СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное мероприятие по математике "Танграм"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит сценарий внеклассного мероприятия и презентацию по теме"Танграм". На занятии используются индивидуальная и групповая формы работы.

Просмотр содержимого документа
«мастер класс»

Внеурочное мероприятие по математике

Мастер - класс Танграмм

Занятие состоит из следующих этапов:

  • 1) История игры Танграмм

  • 2) Заготовка деталей для игры по инструкции(индивидуально) и по шаблону.

  • 3)Индивидуальное задание для учащегося (по схеме и силуэту собрать фигурку).

  • 4) Групповая работа. Защита проекта по схеме:

Рабочее задание

План защиты

1. Выполнить композицию из нескольких танграмов, выбрав цветные таны.

2. Вычислить площадь получившейся композиции.

3. Дать название композиции и представить ее.

1. Название композиции.

2. Поясните выбор цветового решения.

3. Какая мысль заключена в выборе сюжета?

4. Где бы вы предложили использовать данную композицию.

5) Заключение.

Введение.

Каждый из нас с детства знает, что такое игра. Порой в самой простой игре можно найти необычное и увлекательное. В игре мы обучаемся, уходим от проблем, стремимся к результату (пусть даже маленькому, заметным только для меня). Игры не только занимают досуг, но и обучают.

Несколько месяцев назад я познакомилась с волшебной игрой Танграм. Слово ТАНГРАМ (кит.七巧板, пиньинь qīqiǎobǎn, букв. «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Если человек увлекается волшебной игрой Танграм, то он не только расширяет свой интеллектуальный кругозор, но и развивает мышление, воображение, зрительную память.

1.История Танграмм.

Танграм (кит.七巧板, пиньинь qīqiǎobǎn, букв. «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга.

В Китае название Танграм неизвестно, а игра имеет название Ши-Чао-Тю (семь хитроумных фигур).

2. Легенды.

Легенда первая: версия про разбитую плитку.

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

Название "танграм" возникло в Европе, вероятнее всего, от слова "тань" (что означает "китаец") и корня "грамма" (в переводе с греческого "буква") На первых порах им пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии.

3. Правила игры:

  • В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.

  • При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

  • Элементы фигур должны примыкать один к другому.

  • Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
    В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.

Типы задач, решаемых танграмом.

  1. Нужно сложить фигуру по контурному рисунку.

  2. Нужно сложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой, при котором не видно границ элементов. Затем можно попрактиковаться самостоятельно, создавая свои - простейшие изображения. Тем самым развивается собственная фантазия. Можно не останавливаться лишь на конструктивной части игры. Увлекает перенесение получившихся силуэтов на бумагу. Можно сделать подрисовку, создать и проработать фон, придумать сюжет. А удачные композиции вполне можно использовать для украшения интерьера комнаты или игрового уголка.

  3. Составление более сложного двойного или тройного танграма (для этого используются два или три комплекта из семи "танов"). В качестве иллюстрации можно предложить рисунок "Игра на бильярде", приведённый в книге Я.И. Перельмана "Весёлые задачи"

Применение танграма.

Танграм может применяться на уроках математики для получения начальных сведений о геометрии. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, ромб, знакомство с углами. Сравнение фигур по форме, размеру, площади.

Составление из нескольких фигур новой геометрической фигуры: из двух треугольников – ромб, большой треугольник, квадрат, из трёх – треугольник, трапецию, параллелограмм и т.д.

Играя, мы запоминаем названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуем формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещаем их с целью получения новой фигуры. У нас развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Танграм во всех его проявлениях можно встретить начиная от дизайнао дежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном. Самое удачное применение танграма, пожалуй в качестве мебели. Есть и столы танграмы и трансформируемая мягкая мебель и знаменитые настенные полки фирмы Lago. Вся мебель, построенная по принципу танграма очень удобна и функциональна. Каждый раз она может видоизменяться в зависимости от настроения и желания хозяина.

Значение танграма.

Работа с головоломкой «Танграм» способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.

Игра Танграм - игра головоломка для детей, которая состоит в решение различных задач с магическим квадратом. “Танграм” часто называют “головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”. Это одна из несложных головоломок, которая под силу ребенку дошкольного возраста. 


Заключение.

Сфера применения танграма гораздо шире, чем просто игра. Из частей головоломки можно составлять изученные геометрические фигуры (треугольник, квадрат, параллелограмм, трапеция, прямоугольник), вычислять их площади, а также сравнивать эти фигуры с помощью наложения.

Нас заинтересовала головоломка «Танграм», как игра, так как можно творчески провести время. Увлекает то, что из простых геометрических фигур можно сделать более сложные композиции. Танграм развивает находчивость, внимательность, усидчивость, развивает творческое мышление, воображение. Игра «Танграм» заставляет думать, размышлять, что в настоящее время - время компьютерных игр, играет большую роль в развитии маленького человека. То есть если человек увлекается волшебной игрой Танграм, то он не только расширяет свой интеллектуальный кругозор, но и развивает мышление, воображение, зрительную память, следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

  • Где мы можем использовать выполненные вами композиции?

  • - Удачные композиции вполне можно использовать для украшения интерьера комнаты или игрового уголка, при ремонте (разрезание обоев или плитки), конструирование каких-то деталей.

  • -В Китае придумали танграм

  • -В Америке придумана игра «Колумбово яйцо» (овал, разрезанный на 10 частей), во -Вьетнаме – «Вьетнамская игра» (круг, разрезанный на 7 частей), в Монголии -«Монгольская игра» (квадрат, разрезанный на 10 частей)) .

  • -А какие похожие игры есть у нас? (кубики, пазлы)

  • -Чем похожи игры «Пазлы» и «Танграм»? Игрой, внешне близкой танграму, являются пазлы.

Просмотр содержимого презентации
«мастер класс Танграм»

甜点   Tiándiǎn

甜点

Tiándiǎn

ТАНГРАМ

ТАНГРАМ

Рабочее задание План защиты 1. Выполнить композицию из нескольких танграмов, выбрав цветные таны. 2. Вычислить площадь получившейся композиции. 1. Название композиции. 2. Поясните выбор цветового решения. 3. Дать название композиции и представить ее. 3. Какая мысль заключена в выборе сюжета? 4. Где бы вы предложили использовать данную композицию.

Рабочее задание

План защиты

1. Выполнить композицию из нескольких танграмов, выбрав цветные таны.

2. Вычислить площадь получившейся композиции.

1. Название композиции.

2. Поясните выбор цветового решения.

3. Дать название композиции и представить ее.

3. Какая мысль заключена в выборе сюжета?

4. Где бы вы предложили использовать данную композицию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!