СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие "Чтение с увлечением". Тема : "М. Пришвин «Ёж»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Чтение с увлечением". Тема : "М. Пришвин «Ёж»"»

Внеурочное занятие "Чтение с увлечением"


Учитель: Сеферова С.Р.

Тема урока: М. Пришвин «Ёж»

Дата: 17.01.2023г.

Занятие №18

Цель: Формирование читательской грамотности на основе знакомства с рассказом М.М. Пришвина «Ёж».

Задачи:

  1. Совершенствовать навык выразительного, сознательного, правильного, беглого чтения.

  2. Познакомить учащихся с произведением М. Пришвина «Ёж».

  3. Развивать умения работать с текстом, четко и правильно отвечать на вопросы, составлять полные предложения; развивать речь читателей.

  4. Воспитывать любовь к окружающему миру, а также интерес к произведениям о природе и животных.

  5. Формировать мировоззрение учащихся.


Оборудование.

  • мультимедийный проектор со слайдами

  • презентация

  • Выставка книг М. Пришвина


Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

Доброе утро и солнцу, и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

- Давайте создадим доброе настроение. Улыбнитесь друг другу! От ваших улыбок в классе стало светлее. Это, наверное, потому что здесь собрались добрые, любящие всё живое люди. Ведь доброта - это солнце, которое согревает всё вокруг.


II. Актуализация знаний.

- Как называются занятия нашего факультатива? С чем мы учимся работать? Это важно уметь работать с текстом? Почему?

1.Работа с выставкой книг.

-Ребята, посмотрите на книги, которые я принесла на наше занятие. Какая книга будет лишняя? Почему? Как вы думаете о ком они?

- Все эти книги о животных, которых мы называем братья наши меньшие. Книги эти несут нам добро, свет и радость. Все они очень интересны и поучительны.

Все наши занятия объединены темой «Удивительный мир природы».

- Какое произведение мы читали на прошлом занятии? («Друзья»)

- Кто автор этого рассказа? (Евгений Чарушин). Вы сходили в библиотеку, прочитали другие рассказы? Какие?

- На выставке представлены книги писателя Михаила Пришвина.
- С каким произведением этого писателя мы познакомились недавно на уроке чтения? («Ребята и утята»)

2. Слайд с портретом М.М. Пришвина

Краткие сведения о М.М. Пришвине

- Посмотрите внимательно на портрет, что можно сказать об этом человеке с первого взгляда? (Добрый, ласковый, внимательный взгляд)

Он был очень образованным человеком, хорошо учился, получив профессию агронома (специалист сельского хозяйства), работал учителем в сельской школе, библиотекарем, и даже директором школы. Много путешествовал с экспедициями. Автор очень любил природу, много наблюдал, рассказывал о случаях из своей жизни. Он написал много книг о природе.

- Сегодня на занятии мы знакомимся с новым произведением этого замечательного писателя. А вот о ком оно вы узнаете, отгадав загадку.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной. (еж)

- Итак, сегодня мы прочитаем произведением Михаила Пришвина «Еж».

- В какой сборник можно поместить это произведение?

Слайд

Откройте тетради, заполните карточку о произведении.

- Можно ли предположить, что и в новом произведении один из героев – сам М.Пришвин?

III. Первичное восприятие текста c элементами прогнозирования.

Выразительное чтение рассказа учителем. Дети отмечают непонятные слова.

Остановка в тексте после вопроса: «Зачем это ёжику газета понадобилась?».

- Ребята, а вы как думаете?

- Слушайте дальше.

Какую работу мог делать ежик в комнате?

Чтение рассказа до конца.

IV. Проверка качества первичного восприятия.

- Ребята, понравился вам рассказ Пришвина? (ответы детей)

- Кто главные герои?

- Где происходят события?

- Что вам из рассказа больше всего запомнилось?

- Определите жанр. Почему вы так считаете? (рассказ, запись в тетрадь)

V. Беседа по содержанию рассказа.

1. Словарная работа. Объяснение слов: Поддал, спихнул (сдвинуть с места, столкнуть, шелест – звук, производимый слабым касанием).

  • От чьего имени идет повествование в рассказе? (Повествование в рассказе идет от лица автора).

  • Как произошла первая встреча автора с героем рассказа? (Автор заметил ежа на берегу ручья и прикоснулся к нему сапогом, ежик страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог).

  • Почему еж оказался в воде?

  • Как он повёл себя? Прочитайте. (…Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки…)

  • Как повел себя гость дома? (Сначала он лежал неподвижно, затем развернулся, огляделся, выбрал себе место под кроватью и там затих).

  • Что удивило ежа? Прочитайте. (…Я зажег лампу и – здравствуйте! Ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам…)

  • Что за шелест разбудил автора?

  • Для чего ежу была нужна газета? Прочитайте. (…Газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда).

  • Как вы думаете, ежику нравилось новое жилище? (Я думаю, что нравилось, потому что он совсем не боялся человека).

  • Чем ещё удивил ежик? (Он удивил сбором яблок).

  • Прочитайте ещё раз название рассказа. Это тема или главная мысль?

  • - Что вы узнали о еже? (умеют плавать, ведут ночной образ жизни).


VI. Физминутка

Ёж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

VII. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений в тетради

VIII. Работа над основной мыслью рассказа.

  • Прочитайте ещё раз название рассказа. Как его можно ещё озаглавить? (Я думаю, что «Друзья» или «Вот так приятель!»).

- В каком предложении выражена главная мысль этого рассказа?

«Так вот и устроился у меня ёжик».

- Как вы думаете, а самому М.Пришвину понравилось то, о чём он нам рассказал?

- Почему так решили?

- Обратимся к названию рассказа.

- Теперь вернёмся к основной мысли рассказа.

- Как теперь он называет своего главного персонажа?

- Почему он так к нему отнёсся? Ведь ёжик ему мешал!

- Какое чувство возникло у вас к этому персонажу?

- Определи своё отношение к нему. (Личностное отношение к персонажу)

-Как вы думаете, а что дальше будет с ежиком (он его выпустит, )

ХIХ. Рефлексия

Итоговая беседа о бережном отношении к природе

- Что значит беречь природу?

М. Пришвин обратился к вам с такими словами: "Ребята! Мы хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах водятся разные ценные животные - мы будем охранять наши леса, степи, горы".

Я советую вам обязательно прочитать эти книги, чтобы учиться видеть необычное, чтобы беречь природу, чтобы почувствовать, что родина и природа - единое целое.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОСТЕПНОВСКАЯ ШКОЛА»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Конспект занятия по внеурочной деятельности,

курс «Чтение с увлечением».

Тема:

«М.Пришвин «Ёж»

Разработал:

учитель начальных классов

Сеферова Сусанна Расимовна



с.Новостепное, 2023г.