Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе нормативно-правовой базы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Устав школы;
- Основная образовательная программа начального общего образования школы
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой, М.: Вентана Граф, 2011 г.
Рабочая программа составлена на основе программы курса Кочуровой Е. Э., кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ИСМО РАО, «Занимательная математика»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика курса
Особенности программы
Принципы
Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно- познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.
9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
10. Адекватность требований и нагрузок.
11. Постепенность.
12. Индивидуализация темпа работы.
13. Повторность материала.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Формы и методы работы
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления.
Одна из важных особенностей курса «Занимательная математика» - его геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков.
Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним выстраивается система задач и заданий геометрического содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера. Основой освоения геометрического содержания курса является конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя:
-воспроизведение объектов;
-доконструирование объектов;
-переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.
Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.
Место курса в учебном плане
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний.
Занятия проводятся: 1 занятие в неделю 30 минут.
Учебно-тематический план
№п\п | Тема | кол-во часов |
-
| Различные системы счисления | 4 часа |
-
| Числовые головоломки. | 5 часов |
-
| Геометрические фигуры. | 5 часов |
-
| Логические задачи. | 3 часа |
-
| Признаки умножения и делимости. | 4 часа |
-
| Решение занимательных задач. | 5 часов |
-
| Гимнастика ума | 8 часов |
| Всего | 34 часа |
Обоснование отбора содержания
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий..
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей с основными геометрическими понятиями,
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
формировать умение учиться.
формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
обучать различным приемам работы с бумагой,
применять знания, полученные на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение,
развивать мелкую моторику рук и глазомер,
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей,
выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету «Геометрия»,
расширять коммуникативные способности детей,
формировать культуру труда.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты:
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Создание объёмных фигур из бумаги: цилиндр, куб, конус, четырёхугольная пирамида, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
Использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия |
план | факт |
1 четверть |
1 | 04.09 | | Вводное занятие «Математика – царица наук. |
2 | 11.09 | | Различные системы счисления. Греческая и римская нумерация. |
3 | 18.09 | | Индийская и арабская система счисления. |
4 | 25.09 | | Древнерусская система счисления |
5 | 02.10 | | Эти удивительные числа |
6 | 09.10 | | Числовые головоломки. Числовые ребусы. |
7 | 16.10 | | Галерея числовых диковинок. Решение старинных задач. |
8 | 23.10 | | Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана. |
2 четверть |
9 | 06.11 | | Знакомство с числовыми мозаиками. Их составление и решение |
10 | 13.11 | | Арифметическая викторина. |
11 | 20.11 | | Геометрические фигуры. Треугольник, задачи с треугольниками. |
12 | 27.11 | | Четырехугольники. Геометрические головоломки |
13 | 04.12 | | Знакомство с пространственными фигурами. |
14 | 11.12 | | Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. |
15 | 18.12 | | КВН «Занимательная геометрия».(Проектная деятельность) |
16 | 25.12 | | Логические задачи. Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание. |
3 четверть |
17 | 15.01 | | Задачи на сравнение и на равновесие |
18 | 22.01 | | Задачи с многовариантными решениями. |
19 | 29.01 | | Признаки умножения и делимости. Признаки умножения. |
20 | 05.02 | | Признаки делимости на 2,3,5,9. |
21 | 12.02 | | Признаки делимости на 4,6,8 |
22 | 19.02 | | Конкурс «Газета любознательных». (Проектная деятельность: конкурс на лучшую математическую газету) |
23 | 26.02 | | Решение занимательных задач. Старинные задачи. Решение шутливых задач. |
24 | 05.03 | | Задачи от противного. |
25 | 12.03 | | Задачи на движение по реке. |
26 | 19.03 | | Задачки со сказочным сюжетом. |
4 четверть |
27 | 02.04 | | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
28 | 09.04 | | Гимнастика ума. Комбинаторные задачи. |
29 | 16.04 | | Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками. |
30 | 23.04 | | Знакомство с принципом Дирихле. |
31 | 30.04 | | Круги Эйлера. Решение задач. |
32 | 07.05 | | Магический квадрат. |
33 | 14.05 | | Знакомьтесь: Пифагор!.. «Математическая викторина». |
34 | 21.05 | | «Математическая викторина». Итоговое занятие |