СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Уроки занимательной математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке есть пояснительная записка и тематическое планировани для учеников 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«ВД Уроки занимательной математики.»



Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе нормативно-правовой базы:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Устав школы;

- Основная образовательная программа начального общего образования школы

- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой, М.: Вентана Граф, 2011 г.

Рабочая программа составлена на основе программы курса Кочуровой Е. Э., кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ИСМО РАО, «Занимательная математика»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Общая характеристика курса

Особенности программы

Принципы

Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно- познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.

9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.

10. Адекватность требований и нагрузок.

11. Постепенность.

12. Индивидуализация темпа работы.

13. Повторность материала.

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Формы и методы работы

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:

- словесные,

- наглядные,

- практические,

- исследовательские.

Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.

Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение уравнений повышенной трудности,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления.

Одна из важных особенностей курса «Занимательная математика» - его геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков.

Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним выстраивается система задач и заданий геометрического содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера. Основой освоения геометрического содержания курса является конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя:

-воспроизведение объектов;

-доконструирование объектов;

-переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.

Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.

В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.

Место курса в учебном плане

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний.

Занятия проводятся: 1 занятие в неделю 30 минут.

Учебно-тематический план


п\п

Тема

кол-во часов

Различные системы счисления

4  часа

Числовые головоломки.

5 часов

Геометрические фигуры.

5 часов

Логические задачи.

3 часа

Признаки умножения и делимости.

4 часа

Решение занимательных задач.

5 часов

Гимнастика ума

8 часов


Всего

34 часа


Обоснование отбора содержания

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий..

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с основными геометрическими понятиями,

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,

  • формировать умение учиться.

  • формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,

  • обучать различным приемам работы с бумагой,

  • применять знания, полученные на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение,

  • развивать мелкую моторику рук и глазомер,

  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей,

  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету «Геометрия»,

  • расширять коммуникативные способности детей,

  • формировать культуру труда.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

  • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

  • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.

  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

  • составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

  • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

  • осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты:

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

  • Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Создание объёмных фигур из бумаги: цилиндр, куб, конус, четырёхугольная пирамида, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида.

Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.











Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема занятия

план

факт

1 четверть

1

04.09


Вводное занятие «Математика – царица наук.

2

11.09


Различные системы счисления. Греческая и римская нумерация.

3

18.09


Индийская и арабская система счисления.

4

25.09


Древнерусская система счисления

5

02.10


Эти удивительные числа

6

09.10


Числовые головоломки. Числовые ребусы.

7

16.10


Галерея числовых диковинок. Решение старинных задач.

8

23.10


Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана.

2 четверть

9

06.11


Знакомство с  числовыми мозаиками. Их составление и решение

10

13.11


Арифметическая викторина.

11

20.11


Геометрические фигуры.

Треугольник, задачи с  треугольниками.

12

27.11


Четырехугольники. Геометрические головоломки

13

04.12


Знакомство с пространственными фигурами.

14

11.12


Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур.

15

18.12


КВН «Занимательная геометрия».(Проектная деятельность)

16

25.12


Логические задачи. Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание.

3 четверть

17

15.01


Задачи на сравнение и на равновесие

18

22.01


Задачи с многовариантными решениями.

19

29.01


Признаки умножения и делимости. Признаки умножения.

20

05.02


Признаки делимости на 2,3,5,9.

21

12.02


Признаки делимости на 4,6,8

22

19.02


Конкурс «Газета любознательных».

(Проектная деятельность: конкурс на лучшую математическую газету)

23

26.02


Решение занимательных задач.

Старинные задачи. Решение шутливых задач.

24

05.03


Задачи от противного.

25

12.03


Задачи  на движение по реке.

26

19.03


Задачки со сказочным сюжетом.

4 четверть

27

02.04


Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

28

09.04


Гимнастика ума. Комбинаторные задачи.

29

16.04


Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками.

30

23.04


Знакомство с принципом Дирихле.

31

30.04


Круги Эйлера. Решение задач.

32

07.05


Магический квадрат.

33

14.05


Знакомьтесь: Пифагор!.. «Математическая викторина».

34

21.05


«Математическая викторина». Итоговое занятие