Просмотр содержимого документа
«Внеурочная работа»
Внеурочная работа и дополнительное образование: общее и различия
В наше трудное и очень противоречивое время школа осталась главным и самым массовым институтом общества, который способен осуществлять систематическое обучение и воспитание подрастающего поколения, в значительной степени сдерживать асоциальное поведение молодежи и который старается задавать определенные модели позитивной деятельности.
В решении этих задач большую роль может сыграть дополнительное образование, - оно обладает значительным социальным, педагогическим, культурным, воспитательным потенциалом (о чем уже упоминалось в предыдущих главах). Однако дополнительное образование в условиях общеобразовательного учреждения имеет свою специфику - содержательную, методическую, организационную. Использование богатого потенциала дополнительного образования только тогда даст наибольший результат, когда удастся серьезно проанализировать его особенности его, понять его сущность.
В отличие от учреждений дополнительного образования, где в большинстве своем трудятся квалифицированные специалисты и накоплен солидный опыт работы с детьми, увлеченными художественным и техническим творчеством, спортом и туризмом, где есть свои признанные теоретики и практики - в общеобразовательных школах дело обстоит намного сложнее. Даже сам термин «дополнительное образование» многими учителями до сих пор воспринимается с недоумением. К тому же в конце 80-х годов школьные кружки, секции, клубы стали утрачивать свою популярность, а их число резко сократилось. На наш взгляд, это связано не только с объективными причинами (перестройкой в социально-экономической жизни страны, постоянным реформированием сферы образования при сокращении объемов ее финансирования, почти полным исчезновением института шефства предприятий над школами, оттоком квалифицированных педагогических кадров и т. п.). Существуют и причины внутришкольного характера. Это прежде всего всеобщее увлечение новыми учебными курсами — от редких иностранных языков до астрологии. По явление таких дисциплин в учебном плане ошибочно было воспринято адекватной заменой внеурочной деятельности. В то же время в связи со стремлением к деидеологизации образования снизилась (и без того невысокая) роль классного руководителя, который направлял внеурочные интересы ребят. В результате школы стали отказываться от целенаправленно организуемой воспитательной работы, считая ее издержкой тоталитарного строя, что снизило интерес и к знаниям в кружках, секциях, клубах.
Усложнялась ситуация и тем, что были нарушены межвозрастные связи, которые прежде поддерживались детскими организациями — пионерской, комсомольской. Несмотря набольшую долю формализма в их деятельности, они многое давали для реализации общественной активности ребят. Отказавшись от традиционных «маршей» и «смотров», педагоги не смогли найти иную, более личностно-ориентированную форму работы. Так постепенно внеурочная деятельность стала вытесняться из жизни школы. Администрация школ вынуждена была экономить на организации кружков и секций, на сотрудничестве с внешкольными учреждениями, учреждениями культуры. Надо признаться, что это устраивало многих учителей, считавших, что их основной заботой должны быть уроки; скудное же финансирование способствовало сложившемуся положению. Нарастание пассивности учителей, их нежелание знать о внеурочных интересах ребенка в настоящее время стало особенно заметным и вызывает тревогу.
Такая ситуация косвенно поддерживалась и педагогической наукой: публикаций по проблемам воспитания, внеурочной деятельности школьников стало значительно меньше. Большинство исследований было направлено на изучение вопросов различных сторон развития личности, формирования ее творческих способностей, работы с одаренными детьми. Важность этих проблем нет нужды доказывать, тем более что в советское время ими практически не занимались. Однако появление новых направлений в педагогической теории и практике не должно прерывать те ценные исследования, которые велись в прежние годы. Принципиально важным для коренного изменения положения в школе стало законодательное оформление дополнительного образования в 1992 г. Законом «Об образовании», а также принятие Минобразования Российской Федерации ряда важных документов1.
Прежде чем обратиться к изучению особенностей дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, рассмотрим понятия «внеклассная работа», «внеурочная работа», которые долгое время были приняты в педагогике. Дополнительное образование стало многими восприниматься как синоним той деятельности, которая обеспечивала содержательный досуг учащихся в школе. Но это слишком упрощенная трактовка, не отражающая сути дополнительного образования. Достаточно подробно его основные достоинства были рассмотрены во второй главе, в которой показано, что дополнительное образование значительно шире внешкольной работы и решает комплекс важных задач - задач прежде всего образовательных, а не только обеспечивающих включение ребенка в тот или иной вид деятельности по интересам. Во многом это относится и к пониманию внеурочной и внеклассной работы. Рассмотрим, однако, данный вопрос подробнее.
В педагогических словарях и энциклопедиях, специальных работах ученых 20—70-х годов чаще всего встречается термин «внеклассная работа». Она рассматривается как организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха (Педагогический словарь. — М., 1960). Внеклассная работа — это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых (Педагогическая энциклопедия. - М 1964.-Т.1).
Решение коллегий Минобразования России «О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения» (1994 г.); «О воспитании в системе вариативного образования» (1996 г.); «Об основных направлениях развития воспитания в системе образования» (1999 г.)