Муниципальное образование городской округ «Долинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Долинска
«Утверждаю» Согласовано: Рассмотрено на
директор школы зам. директора по УВР заседании ШМО
__________ _______ ________________ «___»_________2019 г. «___»__________ 2019 г. «___»_______2019 г.
Протокол№_______
Рабочая программа
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительной направленности
« Легкая атлетика»
для учащихся 6-8 классов
2019/2020 учебный год
Составлено учителем
физической культуры
Ратовым С.Н.
Долинск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности» Легкая атлетика» для учащихся 6-8 классов разработана на основе:
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
-Примерной программы по физической культуре, авторской программы Т. С. Лисицкой, Л. А. Новиковой. (2012г)
Программа спортивно-оздоровительного направления «Легкая атлетика» во внеурочной деятельности для учащихся начальных классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья младших школьников, целью, которой является:
способствовать всестороннему физическому развитию;
способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и мета предметных результатов.
Основные задачи:
1.Оздоровительная задача.
2.Образовательная задача.
Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
3.Воспитательная задача.
Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям легкой атлетикой.
Воспитание моральных и волевых качеств.
Программа «Легкая атлетика» направлена на реализацию следующих принципов:
- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.
-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.
-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.
- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, мета предметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда,находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о легкой атлетике и ее роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределятьсвоё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Место программы в учебном плане.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 6-8 классов. Рассчитана на 102 учебных часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока или тренировочного занятия, ограниченного временем (45мин) в системе целого учебного дня 3 раза в неделю.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка, парк.
Особенности набора детей – учащиеся 6-8 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).
Количество обучающихся – 6-15 человек.
Формы занятий – в форме урока или тренировочного занятия.
Формы контроля – опрос, тесты-практикумы.
Годовое планирование учебно-тренировочного материала
| Программный материал | Количество часов |
1 | Теоретические сведения | 4 |
2 | Техника бега | 50 |
3 | Общефизическая подготовка | 10 |
4 | Специально физическая подготовка | 12 |
5 | Подвижные и спортивные игры | 24 |
| Контрольные испытания | 2 |
6 | итого | 102 |
Содержание программы.
Легкая атлетика - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия легкой атлетикой улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Легкая атлетика требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
В предложенной программе выделяются четыре раздела:
Основы знаний.
Общая физическая подготовка.
Специальная подготовка.
Примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.
В разделе «обшефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Обшефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.
В разделе «специальной подготовки» представлен материал по легкой атлетике способствующий обучению техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:
Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.
Нормативы по физической подготовке.
Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов, просмотр презентаций.
Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке.
Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения.
.
Значение легкой атлетики в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки.
Место и время проведения общеразвивающих и специальных
упражнений во время тренировочных занятий.
-Подбор упражнений и составление комплекса общеразвивающих и
специальных упражнений для различных видов спорта.
Общеразвивающие упражнения, направленные на всестороннее
физическое воспитание и развитие основных физических качеств:
Для развития силы - упражнения с предметами и без предметов,
снарядах и со снарядами в парах.
Для развития быстроты-упражнения на быстроту двигательной
реакции, разновидности спортивных и подвижных игр.
Для развития выносливости - длительный бег умеренной и переменной
интенсивности.
Для развития ловкости и гибкости-упражнения с высокими
требованиями к координации и амплитуде движений.
Планируемый результат освоения программы «Легкая атлетика».
ЛИЧНОСТНЫЕ.
положительное отношение к систематическим занятиям легкой атлетикой;
понимание роли легкой атлетики в укреплении здоровья.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научаться:
Рассказывать об истории развития легкой атлетики в России;
Рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма
Технически правильно выполнять двигательные действия в легко-атлетических упражнениях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
Следовать при выполнении задания инструкциям учителя
Понимать цель выполняемых действий
Овладеют техникой бега.
Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Дата | Часы |
Сентябрь |
1 | Легкая атлетика - цели и задачи. Техника безопасности. Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность бега. ОРУ, подвижные игры. Контрольные испытания. | 07.09 09.09 11.09 | 3 |
2 | Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ, . Специально беговые упражнения, подвижные игры. | 14.09 16.09 18.09 | 3 |
3 | Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, техника старта, передвижение. ОРУ . Футбол. Бег с высоким подниманием бедра, сзах захлестыванием | 21.09 23-25.09 | 3 |
4 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ в парах, бег с захлестом голени. Кросс. | 28.09 30.09 | 2 |
Октябрь |
5 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры, эстафеты с передачей эстафетной ппалочки. | 02. 05 .07. 09.10 | 4 |
6 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, забегание в подьем,техника бега по прямой. | 12. 14. 16. октября. | 3 |
7 | Медленный бег, разновидность бега. ОФП с набивными мячами.Техника бега. | 19. 21. 23. октября | 3 |
8 | Упр. на осанку, Упр. С набивными мячами. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, изучение прыжков в шаге. | 26. 28. 30. октября | 3 |
Ноябрь |
9 | Медленный бег, разновидность бега, элементы гимнастики, Бег с высоким подниманием бедра. Подскоки,скорость 10 по 30метров. | 03. 05. 07. ноября | 3 |
10 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Изучение низкого старта, подвижные игры, эстафеты на скорость бега, прыжками на одной ноге, бег спиной вперед. | 10. 12. 14. ноября | 3 |
11 | Прыжок с разбега, с 3-х. 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Изучение прыжков в шаге. | 17. 19. 21. ноября | 3 |
12 | Гимнастические упражнения, подвижные игры. Прыжки на лестнице на правой. левой, с двух ног. | 24. 26. 28. ноября | 3 |
Декабрь |
13 | Техника легкоатлетического бега на короткие дистанции, ОРУ, упражнения на пресс. | 02. 04. 07. декабря | 3 |
14 | Прыжок с разбега, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Эстафеты с элементами л/атлетики. | 09. 11. 14 декабря | 3 |
15 | Прыжок с разбега, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Техника бега на средние дистанции. | 16. 18. 21. декабря | 3 |
16 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ .Беговые упражнения на месте, в движении, подвижные игры, эстафеты с элементами л/атлетики. | 23. 25. 28. 31. декабря | 4 |
Январь |
17 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики. | 13. 15. 18. 20 января | 4 |
18 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, Беговые упражнения. | 22. 25. 27. 29.января | 4 |
Февраль |
19 | Медленный бег, разновидность бега. Беговые упражнения, тактика л/атлетического бега. | 01.03.05февраля | 3 |
20 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики. | 08.10.12февраля | 3 |
21 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, упражнения на пресс, ноги, мышцы спины. | 15.17.19февраля | 3 |
22 | Медленный бег, разновидность бега. Подвижные игры с элементами бега, прыжков, на координацию движения. | 22.24.26февраля | 3 |
Март |
23 | Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ, Эстафеты с элементами бега. Специально беговые упражнения, подвижные игры. | 29.02.04. март | 3 |
24 | Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, изучение высокого старта, передвижение. ОРУ. Футбол. | 08. 10. 12. март | 3 |
25 | Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, специальные беговые упражнения. | 15. 17. 19. март | 3 |
26 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики. | 22. марта. | 1 |
Апрель |
27 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные и спортивные игры. | 01. 04. 06. апреля | 3 |
28 | Медленный бег, разновидность бега. Специальные беговые упражнения.Техника кроссового бега. | 08. 11. 13. апреля | 3 |
29 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специальные беговые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами гимнастики и бега. | 15.18. 20. апреля | 3 |
30 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега. | 22. 25. 27. 29. апреля | 4 |
Май |
31 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, Повторный бег в подъем и по прямой. | 04.06. 11. мая | 3 |
32 | Медленный бег, разновидность бега. Повторный и переменный бег, прыжки в пологий подъем.. | 13. 16. 18. мая | 3 |
33 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега. | 20. 23. 25. мая | 3 |
34 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега. Контрольные испытания. | 27. мая | 1 |
| | Итого 102ч. |
Материально-техническое обеспечение.
Подбор оборудования для занятий определяется задачами программой. Количество инвентаря определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
1. Стартовые колодки. 2 штуки
2. Эстафетные палочки. 4 штуки
3. Гимнастическая стенка 3 пролета
4. Гимнастические маты 4 штуки
5. Скакалки 12 штук
6. Мячи футбольнык 2 штуки.
7. Мячи набивные (масса 1кг) 5 штук
Содержание программы
Основы знаний (теоретическая часть):
Основы истории развития л/атлетики в России;
Сведения о строении и функциях организма человека;
Правила проведения соревнований в л/атлетике.
Места занятий, инвентарь.
Общефизическая подготовка (практическая часть):
Строевые упражнения;
Гимнастические упражнения;
Легкоатлетические упражнения;
Подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть):
Упражнения для привития навыков быстроты, выносливости, скорости.
Подвижные игры;
Упражнения для развития прыгучести;
Упражнения для развития качеств, необходимых для освоения техники бега.
Упражнения для развития качеств, необходимых для освоения технических видов л/атлетики.
Техника бега.
Освоение специальных беговых упражнений.
Освоение техники бега на короткие и длинные дистанции.
Тактика бега.
Практическая часть.
Контрольные нормативы
теоретическая часть
практическая часть:
Соревнования по л/атлетике.
Соревнования по кроссу, по техническим видам спорта.
Физическая подготовленность 6 класс
№ п/п | Содержание требований (виды испытаний) | мальчики | девочки |
1 | Бег 30м с высокого старта (с) | 5,4 | 5,6 |
2 | Бег 30м (6х5) (с) | 10,6 | 11,1 |
4 | Прыжок в длину с места (см) | 180 | 170 |
5 | Прыжок в высоту с разбега (см) | 115 | 110 |
7 | Метание мяча (150 г) | 36 | 23 |
Физическая подготовленность 7 класс
№ п/п | Содержание требований (виды испытаний) | мальчики | девочки |
1 | Бег 30м с высокого старта (с) | 5,2 | 5,5 |
2 | Бег 30м (6х5) (с) | 10,4 | 10,8 |
4 | Прыжок в длину с места (см) | 190 | 180 |
5 | Прыжок в высоту с разбега (см) | 120 | 110 |
7 | Метание мяча (150 г) | 39 | 26 |
Физическая подготовленность 8 класс
№ п/п | Содержание требований (виды испытаний) | мальчики | девочки |
1 | Бег 30м с высокого старта (с) | 5,0 | 5,4 |
2 | Бег 30м (6х5) (с) | 10,2 | 10,6 |
4 | Прыжок в длину с места (см) | 195 | 180 |
5 | Прыжок в высоту с разбега (см) | 125 | 115 |
7 | Метание мяча (150 г) | 42 | 27 |
Техническая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (виды испытаний) | Качественный показатель |
1 | Техника пробегание коротких отрезков. | Бег с носка, на стопе. |
2 | Вынос колена и постановка стопы. | Частота движения. |
3 | Захлест голени. | Частота движения. |
Список литературы
Л/атлетика в школе. Железняк Ю.Д.,Слупский Л.Н. Москва «Просвещение»,1989г.
Внеурочная деятельность учащихся. Л/атлетика.- Г.А. Колодницкий, В.С.Кузнецов,
Москва «Просвещение»2011г.
Л/атлетика Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. - Москва «Физкультура и спорт» 1983г
Л/атлетика. Программа для СДЮШОР. Москва «Советский спорт» 2003г
Спортивные игры. Учебник для студентов. №2114 «Физ. Воспитание» В.Д. Ковалева – Москва«Просвещение» 1988г.
Урок физкультуры в современной школе – Москва«Физкультура и спорт» 2002г.