СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «семьеведение»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение» направлена на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных образовательных результатов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «семьеведение»»


«Согласовано»

Заместитель директора по УР

/Галиева А.А./

«_ »_ 20 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Старо-Уруссинская СОШ»

/Муртазина А.Т./


Приказ №

« » 20 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Семьеведение»

НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССА

ГИЗЗАТУЛЛИНОЙ ЗИНФИРЫ

ГАБДУЛХАКОВНЫ





























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»

Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение» направлена на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных образовательных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. гражданское воспитание:

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи;

- понимание роли семьи как социального института в жизни человека;

- обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;

- готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье, классе, школьном коллективе;

- понимание роли семьи как социального института в жизни человека;

  1. патриотическое воспитание:

- осознание российской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России;

  1. духовно-нравственное воспитание:

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора в семейных отношениях, готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм;

- способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию крепкой, гармоничной семьи;

  1. эстетическое воспитание:

- восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

  1. физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;

- соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернет-среде;

  1. трудовое воспитание:

- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

  1. ценности научного познания:

- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с учетом семейных традиций народов России;

  1. адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;

- умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.

  1. ценности научного познания:

- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с учетом семейных традиций народов России;

  1. адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;

- умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;

- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.

Базовые исследовательские действия:

- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;

- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования;

- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;

- эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

- знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

- публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решений в группе);

- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения);

- делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

- оценивать соответствие результата цели и условиям;

- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

- регулировать способ выражения эмоций.

Совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- уметь обобщать мнения нескольких людей;

- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;

- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования

- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;

- эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

- знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

- публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решений в группе);

- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения);

- делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

- оценивать соответствие результата цели и условиям;

- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

- регулировать способ выражения эмоций.

Совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- уметь обобщать мнения нескольких людей;

- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

- 0оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»

РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО…»

Как и для чего создается семья? Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего времени: мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно- нравственные ценности. Семья и брак в современном обществе. Семья как ценность для ребенка. Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у ребенка чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка материальной и психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда формирования личности ребенка, его духовно-нравственного становления, интеллектуального роста, профессионального и социального самоопределения. Семья как среда, ориентированная на создание уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации детей и родителей. Эмоциональное взаимопонимание между родителями и детьми. Семья и ее роль в обществе.

Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранении и развитии общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в решении демографических проблем современной России. Расширенная (многопоколенная) семья как исторический феномен.

РАЗДЕЛ 2. «МОИ РОДСТВЕННИКИ – ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ»

История семьи. Родословная моей семьи. Семейное (родовое) генеалогическое древо и правила его реконструкции (описания). Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи). Способы передачи информации о связи поколений и родственных отношениях: семейные архивы, фотоальбомы, мемуары. Примерная модель поиска и обработки информации по истории семьи (рода).

Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные путешествия, семейное чтение и т. п. Достойные примеры для подражания и сохранения семейных традиций. Известные многодетные семьи.

Родители. Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка как базовые ценности взаимоотношений супругов между собой, а также родителей и детей. Образ семьи в художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века (мультипликация, кино, литература и др.). Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми в зависимости от их возраста и изменений в социальном статусе. Уважительное взаимодействие родителей и детей.

Братья и сестры. Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение с братьями и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи. Отношения братьев и сестер в художественных произведениях (мультипликация, кино, литература).

Проблема психологического неприятия и конкуренции между разновозрастными и сводными детьми в семье и пути ее преодоления. Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?

Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков с бабушками и дедушками. Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому. Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения накопленного старшими поколениями жизненного опыта и духовно-нравственных ценностей. Мои близкие и дальние родственники. Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрых и уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей и семейных традиций.

РАЗДЕЛ 3. «О СЕМЕЙНОМ УЮТЕ И НЕ ТОЛЬКО…»

Что мы называем своим «домом»? Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты. Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых городах, в пригородах и сельской местности. Ведение домашнего хозяйства. Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственно-экономическая функция семьи. Типичные проблемы обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения. Плюсы и минусы совместного проживания молодой семьи с детьми вместе со своими родителями или родственниками.

Семейный бюджет. Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета. Возможности использования семьями услуг финансовых организаций – вклады, кредиты, инвестиции.Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить. Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы рационального расходования детьми денежных средств. Детские накопления и цели их использования.

Семейный быт. Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления, материалов, технических решений и другого для обустройства дома. Проект обустройства дома – от идеи до воплощения.Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в разных регионах России.

РАЗДЕЛ 4. «ВАЖНЕЙ ВСЕГО – ПОГОДА В ДОМЕ…»

Как создать благоприятную семейную атмосферу? Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержка как важные составляющие супружеских и детско-родительских отношений. Важность благоприятного семейного психологического климата для развития ребенка в семье и эмоционального состояния супругов. Многодетность как важный компонент благоприятной семейной атмосферы. На чем держится семья? Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная поддержка, честность. Мужественность и женственность. Умение слушать и слышать друг друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки друг другу, навыки оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющие семью. Недопустимость эгоистического, высокомерного, равнодушного и неуважительного отношения к членам своей семьи. Как избегать конфликтов в семье?

Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры общения. Варианты психологической рефлексии подростком своего поведения в семье и отношения к родственникам. Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Пути выхода из возникшего конфликта. Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей личности и важность правильного отношения родителей к этой тенденции. Умение родителей договариваться с детьми как основа гармоничных взаимоотношений. Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная поддержка со стороны родителей в ситуации поиска ребенком варианта решения жизненной проблемы. Что помогает семье объединиться? Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи. Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное и (или) негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей. Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы. Проектирование семейного праздничного мероприятия (день рождения, окончание учебного года, спортивные достижения детей и др.). Роль семейных прогулок, туристических походов и путешествий в сплочении семьи и личностном развитии ее членов. Проектирование семейного выездного мероприятия. Определение наиболее интересных маршрутов для семейных турпоходов и путешествий (на примере своего региона). Здоровый образ жизни в семье. Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Здоровый образ жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена, физическая активность. Современный стиль питания, пищевые привычки взрослых и детей (фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу, заказ готовой еды на дом и др.) и связанные с ними проблемы физического и психического здоровья. Варианты домашнего меню как примеры здорового питания. Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье. Важность физической активности для здоровья человека и способы ее поддержания в семье. Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье для всей семьи»).

РАЗДЕЛ 5. «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПРАВО»

Вступление в брак Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. Порядок и условия заключения брака в современной России. Брачный договор. Поддержка государством семей с детьми. Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для семей. Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня». Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи: консультационная, материальная, юридическая, медицинская, психолого- педагогическая. Семейные психологи и специалисты в сфере образования по работе с семьей.

Права и обязанности родителей и детей. Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье. Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом. Права и обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых под опеку.

Опекунство и усыновление (удочерение) как способы включения в семейные отношения детей, оставшихся без родителей. Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую деятельность. Обязанности совершеннолетних детей (с 18 лет) по отношению к своим родителям и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем курса внеурочной

деятельности

Кол. час

Программное содержание

Форма работы / характеристика деятельности обучающихся

Раздел 1. «Человек, семья, общество…»

1.1

Как и для чего создается семья?

1

Семья в различные исторические эпохи – от древности до современности: мотивы создания семьи и вступления в брак.Семья и духовно-нравственные ценности. Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений. Изменение ролей мужчины, женщины и детей в семье. Семья и брак в современном обществе

Беседа на основе презентации «Семья в различные исторические эпохи».

Анализ репродукций картин известных художников, посвященных семье в разные исторические эпохи.

Создание плаката «Современная семья».

Дискуссия на тему «Выбор спутника жизни»

1.2

Семья как ценность для ребенка

1

Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у ребенка чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка материальной и психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда формирования личности ребенка, его духовно-нравственного становления, интеллектуального роста, профессионального и социального самоопределения

Беседа и создание схемы «Значение семьи в жизни человека».

Анализ предложенных ситуаций,

показывающих влияние семьи на жизнь подростка



1

Семья как среда, ориентированная на создание уникальных условий для саморазвития и личностной

самореализации детей и родителей. Эмоциональное взаимопонимание между родителями и детьми, сочувствие и принятие ребенка в семье

Сопоставление иллюстраций, отражающих психологические отношения родителей и подростка (взаимное доверие/недоверие; рациональная оценка/недооценка; поддержка и сочувствие/равнодушие; адекватные требования/неадекватные требования) для создания правил выстраивания отношений между детьми

и родителями.Начало создания коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность»

1.3

Семья и ее роль в обществе

1

Семья как первичная ячейка общества,

ее важность в самосохранении и развитии общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в решении демографических проблем современной России. Расширенная

(многопоколенная) семья как исторический феномен. Социализирующая функция семьи

и важность повышения ее воспитательной роли в современном обществе

Беседа «Семья и ее основные функции». Анализ примеров семей по страницам художественной литературы, кинематографа



Итого по разделу

4



Раздел 2. «Мои родственники похожие и разные»

2.1

История семьи

1

Родословная моей семьи. Семейное (родовое) генеалогическое древо и правила его реконструкции (описания)

Составление родословных на основе предложенных учителем и/или обучающимися макетов



1

Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи). Способы передачи информации о связи поколений и родственных отношениях: семейные архивы, фотоальбомы, мемуары. Примерная модель поиска и обработки информации по истории семьи (рода)

Беседа на основе презентации «Способы сохранения исторической памяти о семье». Составление схемы «Как в моей семье сохраняется память о поколениях».

Знакомство с электронными ресурсами, позволяющими искать и обрабатывать информацию об истории своей семьи,

и разработка алгоритма действий



1

Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные путешествия, семейное чтение и т. п. Достойные примеры для подражания и сохранения семейных традиций.

Известные многодетные семьи

Проектная деятельность «Предания и традиции моей семьи».

Практикум «Семейные традиции»

2.2

Родители

1

Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка как базовые ценности взаимоотношений супругов между собой, а также родителей и детей. Образ семьи в художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века (мультипликация, кино, литература и др.)

Обсуждение отрывков из художественной литературы, кинофильмов,

мультипликационных фильмов о гармоничных отношениях в семье. Создание облака слов на тему «Ценности семьи»



1

Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми в зависимости от их возраста и изменений в социальном статусе. Уважительное взаимодействие родителей и детей

Анализ кейсов на тему «Стили воспитания». Игра «Продолжи предложение»: «Если бы я оказался на месте своих родителей, то...»

2.3

Братья и сестры

1

Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение с братьямии сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи. Отношения братьев и сестер в художественных произведениях (мультипликация, кино, литература).

Проблема психологического неприятия и конкуренции между разновозрастными и сводными детьми в семье и пути ее преодоления

Обсуждение темы «Взаимоотношения с братьями, сестрами» в группах: «Хорошо ли быть единственным ребенком в семье», «Нас в семье двое/трое», «У меня много братьев и сестер». Составление правил конструктивного взаимодействия с братьями и сестрами. Обсуждение кейсов о конструктивном взаимодействии детей с братьями и сестрами

2.4

Чем ценны отношения внуков с бабушками

и дедушками?

1

Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков с бабушками и дедушками. Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому. Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения накопленного старшими поколениями жизненного опыта и духовно-нравственных ценностей. Черты семейного поведения, присущие бабушкам и дедушкам, и бесконфликтные стратегии их восприятия. Доверительное общение внуков с бабушками и дедушками

Анализ иллюстраций на тему «Межпоколенное общение». Анализ ситуаций, отражающих конструктивное взаимодействие внуков с бабушками и дедушками, для выработки бесконфликтной стратегии поведения.

Практикум «Уважение к старшим и помощь в семье»

2.5

Мои близкие и дальние родственники

1

Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрых и уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей и семейных традиций

Игра «Самое главное качество моего родственника» на основе родословной. Продолжение разработки коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша

ценность»

Итого по разделу

8



Раздел 3. «О семейном уюте и не только…»

3.1

Что мы называем своим «домом»?

1

Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты. Особенности и способы обустройства

семейного хозяйства в больших и малых городах, в пригородах и сельской местности

Составление облака слов «Дом» на основе ассоциаций. Конкурс рисунков/синквейнов «Мой дом» или «Дом моей мечты»

3.2

Ведение домашнего хозяйства

1

Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственно- экономическая функция семьи. Типичные проблемы обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения. Плюсы и минусы совместного проживания молодой семьи с детьми вместе со своими родителями или родственниками

Беседа на основе презентации «Семейное хозяйство в разные исторические периоды развития России». Разработка правил рачительного ведения домашнего хозяйства

3.3

Семейный бюджет

1

Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета. Возможности использования семьями услуг финансовых организаций вклады, кредиты, инвестиции

Анализ схемы «Семейный бюджет». Решение практических задач, направленных на планирование и учет семейных доходов и расходов

1

Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить. Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы рационального расходования детьми денежных средств. Детские накопления

и цели их использования

Решение практических задач, направленных на выявление рациональных способов расходования карманных денег

3.4

Семейный быт

1

оптимального бюджета, выбора стиля оформления, материалов, технических решений и другого для обустройства дома. Проект обустройства дома от идеи до воплощения

Составление облака слов по теме «Уют в доме»

1

Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в разных регионах России

Обсуждение презентации «Традиции обустройства дома (семейного хозяйства) в разных регионах России». Проектная деятельность по теме «Мой вклад в чистоту и порядок в доме». Продолжение разработки коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность»

Итого по разделу

6



Раздел 4. «Важней всего погода в доме…»

4.1

Как создать благоприятную семейную атмосферу?

1

Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержкакак важные составляющие супружеских и детско-родительских отношений. Важность благоприятного семейного психологического климата для развития ребенка в семье

и эмоционального состояния супругов. Многодетность как важный компонент благоприятной семейной атмосферы

Обсуждение пословиц, отрывков из художественных произведений,

видеосюжетов о семейной атмосфере. Обсуждение модели благоприятной психологической атмосферы в семье. Проектная деятельность в рамках

темы «Многодетность как важный компонент благоприятной семейной атмосферы»

4.2

На чем держится семья?

1

Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная поддержка, честность. Мужественность и женственность. Умение слушать и слышать друг друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки друг другу, навыки оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющие семью. Недопустимость эгоистического, высокомерного, равнодушного и неуважительного отношения к членам своей семьи. Конструктивное взаимодействие членов семьи

Беседа по теме «Нравственные основы взаимоотношений в семье». Анализ учебных кейсов о конструктивном взаимодействии членов семьи.

Беседа о мужественности и женственности

4.3

Как избегать

конфликтов в семье?

1

Общение супругов друг с другом, а также

родителей с детьми, старших детейс младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры общения. Варианты психологической рефлексии подростком своего поведения в семье и отношения к родственникам

Обсуждение темы общения в семье

на основе презентации.

1

Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Пути выхода из возникшего конфликта

Решение учебных кейсов, направленных на поиск компромисса при зарождении конфликта в семье

1

Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей личности и важность правильного отношения родителей к этой тенденции. Умение родителей договариваться с детьми как основа гармоничных взаимоотношений. Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная поддержка со стороны родителей в ситуации поиска ребенком варианта решения жизненной

проблемы

Анализ кейсов, показывающих

конструктивную поддержку со стороны родителей в ситуации поиска подростком

«правильного» варианта решения жизненной проблемы.

Обсуждение полученных результатов

4.4

Что помогает семье объединиться?

1

Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи.Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.),

оказывающих позитивное и (или) негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей

Составление перечня совместных семейных дел на основе личного опыта и анализа информации, предложенной учителем

(в виде иллюстраций, видеосюжетов)



1

Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы. Проектирование семейного праздничного мероприятия (день рождения, окончание учебного года, спортивные достижения детей и др.)

Конкурс проектов «Моя любимая семейная игра».

Обсуждение результатов проектов. Составление алгоритма проектирования семейного праздника



1

Роль семейных прогулок, туристических походов и путешествий в сплочении семьи и личностном развитии ее членов. Проектирование семейного выездного мероприятия. Определение наиболее интересных маршрутов для семейных турпоходов и путешествий (на примере своего региона)

Обсуждение интересных маршрутов

для семьи на основе интерактивной карты. Проект «Семейное путешествие/турпоход»

4.5

Здоровый образ жизни в семье

1

Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Здоровый образ жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена, физическая активность. Современный стиль питания, пищевые привычки взрослых и детей (фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу, заказ готовой еды на дом и др.)и связанные с ним проблемы физического и психического здоровья. Варианты домашнего меню как примеры здорового питания

Обсуждение важности здорового образа жизни на основе презентации учителя

и личного социального опыта. Составление домашнего меню



1

Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье.Важность физической активности для здоровья человека и способы ее поддержания в семье.

Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье для всей семьи»)

Обсуждение возможностей участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях

на территории России на основе презентации. Обмен мнениями по теме «Здоровье в моей семье».

Продолжение разработки коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность»

Итого по разделу

10



Раздел 5. «Современная семья и право»

5.1

Вступление в брак

1

Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. Порядок и условия заключения брака в современной России. Брачный договор

Работа с фрагментами Конституции Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.

Обсуждение важности вступления в брак

5.2

Поддержка

государством семей с детьми

1

Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для семей. Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня»

Обсуждение понятий «социальная поддержка», «социальные гарантии», «финансовые организации», «материнский капитал». Решение практических задач для понимания возможностей использования семьями услуг

финансовых организаций



1

Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи: консультационная, материальная,юридическая, медицинская, психолого- педагогическая. Семейные психологи и специалисты в сфере образования по работе с семьей

Обсуждение деятельности социальных служб по поддержке семьи на основе презентации.

Знакомство школьников с электронными ресурсами социальных служб

5.3

Права и обязанности родителей и детей

1

Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье. Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом. Права и обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых под опеку. Опекунство и усыновление (удочерение) как способы включения в семейные отношения детей, оставшихся без родителей

Работа с фрагментами правовых источников. Игра «Права и обязанности родителей»



1

Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую деятельность

Работа с фрагментами правовых источников. Игра «Права и обязанности»



1

Обязанности совершеннолетних детей (с 18 лет) по отношению к своим родителям и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации

по правам ребенка

Работа с фрагментами правовых источников. Анализ сайта Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Завершение создания коллективной

электронной энциклопедии «Семья – наша ценность»

Итого по разделу

6



















Опекунство и усыновление (удочерение) как

способы включения в семейные отношения детей, оставшихся без родителей


1

Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую

деятельность

Работа с фрагментами правовых источников. Игра «Права и обязанности детей»

1

Обязанности совершеннолетних детей

(с 18 лет) по отношению к своим родителям и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации

по правам ребенка

Работа с фрагментами правовых источников.

Анализ сайта Уполномоченного

при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Завершение создания коллективной

электронной энциклопедии «Семья – наша ценность»

Итого по разделу

6


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34