Внеурочная деятельность с применением немецкого языка в начальной школе.
Внеурочная деятельность, сопряженная с обязательной образовательной деятельностью, с применением немецкого языка призвана создать условия для прогрессивного и ускоренного приобретения лексических навыков. Целью обучения является создание условий, при которых ученики максимально эффективно будут усваивать материал. Внеурочная деятельность расширяет речевой кругозор, а также применение языка в повседневной жизни. А это, в свою очередь, способствует расширению словарного запаса. Если внеурочная деятельность идет в тандеме с преподаванием в основное время, то появляется мотивация у учеников, желание узнавать все больше нового об изучаемом языке и активно взаимодействовать в языковом пространстве. Каждый этап изучения языка направлен на развитие определенных навыков и знаний. А грамотно подобранная технология обучения способствует быстрому усвоению и применению немецкого языка в разговорной речи.
Работа вне урока позволяет начальному звену приобщаться к изучению иностранного языка с помощью не только заучивания правил и фраз, но и пониманию и абсолютному вхождению в процесс изучения. Учитель должен суметь донести до учащихся мысль, что немецкий язык нужен не только в рамках школьного образования, но и пригодится в жизни как повседневной, так и деловой. Например, в поездках в Европу, где знание языка позволит избежать речевых барьеров в общении с носителями языка, при просмотре фильмов и предметов искусства, заполнении документов и в повседневных бытовых ситуациях. Такие ситуации стоит обсуждать с учениками в качестве примера, чтобы создать у них мотивацию и желание изучать что-то новое. Грамотно сформированная мотивация может стать хорошим фундаментом для будущего образования.
Также стоит отметить, что обучение языкам, в том числе и немецкому, способствует расширению мировоззрения, а также помогает правильно оформлять свою речь. Знание иностранных языков является визитной карточкой человека, поэтому еще со школы нужно заботиться об этом.
Ролевые игры, увлекательные упражнения моделируют ситуации, когда учащийся вовлечен в процесс изучения языка, что является для него не обременительным, а напротив, интересным и полезным. Для усовершенствования навыков многие используют театральные сценки на немецком языке, когда учитель раздает роли, которые дети впоследствии учат. На репетициях они погружаются в языковую атмосферу, что способствует тому, что они быстрее запоминают отдельные слова и фразы, а также понимают, как правильно произносить различные лексические единицы. Эффективным инструментом будет использование не сценок, а отдельных ситуаций, в которых дети будут разыгрывать определенные моменты из реальной жизни. Это позволит им подбирать нужные слова и формы, овладевать разговорным типом речи. Таким образом, развиваются и ценностные ориентации ребенка.
В начальной школе общий уровень речевых возможностей, конечно, ограничен, так как непосредственное изучение ведется именно в форме игры. Такой метод представляется для детей более интересным и комфортным. Игровая деятельность при изучении иностранных языков может применяться в любом возрасте, главное, чтобы она была адаптирована и подходила для того или иного возраста и уровня языковой подготовки. Этот метод создает благоприятные условия с точки зрения психологии и межличностного общения. Успехи в овладении немецким языком могут повлиять на самооценку ученика. А общее понимание того, что ребенок владеет одним или более языком станет для него своего рода мотивацией для дальнейшего совершенствования языкового уровня.
В образовательной системе имеются методологические приемы, носящие игровой характер. Они способствуют тому, что использованные во время внеурочной деятельности материалы усваиваются лучше. К ним можно отнести следующие упражнения:
1. Запоминание предметов
Задача учеников – назвать представленные предметы. Учитель дает учащимся следующее задание:
- просмотреть предметы или картинки в течение 2-х минут;
- далее изображения или материальные объекты прикрываются бумагой;
- ученик должен назвать те предметы, которые ему удалось запомнить;
- записать на листе названия этих предметов.
2. Поиск противоположностей
Целью является актуализация лексических навыков, а к задаче относится поиск антонимов к указанным словам. Учитель может предоставить готовый список противоположных значений, который нужно сопоставить с изображениями.
3. Сфера применения тех или иных предметов
Целью является соотнесение лексических единиц с определяющими признаками. Коммуникативной задачей считается рассмотрение изображений с последующими обозначениями их применения в повседневной жизни, то есть определить, какими предметами пользуются врачи, продавцы, инженеры и так далее.
4. Совместная игра
Целью является оформление фраз на основе указанных ситуаций или семантических групп. В ходе игры преподаватель предлагает ученикам специальные упражнения с нереальными предметами. Например, работа в огороде или саду, то есть сбор овощей или ягод. Или посещение почтового отделения, когда дети должны написать письмо, упаковать его в конверт, приклеить марку, а также отправить посылку. Учащиеся, которые исполняют роль сотрудников почты, принимают заказ и осуществляют продажу сопутствующих товаров. Все диалоги, конечно, исполняются на немецком языке, чтобы усовершенствовать разговорный уровень владения языком. Ребенок осуществляет действие и комментирует свои манипуляции.
Изучение немецкого языка на уроке происходит по учебникам и рабочим тетрадям. Зачастую в учебном материале есть раздел, посвященный друзьям и встречам с ними. На внеурочном занятии можно обыграть эту тему. Учитель разделяет класс на микрогруппы с определенными заданиями и установками:
- ответы на вопросы по поводу времяпрепровождения в период летних каникул;
- описание основных игровых видов деятельности, которыми пользуются дети в свободное время (прогулки, футбол, компьютерные игры и так далее);
- каждый ученик поочередно отвечает, но при этом должен использовать разные слова в описании игр;
- у каждой команды есть капитан, обычно это ребенок с лидерскими качествами, который владеет речевыми умениями на более высоком уровне. Лидер должен в конце повторить все игры, перечисленные в процессе.
Такой методологический прием используется во время изучения и повторения пройденной темы. Его рекомендуют многие опытные преподаватели. Игровые упражнения тренируют внимание и память, а также способствуют тому, что дети учатся формировать межличностные отношения. Соревновательный дух в процессе внеучебной деятельности может создать все условия для ускоренного и эффективного получения языковых знаний.
Обучение в школе должно быть направлено на то, чтобы активизировать способности и умения детей. Начальная школа – это основа для дальнейшего обучения. Поэтому на учителя ложится огромная ответственность. Он должен добиться того, чтобы ученики вникли в процесс изучения иностранного языка, считали его интересным и перспективным.
Процесс преподавания иностранного языка является сложным и трудоемким. Преподаватель должен организовать урок и внеурочную деятельность на таком уровне, чтобы создать оптимальные условия для овладения немецким языком. Учитель обязан получать обратную связь от учащихся, чтобы понимать, насколько усваивается и откладывается в памяти материал. Благодаря контакту с учениками он сможет определить, какие стороны требуют более тщательной отработки, а какие уже прочно закрепились у ребенка. Проверить это можно посредством контрольных и самостоятельных работ.
Учитель, строящий образовательный процесс на основе креативности и творчества, может добиться больших результатов. От компетенции учителя зависит весь процесс обучения. Таким образом, использование учителем инновационных и новаторских приемов в области преподавания немецкого языка создает благоприятные условия для формирования речевых умений школьников на начальном этапе обучения.
В своей работе педагог обязан учитывать возрастные особенности школьников. Детский возраст характеризуется тем, то учащиеся воспринимают информацию лучше через игры и развлечения. Следовательно, урок должен быть простроен с учетом этих особенностей. Упражнения и задания должны стимулировать учащихся и мотивировать их на дальнейшее изучение языка. Грамотно выстроенный образовательный процесс позволит сделать обучение легким для восприятия, качественным и эффективным с точки зрения овладения азами речевых навыков, а самое главное, станет интересным для школьника, который только начинает свой путь.