Тема: В мире сказок: сказки авторские и народные.
Цели:
-воспитание уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Предметные: создавать условия для расширения представлений о народной и авторской сказках. Формирование умения видеть мудрость и ценность сказки, для открытия общечеловеческих ценностей.
Личностные: формировать представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков; ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев. Через включения обучающихся в разнообразные виды деятельности активизировать интеллектуальный интерес и способность к творческой самореализации.
Метапредметные:
познавательные УУД : уметь устанавливать отличительные особенности сказок народных и авторских; уметь работать по схеме; уметь оценивать поступки героев и сравнивать их характеры, выдвигать другие варианты окончания сказки и обосновывать их.
регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия, данные в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, оценивать правильность их выполнения и вносить коррективы; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; уметь оценивать результаты своих действий и сравнивать их с ответами одноклассников.
коммуникативные УУД: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказка) и выявления авторской точки зрения; уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности; уметь формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания одноклассников.
( Звучит песня «Приходи сказка»)
1. Мотивация познавательной деятельности.
(в кабинете выставка книг, иллюстрации из сказок)
-Ребята, обратите внимание на то, что нас окружает? Какие у вас предположения, куда мы попали?
(В страну сказок, в сказку).
2. Сообщение темы занятия.
Обратите внимание на нашу выставку книг. Книги какого жанра у нас на выставке?
(сказки)
А что такое сказка?
(обращение к разным источникам информации)
(на доске постепенно появляется схема и картинки)
СКАЗКИ
народные
авторские
-А если внимательно посмотрим на обложку, то на какие 2 группы можем разделить книги?
(сказки народные и авторские)
-Скажите тему занятия.
(сказки народные и авторские)
А точнее наша тема звучит так……………..(СЛАЙД)
3.Постановка цели и задач . Актуализация знаний.
-Р. Скажите, что вы уже знаете о сказках?
- А как вы думаете, что нового мы узнаем, чему научимся?
(определим отличительные особенности и общие в сказках авторских и народных, научимся отличать добро и зло через поступки, характеризовать героев)
3.1Работа в парах.
-Р. Я предлагаю вам разделиться на пары. У каждой пары конверт.
Возьмите конверты и распределите картинки к сказкам по группам.
(народные и авторские, объясняют свой выбор)
Почему сказки называются народными? Какие сказки отнесли р.н?
Почему сказки называются авторскими? Какие сказки отнесли к авторским. ? Назовите авторов.
4. Исследовательская работа В ГРУППАХ..
-Прошу присесть за парты по группам.
-Скажите, вам достаточно знать то, что сказки народные и авторские отличаются тем, что одни пишет……,а другие…….
(выслушиваю ответы)
- Предлагаю провести небольшое исследование и наити общее и отличительное в сказках. Для этого я вам предлагаю вот такой сопроводительный лист. В нем те сравнительные характеристики, по которым будите сравнивать сказки. Результаты исследования заносим в круги Эйлера. Вот это множество сказок авторских, это…….А это то, что их объединяет.
(карточки и круги на партах)
5. Работа в группах.
6.Представление результатов исследования.
(выходит вся группа и представляет результат)
- Предлагаю начать с отличий. Чем они отличаются.
(я заполняю на доске большие круги Эйлера с большими наглядными карточками)
-Что добавит 2 группа? Какие вы отметили отличия?
-А теперь поработаем со сходствами сказок.
-Скажите, чего больше в сказках отличий или сходства?
-Спасибо за ценные результаты исследования. Присаживайтесь.
7. «Суд присяжных».
- Ребята, как вы понимаете выражение «Сказка ложь, да в ней намек……..» Кто сможет продолжить дальше?
(выслушиваю ответы)
-Чему она нас может научить?
(смелости, отваге, мужеству, добру, взаимопомощи и.тд)
-Через что мы анализируем сказку и учимся чему-то?
(поступки героев)
- А какие бывают поступки?
(хорошие и плохие)
- Вы правы, очень много сказок и очень много героев, как положительных, так и отрицательных.
-Мы с вами читали сказку………. Кто в ней является отрицательными героями? Кто положительными. Сегодня на ваш суд представляю литературный образ…….
-Предлагаю поработать в группах.
1-я группа будет уличать и обвинять …..в плохом.(СОСТАВЛЯЮТ ОБВИНЕНИЕ)т.е,то в чем вы обвиняете
2 –я группа будет защищать…….. пытаться найти положительное в отрицательном герое и оправдать его. Это сложнее.(СОСТАВЛЯЮТ ЗАЩИТУ)
8. Работа в группах.
-ВНИМАНИЕ. На суд представляется литературный образ…….
- Слово обвинению.
- Слово защите.
ВЫВОД. В каждом герое можно…………..каждый человек имеет право на ошибку и возможность ее исправить и свой внутренний мир..
9. Создание книжки.
-Р.вы все побывали в роли писателей и иллюстраторов.
-Скажите, это сложно? Почему? Чего вам не хватало?
(ВЫСЛУШИВАЮ ОТВЕТЫ)
-т.еКакими качествами должен обладать человек, который пишет сказку? Создатель.
9.1. Синквейн к словосочетанию создатель сказки.
(у каждого карточка с характеристикой)
-В волшебном сундучке есть те качества, которыми………
-Выходим, вытягиваем и составляем.(1 группа)
-А вот в этой ступе, те действия, которые совершает создатель.(2 группа)
-Выскажите свое отношения к ………..
9.2. Оформление книжки.
-Возьмите свои сказки и давайте оформим их в книжку. У каждой группы будет свой сборник.
-Предлагаю на ваш выбор обложки. Сделайте свой выбор. Какая обложка будет у вашей группы? Почему? Почему не подошла вот эта обложка?
9.3 Практическая работа. Представление продукта. Помещение на выставку книг.
10. Итог занятия.Рефлексия.Д.З
-Оцените свою деятельность на занятии.(карточка)
-Подготовить интервью с родителями на тему «Роль сказки в жизни взрослого человека». (раздаю листы помошники)
-Напишите на стикире 1 добрый поступок и приклейте его на дерево добра. А на другом, не хороший поступок, который вы когда то совершили. Бросьте его в………..
Пусть на свете будет больше хороших поступков, чем плохих.
БЛАГОДАРЮ ЗА ЗАНЯТИЕ.