СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность в рамках преподавания истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

организация внеурочной деятельности в рамках изучения истории и обществознания по требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность в рамках преподавания истории и обществознания»

Внеурочная деятельность в рамках преподавания истории и обществознания.

Введение ФГОС заставляет нас вести речь не об отдельных изменениях в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, а о создании образовательной целостной среды школы, которая в своей совокупности охватывает все характеристики процесса обучения. Раздел III. «Требования к структуре основной образовательной программы» ФГОС п.13. конкретизирует: «Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов».

Урочная деятельность трактуется как «…организованный в рамках урока процесс взаимодействия учеников и учителя, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками и развивает личностные качества».

Внеурочная деятельность учащихся -это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Каков же механизм реализации внеурочной деятельности на базе школы? В разделе № 3 п.13 ФГОС сказано: «… внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности». Развитие личности - это ее качественные изменения. В Стандарте конкретно прописывается ориентировка на построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающегося и созданию условий развития личности по определённым направлениям: духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному. Виды внеурочной деятельности разнообразны: познавательная деятельность, игровая деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность), трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Цель внеурочной деятельности по истории - это углубление знаний, полученных школьниками на уроках, создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой,

2) учить реферировать и рецензировать,

3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией,

4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках,

5) формировать потребность в самообразовании,

6) повысить уровень социализации школьника,

7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся решают конкретные задачи самостоятельно следуя соответствующим принципам - историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер.

По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).

Внеурочная деятельность по предметам история и обществознание в нашей школе реализуется в рамках предметной недели (в декабре) и месячника патриотического воспитания (февраль).

При составлении плана работы опираемся на наши школьные традиции, на юбилейные даты, важные события в регионе, в государстве, в мире. За основу берем тему года, объявленного в России. С некоторыми формами работы познакомлю.

1. Традиционными стали НПК этнорегионального направления. Вот тематика конференций за последние пять лет:

  • «80 лет Большекибьинской участковой больнице»

  • «Утраченная святыня: храм села Большая Кибья»

  • «Строители железной дороги Ижевск-Балезино»

  • «Герои Великой Отечественной войны-наши земляки»

  • «Наши земляки- участники Афганской и Чеченской войн»

  • «Наши земляки-участники ликвидации Чернобыльской АЭС»

  • «Русские писатели на Удмуртской земле». Тема выбрана неслучайно. НПК прошла в рамках проведения цикла мероприятий, посвященных году литературы в России. Учащиеся 5- 11 классов проводили исследовательские работы о великих русских писателях, чьи творчества переплетены с историей нашего удмуртского края. Это Жуковский Василий Андреевич, Герцен Александр Иванович, Короленко Владимир Галактионович, Чехов Антон Павлович, Салтыков–Щедрин Михаил Евграфович, Радищев Александр Николаевич, декабристы. Проделана колоссальная работа, собран богатый материал, которым пользуются на уроках истории и литературы.

  • В этом учебном году тема НПК - «История моей школы». Приурочена она юбилейной дате Большекибьинской СОШ. В 2018 году отметим 150-летие. Дан старт на создание книги памяти. На ее страницах будут имена всех учителей, проработавших в стенах нашей школы.

  • Также на НПК звучат темы обществоведческого характера:

«Проблемы Российского общества» (в рамках празднования 20-летия Конституции РФ), «Выбор есть всегда».

Все исследовательские работы пополняют фонд школьного музея. Служат источником для проведения уроков и классных часов. Используем и для участия в различных конкурсах, олимпиадах, НПК районного и республиканского уровня.

2.В школе создан музей, который стал результатом многолетней поисковой работы учащихся, родителей, учителей. Кабинет полностью посвящён жизни села, здесь бережно хранятся боевые награды жителей села, особое место занимают предметы быта удмуртской семьи: домашняя утварь, народные вышивки, другие изделия, выполненные в национальных традициях ковроткачества, лоскутного шитья. Музей стал центром патриотического, духовно-нравственного воспитания. В его работе принимают участие дети, родители, учителя, общественность. Программа школьного музея интегрирована в учебный процесс: здесь проводятся уроки истории, краеведения, внеклассные мероприятия, встречи. Приобщаем школьников к знакомству с музейным фондом с помощью викторин и конкурсов. Музей способствует возрождению национальных обычаев и традиций.

3. Проводим информационные тематические линейки, посвященные юбилейным датам, важным событиям нашего края, дням воинской славы. Сопровождаем их показом презентаций и небольших видеороликов. По итогам добытой информации выпускаем буклеты. В этом году – исторические линейки посвящены 250 -летию со дня рождения историка, писателя, публициста Н.М. Карамзина 75-ой годовщине военного парада в Москве на Красной площади.

4. Пятый год в школе действует клуб интеллектуалов «Эрудит». (аналог игры «Что? Где? Когда?») Собираемся 4 раза в год. Первая игра в ноябре посвящается вопросам из области краеведения, так как проводится в день празднования дня республики. Третья игра в феврале посвящается интегрированным темам из истории, обществознания, литературы, географии.

5.В декабре проводим день правовых знаний. Посвящаем его дню Конституции РФ (12 декабря), дню защиты прав детей (20 ноября) и международному дню защиты прав человека(10 декабря). В течении всего дня учащиеся посещают лаборатории, где решают поставленные перед ними правовые задачи. В прошлом году работало 6 лабораторий:

-«Нет сквернословию!»

- «Сказка-ложь, да в ней намек…»

- «Экологическая безопасность»

- «Терроризм-угроза обществу»

-«Гражданином будь достойным»

- «Международные правовые источники»

- «Преступление или проступок»

Рефлексией стал выпуск каждым классом правовой стенгазеты «Итоги дня правовых знаний».

5. С недавнего времени начали практиковать новый вид дискуссии «Коммуникативные бои». Тема «Что значит быть патриотом сегодня?»

6. Но особое место среди всего многообразия мероприятий занимают коммунарские сборы. Проводим их два раза: в осенние и весенние каникулы. По сложившейся традиции, осенние коммунарские сборы всегда посвящаются Дню республики. Тематика сборов меняется ежегодно. Приведу в пример темы, связанные с историей края.

2008-2009 уч. год

Тема: Россия и Удмуртия- 450 лет вместе.

Участники: 60 чел. Большекибьинская СОШ, 12 чел. Бурановская СОШ, 10 человек Гимназия им. Кузебая Герда, 2 руководителя всеудмуртской общественной организации «Удмурт кенеш».

Результат: совместное выступление на фестивале «Между Волгой и Уралом» в сельском ЦСДК.

2009-2010 уч. год

Тема: Можгинскому району 80 лет.

Цель: приобщение учащихся к истории малой родины.

Результат: разработка социальных проектов, реализованных в Сельском поселении «Большекибьинское»

2010-2011 уч. год

Тема: "Государственности УР- 90 лет"

Цель: празднование 90-летия государственности УР.

Результат: Выборы Президента школьной республики «Экоград», организация выставки с мастер- классов.

2011-2012 уч. год.

Тема: «Трофим Борисов- Удмуртилэн дано пиез»

Цель: ознакомление с творчеством Трофима Борисова.

Результат:. Выпуск школьной газеты , посвященный Т. Борисову.

Тема 2016 г. «Моя Удмуртия. Путешествие в прошлое». Впервые, кроме многочисленных мастер-классов проведем игру-квест «Память веков. Происхождение удмуртов». Через систему коммунарских сборов мы решаем проблемы, которые наиболее близки сельским школьникам. В первую очередь, это особенности ценностных ориентаций у сельских подростков. На протяжении последних лет сельская школа не ставила перед собой цели воспитать крестьянина, хозяина земли, что проявилось в стремлении значительной части молодежи покинуть село. Но не каждый молодой человек, выходец из села, смог найти свое место в городе, так как был воспитан не в духе горожанина. Постепенно утрачивалась связь с национальной культурой, религией. Отсутствуют знания о родном крае, его истории, географии, природе и традициях. Такие выпускники становятся «Иванами, не помнящими родства».

Организация коммунарских сборов позволяет через проведение совместных мероприятий объединить коллектив учащихся и педагогов , создать условия для неформального общения взрослых и ребят. Время сбора максимально насыщено делами. День сбора предлагает порядка десятка дел, требующих коллективного, группового, индивидуального участия, а, следовательно, определенного интеллектуального, эмоционального и физического напряжения. В течении дня проводятся мастер-классы, на которых учащиеся знакомятся с устным народным творчеством, приобщаются к житейской мудрости, пробуют сочинять сказки, загадки. Дети учатся делать то, что умели и чему учат их родители, дедушки, бабушки: вышивать, плести, шить красивые лоскутные одеяла, ткать коврики, пояса. Очень любят мастерить обереги, знакомиться с национальной кухней, изучать удмуртские народные игры и элементы удмуртских танцев. В течении всего мероприятия работает пресс-центр, который по итогам дня выпускает газету. Итоговым мероприятием в цепочке многочисленных дел является вечернее дело, на котором выступают разновозрастные отряды с творческой защитой представленной темы сборов.

Коммунарские сборы мы проводим более десяти лет и в рейтинге школьных мероприятий они всегда на 1 месте. Со временем поняли, что можем поделиться своим опытом с другими школами. Таким образом, расширили географию участников.

География контактов весьма обширна:

-учащиеся и учителя Бурановской СОШ Малопургинского района

-учащиеся и учителя Гимназия им. К. Герда. г. Ижевск

-учащиеся Тоймобашской СОШ Алнашского района

-учащиеся Байтеряковской СОШ Алнашского района

-учащиеся и учителя из Нымменской гимназии г. Таллин. Эстония (лето)

-группа учителей из Нымменской гимназии г. Таллин. Эстония.

-студенты республиканского социально-педагогического колледжа г. Ижевск

-группа студентов из Хельсинкского университета факультета журналистики. Финляндии

-представители Всеудмуртской Ассоциации «Удмурт кенеш»: Тубылов В.К., Александрова С.К., Чушъялова Г.А.

-студентки из Будапештского университета факультета финно-угорских языков, представители «Венгерско-удмуртского общества»Дома Наций Венгрии.

Мы не теряем связи и поддерживаем дружеские отношения со всеми коллективами, побывавшими у нас. Часто посещаем друзей с ответным визитом. Так учащиеся нашей школы побывали в Венгрии, Финляндии и в Эстонии, в июле эстонские друзья вновь уже 3 раз побывали у нас в гостях.

В феврале во всех проводимых мероприятиях присутствует исторический фактор. Например, в прошлом учебном году в рамках года отечественного кино провели конкурс патриотической песни «Любимые песни из Отечественных фильмов». Прозвучали песни из разных исторических периодов, каждое выступление сопровождалось видеорядом из фильмов. Ведущие знакомили с историей создания фильма и соответствующей эпохой истории нашей страны. Также провели конкурс инсценировок по мотивам Отечественных фильмов.

Ежегодно в феврале проводим конкурс «Допризывник». Выявляем лучшего допризывника школы. Он должен показать не только силу и ловкость, но и с достоинством пройти исторический этап.

Все описанные формы внеурочной деятельности призваны содействовать достижению результатов трех уровней:

1 уровень- приобретения школьниками социальных знаний (тематические линейки, выпуск буклетов, беседы, экскурсии в школьный музей )

2 уровень- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. (конкурс «Допризывник», клуб «Эрудит» , коммуникативные бои)

3 уровень-получение школьниками опыта самостоятельного социального действия. (коммунарские сборы, акции, фестивали)

Главное во внеурочной деятельности то, чтобы это был не просто перечень воспитательных мероприятий. Сами мероприятия вторичны: они оказывают воспитывающее влияние лишь тогда, когда ребенок ощущает свою общность с теми, кто их проводит.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!