СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная работа по истории как одно из средств пробуждения патриотических чувств у учащихся

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Следует отметить, что это направление деятельности педагогов всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но еще недавно оно недостаточно было востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства, так как отсутствовала система патриотического воспитания. Необходимость разработки и реализации данной системы была вызвана резким снижением морального, нравственного, интеллектуального потенциала молодого поколения. Появилось поколение «Иванов, не помнящих родства», не знающих истории своей родины, преклоняющихся перед Западом. К основным причинам данного процесса можно отнести следующие:

  • размылась и деградировала система определенных ценностей и как следствие – потеря преемственности поколений;
  • усилилась бездуховность в обществе;
  • появилась новая система требований общества к личности;
  • внедрились чуждые российскому обществу духовные ценности.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная работа по истории как одно из средств пробуждения патриотических чувств у учащихся»

25













Описание опыта работы по теме:


Внеурочная работа по истории как одно из средств пробуждения патриотических чувств

у учащихся





















План работы:

Введение 3

Основная часть 4

Глава 1. Основы организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках концепции «Русская школа» 4

Глава 2. Основные формы и методы внеклассной историко-краеведческой работы по патриотическому воспитанию учащихся 6

2.1. Роль внеклассной работы по истории в воспитании школьников 6

2.2. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики 8

Заключение 19

Библиография: 20

Приложения: 21


Введение

В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Следует отметить, что это направление деятельности педагогов всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но еще недавно оно недостаточно было востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства, так как отсутствовала система патриотического воспитания. Необходимость разработки и реализации данной системы была вызвана резким снижением морального, нравственного, интеллектуального потенциала молодого поколения. Появилось поколение «Иванов, не помнящих родства», не знающих истории своей родины, преклоняющихся перед Западом. К основным причинам данного процесса можно отнести следующие:

  • размылась и деградировала система определенных ценностей и как следствие – потеря преемственности поколений;

  • усилилась бездуховность в обществе;

  • появилась новая система требований общества к личности;

  • внедрились чуждые российскому обществу духовные ценности.

Но какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные процессы ни происходили в нашем обществе в настоящее время, проблема воспитания российской молодежи всегда остается актуальной. Показателем стабильности развития патриотического воспитания за последние годы стало широкое и значимое празднование 65-летия великой Победы. Оно показало, что молодому поколению близки, дороги и понятны патриотические традиции героической национальной истории.

В нашей школе и мною лично, как учителем истории и граждановедения, руководителем школьного комплексно-краеведческого музея и краеведческого кружка накоплен опыт патриотического воспитания учащихся. Я считаю, что внеурочная деятельность по истории - это один из важнейших рычагов реализации патриотического воспитания. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит можно быть уверенным и в развитии и становлении гражданского общества и сильной державы.

Цели работы:

  • обобщить свой опыт работы по данной проблеме;

  • раскрыть роль школьного комплексно-краеведческого музея в формировании патриотизма учащихся;

  • охарактеризовать основные формы и методы историко-краеведческой работы.

Методы исследования: анализ литературы по теме и обобщение собственного педагогического опыта.

Основная часть Глава 1. Основы организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках концепции «Русская школа»

Что же такое патриотизм? Патриотизм (от греч. рatris – Родина, Отечество) – преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов. «Патриотизм понимают и как проявление его субъектами чувства национальной гордости за Державу, их активное участие в укреплении государства и государственности, как первоочередное условие эффективного функционирования социальных институтов, развития общества и личности. Патриотизм можно определить и как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей важнейшими нравственными и другими качествами, до осознания её нераздельности, идентичности с Отечеством как высшей ценности, необходимости служения своему народу.»

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств личности. Стержнем этого развития является духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Истинный патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения его субъектами истории и культуры своего народа и их активно-деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества. Исходя из актуальности проблемы патриотического воспитания учащихся, в нашей школе разработана и реализуется модель «Русской школы». Данная концепция развития школы базируется на принципе целостности и комплексности всестороннего развития личности учащегося как субъекта процесса обучения и субъекта русской культуры. Одним из направлений данной концепции является система гражданско-патриотического воспитания учащихся. Мною разработана программа гражданско-патриотического воспитания школьников.

Цель программы: формирование личности гражданина-патриота Родины на основе приоритетности, исторического и культурного наследия Родины, её духовных ценностей и традиций, преемственности поколений с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся.

1 – 4 классы (начальная школа)

Цель: формирование представления о патриотизме и воспитание юного гражданина своей Родины.

Задачи: изучать историю Отечества, историю своего народа и края, традиции Вооруженных сил через изучение родословных, семейных традиций и обрядов.

Виды деятельности: игры; встречи, обобщающие представления учащихся о прошлом и настоящем своего народа; конкурсы стихов, песен, рисунков и фольклорные праздники.

Ожидаемые результаты: знание своей родословной, русских народных игр, хороводов, песен, сказок, народных праздников.

5 – 9 классы (основное образование)

Цель: воспитание патриотизма через приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Задачи: изучение истории, традиций, культуры своего народа, становления Российской армии; приобщение учащихся к выполнению исследовательских работ по краеведению с освещением вопросов патриотизма русского народа.

Виды деятельности: встречи с интересными людьми, интеллектуальные познавательные игры, конкурсы, конференции, занятия в кружках, музейная работа, операция «Забота», военно-спортивные игры, проектная деятельность, викторины, походы.

Ожидаемые результаты: знание истории своего края, традиций, обычаев русского народа и других народов, населяющих наш край; развитие научно-исследовательских навыков и культурологических умений; формирование гражданских качеств личности.

10 – 11 классы (среднее образование)

Цель: формирование гражданско-патриотического сознания.

Задачи: создавать условия для реализации гражданских качеств личности; учить школьников восприятию проблем страны как своих собственных; поддерживать и укреплять традиции школы.

Виды деятельности: музейная работа, походы и экскурсии по родному краю, проектная деятельность, поисковая работа, акции и операции, конференции.

Ожидаемые результаты: становление гражданина-патриота, знающего историю своей Родины, способного защитить свое Отечество и созидательно трудиться на благо своего народа.

Результатом реализации программы гражданско-патриотического воспитания в рамках концепции «Русская школа» является формирование личности, соответствующей модели выпускника Русской школы – патриота и гражданина России. Это:

  • человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования;

  • человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни;

  • человек, свободный, осознающий свои права и признающий права других людей;

  • человек, знающий свою родословную, малую и большую Родину, уважающий и чтящий обычаи и традиции предков;

  • человек, в основе поступков которого преобладают гуманистические идеи и ценности;

  • человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый встать на её защиту;

  • человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни.










Глава 2. Основные формы и методы внеклассной историко-краеведческой работы по патриотическому воспитанию учащихся 2.1. Роль внеклассной работы по истории в воспитании школьников

Внеклассная работа – это проводимая вне уроков воспитательная работа по предмету. Организация данной работы осуществляется через сотрудничество «учитель – ученик – родитель».

Цель: создание условий для интеллектуального, нравственного и духовного развития самостоятельно мыслящей и ответственной личности.

Задачи:

  • расширить область личных и общечеловеческих знаний;

  • пробуждать познавательный интерес к предмету;

  • развивать научно-исследовательские навыки и культурологические умения взаимодействия с миром;

  • формировать личность гражданина-патриота Родины на основе приоритетности исторического и культурного наследия, преемственности поколений;

  • привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей народа.

Классная и внеурочная работа по истории органически связана между собой, так как решает одни и те же задачи.


Помогает образованию

и воспитанию

Изучает познавательный материал

вне программы






Расширяет кругозор, углубляет знания, развивает умения и навыки, формирует нравственный облик, духовно обогащает



внеклассная

работа


урок


Решает задачи развития самостоятельной, познавательной деятельности

Пробуждает потребность в познании культурно-исторических ценностей, способствует социализации личности











Направления внеклассной работы:

  1. расширение и углубление исторических знаний, приобретенных на уроке;

  2. краеведческая работа.

Принципы организации:

    • добровольный характер;

    • свобода в выборе содержания;

    • благоприятные условия для учета психологических и возрастных особенностей школьников;

    • исследовательский характер деятельности учащихся.

Основные формы организации внеклассной работы по истории:

  1. Спецкурс «Историческое краеведение». Реализуется программа интегрированного курса «История Отечества и историческое краеведение» (7 – 9 классы).

  2. Индивидуальная работа с одаренными детьми.

  3. Кружковая работа:

    • разработана и реализуется программа кружка «Юный краевед» для учащихся 5 – 8 классов.

    • разработана и проходит апробацию программа кружка «Краеведение и музейное дело» для учащихся 9 – 11 классов

  4. Олимпиады и конкурсы.

  5. Историко-краеведческие конференции.

  6. Исторические вечера и викторины.

  7. Встречи с интересными людьми.

  8. Лекторий для родителей и учащихся «Карсунская земля : ростки и корни.».

  9. Туристско-краеведческие походы и экспедиции.

  10. Экскурсии.

  11. Творческие проекты.

  12. Взаимодействие с органами массовой информации: СМИ, библиотеки, архивы.

  13. Поисково-исследовательская работа.

  14. Мультимедийные технологии.

  15. Школьный комплексно-краеведческий музей.

Это основные формы работы с учащейся молодежью по патриотическому воспитанию, которые широко используются мною в практической деятельности как учителя истории и граждановедения, председателя Совета школьного музея и руководителя историческо-краеведческого кружка. Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты . Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит можем быть уверены в развитии и становлении стабильного общества. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважение к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. В данной методической работе я хочу обобщить опыт организации внеурочной деятельности по формированию патриотизма школьников через средства музейной педагогики, поисково-исследовательскую работу школьников и проектную деятельность.



2.2. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики

Понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество» в детском возрасте ассоциируются, как правило, с тем местом, где находится родной дом, школа, то есть с конкретным поселком, деревней, городом, в котором живут ребята. От того насколько хорошо они знают и любят историю своего края зависит глубина патриотического чувства подрастающего поколения. Детям свойственно чувство гордости за свой край. Они часто стремятся обосновать свой патриотизм какими-либо сведениями о примечательных событиях из его истории. Подобные сведения становятся особо прочными, если ребята сами участвовали в их сборе, работали в историко-краеведческом кружке, музее.

«Школьные музеи занимают важную роль в воспитании учащейся молодежи, они помогают эффективно решать многие педагогические задачи по изучению родного края, воспитанию в детских душах чувства любви к малой Родине».1

Опыт создания нашего школьного музея, который действует в школе с 2002 года, позволяет утверждать, что музей – это стержень всей воспитательной работы, база углубленного изучения истории родного края, массового включения учащихся в краеведческую деятельность. Музей является гордостью нашей школы, продуктом совместной деятельности учащихся и педагогов, через потенциал которого реализуется программа патриотического воспитания учащихся. Мы преследуем при этом следующие цели:

  1. восстановить прерванную связь времен и поколений;

  2. возродить духовные ценности;

  3. привить любовь к родной земле;

  4. воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Музей дает возможность участвовать в сохранении живой истории, помогает ощутить себя и историю как единое целое, понять прошлое и передать будущему эстафету исторической памяти.

Наши традиции держатся на трех позициях.

1. Обучение через творчество – музей руками детей. Работа по созданию музея была начата давно с небольших выставок детских работ на краеведческие темы, к которым прилагался наглядный материал. Ребята заинтересовались поисковой деятельностью. С целью продолжения исследовательской работы были организованы кружки: «Историческое и литературное краеведение», «Краевед – эколог». Дети вместе с руководителями вплотную занялись исследовательско-поисковой работой, пополняя музей новыми интересными находками, встречаясь с жителями села и записывая рассказы о новых экспонатах, историю их возникновения или находки, сферу применения. Этой работой заинтересовались не только члены кружков, но и остальные ребята, а также родители, односельчане. С большим удовольствием приняли участие в поисковой деятельности даже учащиеся начальных классов: несли старые монеты, медали, предметы быта, грамоты, фотографии. Очень многое было найдено ребятами на территории школы, где раньше располагалась усадьба священника нашей церкви. Так общими усилиями создан был наш краеведческий музей, который сейчас располагается в отдельной комнате.


В музее представлены следующие разделы:

  1. История села.

  2. История школы.

  3. Экология села.

  4. Вальдиватцы в годы Великой Отечественной войны.

  5. Предметы труда и быта.

  6. Литературное краеведение.

2. Вторая позиция краеведческой работы – системность, поиск вторичной информации. После создания музея встала задача развития и совершенствования поисково-исследовательской и экскурсионной работы. Необходимо было привить ученикам навыки анализа, умение аргументировать, рассуждать, чтобы проект создания и деятельности музея был научно-исследовательским. В этом большую роль сыграли занятия в кружке «Юный краевед», а затем «Краеведение и музейное дело».

3. Третья позиция – воспроизводимость: бинарные уроки, которые ведет не только учитель, но и ребята – экскурсоводы, приглашенные гости. Такие уроки, проходящие в музее вызывают большой интерес у ребят. «Через них происходит воспитание через эмоциональное единение разных поколений».1

На основании этих трех позиций выделяются 4 задачи в работе музея:

  1. активизация познавательной деятельности через исследование, поиск;

  2. формирование учебной компетенции «учись учиться» через встречи с интересными людьми разных поколений;

  3. развитие умений и навыков научно – исследовательской работы и культурологического умения взаимодействия с миром.

  4. коммуникативная: научить общению с людьми.

Я считаю, что данные задачи и их реализация особенно важны для учащихся небольших сельских школ, где они имеют ограниченные возможности доступа к информации, взаимодействия с социумом.

Исходя из этого, определяются три основных направления работы школьного музея:

  1. Краеведческо – исследовательская работа.

Она осуществляется через деятельность кружка, систему поисковых заданий. Эта работа позволяет научить ребят бережно относиться к историческому прошлому и адаптироваться в настоящем. Например, на 2009-2010 учебный год, исходя из интересов школьников и определенных целей, разработан следующий план поисковой работы.


Тема

Цель

собрания

Способы

сбора

Места и

объекты

Сроки

Ответственные

Природные ресурсы Карсунского района

- пополнение фондов музея;

- подготовка выступления на краеведческой конференции

- экскурсии;

- походы;

- изучение

литературы;

- картографирование местности

территория Карсунского района;

библиотеки

Сентябрь - март

Масленникова Н.

(8 класс)

Роль И.Н. Ульянова в развитии образования Карсунского уезда

- создание выставки;

- выступление на краеведческой конференции

- изучение

литературы;

- изучение фондов школьного

музея;

- переписка с областным музеем

г. Ульяновск; р/п Карсун; библиотеки; музеи;

архивы

Сентябрь - март

Усманова Венера

(9 класс)

Фронтовые

письма

пополнение экспозиции

- личные

встречи;

- переписка с участниками событий;

- записи

воспоминаний

с. Вальдиватское;

население

Сентябрь - декабрь

Мидончева Наташа

(8 класс)

Икона Николая Чудотворца в экспозиции музея

пополнение экспозиции

- изучение

литературы;

- работа в школьном

музее;

- личные

встречи;

с. Вальдиватское;

население библиотека; музей;


Сентябрь - декабрь

Гусева Юля

(8 класс)

«Частушка как жанр народного творчества»

пополнение фондов музея

- личные

встречи;

- записи воспоминаний;

- изучение

литературы;

- обращение

к населению

с. Вальдиватское;

население библиотека

Октябрь - апрель

Жукова Лена

Моя родословная

создание

выставки

- записи воспоминаний;

- работа

в архиве;

пересъемки

члены семьи Горбуновых, Назаровых;

семейные архивы

Сентябрь - апрель

Горбунова Настя

(9 класс)

Н.М. Карамзин и наш край

участие в областной заочной викторине

изучение литературы

р/п Карсун;

с. Вальдиватское;

библиотека


Январь -май

Екимова Оксана

(7 класс)

След войны в моей семье

создание экспозиции школьного музея


записи воспоминаний

с. Вальдиватское;

с. Потьма;

семейные архивы;

население

Сентябрь - апрель

члены кружка «Краеведение и музейное дело»


Особая уникальность школьного музея в том, что он живой. Через него проходит поколение за поколением, оставляя свой след. В отличие от сухих страниц учебников, музей позволяет ребятам прикоснуться к кусочкам живой истории в виде писем и одежды, предметам ремесла и быта. И не только прикоснуться, но и активно включиться в практическую работу по познанию истории – поиск, анализ, восстановление, оформление. Поисково-исследовательская технология позволяет включать в содержание образования чувства и переживания школьников. Данная методика оценивает не только знания, но также и умения исследовательского характера: найти и проанализировать материал из различных источников, включая местный материал, сформулировать и отстоять свою точку зрения, подготовить собственные предложения по решению конкретной проблемной ситуации.

Поисковая работа играет значительную роль в воспитании гражданско-патриотических чувств у учащихся. В музее создана книга Памяти с рассказами детей о своих родных – фронтовиках, собран огромный материал с записями воспоминаний тружеников тыла.

Часто для исследовательских работ учащиеся выбирают тему Великой Отечественной войны. Бережное отношение к военной тематике, исследовательские подходы, интервью с ветеранами позволят представить учащимся серьезные проекты: «Мы все родом из войны» (Усманова В.), «Женщины Победы» (Мидончева Н.), «Юность, опаленная войной» (Абдулина Д.), «Тема войны в творчестве нашего земляка – поэта Жукова Г.А.» (Жукова Л.), «Дети и война» (Мидончева Н.), «Для меня, пишет Мидончева Н. в своей работе, военная тема – это дань памяти моим землякам, вынесшим все тяготы военного лихолетья ради будущих поколений, ради нас… Стареют и покидают нас люди, знавшие войну в лицо. Если не останется в наших душах и памяти благодарности им, то порвется нить, связывающая поколения». Данное исследование школьников способствует формированию чувства гражданственности и патриотизма. Через исследование, поиск ребята участвуют в сохранении живой истории, изучают себя и историю как единое целое.

В год 65-летия Победы, в рамках музея осуществлялась большая работа. На 29 районной краеведческой конференции поисково-исследовательские работы учащихся заняли в различных номинациях пять первых мест.

Лучшие работы по истории родного края Мидончевой Н., Усмановой В., Масленниковой Н. опубликованы в районной газете «Карсунский вестник»

Второе направление работы школьного музея – экскурсионное. В реализации данного направления мною используются следующие формы работы:

- организация экскурсий с учащимися;

- подготовка и проведение экскурсий экскурсоводами школьного музея;

- организация походов и экспедиций по родному краю.

С учащимися организуются экскурсии в районные и областные музеи, на производство. Традиционно проводятся экскурсии в места, являющиеся памятниками природы и культуры Карсунского района: на родину выдающегося художника А.А.Пластова, русского поэта Н.М.Языкова, ежегодно учащиеся 11 класса посещают одно из священных мест нашей области – Никольскую гору в Сурском районе. Во время экскурсии перед ребятами открываются новые страницы истории нашего края. Иногда они приводят к новым направлениям в нашей поисковой работе. Например, во время экскурсии в Музей городского быта в г.Ульяновске школьники узнали, что усадьба где располагается музей принадлежала семье Анакосогоровых. Зная, что батюшкой в нашей местной церкви до ее закрытия в 1928 году был Константин Анакосогоров, члены Совета музея обратились с письмом в областной музей. Они хотели выяснить, не является ли батюшка членом данной семьи. Из переписки с работниками музея выяснилось, что Константин является сыном хозяина дома. Затем последовало обращение в областной архив и ребята открыли новые интереснейшие факты из истории села Вальдиватское.

Удивительные открытия, находки еще больше усиливают интерес ребят к краеведению, а человек – интересующийся своими национальными истоками, любящий свою культуру и есть истинный патриот. Важно и то, что при проведении экскурсий, рассказывается о специфике музейного дела, обращается внимание детей на степень сохранности экспонатов. В музее ребята знакомятся с понятием «музейный каталог», узнают о принципах создания экспозиций. Это очень важно, так как многие учащиеся являются экскурсоводами школьного музея. Таким образом, они приобретают навыки, необходимые в работе экскурсоводов. В рамках кружка «Краеведение и музейное дело» готовятся экскурсоводы. Я руковожу подготовкой экскурсий, которые разрабатываются ребятами старшеклассниками. Экскурсоводами нашего музея разработаны и проводятся такие экскурсии: «Здравствуй музей» (обзорная экскурсия), «Дорогами славных побед», «Память истории священна» (об истории церкви в селе Вальдиватское), «Старый дом и всё, что в нём», «История школы». Темы экскурсий неразрывно связаны с направлением поисковой деятельности школьников, с изучением школьной программы. Целью каждой экскурсии является воспитание гражданственности, патриотизма, добросовестного отношения к труду. Например, цель экскурсии «Дорогами славных побед» - воспитание у школьников чувства патриотизма. Задачей является показать как в годы Великой Отечественной войны наши земляки проявили мужество, стойкость духа и преданность Родине. (Приложение)

Подготовка музейной экскурсии является очень сложным делом. Она имеет определенную последовательность и включает следующие этапы:

  1. формулировка темы и определение цели;

  2. составление библиографии;

  3. изучение литературных источников, экспозиций и экспонатов;

  4. отбор объектов экскурсионного показа;

  5. работа над содержанием экскурсии;

  6. работа над методикой ведения экскурсии;

  7. подготовка и оформление документов развернутого плана экскурсии;

  8. сдача экскурсии;

  9. работа над совершенствованием экскурсии.

Текст подготовленной экскурсии оформляется следующим образом:

Тема экскурсии:

Продолжительность экскурсии:

(Для ребят 2 – 3 классов 15 – 20 минут, 4 – 6 классов – 30 – 40 минут,

7 – 11 классов – 45 – 50 минут)

Составитель текста:

подтемы

экспонаты

содержание экскурсии




Огромную роль в работе музея играют походы и экспедиции. Ребятам они очень нравятся. Школьники изучают родной край, открывают неизвестные страницы его прошлого. Во время походов учащиеся также закрепляют туристические навыки. В течении ряда лет я хожу с ребятами в двух-, трехдневные походы. например, в год 65-летия Победы маршрут нашего похода был связан с местами жизни героев Советского союза: наших земляков – карсунцев. В этом году мы изучали Присурье, побывав в Кадышево на родине нашего земляка – писателя Нарышкина Н.В. (Приложение: отчет о походе). Мы учимся видеть красоту родной земли, узнавать ее историю. У людей на всю жизнь остаются глубокие и сильные воспоминания о местах, где они родились, испытали первые впечатления, первые радости. Известный педагог В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал, что для ребенка Родина начинается с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом».

Широкое применение краеведческого принципа в обучении и воспитании позволят осуществлять органическую связь теоретического материала с краеведческим, так как местные объекты и явления конкретизируют и углубляют знания учащихся. Знакомясь с географией и историей своей местности, учащиеся полнее и глубже узнают ее богатство и достопримечательности. Это прививает интерес и любовь к родному краю и тем самым способствует развитию у детей чувства любви к Родине. Большое значение в воспитании у учащихся чувства патриотизма имеет также ознакомление их с жизнью, деятельностью и заслугами своих соотечественников.

Третье направление – творческое. На нем замыкается вся работа нашего школьного музея.

Основные формы:

  • разработка и оформление экспозиций;

  • организация выставок;

  • встречи с интересными людьми;

  • изготовление экспонатов;

  • творческие проекты.

Встречи с ветеранами войны и труда, которые традиционно проходят в школьном музее, напутствия ветеранов – все это передача эстафеты служения Родине. В нашем музее есть стенд, возле которого дети с замиранием сердца не только слушают рассказы экскурсоводов о наших земляках, воевавших на полях Великой Отечественной войны, но и видят дошедшие до нашего времени и хранящиеся в музее фронтовые письма. На встречи в наш музей мы приглашаем и воинов - афганцев, тружеников тыла, ветеранов педагогического труда. Ведь все они живые свидетели истории. Удивительной и интересной была встреча трех поколений «Солдатами не рождаются». (Приложение).

На местном краеведческом материале разработана литературно-музыкальная композиция «Женщины Победы» и проведена встреча с тружениками тыла. Совсем по-другому воспринимается рассказ о военном времени, если об этом рассказывает бабушка одноклассника, в то время ровесница слушателей. Поневоле каждый пытается представить себя на ее месте и задает себе вопрос: смог бы он работать по 12 часов, все силы отдавая победе. В обыкновенной бабушке они видят другого человека – молодого, сильного, преодолевающего жизненные препятствия и неунывающего в трудные жизненные моменты. История оживает перед ребятами, перестает быть только школьным предметом, а становится частью жизни, побуждает интерес к исследовательской работе. Может быть, поэтому исследовательская работа наших детей носит несколько личностный характер, так как они рассказывают о событиях через восприятие их близкими людьми: родственниками, знакомыми, соседями. Такие работы способствуют более глубокому изучению истории и сохранению её мгновений для будущих поколений.

Многие встречи дают начало новым поисково-исследовательским работам. Например, результатом встречи в музее с ветеранами педагогического труда Полняковой В.Г. и Кулеминым М.В., явилась поисково-исследовательская работа Мидончевой Н. «Дети и война». Данная работа участвовала в областном конкурсе творческих работ «Спасенные дети войны» и заняла 1 место. Затем исследование было опубликовано в местной газете «Карсунский вестник» и нашло широкий отклик в сердцах наших земляков – вальдиватцев, школьников, а также самого автора. Наташа пишет: «Работа над темой тронула меня до глубины души, на многое открыла глаза, многое в жизни разъяснила и помогла понять. Мне как ребенку, хотя и взрослеющему, было полезно взглянуть со стороны на собственную жизнь, что-то пересмотреть в своем мировоззрении… Проходят десятилетия, но идеалы самопожертвования во имя Родины живут. Они живы в тех стариках, которые молодыми прошли войну; в детях войны, которые вырастили новое поколение с идеалами преданности Отечеству».

«Уроком доброты и гражданственности» названа встреча в нашем музее с Н.В. Нарышкиным, членом союза писателей России, заслуженным деятелем культуры Р.Ф. и Татарстана, профессором Казанского государственного университета. В музее организуются выставки, в которых принимают участие школьники и жители села. Большое впечатление на посетителей произвела выставка: «Не учись безделью, а учись рукоделью», на которой было представлено творчество наших земляков – умельцев: картины самобытной художницы Сентяковой Л.М., деревянная резьба Мидончева В.Ю., кружевные полотна Лазаревой А.М. и др. Дети имели возможность убедиться в том, что талант, трудолюбие вальдиватцев, творческие работы детей (рисунки, поделки, проекты) также наполняют школьный музей яркими красками и превращаются в исторические экспонаты. Наши ученики заняты делом.

Самосознание ребенка ещё не сложилось и, если он оказывается полностью зависимым от мнения своих сверстников, знающих о себе не больше, чем он, это происходит от того, что взрослые уделяют ему недостаточно внимания. Ребенка следует наделять моралью, помочь ему осознать себя, свое место в жизни. Этому и способствует сотворчество и работа в нашем школьном музее.

Одной из эффективных форм работы школьного музея в рамках краеведческого кружка является проектная деятельность школьников. Данный метод позволяет развивать познавательные умения учащихся, вырабатывать устойчивые интересы, постоянную потребность в творческом поиске, ибо вне деятельности учащихся невозможно обучение и воспитание. В практической деятельности активно используются различные формы проектов:

  1. для учащихся младшего и среднего звена:

    • рассказ;

    • историческое сочинение;

    • доклад;

    • газета;

    • кроссворд;

    • письмо – поздравление;

    • рисунок.

  2. для учащихся старших классов:

    • реферат;

    • доклад;

    • экскурсия;

    • выставка;

    • творческий отчет;

    • социальный проект;

    • исследование.

Проектная работа учителя предполагает три вида деятельности:

  • руководство проектно-исследовательской работой;

  • консультирование;

  • экспертиза.

Проектная деятельность учащихся реализуется в работе музея. Особенно большая работа осуществлялась в год 65-летия Победы. Это краеведческие исследования, анкетирование ветеранов, встречи. Поисковая работа учащихся со сквозной темой «Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны» легла в основу школьной краеведческой конференции «Колокола памяти». (Приложение).

Одна из главных экспозиций музея «Боевая и трудовая слава земляков - вальдиватцев в годы войны» расширилась за счет новых экспонатов: фронтовые письма, фотографии военных лет, ордена и орденские книжки. Ребята выполняли различные творческие проекты:

5 – 6 классы: творческий мини-проект «Открытка – поздравление ветерану».

Форма работы: творческий интегративный мини-проект (совместная работа учителя истории и рисования). Цель работы: выработка познавательной активности ребенка к методу проектов и формирование чувства гражданственности.

7 – 8 классы: творческий проект с элементами исследовательской деятельности «По страницам старого фотоальбома» (из истории моей семьи в годы Великой Отечественной войны). Цель работы: формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности. (Приложение).

9 – 11 классы: поисково-исследовательская работа по теме: «Человек на войне и в тылу».

В ходе данной деятельности учащиеся приобретали навыки поисково-исследовательской работы с помощью постановки проблемы, выдвижения гипотезы, ее проверке и поиске фактов, ее подтверждающих. Они исследовали документальные источники, которые помогали персонифицировать материал. Совместная творческая деятельность педагогов и учеников способствовала возникновению реальной творческой атмосферы, развивала познавательную активность и коммуникабельность, способствовала раскрытию творческого потенциала каждого ученика проекта, а самое главное формировала патриотические чувства, чувства гордости за свою страну, воспитывала личность гражданина – патриота. Усманова Венера, член Совета школьного музея, рассказывая на страницах газеты «Карсунский вестник» о краеведческой работе в школе, деятельности музея, писала: «Краеведение развивает в нас чувство уважения, чувство патриотического долга, справедливости, добра и гуманности… я ощутила и поняла любовь к своему Отечеству». (Газета «Карсунский вестник» №51 – 52. 15 июня 2008 г.)

Члены Совета музея ведут переписку с земляками, проживающими вдали от родных мест. И, пожалуй, самой большой оценкой работы нашего музея являются строчки из письма, присланного в музей Шиманской Н.Н.: «Здравствуй землячка! Спасибо тебе большое за такое подробное письмо о нашей школе и селе Вальдиватском в целом. Я очень и очень рада, что в нашей школе на таком высоком уровне патриотическое воспитание молодого поколения!..»

Работа нашего школьного музея, учащихся по краеведению получила высокую оценку на районном, областном и всероссийском уровне.

Результаты участия в районных, областных, всероссийских конкурсах


Учебный год

Наименование мероприятия

Уровень

Результат


ФИО

Призовое

место


2006-2007













2008-2009

































2009-2010

















2010-2011

XXVII краеведческая конференция.


Областная краеведческая конференци


Общероссийский конкурс «Колокола Памяти», посвящённый

65-летию Победы


Заочная викторина «Ульяновцы в годы Великой Отечественной войны».




Областной творческий конкурс научно-исследовательских

работ «Спасённые дети войны».


XXVIII краеведческая конференция.


Курдюмовские краеведческие чтения







VII ежегодный всероссийский конкурс исследовательских работ старшеклассников

«Человек в истории. Россия - XX век»


Областная краеведческая конференция.


Областная акция

«Я – гражданин России». Социальный проект «К Возрождению через покаяние»



Областная заочная

викторина, посвящённая Карамзину Н.М.


«Правовой эксперимент: Я и мои права»


XXIX краеведческая конференция .


Краеведческие чтения, посвященные Году Учителя.

Краеведческая конференция.

Олимпиада по историческому краеведению.

Фотоконкурс « История моей семьи».

Районный




областной








областной








Областной




областной



районный









общероссийский





Областной






Област- ной





Областной


Областной


Областной





Районный


районный



районный

областной

Шигаев Ф.

Мидончева Н.

Масленникова Н.


Шигаев Ф.


.


Мидончева Н.




Масленникова Н.








Мидончева Н.




Мидончева Н.



Кулагина В

Усманова В.

Абдулина Д.

Жукова Е..

Горбунова Н.




Мидончева Н.

Усманова В.






Мидончева Н.

Масленникова Н.


Групповая работа:

Мидончева Н.

Гусева Ю.

Масленникова Н.

Зимова К.

Додонов С.




Екимова О.


Усманова В.

Жукова Е.Мидончева Н

Масленникова Н.

Жукова Е.

Усманова В.

Гусева Ю.

Кулагина В.


Коблова А.

Кулагина В.


Антоник К.

Кулагина В,

1

3

2


3


Грамота за активное

участие




1








1




1



1

1

2

3

2





Отмечены ценным

Подарком




1

3


Награждены дипломом







3



Отмечены дипломом



2

3

5

2

3

1


1

1

1

3



Учебный год

Количество учащихся,

принявших участие в конференциях


Районные

Областные

Всероссийские


2006-2007

3

2

-


2008-2009

7

6

1


2009-2010

12

8

2


С 2006-2010 учебный год в 3 раза увеличилось количество учащихся, готовящих творческие работы исследовательского характера. Повысилось качество данных работ, о чём свидетельствует рост призовых мест в конкурсах, в конференциях. Значительно вырос уровень представленных работ: от районного до общероссийского. В 2008 году группа учащихся приняла успешное участие в социальном проектировании. Значительно вырос интерес учащихся к изучению истории родного края, усилилось личное участие школьников в социально значимой деятельности.

На районном финале спортивно-патриотической игры «Зарница» в 2007, 2009 годах, в конкурсе «Краеведение» команда учащихся заняла второе место.

В 2006 году школьный музей принял участие в областном смотре – конкурсе военно – исторических музеев, в котором занял II место. За активное участие в областном смотре – конкурсе среди муниципальных образований по организации гражданско – патриотической работы с молодёжью. Вальдиватская средняя общеобразовательная школа награждена грамотой комитета по молодёжной политики Ульяновской области. За большую работу по развитию туристическо – краеведческой деятельности среди обучающихся образовательных учреждений учитель истории, председатель совета музея награждена грамотой Областного центра детско– юношеского туризма и краеведения. За внедрение в учебный процесс современных исследовательских технологий обучения и воспитания получена Грамота главы муниципального образования «Карсунский район» Чубарова В.Б.

Совет музея принял участие в областном конкурсе «Я – гражданин России» с социальным проектом «К Возрождению через Покаяние» (Об установке памятного знака на месте разрушенной церкви в с. Вальдиватское.) и стал дипломантом данного конкурса. Таким образом, в рамках нового педагогического направления музейной педагогики наш музей является центром всей воспитательной работы в школе. Он активно взаимодействует с учреждениями образования, культуры, административными органами.

Заключение

Таким образом, школьный комплексно-краеведческий музей – это стержень всей воспитательной работы, база углубленного изучения истории родного края, массового включения учащихся в краеведческую деятельность. Краеведение воспитывает любовь к своему родному дому, селу. А для того, чтобы по настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать. Ведь один из основных источников чувства гражданственности – память о прошлом. «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие», - говорил А.С. Пушкин. Знание трудовых, ратных подвигов своих предков, земляков, делает человека богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции. И вслед за Карамзиным мы повторяем: «… мы одно любим, одного желаем: любим отечество, желаем ему благоденствия ещё более, нежели славы… Да цветет Россия…по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой». В. Распутин сказал: «Сколько в человеке Памяти, столько в нем и Человека». И я думаю, что ребята нашей школы, создавшие своими руками наш музей, работающие в нем не будут «Иванами, не помнящими родства», а вырастут настоящими людьми.

В своей работе я обобщила свой опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников средствами музейной педагогики. Я остановилась подробно на трех основных направлениях деятельности нашего школьного музея: историко-исследовательском, экскурсионном, творческом. В работе раскрывается многообразная по своему содержанию и формам деятельность школьного музея:

  • музей постоянно пополняет свои фонды путем организации наблюдений, походов, экскурсий школьников; изучения литературных и архивных источников; путем налаживания переписки и контактов с людьми;

  • обеспечивает учет и хранение музейных экспонатов;

  • создает экспозиции и выставки;

  • оказывает помощь учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе;

  • проводит экскурсии по музею;

  • устанавливает связи со СМИ, библиотеками, архивами, другими музеями;

  • проводит конкурсы, викторины, конференции.

Таким образом, музей нашей школы является основным звеном в системе воспитания учащихся, особенно гражданско-патриотического. Мы, учащиеся и коллектив Русской школы, села Вальдиватское помним, любим и бережем все, что связано с нашей историей, культурой и родной землей.



Библиография:
  1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение: Учебное пособие для студентов. – М. Просвещение.1980.

  2. Концепция воспитания учащейся молодежи. Сост. А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, В.А. Караковский и др. Педагогика. № 3 – 4. 1992.

  3. Краеведение в системе общего среднего образования. Тезисы областной научно-практической конференции работников образования, посвященной 350-летию Симбирска – Ульяновска. УИПК ПРО. 1997.

  4. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей. Н.С. Борисов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацгоба. Под ред. Н.С. Борисова. – М. Просвещение. 1982.

  5. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пединститутов. С.А. Ежова, И.М. Лебедева. – М. Просвещение. 1986.

  6. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005 – 2010 годы. – М. 2001.

  7. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор – составитель И.А. Пашко. – Волгоград. 2006.

  8. Плехов В.В. Патриотическое воспитание школьников. Методические материалы. – Ульяновск: УИПК ПРО. 2005.

  9. Путеводитель по музеям муниципальных образовательных учреждений Ульяновской области. Авторы – составители: Аредакова Н.А., Королева Н.В., Назарова Н.В., Рамзайцева Ф.С. – Ульяновск. УИПК ПРО. 2004.

  10. Табарданова Т.Б. Историческое краеведение в школе. Методические рекомендации. – Ульяновск. УИПК ПРО. 2003.

  11. Историческое краеведение. Учебное пособие для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. Т.Б. Табардановой. – Ульяновск. ИПК ПРО. Корпорация технологий продвижения. 2002.

  12. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. Под ред. В.А. Караковского. – М. 1999.

  13. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч. №6. 2005.

  14. Бертенева Н.В., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская работа учащихся // Преподавание истории в школе. №3. 2005.

  15. Бирюкова П.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики // Образование в современной школе. №4. 2005.

  16. Балаян П.В. Метод проектов на уроке истории: нетрадиционные формы обучения на уроке истории // Школьные технологии. 1999.

  17. Гера Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения // Воспитание школьников. №10. 2005.

  18. Сеченова Л.С. Сотворчество взрослых и детей в школьном музее // Образование в современной школе. №4. 2005.

  19. Савинова Е.Н. О системе военно-патриотического воспитания в школе // Образование в современной школе. №4. 2005.

  20. Сизинцева Н.Р. Без знания прошлого – нет будущего // Образование в современной школе. №5. 2005.

Приложения:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!