Конкурс «Лингвистические бои»
Нагорная Л.В. – преподаватель ГБПОУ РО «ТМПТ»
Цель: Развитие коммуникативных качеств личности, интеллектуальной грамотности, сообразительности, быстроты реакции в принятии решений
Задачи:
1. Расширить и обобщить знания обучающихся по лексике и фразеологии, грамматике и риторике, орфографии и орфоэпии; обогатить лексический запас обучающихся, расширить кругозор школьников
2. Развивать умения слушать, вести диалог, монолог, делать умозаключения, красиво и точно выражать свои мысли; развивать мотивацию к обучению; развивать интеллектуальные способности
3. Воспитывать интерес к предмету, к родному языку; формировать бережное, уважительное отношение к русскому языку
Ход конкурса
Добрый день! Я рада приветствовать в этом зале команды – участницы «Лингвистических боев»!
Сегодня состоится необычное состязание:
Для этого вам понадобятся по предметам знания! Для вас, кто русский язык любит,
Главным оружием знания будут!
Представление жюри, которое подводит итоги каждого конкурса
1 конкурс – «Разминка»
За 2 минуты команды должны дать как можно больше ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Каждый вопрос необходимо выслушать до конца и после этого дать ответ. Если вы не знаете ответ на вопрос, то говорите "дальше". Сначала вопросы задаются одной команде, затем другой. Помощь противоположной команде запрещена.
Вопросы для 1 команды
1) Как называется раздел науки изучающий значение слов? (лексика)
2) Слова гербарий и герб являются однокоренными? (нет)
3) Сколько гласных букв в русском языке? (10)
4) О большом количестве коров говорят стадо, а как сказать о большом количестве коней? (табун)
5) Что называется морфемой? (часть слова)
6) Чем кончается день и ночь? (Ь)
7) Как правильно сказать: трактором пашут, рубят, сеют? (пашут)
8) Сколько звуков в слове «поезд»? (6)
9) Какое слово состоит из 40 гласных букв А? (сорока)
10) Как правильно назвать того, кто плетёт интриги? Ответ: интриган
11) как правильно. Со школы или из школы? (Из школы)
Вопросы для 2 команды
1) ) Как называется раздел науки изучающий буквы и звуки? (фонетика)
2) Какой морфемы в русском языке не существует: приставка, корень, предлог, суффикс, окончание? (предлог – это часть речи)
3) Сколько звуков в слове «ягода»? (6)
4) Какое слово состоит из 100 согласных букв Л? (стол)
5) Слово «лентяй» принадлежит к разговорному стилю или официально-деловому?
6) Какого стиля речи в русском языке не существует: публицистического, художественного, офисного, научного? (офисного, правильно – официально-деловой)
7) Как правильно сказать: овца воет, блеет, лает? (блеет)
8) Чем отличается банка от баньки? (Ь)
9) О большом количестве собак говорят свора, а как сказать о большом количестве волков? (стая)
10) Автор современного толкового словаря. (С.Ожегов)
11) Слитно, раздельно или через дефис пишется слово ПОЛ-ЛИТРОВЫЙ? (Через дефис)
2 Конкурс «Из истории слов» по теме «Лексика»
Вопросы задаются по очереди каждой команде, если не ответила вопрос передаётся другой команде.
1)Какими русскими словами можно заменить иноязычные слова:
Ситуация – случай, событие
Трасса (дорога, путь)
Дискуссия (спор, обсуждение)
Авеню (улица)
Маэстро (музыкант)
Триумф (победа)
2)Подберите имена прилагательные – определения к каждому названному мной слову: например, курортный Сочи
Фасоль (вкусная)
Тюль (красивый)
Картофель (жареный)
Кофе (черный)
Шампунь (мягкий)
Тбилиси (замечательный)
Рояль (белый)
Мозоль (больная)
3 конкурс – Конкурс дикторов. Нужно прочитать слова, правильно расставив ударение. Команда выделяет 1 участника
1 КОМАНДА 2 КОМАНДА
1) Жалюзи 2) баловать 3) дефис 4) завидно 5) каталог 6) квартал 7) договор 8) документ | 1. красивее, 2. кухонный, 3. простыня, 4. позвонишь, 5. щавель, 6. форзац, 7. свекла, 8. шофер. |
4 конкурс – Конкурс корректоров.
Исправить речевые ошибки в предложениях. За каждую найденную и исправленную ошибку – 1 балл.
1) Дети с родителями дошкольного возраста едут в автобусе бесплатно.
2) Охотник поставил ружье к дереву, из которого шел дымок.
3) Вратарь отбивает мяч кулаком, который падает в ворота.
4) В клетке сидит мой пернатый друг – хомячок.
5) Её голова была заплетена в косу.
6) Ёж, жаба и ласточка помогают садовнику поедать насекомых.
7) Мальчик и девочка очень дружили, потому что были родными сёстрами.
Пока жюри подводит итоги конкурса Корректоров, я вам предлагаю следующий конкурс.
5 конкурс – Лингвистическая задача.
Обеим командам предлагается одна задача. На обдумывание дается 1 минута. Затем заслушиваются ответы команд. За верный ответ – 1 балл.
Женя, Саша, Шура, Маша и Валя были в гостях у Коли. Шура ушла рано, остальные засиделись допоздна. Саша остался ночевать у Коли, за Машей и Женей пришла старшая сестра и отвела обеих домой, а Валя вернулся домой сам, потому что жил в соседнем подъезде. Сколько девочек было в гостях у Коли? (3)
6 конкурс«Крылатые слова»
Крылатые слова: пословицы, поговорки…Их у русского сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства и переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря им наш язык становится образнее, красочнее, ярче. А сами мы немножко мудрее.
Объяснить смысл выражений, значение пословиц.
Большому кораблю – большое плавание.
(Напутствие человеку, стремящемуся к достижению высокой цели. Положение одаренному, талантливому человеку проявить себя на каком-либо благодарном поприще).
Чья бы корова мычала, а твоя молчала.
(Не осуждай других, когда самим водятся грехи. Сначала посмотри на себя, а потом делай замечания другим. Выражение чаще всего используется в отношении человека, нагрешившего гораздо больше тех, кого он упрекает).
Дыма без огня не бывает.
(У каждого следствия есть причина, у каждой сплетни – достоверный источник).
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
(Друзья – это иная ценность, выходящая за рамки «купли-продажи». Друзья дороже денег и нужнее человеку. Это становится ощутимым в трудную минуту).
Воздушные замки.
(Фантастические, невыполнимые планы, замыслы, несбыточные мечтания).
Камень преткновения.
(Выражение употребляется в значении: затруднения, на которое наталкивается кто-нибудь в каком-нибудь деле).
Продолжите пословицу
1)У семи нянек (дитя без глазу).
2) Кто старое помянет (тому глаз вон).
3) Не красна изба углами, (а красна пирогами).
4) Взялся за гуж (не говори, что не дюж).
5) Что написано пером (то не вырубишь топором).
6) Лучше синица в руках (чем журавль в небе).
(запас) Не зная броду (не суйся в воду).
7. Конкурс капитанов.
Из одного слова нужно составить как можно больше слов. Начинает тот, у кого преимущество по баллам. Выигрывает тот, кто называет слово последним.
Составить как можно больше слов из слова ЛИНГВИСТИКА

Учитесь с улыбкой,
Шутите, учась!
Любая ошибка
Исчезнет, боясь
Весёлой науки
И радостных глаз.
Учитесь без скуки –
Вперёд! В добрый час!
Затем жюри суммирует все баллы и объявляет победителя.