СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Разговор о важном"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Курс «Разговор о важном» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в   отработку знаний. 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Разговор о важном"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

                                           «Разговор о важном»

для 3 «В» класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Свистунов Павел Николаевич

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шушенская средняя общеобразовательная школа № 8




Согласовано:

Утверждено:

старший методист по воспитательной работе

_________________И.Н.Козлова

директор МБОУ Шушенской СОШ № 8

____________________Е.А.Голубидо

«______» ____________ 2022 г.

Приказ от «___»_______2022 г. №_____





Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Разговоры о важном» 

патриотической, нравственной и экологической направленности

для 2-3-х классов








Классный руководитель: Баркова Вера Павловна















2022–2023 учебный год





Пояснительная записка

        

Рабочая программа курса составлена на основе следующих документов:


    1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

     2. Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

    3.  Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

     4.СанПиН 1.2.3685-21;

5.Устав МБОУ Шушенской СОШ № 8.

6.Основная образовательная программа МБОУ Шушенской СОШ № 8.

7.Положение о внеурочной деятельности МБОУ Шушенской СОШ № 8.

Актуальность данной программы: Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Разговор о важном»

        Цель программы внеурочной деятельности: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

        Задачи программы:

-        воспитание активной  гражданской позиции, духовно-нравственное  и патриотическое воспитание на основе  национальных ценностей;

-        совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;

-        повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;

-        развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;

-        формирование культуры поведения в информационной среде.

        Общая характеристика курса «Разговор о важном»

Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

Курс «Разговор о важном» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в  отработку знаний. 

Темы занятий приурочены  к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам,  годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:

День  знаний

Наша страна – Россия

165- лет со дня  рождения К.Э.  Циолковского

День музыки

День пожилого человека

День учителя

День отца

Международный день школьных библиотек

День народного единства

Мы разные, мы вместе

День матери

Символы России

Волонтеры

День Героев Отечества

День Конституции

Тема Нового года. Семейные праздники и мечты

Рождество

День снятия  блокады Ленинграда

160 лет со дня  рождения К.С. Станиславского

День Российской науки

Россия и мир

День защитника Отечества

Международный женский день 

110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова

День воссоединения Крыма с Россией

Всемирный день театра

День космонавтики. Мы – первые 

Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками

День Земли

День Труда

День Победы. Бессмертный полк

День детских общественных организаций

Россия – страна возможностей

Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о важном» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.

.Формы и методы работы:

Формы работы:

  • Групповая работа. Работа в парах. (сюжетно -ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

  • Фронтальная работа – это работа со всеми обучающимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

  • Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания.

Методы:

  • Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).

  • Проблемный

  • Частично-поисковый 

  • Объяснительно-иллюстративный.

Рабочая программа курса рассчитана на обучающихся 2-3 классов, состоящих из обучающихся разных классов. Промежуточная аттестация проходит в форме комплексной работы, включающая в себя тест, решение задач и творческого задания.

Место предмета в образовательной программе

В учебном плане МБОУ Шушенской СОШ № 8 выделено из школьного компонента 1 час программы начальной школы.

Планируемые результаты освоения программы В результате изучения курса «Разговор о важном» младшие школьники получат представления:

-  становление ценностного отношения к своей Родине – России;

-  осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

-  уважение к своему и другим народам;

-  первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

-  признание  индивидуальности  каждого человека;

-  проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

-   бережное отношение к природе;

-   неприятие действий, приносящих вред природе.

Метапредметные результаты

1) базовые логические действия:

-  сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

2) базовые исследовательские действия:

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

-   с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

-  прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

3) работа с информацией:

-   выбирать источник получения информации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

-    распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

-  соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, -        родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;

- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

-    самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

-  признавать возможность существования разных точек зрения;

- корректно и аргументировано высказывать свое мнение;

-  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

-  готовить небольшие публичные выступления;

-  подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2) совместная деятельность:

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

-  принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

-  проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

-   ответственно выполнять свою часть работы;

-  оценивать свой вклад в общий результат;

- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

-   выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

-  устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

-   корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты

Сформировано представление:

- о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;

-  символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

-  институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;

-  народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

- религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

-   нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

-единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

-   влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;

- важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-        активной роли человека в природе.

Сформировано ценностное отношение:

- к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;

-  семье и семейным традициям;

-  учебе, труду и творчеству;

-   своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

-   природе и всем формам жизни.


Сформирован интерес:

-    к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;

-     общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;

-   государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;

-   природе, природным явлениям и формам жизни;

-   художественному творчеству.

Сформированы умения:

-   устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;

-   проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;

-  соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;

- распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.




Формы контроля

Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.

.   Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ обучающихся, праздников, игр, викторин. В том числе:

- оформление выставок работ обучающихся в классе, школе;

Обучающиеся научатся

- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

-  сравнивать предметы, понятия;

-  выделять существенные признаки и закономерности предметов;

-  обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

-  определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

-  концентрировать, переключать своё внимание;

-  копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный      образ;

- самостоятельно выполнять задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей      рассуждать;

- находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся   проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по  количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.


Формы учета знаний и умений

Учет знаний и умений для контроля, и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;

участие в предметных декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги;  турниры и т.д.)

Подобная организация учета знаний и умений для контроля, и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.





Содержание курса


Тема

Формы организации занятий / мероприятий

Кол-во часов

Всего часов

Теория

Практика

1.

День знаний. Рекорды России

Образовательный квиз



1

2.

От поколения к поколению: любовь россиян к Родине

Беседа


1


3.

Мечтаю летать

Работа с интерактивными карточками



1

4.

Я хочу услышать музыку

Музыкальный конкурс талантов



1

5.

О наших бабушках и дедушках

Семейные истории



1

6.

Яснополянская школа и ее учитель

Работа с текстом



1

7.

День отца

Творческая мастерская



1

8.

Петр и Феврония Муромские

Работа с иллюстрациями



1

9.

День народного единства

Работа с интерактивной картой



1

10.

Память времен

Групповое обсуждение



1

11.

День матери

Творческая мастерская


1


12.

Герб России и Москвы. Легенда о Георгии Победоносце

Работа с видеорядом


1


13.

Один час моей жизни. Что я могу сделать для других?

Групповое обсуждение


1


14.

Герои Отечества разных исторических эпох

Работа с Галереей героев



1

15.

День Конституции

Эвристическая беседа


1


16.

О чем мы мечтаем?

Конкурс стихов



1

17.

Светлый праздник Рождества

Пишем письмо Дедушке Морозу



1

18.

Ленинград в дни блокады

Работа с книжным текстом



1

19.

Рождение московского художественного театра

Виртуальная экскурсия



1

20.

День российской науки

Викторина


1


21.

Россия и мир

Викторина


1


22.

Есть такая профессия – Родину защищать

Литературная гостиная: конкурс стихов



1

23.

8 Марта – женский праздник

Творческий флешмоб


1


24.

Гимн России

Работа с книжным текстом



1

25.

Путешествие по Крыму

Виртуальная экскурсия



1

26.

Я иду … в театр

Чтение по ролям



1

27.

День космонавтики

Обсуждение фильма «Время Первых»



1

28.

Память прошлого

Конкурс стихов



1

29.

«Дом для дикой природы»: история создания

Работа с видеоматериалами


1


30.

День труда. Мужественные профессии

Беседа с ветеранами труда



1

31.

Дорогами нашей Победы

Встреча с ветеранами



1

32.

День детских общественных организаций

Работа с видеоматериалами


1




33.

Мои увлечения

Творческий конкурс



1

34.

Мои увлечения

Творческий конкурс


1






Календарно-тематическое планирование

п/п


Тема занятия

Кол-во часов

Дата

проведения

Примечание

план

факт

1

День знаний. Рекорды России

1




2

От поколения к поколению: любовь россиян к Родине

1




3

Мечтаю летать

1




4

Я хочу услышать музыку

1




5

О наших бабушках и дедушках

1




6

Яснополянская школа и ее учитель

1




7

День отца

1




8

Петр и Феврония Муромские

1




9

День народного единства

1




10

Память времен

1




11

День матери

1




12

Герб России и Москвы. Легенда о Георгии Победоносце

1




13

Один час моей жизни. Что я могу сделать для других?

1




14

Герои Отечества разных исторических эпох

1




15

День Конституции

1




16

О чем мы мечтаем?

1




17

Светлый праздник Рождества

1




18

Ленинград в дни блокады

1




19

Рождение московского художественного театра

1




20

День российской науки

1




21

Россия и мир

1




22

Есть такая профессия – Родину защищать

1




23

8 Марта – женский праздник

1




24

Гимн России

1




25

Путешествие по Крыму

1




26

Я иду … в театр

1




27

День космонавтики

1




28

Память прошлого

1




29

«Дом для дикой природы»: история создания

1




30

День труда. Мужественные профессии

1




31

Дорогами нашей Победы

1




32

День детских общественных организаций

1




33

Мои увлечения

1




34

Мои увлечения

1


























Материально – техническое обеспечение

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о важном/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с

Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. -Л., 1974,200с

Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с

Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с

Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с

Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.

Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с

Список литературы для детей.

1.Верзилин.Н.  По следам Робинзона Л. 1974,254с

2 Верзилин. Н . Путешествие с комнатными растениями Л., 1974,254с

3Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185.

4.Огуреева Г.Н. Краткий атлас – справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001с.