СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Семьеведение"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Семьеведение"»

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЧИШМИНСКИЙ ФИЛИАЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ИСМАИЛОВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Рассмотрено Утверждаю

Заместитель директора по ВР Директор школы

_________ Мурзаева Л.И. ____________Кильметов Б.Ю.

Протокол № от ____________ приказ № от_________.2020г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Семьеведение»

9 класс



Класс: 9

Составитель курса внеурочной деятельности

Ахмадуллина Аида Алексеевна



2020 год




Рабочая программа кружка «Семьеведение».



Пояснительная записка.


  1. Статус документа.


Рабочая программа по кружку «Семьеведение» составлена на основе следующих документов:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ (с послед. изм. и доп.) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета" от 27 января 1996 г. N 17, "Собрание законодательства РФ" от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16

Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"

Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"

Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации

Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р “Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года”

  1. Актуальность.

В наше время коренных общественных перемен отношение к семье крайне противоречивое: диапазон мнений простирается от разговоров о семье как пережитке традиционного общества до самой высокой ее оценки как главной жизненной ценности человека. «Семья ... является истинной школой человечности, университетом практического человеколюбия, академией взаимопонимания, братской близости, душевного сострадания и сопереживания, пишут А.И. Антонов и С.А. Сорокин, авторы капитального труда «Судьба семьи в России XXI века» (М., 2000). Семейное влияние на становление личности, на качество межличностных взаимоотношений огромно. Это свойство семьи давно общепризнанно...».

Самое важное для стабильности семьи – супружеские отношения.

В настоящее время кризис семейных отношений наблюдается как в российском обществе, так и во всем мире. Разрушается престиж семьи, традиционного уклада жизни, дискредитация положительного образа благополучной многодетной семьи, разрыв культурной преемственности поколений, насаждение демографического сдерживания. Сегодня редко встретишь патриархальную семью, где отец – хозяин, а мама – хранительница домашнего очага. Женщины стремятся к самореализации, достигают больших успехов в карьере. Непростые экономические отношения заставляют всех членов семьи думать о том, как заработать деньги. Это отражается не только на демографии, но и способствует падению духовности и нравственности, семейных ценностей, ведет к проблемам супружеских и детско-родительских отношений, неподготовленности детей к самостоятельной семейной жизни. Если нет любви в семье и к семье, может ли быть любовь к Родине?

Актуальная проблема современного общества – потеря связей с собственной родословной. Приобщение учащихся к изучению истории своей семьи, ее корней – это и путь к самопознанию: кто мы и откуда родом? Составляя родословное дерево своей семьи, дети вовлекают в эту работу и взрослых. С их помощью дети соприкасаются со своими истоками, узнают много интересного о жизни предков, уважают и чтят обычаи и традиции своего народа. Фамильная честь, интерес к своему роду – это ветви большого дерева, имя которому патриотизм.

Изучение программы «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Для того чтобы отношения в семье были счастливыми и радостными, нужна определенная культура. Сформировать семейную культуру необходимо посредством осознания безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству понимания и поддержки таких нравственных устоев семьи как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших; бережного отношения к жизни человека, заботы о продолжении рода.

Знания и навыки, приобрета­емые в ходе освоения теоретических и практических основ дан­ного курса, позволяют значительно расширить и углубить систе­му знаний школьников о психологических основах семейных от­ношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудно­стей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни, помочь осознать значение семьи в жизни человека.

Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование может явиться мощным средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о нормах семейной жизни молодому поколению.

  1. Цель программы способствовать формированию у учеников старших классов общеобразовательной школы необходимую для их развития систему духовных, политико-правовых, экономических, социальных характеристик и представлений о закономерностях развития и функционирования институтов брака и семьи в современном обществе в условиях его трансформации и глобализации.

В результате изучения решаются следующие задачи:

– получение знаний о состоянии брачно-семейной сферы и гендерных отношениях в современном российском обществе;

– объяснение процессов социальных изменений в системе брачных и супружеских отношений в ХХ -ХХI веках;

– проводится комплексный анализ типов, форм, моделей семьи и брака с учетом перехода российского общества от традиционной к современной модели социальных отношений на рубеже веков.

Объект исследований (семья) близок и понятен детям, что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.


IV. Методическое обеспечение


Методическое обеспечение реализации программы включает прежде всего, разнообразие форм проведения занятий. В ходе информационно-ознакомительного занятия дети знакомятся с различными аспектами той или иной области, направлениями являющегося предметом образовательной и творческой деятельности учащихся. Например, знакомство с основами Семейного законодательства РФ и субъектов РФ, роль семьи в воспитании ребенка, место труда в современной семье, что такое гендерные отношения и т.д. Наиболее часто используемой в ознакомительном занятии формой является беседа – целенаправленно организованный и содержательно продуманный диалог, с ведущей ролью педагога на заданную тему. Методика проведения беседы ориентирована на включение в разговор всей группы. В ходе беседы важно создать определенный «эмоциональный накал», транслируемый в первую очередь заинтересованной и эмоциональной позицией педагога. Результаты беседы должны использоваться в последующей работе и побуждать обучающихся к самостоятельному поиску информации по данной теме.

Исследовательская деятельность учащихся проводится в разных организационных формах: индивидуальные исследования и групповые исследования с помощью методик, которые достаточно упрощенно моделируют исследовательскую работу.

Необходимым средством методического обеспечения деятельности является работа с родителями. Используются такие основные формы:

проведение родительских собраний, анкетирование, непосредственное участие родителей в реализации программы.

  1. Основные направления  программы

  1. Изучение истории семьи и брака.

  2. Распределение обязанностей в современных семьях.

  3. Роли матери и отца в развитии и воспитании детей

  4. Правоотношения между родителями и детьми имущественного характера.

  5. Рассмотрение альтернативных форм традиционной семьи и брака.

  6. Анализ особенностей семей трех мировых религий.

  1. Формы работы.

В основе содержания программы реализуются методы: проблемно - поисковый, игровой, исследовательский и метод обобщения, которые оптимизируют процесс познания истории своей семьи. Особое место занимает метод исследования, благодаря которому школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, творчески работать.

Занятия проводятся в следующих формах: изучение и обобщение материала, анкетирование, интервьюирование, а также комбинированное занятие с элементами практической работы, исследование, поиск, беседы, методы театрализации, игрового моделирования, опросы. Изучаются методы самодиагностики, обработки полученных данных. В личностно-психологическом плане занятия направлены на совершенствование общения, регуляцию настроения, и т.д.

Виды деятельности

 1. Встречи с многодетными семьями.

2. Создание рефератов и докладов по выбранным темам.

3. Сбор материалов для разработки презентаций своей семьи.

4. Участие в конференциях и конкурсах.

5. Организация экскурсий в религиозные учреждения с целью ознакомления с конфессиональными и этническими особенностями института семьи.

6. Организация мероприятий с целью пропаганды ценностей семьи и брака среди детей и взрослых.

7. Приглашение работников ЗАГСа для изучения правовых и социальных составляющих семьи и брака.

VII. Способы оценки результатов учебной деятельности обучающихся


Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по характеру усвоения учащимися используемых в дисциплине понятий, степени ориентированности обучаемых в круге обсуждаемых на занятиях проблем.

Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям анализировать современное состояние семьи, различать специфику брачных и семейных отношений, конструировать модели собственных брака и семьи, осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение получаемой по дисциплине информации и добывать самостоятельно новое знание по предмету, по способности к критическому мышлению и рефлексии.

При оценке результатов творческого уровня учитываются знания, которые демонстрируют обучающиеся в процессе проектной деятельности, выступлений на школьных конференциях, «круглых столах», презентациях собственных материалов, умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Для оценки результатов достижений обучающихся используются критерии их активности на занятиях, творческое отношение к выполнению домашних заданий, высококачественная защита самостоятельного зачётного проекта на тему «Моя семья – самая счастливая!».

VIII. Ожидаемые результаты

Предметные:

Обучающиеся научатся:

- определять основные этапы динамики семейных отношений;

- определять проблемы, с которыми может сталкиваться семья;

- различать основные психологические характеристики полов и их характер влияния на жизнь семьи;

- различать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развития личности ребенка;

- определять способы формирования семейного бюджета;

- использовать традиции семьи в жизни;

- перечислять правила совместной жизни в семье;

- определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

- принимать учебную задачу;

- сохранять учебную задачу урока;

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- планировать самостоятельное высказывание;

- фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность совей деятельностью на уроке, правильно относится к успехам/ неуспехам;

- корректировать свое поведение на уроке с учетом установленных правил.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

- выделять важную информацию из литературы разных типов;

- использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы решения задач;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, таблиц;

- анализировать объекты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы, поговорки с выделением отличительных признаков;

- осуществлять классификацию и синтез объектов;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении т.п.

- моделировать различные жизненные ситуации.

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

- чувство гордости за историю своей семьи, свою родословную;

- представление о семейных ценностях;

- уважительное отношение к семейным традициям, традициям семей разных народов;

- целостный взгляд на взаимоотношения полов;

- эстетические потребности и чувства;

- установка на соблюдение правил и норм семейной жизни;

- готовность к бережному отношению к членам своей семьи.


  1. Содержание программы.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы. Возраст обучающихся 14-16 лет. Занятия проводятся на базе школы. Программа курса «Семьеведение» рассчитана на 1 год из расчета 35 часов в год, 1 час в неделю.

Значение семьи. Брак традиционный и брак современный – взгляд со стороны

Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды. Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера. Права и обязанности членов семьи. Роли мужчины и женщины в браке. Родители мужа и жены и их отношения с молодой семьей Степени родства и их обозначение

Откуда деньги в семье. Семейный бюджет. Дом и семья единство противоположностей (2 ч) Труд на производстве. Общение в браке – обязанность или право? Значение семейных ценностей в современном мире. Роль семьи в годы Великой Отечественной войны Первенец в браке: права и обязанности родителей Какова роль родителей молодоженов в воспитании внуков Приемная семья Много- и мало-детные семьи- исторический путь и современный выбор. Постоянные обязанности ребенка в семье. Помощь родственникам

Забота о животных и растениях дома или около дома. Участие в работах на земельном участке Требования в семье- каркас семейного здания. Право ребенка жить и воспитываться в семье Здоровье семьи Семейное право и семейные ссоры. Ссора и конфликт – в чем разница? Брачный договор Семейные традиции и праздники. Организация праздника День семьи (15 мая)
































Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания


Требования к уровню подготовки


УУД


Дата

Календ.

Факт.

1-3

Значение семьи.

Брак традиционный и брак современный – взгляд со стороны

3

Значение семьи.

Понятие «семья – ячейка общества»

Необходимость любви и уважения в семье.

Семейные отношения как предмет правового регулирования. Семья и родство в юридической сфере.

Знать пословицы и поговорки о семье:

Не нужен клад, если в семье лад

Нет милее дружка, чем родная матушка

Уметь рассказать о членах своей семьи

Формулировать мысли о значении семьи

Высказывать мотивированное суждение об ответственности за жизнь в семье

3.09

10.09

17.09


4-5

Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды. Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера

2

Нормативная база, посвященная охране прав ребенка и семьи.

Изучение новых понятий, обсуждение функций, типов брака. Анализ социальных особенностей личности при выборе партнера.

Знать основные положения конвенции о правах ребенка, семейного кодекса РФ, направленные на защиту интересов семьи

Формулировать собственные мысли о необходимости защиты прав детей и семьи


24.09

1.10



6-9

  1. Права и обязанности членов семьи.

  2. Роли мужчины и женщины в браке.

  3. Родители мужа и жены и их отношения с молодой семьей

  4. Степени родства и их обозначение


4

Перечень прав и обязанностей членов семьи.

Кто должен играть ведущую роль в брачной паре по доходам.

Как устроить быт молодоженов

Чем родители могут быть полезны молодоженам. Названия членов семьи, близких и дальних родственников

Знать основные права и обязанности мамы, папы, ребенка.

Знать названия членов семьи, близких и дальних родственников, понимать степень их родства

Перечислять свои права и обязанности


8.10


15.10


22.10






5.11


10-14

  1. Откуда деньги в семье. Семейный бюджет.

  2. Дом и семья единство противоположностей (2 ч)

  3. Труд на производстве.


4

Понятие «семейный бюджет»

Учеба, работа и дом, дети – совместимы?

Домашние обязанности членов семьи. Правоотношения между родителями и детьми по поводу принадлежащего им имущества.

Понимать суть нового понятия, знать, из чего складывается семейный бюджет

Уметь определять источники семейного бюджета

12.11



19.11

26.11




3.12



15-18

  1. Общение в браке – обязанность или право?

  2. Значение семейных ценностей в современном мире.

  3. Роль семьи в годы Великой Отечественной войны

3

Анализ тенденций с сохранением или распадом семейных ценностей в западных и восточных странах мира.

Написание эссе на тему «Моя семья, мой род в годы Великой Отечественной войны»




10.12




17.12



24.12


19-22

  1. Первенец в браке: права и обязанности родителей

  2. Какова роль родителей молодоженов в воспитании внуков

  3. Приемная семья

  4. Много- и мало-детные семьи- исторический путь и современный выбор.


4

Основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей.

Отцовство и материнство-суть этих понятий.

Приемная семья, ее основная цель

Правила семейного общежития

Понимать необходимость жить в семье по определенным правилам

Что такое «потребность в ребенке»

Презумпция отцовства

Называть правила жизни в семье

14.01



21.01




28.01



4.02


23-24

  1. Постоянные обязанности ребенка в семье.

Помощь родственникам

  1. Забота о животных и растениях дома или около дома. Участие в работах на земельном участке


2

Обязанности ребенка в семье Посильная помощь, которую может оказать ребенок семье Приемы ухода за животными и растениями

Понимать необходимость оказания помощи семье, выполнения и соблюдения определенных обязанностей Понимать значение и необходимость оказания помощи своей семье, родственникам

Перечислять свои семейные обязанности

Виды посильной помощи, которую может оказать ребенок семье

11.02





18.02


25-27

  1. Требования в семье- каркас семейного здания.

  2. Право ребенка жить и воспитываться в семье

  3. Здоровье семьи

3

Что требовать и от кого?

Семейные права и обязанности мужчины, женщины и детей. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов.

Профилактические медицинские осмотры


Знать основные положения конвенции о правах ребенка, семейного кодекса РФ, направленные на защиту интересов детей


25.02



4.03




1103


28-30

  1. Семейное право и семейные ссоры.

  2. Ссора и конфликт – в чем разница?

  3. Брачный договор


3

Знакомство с семейным законодательством РФ

Правила решения семейных конфликтов

Порядок заключения брачного договора

Понимать почему люди ссорятся. Находить способы решения конфликтов в семье


18.03


25.03


8.04



31

Семейные традиции и праздники.

1

Традиции и праздники, отмечаемые в российской семье.

Традиции и праздники семей учащихся

Знать семейные традиции и праздники, понимать их суть

Перечислять семейные традиции и праздники

15.04


32

Подготовка к праздно-ванию Дня семьи (15 мая)

1

Подготовка презентаций «Моя семья – самая счастливая!», Написание эссе на тему «Счастливая семья – какая она?»



22.04


33

Подготовка празднич-ного мероприятия, пос-вященного Дню семьи (15 мая)

1

Проводится урок по разработанному сценарию



29.04


34

Проведение празднич-ного мероприятия, пос-вященного Дню семьи (15 мая)

1

Проводится урок по разработанному сценарию



6.05




35

Итоговое занятие

1

Подведение итогов




20.05














Список используемых источников и литературы:


  1. Андреева Т. В. Семейная психология. – СПб.: Речь, 2004. 244 с.

  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996. 304 с.

  3. Безрукова О.А. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ / Социологические

исследования. 2014. № 9. С. 85-97.

  1. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. – М.: Проспект, 2011. 560 с.

  2. Семейное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп.
    / Гонгало Б.М, Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.; Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2010. 300 с.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!