Рабочая программа
внеурочной деятельности «Семьеведение»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Семьеведение» разработана на основе примерной программы курса «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 классы» для обучающихся по общеобразовательным программам общего и профессионального (основного и дополнительного) образования – Благотворительный фонд «Просветитель», 2017. Авторы: Моисеев Д.А., Крыгина Н.
Данная программа обеспечивает изучение курса «Семьеведение» для обучающихся 11 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
ознакомление учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими ценности и нормы семейной жизни;
формирование у старшеклассников основных представлений о семейной жизни с позиции твердое стояние в православной вере, её традиции и культуре;
приобретение опыта личного аскетизма как средства к обретению внутреннего контроля над своими желаниями и чувствами;
обретение православной жизненной позиции и мировоззрения, личностного самосознания, в неразрывной связи с Церковью Христовой и обществом;
приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии; приобретение твердых моральных устоев, христианского образа поведения и отношения к людям;
воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
усвоение норм христианской нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели / задачи, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель / достигнута;
способность оценивать возможные последствия достижения поставленной цели;
умение организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
умение искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе, осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
способность выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные УУД:
способность осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми;
способность выступать в разных ролях при осуществлении групповой работы (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт;
умение координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
способность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
знание православного учения о человеке, представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи, понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе;
представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника;
понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений;
понимание причин супружеских конфликтов и разводов;
знание святых семейств, покровителей семьи, знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости
В результате изучения курса «Семьеведение»:
Выпускник научится:
развивать аналитический подход к осмыслению изучаемого материала;
выбирать и использовать различные источники знаний, анализировать, обобщать и представлять их в форме доклада, реферата, сочинения;
формировать целостную картину мира;
анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.
приобретать знания и навыки, необходимые в духовной жизни;
приобретать твердые моральные устои, нормы поведения и отношения к людям;
воспитывать в себе уважение к семье как личной и общественной ценности;
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формировать умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формировать осознанные установки на миротворческое отношение в социуме;
сопереживать другим людям, развивать начальные формы регуляции эмоционального состояния;
усваивать нормы человеческой нравственности на уровне поступка и поведения, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
овладевать ценностными установками и знаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
знанию нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
иметь представление о мужественности и женственности, добрачном и предбрачном периодах, типах и функциях семьи;
понимать различия между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе;
понимать причины супружеских конфликтов и разводов;
формировать навыки понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости;
осознавать ценности человеческой жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать и принимать ценности: семья, брак, любовь, дружба, личность, половые различия, нравственные законы, стадии развития семьи, адаптация к семейной жизни, нормы брака;
объяснять основы морали и нравственности, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
сопоставлять взаимосвязь внутренней и внешней жизни человека;
объяснять сущность явлений и понятий, используя примеры: - личность и индивид, - свобода и вседозволенность, - взрослость и инфантильность, - мужественность и женственность, - гражданский и церковный брак, - позитивное и негативное отношение к родителям.
Содержание
Введение.
Понимать свободу, как свободу от греха.
Приводить примеры нравственных побед из житий святых или современников.
Обсуждать и искать пути реализации своих благих стремлений в практической жизни.
Раздел 1. Личность и межличностные отношения.
Направленность личности. Тестирование по тест – анкете «Эмоциональная направленность» Б.И. Додонова. Понятие личности. Индивид. Индивидуальность. Личность. Понимание личности в православном богословии. Тайна возраста.
Кризис переходного возраста. Особенности общения со взрослыми. Тайна пола. Пол и гендер. Различия между юношами и девушками в темпах физического взросления.
Быть или казаться. Лицо и личина. Образ и имидж. Как не стать жертвой манипуляции.
Стыд и совесть. Требование совести и требование общества. Дружба и любовь в жизни человека. Нравственная природа дружбы. Духовная природа любви. Мужественность. Мужественность в юноше. Отношение к девушкам. Женственность. Составляющие женственности. Красота истинная и ложная. В чем заключаются психологические различия между мужчинами и женщинами?
Раздел 2. Возрасты семьи.
Влюбленность и любовь. Особенности романтической любви. Испытание чувств.
Понятие «добрачного периода». Выбор жениха и невесты. Предбрачный период.
Понятие предбрачного периода, его задачи.
Союз двух родов. Знакомство с новыми родственниками.
Знать термины добрачный период, предбрачный период, сватовство.
Знать факторы, благоприятствующие созданию семьи и факторы риска.
Уметь сопоставлять, выделяя их общие и отличительные признаки пробный и гражданский брак, регистрация в загсе и церковный брак.
Раскрывать сущность понятий обручение и венчание, любовь и влюбленность.
Самый важный день. Брак гражданский и брак церковный. Свадебные обряды. Первый год совместной жизни. Супружество. Муж и жена. Семейная адаптация. Знать термины родословная, степень родства. Уметь отвечать на вопросы: Зачем нужно родительское благословение? Каковы правила взаимоотношений молодоженов с новыми родственниками?
Раздел 3. Я-семья-общество
Семья в ожидании ребенка. Готовность стать родителями. Радость ожидания новорожденного. Отцовство и материнство.
Ответственное родительство. Чудо жизни.
Жизнь – дар Божий. Когда начинается человеческая жизнь. «Не убий». Что такое искусственное прерывание беременности. Молодая семья с новорожденным.
Изменения в семье в связи с появлением ребенка.
Раскрывать сущность понятий позитивное и негативное отношение к родительству.
Уметь отвечать на вопросы: Какими должны быть правильные отношения к беременной женщине в семье и обществе? В чем проявляются последствия аборта? Как рождение детей влияет на взаимоотношения супругов?
Понимать явление формирования базового доверия к миру у младенца.
Раздел 4. Для чего я живу?
Вера, доверие и верность как ценность семейной жизни. Вера в собственные силы и вера в Бога. Семья в религиозной традиции Святые семейства. Святые покровители семьи. Радость семейной жизни. Значение семьи в жизни человека и смысла жизни. Семейное счастье-миф или реальность? Семейное счастье как духовный союз.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
| Всего |
Введение | 1 |
Личность и межличностные отношения | 15 |
Возрасты семьи. | 21 |
Я-семья-общество | 22 |
Для чего я живу? | 7 |
| |
| |
| 66 |
п/п | Дата урока | Тема урока | Количество часов | Формы деятельности |
По плану | Фактически |
| |
1 | | | Введение. Что такое счастье и как его достичь? | 1 | дискуссия |
| Личность и межличностные отношения 15 |
2-3 | | | Направленность личности. Смысл жизни | 2 | Тестирование по тест – анкете «Эмоциональная направленность» Б.И. Додонова |
4 | | | Понятие личности | 1 | круглый стол |
5. | | | Тайна возраста | 1 | просмотр и обсуждение видеоматериала «Психология половых различий мужчин и женщин» |
6 | | | Тайна пола | 1 | работа с текстом книги Бутковской М.Л. «Тайна полов» |
7-8 | | | Быть или казаться | 2 | |
9-10 | | | Дружба и любовь в жизни человека | 2 | дискуссия |
11-12 | | | Стыд и совесть | 2 | просмотр и обсуждение художественного фильма «По совести» |
13-14 | | | Мужественность. Отношение к девушкам | 2 | беседа |
15-16 | | | Женственность. Красота истинная и ложная | 2 | практикум |
| Возрасты семьи 21 |
17-18 | | | Любовь и влюбленность. Умение различать любовь и влюбленность | 2 | работа с текстом книги В.А. Сухомлинский. «Письма к сыну» |
19-20 | | | Испытание чувств. Проблема выбора жениха, невесты | 2 | просмотр и обсуждение художественного фильма «Игра в семью», информационный центр «Колыбель», 2013.Екатеринбург; |
21-22 | | | Предбрачный период. Факторы риска при создании семьи | 2 | просмотр отрывка о молодоженах из фильма «Взрослые дети» режиссера Виллена Азарова, 1961 г. |
23-24 | | | Союз двух родов. Традиции сватовства | 2 | практикум |
25-26 | | | Самый важный день. Брак гражданский, брак церковный. Нормы брака | 2 | дискуссия Брак гражданский, брак церковный. |
27-28 | | | Первый год совместной жизни. Культура общения в семье | 2 | прослушивание отрывков из цикла радиопередач монахини Нины Крыгиной «Психология супружеских отношений |
29 | | | Семья в ожидании ребенка | 1 | просмотр фильмов-победителей Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России» (2004–2009) в номинации «Радость ожидания» |
30 | | | Чудо жизни | 1 | беседа |
31 | | | «Не убий» | 1 | просмотр документального фильма «Пусть они увидят солнце», |
32 | | | Отцовство и материнство | 1 | круглый стол |
33 | | | Молодая семья с новорожденным | 1 | просмотр фрагмента беседы монахини Нины Крыгиной «Знал бы, где упал или медовый месяц на всю жизнь», «Молодая семья с новорожденным |
34 | | | Уроки семейного взросления | 1 | |
35 | | | Семейные конфликты | 1 | просмотр и обсуждение «Дети Дон Кихота» режиссера Е. Карелова |
36 | | | Родители и дети. Значение детей в жизни семьи | 1 | просмотр и обсуждение фильма-беседы «Любовь и брак. Православный взгляд» |
37 | | | Супружеское многолетие | 1 | дискуссия |
| | | Я-семья-общество | 22 | |
38 | | | Типы и функция семьи | 1 | просмотр и обсуждение фильма Т.В.Пономаревой «Моя крепость» 2005 г. |
39 | | | Значение семьи для общества | 1 | просмотр и обсуждение отрывков из фильма режиссера ВладимираМотыля «Звезда пленительного счастья» |
40 | | | Семья и государство. Вопросы демографии | 1 | круглый стол |
43 | | | История семейной политики в России | 1 | беседа |
42-43 | | | Иерархичность семейных отношений. Главенство мужа | 2 | видеобеседа со священником Илией Шугаевым «Внутренний уклад семьи» |
44-45 | | | Жена – хранительница очага Назначение женщины в семье | 2 | дискуссия |
46-47 | | | Положение детей в семье. Благополучие детей в семье | 2 | практикум |
48-49 | | | Старшие члены семьи. Забота о старых и немощных членах семьи | 2 | беседа |
50-51 | | | Традиции семьи, рода, народа. Изменение семейных ценностей | 2 | просмотр и обсуждение фильма о родословной А.С.Пушкина «Древо жизни» Е. Дудукалова) |
52-53 | | | Воспитание чести и долга в семье | 2 | круглый стол |
54-55 | | | Патриотическое воспитание в семье. Родовые традиции служению Отечеству | 2 | просмотр и обсуждение фильма «Как воспитать патриотизм»? |
56-57 | | | Трудовое воспитание в семье. Мотивация труда | 2 | беседа |
58-59 | | | Половое воспитание в семье | 2 | просмотр отрывков из фильма «Половое воспитание» |
| | | Для чего я живу? | 7 | |
60-61 | | | Вера, доверие и верность как ценность семейной жизни. Вера в собственные силы и вера в Бога | 2 | беседа |
62 | | | Семья в религиозной традиции | 1 | просмотр фильма-беседы Илии Шугаева «Секреты семейного счастья |
63 | | | Святые семейства. Святые покровители семьи | 1 | просмотр отрывков из х/ф «Романовы. Венценосная семья» режиссера Г. Панфилова |
64 | | | Радость семейной жизни | 1 | просмотр фильма «Современная семья: с детьми или без детей». |
65 | | | Значение семьи в жизни человека и смысла жизни | 1 | дискуссия |
66 | | | Семейное счастье-миф или реальность? Семейное счастье как духовный союз | 1 | круглый стол |