СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная работа в дополнительном образовании

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная работа имеет большое значение в современном образовании

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная работа в дополнительном образовании»

Внеурочная работа и дополнительное образование: общее и различия2





В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., вместо внеклассной работы вводится понятие «внеурочная работа». Ее основными задачами называются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.


Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодежи в неформальном общении.
Совершенно очевидно, что в течение нескольких десятилетий произошла не просто смена используемых педагогами терминов. Изменилось их содержание. Если прежде внеклассная работа имела обязательную идеологическую направленность и велась преимущественно узким кругом учащихся при выполнении остальными роли пассивных участников и исполнителей, то во второй половине 80-х годов начался поиск новых под ходов к внеурочной работе, ориентированной на личность ребенка и развитие его творческой активности.
Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для реализации потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная работа, конечно, включает в себя и занятия в различных кружках, секциях, клубах. Однако кружковая работа в данном случае является не столько содержательной характеристикой, сколько временной. Имеется в виду, что классные руководители, вожатые, воспитатели, которые организуют внеурочную работу, должны выявлять интересы учащихся своего класса и направлять их для реализации в системе дополнительного образования.
По сути дела, внеурочная работа предполагает прежде всего работу с одной возрастной группой учащихся и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели. Реже организуются дела и праздники, охватывающие учащихся нескольких классов (5-7, 8-9, 10-11 классов). Внеурочная работа имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением увиденного, социально значимые дела, трудовые акции). Внеурочная работа хорошая возможность для организации межличностных
отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе. Это возможность создать ученический коллектив и органы самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Поэтому неудивительно, что к слову «внеурочная работа» часто добавляют «воспитательная».
Такая трактовка внеурочной работы, конечно, условна. Однако ее выделение из системы дополнительного образования нам представляется целесообразным, так как позволяет лучше понять ее границы.
Внеурочная работа не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания условий для включения детей в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Общешкольные праздники, коллективные дела, социально значимые акции также являются полем их пересечения, потому что в них принимают самое активное участие члены творческих коллективов и педагоги дополнительного образования.
Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием выступают различные факультативы,
школьные научные общества, объединения профессиональной
направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере учебно-воспитательного процесса. Определяющей в данном случае может стать степень привязанности к обязательному учебному материалу; ориентация на знания, умения, навыки или личностное развитие; обязательность или добровольность посещения занятий; возможность выбора объема и темпа освоения образовательного материала. В одном случае это будет внеурочная работа по предмету, а в другом - часть дополнительного образования.
Основное образование, внеурочную работу и дополнительное образование в школе можно представить себе в виде схемы (см. схему 13), удобство которой в том, что на ней можно ясно увидеть автономные зоны и зоны пересечения всех этих сфер. Организационные формы, обозначенные в схеме, достаточно подробно будут рассматриваться в третьем разделе этой главы. Их соответствие той или иной сфере, конечно, условно, так как и клуб может превратиться в разновидность урока, не \говоря уж о факультативе и, напротив, урок может восприниматься как настоящий концерт. Основное и дополнительное Образование обозначены как одинаковые по охвату области, а внеурочная работа - как значительно меньшая область, чье автономное пространство невелико и в большей степени связа но с двумя большими «кругами». На схеме видно, что пред^- метные кружки и факультативы, являясь частью внеурочной работы, непосредственно связаны с уроками. А концерты, выставки, соревнования могут иметь непосредственное отношение к дополнительному образованию.
Пространство пересечения дополнительного образования с основным может быть заполнено образовательными курсами по выбору, школьными научными обществами, предпрофессиональной подготовкой. Их отличие от факультативных занятий в более комплексном содержании, большей самостоятельности школьников и возможности продвигаться в соответствии с индивидуальной образовательной программой. Где сходятся интересы всех ребят и педагогов, где могут быть реализованы знания и умения, полученные и на уроках, и в творческих объединениях, и в процессе общения с одноклассниками.
При всей ее условности, дает представление; о разных масштабах и разных задачах внеурочной работы и дополнительного образования.
По сути дела, внеурочная работа - это деятельность, организуемая в свободное от уроков время для реализации интересов и потребностей учащихся одного класса, для организации содержательного культурного досуга. Внеурочная работа решает прежде всего задачи воспитательного и просветительского характера и организуется классными руководителями, вожатыми, воспитателями при активном участии самих школьников.