СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Загадки природы" 1 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "Загадки природы" расcчитан на 4 года обучения. Рабочая программа "Загадки природы" 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Загадки природы" 1 класс»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа № 31 имени командира батальона

Ростовского полка Народного ополчения Катаева А.С.»





«Утверждаю»

Директор МБОУ «Школа № 31»

приказ №

от « » августа 2021 г.


________________Н.Е. Агишева







Рабочая программа по

внеурочной деятельности


общеинтеллектуальное направление




По «Загадки природы»

Уровень общего образования начальное общее

(класс) 1 Б класс

Количество часов 32 часа

Учитель Воронкова Анастасия Сергеевна










2021-2022


1. «Пояснительная записка»


Рабочая программа разработана на основе авторской программы канд. псих. наук А.Н. Ющенкова «Загадки природы», с учетом требований ФГОС, направлена на достижение результатов освоения ООП НОО.

Программа обеспечена:

1. Юшков А.Н. «Загадки природы». 1–2 класс. Методические рекомендации. — СПб.: Школьная лига, Лема, 2012.


Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 29.12.12г. №273-Ф (с изменениями и дополнениями);

  • «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09г. № 373 (с изменениями и дополнениями););

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015г. № 1/15);

  • приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”(зарегистрирован в Минюсте РФ 20 апреля 2021 г № 63180)

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.)

  • СанПиН 2.4.2.3286 -15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ»; (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26; зарегистрировано в Минюсте РФ 14 августа2015 г.)

  • письмо Департамента общего образования Минобрнауки России №03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»

  • Письмо Министерства Образования и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

  • письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 г.  № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»

Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 “Об участии обучающихся муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности”.

Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Школа №31»

  • Программа воспитания МБОУ «Школа №31»


Общие цели и задачи с учетом специфики курса

Многосоставность цели образования, обозначенная в федеральных образовательных стандартах не мешает увидеть его конечный результат – самореализация личности. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный со многими процессами, это фундамент всего последующего обучения. Особенностью данного курса является системный подход в естественнонаучном образовании и развитии каждого ученика.

Курс «Загадки природы» направлен на совместную творческую работу и выводит на первый план  моделирование системы обучения и развития сотворческими процессами и построение своеобразной схемы взаимоотношений «педагог – ученик – родитель». Сотворчество в образовательной деятельности как совместная  творческая деятельность субъектов (педагогов, учащихся, родителей), порождающая нечто качественно новое в образовании, ранее не существовавшее, но возникшее на основе реорганизации имеющегося опыта. Характерными чертами такой деятельности являются: использование знаний и умений в нестандартной ситуации; умение разглядеть проблему в привычном; способность найти новое применение объекту; умение понимать структуру объекта, интегрировать новые и старые способы действия. Сотворчество, как и творчество в реализации образовательных проектов, имеет разные уровни:  для одного уровня сотворчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения, а на другом уровне создается совершенно новое, изменяющее привычный взгляд на объект или область знаний.

Основной целью курса «Загадки природы» является освоение норм организации образовательного процесса в логике деятельностного подхода, позволяющего младшим школьникам самостоятельно, инициативно и рефлексивно осваивать предметность естествознания.

Задачи программы:

— сохранить и поддержать в ребёнке умения и готовности общаться с живыми существами не как с объектами, а как с другими «я», обладающими уникальными способностями существования в этом мире;

— сохранить способности задавать свои собственные вопросы; помочь обнаружить загадочную сложность физического мира и живой природы;

— формировать умения совместно с одноклассниками самостоятельно и инициативно формулировать и обсуждать возникшие у них вопросы по поводу физического мира и живой природы;

— предоставить ребёнку возможность побыть исследователем, т. е. человеком, для которого вопрос «А как на самом деле?» является важным и значимым.


«Общая характеристика учебного предмета»

Курс «Загадки природы» выстроен на границе трёх подходов, имеющих глубокие традиции в отечественной психологии и педагогике — диалогического, событийного и деятельностного. Практика работы с детьми младшего школьного возраста в рамках этого курса ориентирована на развитие у младших школьников познавательных компетенций (позиция наблюдателя, исследовательская позиция, предметная осредствлённость) и сквозных (ключевых) компетентностей — образовательной самостоятельности, образовательной инициативы и интегральной компетентности — умения учиться. Сейчас все эти образовательные качества зафиксированы как значимые в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

Курс « Загадки природы» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка, математики и окружающего мира приучает детей к целостному постижению мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, самому себе и окружающим людям.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы - как одной из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты научно-популярных произведений.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе естественнонаучных и социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Ценность искусства - живопись, архитектура, литература, музыка и др. как части культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания самого себя, природы и общества.

Ценность патриотизма - любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур, религий. Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.


Программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 учебных недель в год.

В соответствии с календарным учебным графиком рабочая программа реализуется за 32 учебных часа в год.



2. «Планируемые результаты освоения программы»

В процессе изучения курса «Загадки природы»


ПРЕДМЕТНЫЕ

В результате изучения материала обучающиеся должны уметь:

  • понимают, что один и тот же объект наблюдения понимается по-разному и остаётся при этом общим предметом обсуждением в спорах о согласиях и несогласиях с мнениями других;

  • имеют первоначальные навыки работы в группе;

  • могут и чувственно, и в слове удерживать и обсуждать различные способы движения живых и неживых тел, как наиболее выразительную форму их существования;

  • знают особенности множества мест существования живых существ, «заселили» среды обитания большим количеством животных и могут о них рассказывать;

  • знают множество загадок живой и неживой природы: загадки движения, загадки собственных жилищ «диких» животных, загадки поведения и характеров, загадки полёта, загадки волшебных и реальных превращений, загадки роста и развития, загадки морфологии и загадки взаимоотношений между различными живыми существами.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

  • определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  • сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям;

  • осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач;

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи ;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

  • находить общее решение при работе в парах, группах; стараться договориться, уметь уступать;

  • учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


ЛИЧНОСТНЫЕ

обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:

  • положительно относиться к школе, проявлять желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, окружающему миру.

  • оценивать жизненные ситуации ( поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей , почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.



Формы проведения занятий

Программа предполагает использование следующих форм организации занятий: экскурсии, проведение исследований, подготовка и защита проектов, беседы, виртуальные экскурсии, выставки работ


Раздел «Содержание программы курса»


1 класс (32 ч)

Введение в курс (32 ч)

Волшебный мир (1 ч)

Выстраивание дружеских отношений между первоклассниками, развитие детской учебной коммуникации и учебного сотрудничества на знакомом материале, имеющем природоведческий статус:

  • Деление на группы «случайным» образом, при помощи соединения фрагментов картинок, заранее приготовленных и разрезанных по количеству участников;

  • Обмен «информацией» внутри группы о сюжете сказки, иллюстрация которой теперь в собранном виде лежит на каждом столе;

  • «Поход в гости» к другим группам и приём гостей, обмен информацией между группами;

  • Беседа о волшебных персонажах, их волшебных качествах, придумывание загадок для других групп;

  • Игра в «исследователей-путешественников» по рабочей странице «Волшебный мир» (рассматривание рисунка, придумывание истории по фрагменту общей картинки, рисование кусочка волшебного мира в рабочих тетрадях).

Волшебные предметы (1 ч)

Создание ландшафтных рисунков – элементов модели детской картины мира.

Страшно … весёлые истории (1 ч)

Межпредметная связь – особенность детского мировосприятия (театр, русский язык, чтение, рисование…)

Драконы и Змеи-Горынычи (1 ч)

Задания, связанные с движением.

Полёты бумажных самолётов (1 ч)

Экспериментирование.

Коробочек для скрипа и топотания (1 ч)

Разговоры-воспоминания. Освоение классификации.

Точка-точка, запятая (1 ч)

Цветные слайды-фотографии, созданные средствами макросъёмки, фантастически эмоционально насыщены.

Терем-теремок! Кто в тереме живёт? (1 ч)

Обсуждение навыков поведения животных, в частности навыка строительства собственного жилища. Формулирование вопросов по поводу обсуждаемой темы, придумывание собственных гипотез, общегрупповое обсуждение.

Жила-была лягушка, прожорливое брюшко (1 ч)

Работа в парах. Строение лягушек. Живые существа водоёмов (цапли, головастика, стрекозы и т.д.).

С кочки на кочку (1 ч)

Обсуждение различных мест обитания различных живых существ.

Волшебные превращения (1 ч)

В этой теме мы впервые коснёмся темы развития.

Семена и орешки (1 ч)

Формулирование вопросов по обсуждаемой теме. Работа по осознанию и преодолению собственных эгоцентрических установок при понимании того, как устроен окружающий мир.

Что там внутри? (1 ч)

Игра «Волшебная палочка».

Вершки и корешки (1 ч)

Самостоятельное обсуждение детьми вопросов, по поводу которых у них нет «твёрдых знаний». Первая проба выстраивания образа растения как саморегулирующейся живой системы

Кто такие муравьи … и муравьиные львы (2 ч)

Позиция исследователя-наблюдателя.

На золотом крыльце сидели (1 ч)

Это занятие посвящено стрекозам.

О жизни среди крокодилов (1 ч)

Среда обитания крокодилов. Хладнокровные хищники.

Самые большие живые существа (1 ч)

Совместный поиск информации. Разговор об огромных существах (диплодок, синий кит, слон, жираф … ).

Удивительное разноцветье (1 ч)

Возможность «окунуться» в мир цвета.

Кусочек природы (1 ч)

Аквариумы, их устройство, обитатели.

Улиткины загадки (1 ч)

В аквариуме, кроме рыбок, живут улитки.

Собственный химический лес (2 ч)

Встреча детей с химией.

Кристаллы и самоцветные камни (2 ч)

Сказки, легенды, в которых рассказывается о драгоценных камнях.

Сахарный вкус (1 ч)

Распад сахара в воде на невидимые частички.

Читаем таблицы (1 ч)

Работа с таблицами (чтение информации по горизонтали и вертикали).

Как это всё назвать? (1 ч)

Общие группы живых существ.

Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик! (2 ч)

Правила поведения в лесу, на реке.

Летние прогулки (1 ч)

Особенности летнего периода времени.

Краткое пояснение логики структуры программы

п\п

Раздел

Кол-во часов по рабочей программе

1

Введение в курс

32

ИТОГО

32


Календарно-тематическое планирование курса


п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

План

Факт

Введение в курс

1

Волшебный мир


1

Делятся на группы случайным образом. Обмениваются информацией о сюжете сказки внутри группы. Обмениваются информацией между группами. Рассказывают о волшебных персонажах и их волшебных качествах. Придумывают загадки. Играют в «исследователей-путешественников».



2

Волшебные предметы

1

Восстанавливают рисунок волшебного мира с прошлой учебной встречи на доске.



3

Страшно … весёлые истории

1

Вспоминают зверей сказок (какими бывают, их характеры). Рисуют фрагмент из произведения «Муха-цокотуха».



4

Драконы и Змеи Горынычи

1

Обсуждают строение Драконов и Змеев-Горынычей, особенности устройств. Работают в группах. Рассуждают над сходствами и различиями.



5

Полёты бумажных самолётов

1

Создают самолётики из бумаги и спичек. Проводят эксперименты с утяжелением нос, крыльев, хвоста самолётика и делают вывод. Обсуждают что такое «центр равновесия».



6

Коробочек для скрипа и топотания

1

Обсуждают иллюстрации. Обсуждают, что может быть «общеклассными», групповыми или «парными». Подготавливают в группах рассказ о живых существах, живущих в этих местах и рассказывают. Игра по коллективному отгадыванию того, что находится в личной коробочке каждого.



7

Точка-точка, запятая

1

Исследуют летний луг. Рассматривают иллюстрации и обсуждают её. Читают отрывок из книги Юрия Аракчеева «Джунгли во дворе», рассматривают слайды. Обсуждают в группах, как могут передвигаться живые существа, изображённые на рисунке.



8

Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

1

Вспоминают м сказочные дома-терема. Обсуждают живых существ, населяющих реки, моря, лес, саванну, лужу… Рассматривают фотографии жилищ разных животных – зверей, птиц, насекомых.



9

Жила-была лягушка, прожорливое брюшко

1

Рисуют на доске и в тетрадях лягушек и тех мест, где они живут. Обсуждают других живых существ, которых можно встретить в этих же местах. Придумывают в парах короткие диалоги лягушек и других живых существ



10

С кочки на кочку

1

Обсуждают место обитания «болото» и живых существ данной местности. Работают с физической картой родного края.



11

Волшебные превращения

1

Обсуждают превращения, которые происходят в сказках. Придумывают и задают вопросы-загадки про превращения в сказках. Вспоминают ситуации, в которых сказочные герои превращаются в кого-то, и ситуации, в которых они оборачиваются кем-то.



12

Семена и орешки

1

Обсуждают сказочные истории про необычные семена; устройства разных плодов и растений. Рассматривают классификацию семян.



13

Что там внутри?

1

Игра «Волшебная палочка». Рассматривают и рассказывают о семенах. Рисуют версию того, что происходит с семенем и косточкой далее.



14

Вершки и корешки

1

Рассматривают и обсуждают деревья, кустарники и травянистые растения; их сходства и различия.



15

Кто такие муравьи… и муравьиные львы

1

Готовят в группах и рассказывают о жизни муравьев. Читают и сравнивают рассказ Н.Романовой «Красная точка» и рассказ В. Бианки про Муравьишку. Делают зарисовку муравья.



16

Кто такие муравьи… и муравьиные львы

1



17

На золотом крыльце сидели…

1

Рисуют несколько стрекоз и место их обитания. Анализируют строение тела стрекозы. Обсуждают жизнь стрекоз. Просматривают видеозапись того, как летают стрекозы.



18

О жизни среди крокодилов

1

Обсуждают жизнь крокодилов, среду обитания. Знакомятся с понятием «хладнокровные».



19

Самые большие живые существа

1

Ищут ответы на вопросы из «научной картины мира» в энциклопедиях, интернете, др. источниках.



20

Удивительное разноцветье

1

Игра «волшебная палочка». Сравнивают цвета своих карандашей и фломастеров с цветными полосками. На каждый цвет радуги вспоминают названия цветковых растений такого же цвета. Рисуют в тетрадях цветочную поляну.



21

Кусочек природы

1

Составляют из тодельных строчек и отгадывают стихотворений-загадок об аквариумах в группах. Обсуждают аквариумы, их устройство, обитателей. Просматривают презентаций с фотографиями аквариумных рыбок и их названиями.



22

Улиткины загадки

1

Обсуждают жизнь улиток; строение, особенности.



23

Собственный химический лес

1

«Выращивают» цветной химический лес. Делятся впечатлениями.



24

Собственный химический лес

1



25

Кристаллы и самоцветные камни

1

Рассказывают сказку или легенду, в которых рассказывается о драгоценных камнях. Придумают в группе и рассказывают (иллюстрируют) историю о том, как появились самоцветные камни. Просматривают презентации о драгоценных, полудрагоценных и поделочных камнях.



26

Кристаллы и самоцветные камни

1



27

Сахарный вкус

1

Наблюдают растворение сахара в воде, обсуждают данный процесс. Делают схематичную зарисовку («гипотез-теорий»).



28

Читаем таблицы

1

Работают с таблицами, информацией. Рассматривают и обсуждают ситуации по теме.



29

Как это всё назвать?

1

Рассматривают рисунок, выбирают животного, готовят рассказа о нём. Объединяют в общие группы живых существ.



30

Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик!

1

Обсуждают правила поведения, обозначают их значками.



31

Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик!

1



32

Летние прогулки

1

Обсуждают особенности летнего периода времени. Наблюдают за интересными живыми существами разной формы и расцветки; за их жизнью.



ИТОГО

32





14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!