ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования (с изменениями и дополнениями).
2. Авторской программы по русскому языку к учебникам «Русский язык. 5 — 9 классы». Для образовательных учреждений под редакцией Л. В. Кибиревой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015 г.
3. Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) ГБОУ Гимназия № 10.
4. Учебного плана ГБОУ Гимназия № 10.
Место предмета в учебном плане
На внеурочную деятельность по русскому языку в 6 классе учебным планом ГБОУ Гимназия № 10 выделено 34 часа в году (1 час в неделю).
Перечень используемой учебно – методической литературы
«Русский язык. 6 класс» в 2-х частях под редакцией Е.А.Быстровой, «Русское слово - учебник», 2014. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «ФГОС. Инновационная школа»).
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000.
3. Бабайцева. В.В. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение, 1982.
Интернет - ресурсы
Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru
Филологический портал Philology.ruhttp://www.philology.ru
Планируемые результаты.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
ель: обеспечить речевую практику учащихся для развития языковой способности, наблюдательности и формирования навыков речевой коммуникации.
ивная работа, мультфильм.
Данная программа рассчитана на детей 11 лет состоит из 35 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся с группой учащихся в свободное от учёбы время, в учебном кабинете, где можно быстро организовать пространство для коллективных игр.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая. Во время занятий у ученика происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания обучающихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры.
Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Проведение занятий предполагается в форме мини-лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
➢ Загадки звуков, букв, слогов. ➢ Устная связная речь. Лексика.
➢ Тайны твёрдых и мягких согласных. ➢ Предложение. Текст.
➢ Письменная связная речь.
➢ Учимся различать глухие и звонкие согласные.
ние детьми программы курса «По ступенькам русского языка» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
основы моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
доброжелательности, доверия к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
ые. Ученики научатся:
ники научатся:
задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
участвовать диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Предметные результаты
Ученики научатся:
учиться грамматически правильной связной речи;
использовать практически навыки словообразования и словоизменения;
активизации словарного запаса;
связно и последовательно излагать суть выполняемого задания;
анализировать литературный текст, выделять части его структуры, определять стиль текста, его жанровые особенности;
самостоятельно выяснять и объяснять значения незнакомых слов, используя различные словари;
распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки;
детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы;
анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения;
передавать содержание текста, объединяя в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения;
свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
редактировать написанное.
Пятиклассники получат возможность для формирования:
развивать память, внимание, мышление и восприятие.
Исследование лексики и грамматического строя. Речевые и неречевые звуки. Гласные и согласные звуки. Алфавит. Звуки и буквы. Весёлый наборщик. Грамматическая арифметика. Создание мини-сочинений по сюжетным картинкам.
Игра «Эрудит-вояж» - составление слов из букв, взятых из пакета (простой вариант).
Игра с мячом «Быстро назови предмет по обобщающему слову». Педагог бросает мяч ученику и называет обобщающее слово, например: «Мебель». Учащийся вспоминает и называет один из предметов мебели.
Наблюдение за звучанием речевых и неречевых звуков. Игры: «Речевой – неречевой», «Слушаем звуки». Наблюдение за образованием гласных и согласных звуков.
Эксперимент с разрезанием ножницами листа бумаги. Создание алфавита в виде таблицы. Создание рисунка клоуна при помощи таблицы-алфавита. Игры в слова: «Буквы рассыпались», «Найдите лишнее слово», «Загадочные профессии», «Грамматическая арифметика», «Составь слово из слогов », «Назови слово по гласным»
Содержание
Раздел «Лексика. Фонетика. Части речи» (13 ч.)
Тема 1. Орфография как раздел науки о языке.
Раздел русского языка - морфология. Эксперимент и лингвистическое исследование.
Тема 2. Для чего нам словари?
Работа со словарями.
Тема 3. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы и неологизмы.
Разработка группового проекта. Самостоятельная работа по сбору информации к проекту. Интеллектуальный тренинг.
Тема 4. Защита проекта по лексике.
Презентация информационных и творческих продуктов.
Тема 5. Поиграем со звуками.
Анализ информации. Исследование звучащей речи.
Тема 6. Слабые и сильные позиции звуков.
Фонетический анализ.
Тема 7. Фонетические задачки.
Тема 8. Защита проектов по фонетике.
Тема 9. В гостях у частей речи.
Методы исследования: анализ и синтез. Разработка коллективного проекта «Части речи». Самостоятельные и служебные части речи. Мозговой штурм и мини-тест.
Тема 10. Все, что существует.
Разработка группового проекта «Паспорт имени существительного». Мозговой штурм: частотность части речи, постоянные и непостоянные признаки части речи. Информационный и творческий продукт проекта.
Тема 11. О чём расскажет прилагательное.
Разработка группового проекта «Паспорт имени прилагательного»: грамматические признаки, частотность части речи.
Тема 12. Миссия глагола.
Разработка группового проекта «Паспорт глагола»: грамматические признаки, частотность части речи.
Тема 13. Защита проектов по морфологии.
Защита индивидуальных и групповых проектов по морфологии. Презентация информационных и творческих продуктов.
Раздел «Состав слова» (8 ч.)
Тема 14. Из чего состоят слова? Зрим в корень!
Работа по толковому словарю. Раздел русского языка — морфемика. Проблемные вопросы, проблемная ситуация. Интеллектуальный тренинг. Наблюдение как метод исследования, его составляющие: описание, измерение, сравнение. Лингвистический анализ с помощью словарей: толкового, фразеологического, словообразовательного.
Тема 15. Окончание и основа.
Работа с толковым и лингвистическим словарями.
Тема 16. Приставки-труженицы.
Исследование: неизменяемые, изменяемые и иноязычные приставки. Интеллектуальный тренинг.
Тема 17. Говорящие суффиксы.
Работа с толковым словарем. Роль суффиксов в определении части речи, мозговой штурм. Словообразующие и формообразующие суффиксы.
Тема 18. Суффиксы существительных, прилагательных.
Работа с толковым словарем. Интеллектуальный тренинг.
Тема 19. Суффиксы глаголов.
Исследование с помощью методов анализа и синтеза, морфемный разбор глаголов, создание информационного продукта. Интеллектуальный тренинг.
Тема 20. Интерфикс и постфикс.
Разработка мини-проекта «Интерфикс и постфикс». Работа с толковым словари.
Тема 21. Слова замаскировались.
Морфемный разбор слов в форме игры «Слова замаскировались».
Раздел «Правописание» (14 ч.)
Тема 22. Где прячутся ошибки?
Тематика проектов по орфографии. Поиск информации в ходе игры «Я знаю орфограмму». Орфография, орфограммы, слабая и сильная позиции звуков, ассоциации.
Тема 23. Самоинструкця.
Алгоритм — порядок действий. Разработка коллективного проекта «Алгоритм грамотности». Исследование разделов русского языка: фонетики, морфологии, морфемики, орфографии, графики.
Тема 24. Орфограммы в стихах.
Разработка группового проекта «Проверяемые орфограммы в стихах и песнях». Рифма, размер стиха, способ рифмовки. Исследование, создание творческого продукта.
Тема 25. Что нельзя проверить?
Разработка группового проекта «Непроверяемые орфограммы». Работа в группах. Создание информационного продукта.
Тема 26. Загадки этимологии.
Этимология — раздел русского языка. Работа с толковым, этимологическим словарями и словарем иностранных слов. Способы объяснения и запоминания написания непроверяемых орфограмм. Создание творческого продукта — словарного лото «Календарь природы».
Тема 27. Школа эйдетики.
Игра в словарное лото «Календарь природы». Особенности школы эйдетики. Способ запоминания информации с помощью ассоциаций.
Тема 28. Сложный выбор – н или нн.
Работа с толковым словарем. Игры на развитие образной памяти «Пантомима», «Геометрические фигуры вокруг нас». Разработка коллективного проекта «Ассоциации для словарных слов».
Тема 29. Цепочки ассоциаций.
Игры на развитие логического мышления и двигательной памяти «Цепочка слов», «Актер театра». Разработка коллективного проекта «Ассоциации для словарных слов», алгоритм работы. Работа с этимологическим словарем.
Тема 30. Стоп! Перенос!
Разработка коллективного проекта «Перенос слова». Правила переноса; слог, дефис, тире.
Тема 31. Предлоги и приставки.
Исследование общих и отличительных признаков у приставок и предлогов с помощью методов исследования: сравнения, индукции.
Тема 32. Коварные приставки пре- и при-.
Обобщение знаний.
Тема 33. Пишем раздельно.
Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: сказок, песен, танцев, стихов, алгоритма грамотности.
Тема 34. Защита проекта «Грамотным быть – модно!».
Применение знаний на практике. Обобщение материала по изученным разделам русского языка.
Тематическое планирование
№ | Тема урока. Кол-во часов | Формируемые универсальные учебные действия | Прогнозируемый результат |
Раздел. Лексика. Фонетика. Части речи (13 ч.) |
1 | Орфография как раздел науки о языке. (1 час) | Познавательные: находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, представлять информацию в разных формах. Регулятивные: определять цель, проблемы в учебной деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе, работать по плану, находить и исправлять ошибки. Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения, использовать речевые средства в соответствие с ситуацией общения, Личностные: осознавать свои эмоции, черты характера, цели, позиции. | Ученик получит возможность овладевать основными понятиями орфоэпии и фонетики, лексики, морфологии; осознавать смыслоразличительную функцию звука; распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные по мягкости/твёрдости, звонкости/глухости звуки; понятия «синонимы», «омонимы», «антонимы», «паронимы», «архаизмы», «неологизмы»; различать части речи; характеризовать отдельные звуки речи, слово с точки зрения деления его на слоги, возможность переноса слова с одной строки на другую; слово как часть речи; проводить фонетический, лексический, морфологический анализы слова; выразительно читать прозаические и поэтические тексты; использовать орфоэпический, этимологический словари, лексические словари; овладеть основными правилами литературного произношения и ударения; осознать важность нормативного произношения для культурного человека. |
2 | Для чего нам словари? (1 час) |
3 | Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы и неологизмы. (1 час) |
4 | Защита проекта по лексике. (1 час) |
5 | Поиграем со звуками. (1 час) |
6 | Слабые и сильные позиции звуков. (1 час) |
7 | Фонетические задачки. (1 час) |
8 | Защита проектов по фонетике. (1 час) |
9 | В гостях у частей речи. (1 час) |
10 | Всё, что существует. (1 час) |
11 | О чём расскажет прилагательное. (1 час) |
12 | Миссия глагола. (1 час) |
13 | Защита проектов по морфологии. (1 час) |
Раздел. Состав слова (8 ч.) |
14 | Из чего состоят слова? Зрим в корень! (1 час) | Коммуникативные: умение определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. | Ученик получит возможность овладеть основными понятиями морфемики; извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей и использовать ее в различных видах деятельности; создавать письменные монологические высказывания (тексты-описания) в соответствии с коммуникативной установкой; проводить морфемный анализ слова; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. |
15 | Окончание и основа. (1 час) |
16 | Приставки – труженицы. (1 час) |
17 | Говорящие суффиксы. (1 час) |
18 | Суффиксы существительных, прилагательных. (1 час) |
19 | Суффиксы глаголов. (1 час) |
20 | Интерфикс и постфикс. (1 час) |
21 | Маскировка слов. (1 час) |
Раздел. Правописание (14 ч.) |
22 | Где прячутся ошибки. (1 час) | Познавательные: построение речевого высказывания; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные: Умение сотрудничать в ходе индивидуальной и групповой работы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей. | Ученик получит возможность овладеть основными понятиями и навыками письменной речи; объяснять функцию пунктуационных знаков; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. |
23 | Самоинструкция. (1 час) |
24 | Орфограммы в стихах. (1 час) |
25 | Что нельзя проверить? (1 час) |
26 | Загадки этимологии. (1 час) |
27 | Школа эйдетики. (1 час) |
28 | Образ слова. (1 час) |
29 | Цепочки ассоциаций. (1 час) |
30 | Стоп! Перенос! (1 час) |
31 | Предлоги и приставки. (1 час) | | |
32 | Коварные приствки пре- и при-. (1 час) |
33 | Пишем раздельно. (1 час) |
34 | Итоговое занятие. Защита проекта «Грамотным быть – модно!» |
Итого: 34 часа |
«Согласовано» «Утверждаю»
Председатель МО Директор ГБОУ Гимназия № 10
Кузнецова И. А. Рукавицына С.В.
___________(подпись) ___________(подпись)
___________(дата) ___________(дата)
Календарно – тематическое планирование
по внеурочной деятельности
«Путь к грамотности»
на 2019-2020 учебный год
для 6-а, б классов
34 часа в году (1 час в неделю)
№ | Сроки проведения | Раздел. Тема урока | Примечания |
план | факт |
Раздел. Лексика. Фонетика. Части речи (13 ч.) |
1. | 04.09 | | Орфография как раздел науки о языке. | |
2 | 11.09 | | Для чего нам словари. | |
3 | 18.09 | | Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы и неологизмы. | |
4 | 25.09 | | Защита проекта по лексике. | |
5 | 02.10 | | Поиграем со звуками. | |
6 | 09.10 | | Слабые и сильные позиции звуков. | |
7 | 16.10 | | Фонетические задачки. | |
8 | 23.10 | | Защита проектов по фонетике. | |
9 | 06.11 | | В гостях у частей речи. | |
10 | 13.11 | | Всё, что существует. | |
11 | 20.11 | | О чём расскажет прилагательное. | |
12 | 27.11 | | Миссия глагола. | |
13 | 04.12 | | Защита проектов по морфологии. | |
Раздел. Состав слова (8 ч.) |
14 | 11.12 | | Из чего состоят слова? Зрим в корень! | |
15 | 18.12 | | Окончание и основа. | |
16 | 25.12 | | Приставки – труженицы. | |
17 | 15.01 | | Говорящие суффиксы. | |
18 | 22.01 | | Суффиксы существительных, прилагательных. | |
19 | 29.01 | | Суффиксы глаголов. | |
20 | 05.02 | | Интерфикс и постфикс. | |
21 | 12.02 | | Маскировка слов. | |
Раздел. Правописание (14 ч.) |
22 | 19.02 | | Где прячутся ошибки. | |
23 | 26.02 | | Самоинструкция. | |
24 | 04.03 | | Орфограммы в стихах. | |
25 | 11.03 | | Что нельзя проверить? | |
26 | 18.03 | | Загадки этимология. | |
27 | 01.04 | | Школа эйдетики. | |
28 | 08.04 | | Образ слова. | |
29 | 15.04 | | Цепочки ассоциаций. | |
30 | 22.04 | | Стоп! Перенос! | |
31 | 29.04 | | Предлоги и приставки. | |
32 | 06.05 | | Коварные приставки пре- и при-. | |
33 | 13.05 | | Пишем раздельно. | |
34 | 20.05 | | Итоговое занятие. Защита проекта «Грамотным быть – модно!» | |
10