Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3
Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития.
Именно в ответ на этот запрос и была разработана психологическая развивающая программа для младших школьников «Успешный ученик».
• высокая степень познавательной активности учащихся.
Критерии | Показатели | Инструментарий |
Личностные результаты : - Формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии; - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, - развитие критического и творческого мышления. | Воспитательные результаты 1 уровня — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Воспитательные результаты 2 уровня получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Воспитательные результаты 3 уровня получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. | Методика «Лесенка» Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Детские проекты. |
Воспитательный эффект | Анкетирование удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс ___________________________________________ |
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: Ученик научится: Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы; - основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.. | Диагностика сформированности умения работать по правилу. |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач. под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно; строить логические цепи рассуждений. |
| Регулятивные УУД: Ученик научится: - Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабылицкая) |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения. |
| Коммуникативные УУД: Ученик научится: - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Задание «Рукавичкм» (Г.А. Цукерман) |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: - развитие основных мыслительных способностей учащихся; развитие различных видов памяти, внимания и воображения; развитие речи; становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля; снижение тревожности и необоснованного беспокойства; высокая степень познавательной активности учащихся. |
Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.
Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.
-развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
-формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
-формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
№ | Тема урока | Методики и задания | Часы |
1 | Развитие умения точно и правильно называть предметы. Развитие слуховых ощущений. | Назови предметы Послушай тишину Узнай по звуку | 1 |
2 | Развитие произвольного внимания. Развитие зрительных ощущений. | Выполни команду Какого цвета? Цветные полоски | 1 |
3 | Развитие артикуляции. Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). | Произнеси правильно Раскрась правильно | 1 |
4 | Развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце). Развитие понятийного мышления. | Найди ошибку Определи фигуру Назови одним словом Конкретизация понятий | 1 |
5 | Развитие умения выполнять словесные поручения. Формирование элементов самоконтроля. Развитие слуховых ощущений. | Учись слушать и выполнять Учитель – ученик, ученик – учитель Послушай звуки | 1 |
6 | Развитие объема внимания. Развитие осязательных ощущений. | Кто точнее нарисует Шершавые дощечки | 1 |
7 | Развитие непосредственной вербальной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»). | Магнитофон Переверни рисунок Что? Где? | 1 |
8 | Развитие слухового внимания. Развитие непосредственной вербальной памяти. | Слушай звуки улицы Поиграем в «индейцев» Угадай, кто говорит У кого ряд длиннее? | 1 |
9 | Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений (направления движения). Развитие понятийного мышления. | Телеграфисты Куда указывают стрелки? Подбери картинки | 1 |
10 | Развитие умения анализировать и сравнивать образец. Развитие произвольного внимания. | Найди одинаковые Найди образец Найди картинку Перепутанные линии | 1 |
11 | Развитие зрительных ощущений и образного мышления. Развитие зрительно-двигательных координации. Развитие зрительной произвольной памяти. | Цветная сказка Штриховка Запомни точно | 1 |
12 | Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»).Развитие понятийного мышления. | Нарисуй по памяти Выполни правильно Вордбол | 1 |
13 | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность. Развитие зрительных ощущений. | Где этот домик? Чей узор лучше? Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка | 1 |
14 | Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений. | Раскрась правильно Шумящие коробочки | 1 |
15 | Развитие осязательных ощущений. Развитие произвольного внимания. Развитие точности движений (макродвижений). | Шершавые дощечки Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры Точные движения | 1 |
16 | Развитие умения копировать образец. Развитие зрительного восприятия (выделение формы). Развитие осязательных ощущений. | Срисуй фигуры точно Путаница Найди одинаковые Назови фигуры Тяжелые коробочки | 1 |
17 | Развитие мышления (абстрагирование). Развитие непосредственной зрительной памяти. | Найди одинаковые Запомни и найди Запомни и нарисуй | 1 |
18 | Развитие зрительного анализа. Развитие словесного синтеза. Развитие понятийного мышления. | Кто наблюдательнее Магнитофон Назови одним словом Конкретизация понятий | 1 |
19 | Развитие осязательных ощущений, Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение). | Тяжелые коробочки Крестики, точки Пишущая машинка | 1 |
20 | Развитие зрительного анализа. Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие пространственных представлений. | Сгруппируй буквы Синхронный счет Цветной ксилофон Живые цепочки | 1 |
21 | Развитие процессов анализа. Развитие умения воспроизводить образец. Развитие зрительно-двигательных координации. | Найди отличия Дорисуй недостающие детали Нарисуй точно такие же Бусинки Проведи, не касаясь Спящий дракон | 1 |
22 | Развитие гибкости мышления. Развитие произвольного внимания (распределение). Формирование умения сравнивать. | Способы применения предмета Соблюдай правило Сравнение слов Учимся сравнивать | 1 |
23 | Развитие пространственных представлений. Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы). Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость). | Поставь значки Отгадай слова Называй и считай Алфавит | 1 |
24 | Развитие звукового синтеза. Развитие произвольного внимания (объем). Развитие пространственных представлений (усвоение словесных обозначений). | Подбери слова Найди слоги Говори правильно | 1 |
25 | Развитие понятийного мышления. Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве). | Вордбол Телеграфисты Где спрятались игрушки | 1 |
26 | Развитие мышления (процессы синтеза). Умение устанавливать закономерности. Развитие наблюдательности. | Составление предложений Найди девятый Все ли ты увидел? | 1 |
27 | Развитие умения сравнивать. Развитие умения анализировать форму предметов. Развитие непосредственной зрительной памяти. | Найди одинаковые и отличающиеся Составь фигуру Запомни картинки | 1 |
28 | Развитие умения сравнивать. Развитие мышления (процессы синтеза). | Найди одинаковые Назови предмет | 1 |
29 | Развитие зрительно-двигательных координации. | Молния Речка | 1 |
30 | Развитие умения сравнивать. Формирование процессов саморегуляции. | Сравни предметы Образец и правило | 1 |
31 | Развитие умения сравнивать. Формирование процессов саморегуляции. | Сравни предметы Образец и правило | 1 |
32 | Развитие умения сравнивать. Развитие мышления (процессы синтеза). | Найди одинаковые Назови предмет | 1 |
33 | Заключительное занятие, подведение итогов | | 1 |
Психологические процессы, подлежащие развитию | Номера уроков |
Ощущение | 1, 2, 5, 6, 10, 14, 15, 16, 19 |
Восприятие | 4, 5, 16, 17, 26, 27, 29, 30 |
Внимание | 2, 6, 8, 11, 12, 19, 20, 22, 23, 24, 30 |
Память | 7, 8, 9, 11, 12, 13, 17, 25, 27 |
Мышление | 4, 9, 11, 12, 13, 14, 16, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 |
Пространственные представления | 3, 4, 7, 9, 10, 12, 20, 23, 24, 25 |
Самоконтроль | 5, 29 |
Произвольность | 5, 10, 15 |
Зрительно-двигательные координации | 13, 21, 28 |
Артикуляция | 3 |