новое в образовании, ранее не существовавшее, но возникшее на основе реорганизации имеющегося опыта. Характерными чертами такой деятельности являются: использование знаний и умений в нестандартной ситуации; умение разглядеть проблему в привычном; способность найти новое применение объекту; умение понимать структуру объекта, интегрировать новые и старые способы действия. Сотворчество, как и творчество в реализации образовательных проектов, имеет разные уровни: для одного уровня сотворчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения, а на другом уровне создается совершенно новое, изменяющее привычный взгляд на объект или область знаний.
Основной целью курса «Загадки природы» является освоение норм организации образовательного процесса в логике деятельностного подхода, позволяющего младшим школьникам самостоятельно, инициативно и рефлексивно осваивать предметность естествознания.
Задачи программы:
— сохранить и поддержать в ребёнке умения и готовности общаться с живыми существами не как с объектами, а как с другими «я», обладающими уникальными способностями существования в этом мире;
— сохранить способности задавать свои собственные вопросы; помочь обнаружить загадочную сложность физического мира и живой природы;
— формировать умения совместно с одноклассниками самостоятельно и инициативно формулировать и обсуждать возникшие у них вопросы по поводу физического мира и живой природы;
— предоставить ребёнку возможность побыть исследователем, т. е. человеком, для которого вопрос «А как на самом деле?» является важным и значимым.
«Общая характеристика учебного предмета»
Курс «Загадки природы» выстроен на границе трёх подходов, имеющих глубокие традиции в отечественной психологии и педагогике — диалогического, событийного и деятельностного. Практика работы с детьми младшего школьного возраста в рамках этого курса ориентирована на развитие у младших школьников познавательных компетенций (позиция наблюдателя, исследовательская позиция, предметная осредствлённость) и сквозных (ключевых) компетентностей — образовательной самостоятельности, образовательной инициативы и интегральной компетентности — умения учиться. Сейчас все эти образовательные качества зафиксированы как значимые в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Курс « Загадки природы» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка, математики и окружающего мира приучает детей к целостному постижению мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, самому себе и окружающим людям.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы - как одной из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты научно-популярных произведений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе естественнонаучных и социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Ценность искусства - живопись, архитектура, литература, музыка и др. как части культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания самого себя, природы и общества.
Ценность патриотизма - любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур, религий. Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 учебных недель в год.
В соответствии с календарным учебным графиком рабочая программа реализуется за 32 учебных часа в год.
2. «Планируемые результаты освоения программы»
В процессе изучения курса «Загадки природы»
ПРЕДМЕТНЫЕ
В результате изучения материала обучающиеся должны уметь:
-
понимают, что один и тот же объект наблюдения понимается по-разному и остаётся при этом общим предметом обсуждением в спорах о согласиях и несогласиях с мнениями других;
-
имеют первоначальные навыки работы в группе;
-
могут и чувственно, и в слове удерживать и обсуждать различные способы движения живых и неживых тел, как наиболее выразительную форму их существования;
-
знают особенности множества мест существования живых существ, «заселили» среды обитания большим количеством животных и могут о них рассказывать;
-
знают множество загадок живой и неживой природы: загадки движения, загадки собственных жилищ «диких» животных, загадки поведения и характеров, загадки полёта, загадки волшебных и реальных превращений, загадки роста и развития, загадки морфологии и загадки взаимоотношений между различными живыми существами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
-
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
-
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
-
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
-
сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям;
-
осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач;
-
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи ;
-
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
-
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
-
находить общее решение при работе в парах, группах; стараться договориться, уметь уступать;
-
учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
-
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
-
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
-
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
ЛИЧНОСТНЫЕ
обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:
-
положительно относиться к школе, проявлять желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, окружающему миру.
-
оценивать жизненные ситуации ( поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
-
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей , почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Формы проведения занятий
Программа предполагает использование следующих форм организации занятий: экскурсии, проведение исследований, подготовка и защита проектов, беседы, виртуальные экскурсии, выставки работ
Раздел «Содержание программы курса»
1 класс (32 ч)
Введение в курс (32 ч)
Волшебный мир (1 ч)
Выстраивание дружеских отношений между первоклассниками, развитие детской учебной коммуникации и учебного сотрудничества на знакомом материале, имеющем природоведческий статус:
-
Деление на группы «случайным» образом, при помощи соединения фрагментов картинок, заранее приготовленных и разрезанных по количеству участников;
-
Обмен «информацией» внутри группы о сюжете сказки, иллюстрация которой теперь в собранном виде лежит на каждом столе;
-
«Поход в гости» к другим группам и приём гостей, обмен информацией между группами;
-
Беседа о волшебных персонажах, их волшебных качествах, придумывание загадок для других групп;
-
Игра в «исследователей-путешественников» по рабочей странице «Волшебный мир» (рассматривание рисунка, придумывание истории по фрагменту общей картинки, рисование кусочка волшебного мира в рабочих тетрадях).
Волшебные предметы (1 ч)
Создание ландшафтных рисунков – элементов модели детской картины мира.
Страшно … весёлые истории (1 ч)
Межпредметная связь – особенность детского мировосприятия (театр, русский язык, чтение, рисование…)
Драконы и Змеи-Горынычи (1 ч)
Задания, связанные с движением.
Полёты бумажных самолётов (1 ч)
Экспериментирование.
Коробочек для скрипа и топотания (1 ч)
Разговоры-воспоминания. Освоение классификации.
Точка-точка, запятая (1 ч)
Цветные слайды-фотографии, созданные средствами макросъёмки, фантастически эмоционально насыщены.
Терем-теремок! Кто в тереме живёт? (1 ч)
Обсуждение навыков поведения животных, в частности навыка строительства собственного жилища. Формулирование вопросов по поводу обсуждаемой темы, придумывание собственных гипотез, общегрупповое обсуждение.
Жила-была лягушка, прожорливое брюшко (1 ч)
Работа в парах. Строение лягушек. Живые существа водоёмов (цапли, головастика, стрекозы и т.д.).
С кочки на кочку (1 ч)
Обсуждение различных мест обитания различных живых существ.
Волшебные превращения (1 ч)
В этой теме мы впервые коснёмся темы развития.
Семена и орешки (1 ч)
Формулирование вопросов по обсуждаемой теме. Работа по осознанию и преодолению собственных эгоцентрических установок при понимании того, как устроен окружающий мир.
Что там внутри? (1 ч)
Игра «Волшебная палочка».
Вершки и корешки (1 ч)
Самостоятельное обсуждение детьми вопросов, по поводу которых у них нет «твёрдых знаний». Первая проба выстраивания образа растения как саморегулирующейся живой системы
Кто такие муравьи … и муравьиные львы (2 ч)
Позиция исследователя-наблюдателя.
На золотом крыльце сидели (1 ч)
Это занятие посвящено стрекозам.
О жизни среди крокодилов (1 ч)
Среда обитания крокодилов. Хладнокровные хищники.
Самые большие живые существа (1 ч)
Совместный поиск информации. Разговор об огромных существах (диплодок, синий кит, слон, жираф … ).
Удивительное разноцветье (1 ч)
Возможность «окунуться» в мир цвета.
Кусочек природы (1 ч)
Аквариумы, их устройство, обитатели.
Улиткины загадки (1 ч)
В аквариуме, кроме рыбок, живут улитки.
Собственный химический лес (2 ч)
Встреча детей с химией.
Кристаллы и самоцветные камни (2 ч)
Сказки, легенды, в которых рассказывается о драгоценных камнях.
Сахарный вкус (1 ч)
Распад сахара в воде на невидимые частички.
Читаем таблицы (1 ч)
Работа с таблицами (чтение информации по горизонтали и вертикали).
Как это всё назвать? (1 ч)
Общие группы живых существ.
Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик! (2 ч)
Правила поведения в лесу, на реке.
Летние прогулки (1 ч)
Особенности летнего периода времени.
Краткое пояснение логики структуры программы
№ п\п | Раздел | Кол-во часов по рабочей программе |
1 | Введение в курс | 32 |
ИТОГО | 32 |
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата |
План | Факт |
Введение в курс |
1 | Волшебный мир | 1 | Делятся на группы случайным образом. Обмениваются информацией о сюжете сказки внутри группы. Обмениваются информацией между группами. Рассказывают о волшебных персонажах и их волшебных качествах. Придумывают загадки. Играют в «исследователей-путешественников». | | |
2 | Волшебные предметы | 1 | Восстанавливают рисунок волшебного мира с прошлой учебной встречи на доске. | | |
3 | Страшно … весёлые истории | 1 | Вспоминают зверей сказок (какими бывают, их характеры). Рисуют фрагмент из произведения «Муха-цокотуха». | | |
4 | Драконы и Змеи Горынычи | 1 | Обсуждают строение Драконов и Змеев-Горынычей, особенности устройств. Работают в группах. Рассуждают над сходствами и различиями. | | |
5 | Полёты бумажных самолётов | 1 | Создают самолётики из бумаги и спичек. Проводят эксперименты с утяжелением нос, крыльев, хвоста самолётика и делают вывод. Обсуждают что такое «центр равновесия». | | |
6 | Коробочек для скрипа и топотания | 1 | Обсуждают иллюстрации. Обсуждают, что может быть «общеклассными», групповыми или «парными». Подготавливают в группах рассказ о живых существах, живущих в этих местах и рассказывают. Игра по коллективному отгадыванию того, что находится в личной коробочке каждого. | | |
7 | Точка-точка, запятая | 1 | Исследуют летний луг. Рассматривают иллюстрации и обсуждают её. Читают отрывок из книги Юрия Аракчеева «Джунгли во дворе», рассматривают слайды. Обсуждают в группах, как могут передвигаться живые существа, изображённые на рисунке. | | |
8 | Терем-теремок! Кто в тереме живёт? | 1 | Вспоминают м сказочные дома-терема. Обсуждают живых существ, населяющих реки, моря, лес, саванну, лужу… Рассматривают фотографии жилищ разных животных – зверей, птиц, насекомых. | | |
9 | Жила-была лягушка, прожорливое брюшко | 1 | Рисуют на доске и в тетрадях лягушек и тех мест, где они живут. Обсуждают других живых существ, которых можно встретить в этих же местах. Придумывают в парах короткие диалоги лягушек и других живых существ | | |
10 | С кочки на кочку | 1 | Обсуждают место обитания «болото» и живых существ данной местности. Работают с физической картой родного края. | | |
11 | Волшебные превращения | 1 | Обсуждают превращения, которые происходят в сказках. Придумывают и задают вопросы-загадки про превращения в сказках. Вспоминают ситуации, в которых сказочные герои превращаются в кого-то, и ситуации, в которых они оборачиваются кем-то. | | |
12 | Семена и орешки | 1 | Обсуждают сказочные истории про необычные семена; устройства разных плодов и растений. Рассматривают классификацию семян. | | |
13 | Что там внутри? | 1 | Игра «Волшебная палочка». Рассматривают и рассказывают о семенах. Рисуют версию того, что происходит с семенем и косточкой далее. | | |
14 | Вершки и корешки | 1 | Рассматривают и обсуждают деревья, кустарники и травянистые растения; их сходства и различия. | | |
15 | Кто такие муравьи… и муравьиные львы | 1 | Готовят в группах и рассказывают о жизни муравьев. Читают и сравнивают рассказ Н.Романовой «Красная точка» и рассказ В. Бианки про Муравьишку. Делают зарисовку муравья. | | |
16 | Кто такие муравьи… и муравьиные львы | 1 | | |
17 | На золотом крыльце сидели… | 1 | Рисуют несколько стрекоз и место их обитания. Анализируют строение тела стрекозы. Обсуждают жизнь стрекоз. Просматривают видеозапись того, как летают стрекозы. | | |
18 | О жизни среди крокодилов | 1 | Обсуждают жизнь крокодилов, среду обитания. Знакомятся с понятием «хладнокровные». | | |
19 | Самые большие живые существа | 1 | Ищут ответы на вопросы из «научной картины мира» в энциклопедиях, интернете, др. источниках. | | |
20 | Удивительное разноцветье | 1 | Игра «волшебная палочка». Сравнивают цвета своих карандашей и фломастеров с цветными полосками. На каждый цвет радуги вспоминают названия цветковых растений такого же цвета. Рисуют в тетрадях цветочную поляну. | | |
21 | Кусочек природы | 1 | Составляют из тодельных строчек и отгадывают стихотворений-загадок об аквариумах в группах. Обсуждают аквариумы, их устройство, обитателей. Просматривают презентаций с фотографиями аквариумных рыбок и их названиями. | | |
22 | Улиткины загадки | 1 | Обсуждают жизнь улиток; строение, особенности. | | |
23 | Собственный химический лес | 1 | «Выращивают» цветной химический лес. Делятся впечатлениями. | | |
24 | Собственный химический лес | 1 | | |
25 | Кристаллы и самоцветные камни | 1 | Рассказывают сказку или легенду, в которых рассказывается о драгоценных камнях. Придумают в группе и рассказывают (иллюстрируют) историю о том, как появились самоцветные камни. Просматривают презентации о драгоценных, полудрагоценных и поделочных камнях. | | |
26 | Кристаллы и самоцветные камни | 1 | | |
27 | Сахарный вкус | 1 | Наблюдают растворение сахара в воде, обсуждают данный процесс. Делают схематичную зарисовку («гипотез-теорий»). | | |
28 | Читаем таблицы | 1 | Работают с таблицами, информацией. Рассматривают и обсуждают ситуации по теме. | | |
29 | Как это всё назвать? | 1 | Рассматривают рисунок, выбирают животного, готовят рассказа о нём. Объединяют в общие группы живых существ. | | |
30 | Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик! | 1 | Обсуждают правила поведения, обозначают их значками. | | |
31 | Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик! | 1 | | |
32 | Летние прогулки | 1 | Обсуждают особенности летнего периода времени. Наблюдают за интересными живыми существами разной формы и расцветки; за их жизнью. | | |
ИТОГО | 32 | | | |
14