ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-2 классов по теме
Формирование правовой культуры у младших школьников при помощи игры «Выборы Правителя Сказочной Страны»
Цель занятия: формировать общие представления обучающихся о правах и обязанностях гражданина в современном обществе; раскрыть особенности избирательной системы в России, способствовать осознанию значения выборов в жизни человека (право гражданина избирать и быть выбранными), создание условий для активного познания социальной действительности, воспитание правовой культуры.
Формирующиеся ценности: гражданственность.
Основные смыслы: выборы — это основной способ формирования органов власти, призванных служить обществу и интересам народа. Важным элементом формирования правовой культуры гражданина является осознание своих прав и обязанностей. Развивая чувство ответственности и гордости за свою страну, формируя первоначальные представления об избирательном праве, мы воспитываем гражданина, который ответственно относится к будущему своих родных, своей страны.
Планируемые результаты. Личностные:
понимать для чего проводятся выборы, кто может принимать в них участие и их важность для каждого человека и для страны в целом;
иметь общее представление о принципах проведения выборов.
Метапредметные:
проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;
работать с информацией: сравнивать, анализировать, делать выводы на основе представленного материала;
проявлять творчество и фантазию в работе с воображаемыми ситуациями.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Учитель:
Ребята наше занятие я предлагаю начать с приветствия. Давайте поприветствуем друг друга.
Упражнение «Искорка»
Возьмемся за руки и передадим друг другу искорку добра и хорошего настроения! Искра будет в виде легкого пожатия руки. Когда искра вернется ко мне, я сообщу. И так начинаем, искорка пошла.
Учитель: Искорка ко мне вернулось с вашим хорошим настроением!
Звонит телефон
Учитель: Ребята, простите, я отвечу, это, наверное, что-то важное. Звонят из сказочного государства!
-Алло! Говорите! Что случилось!
Телефон: Случилась беда в Сказочном государстве, сказочные герои делают, что хотят, а все из-за того, что в этом государстве нет правил, по которым необходимо жить, нет президента, который бы руководил и следил за порядком. Жители сказочной страны просят помощи!
Учитель: Ребята, поможем жителям сказочной страны выбрать президента?
(Ответы обучающихся.)
Учитель: Телефон, как же мы попадем в сказочную страну?
Телефон: Это проще простого! Чтобы попасть в наше сказочное государство – нужно поднести кулачок к правому уху и произнести волшебные слова:
Кулачок с секретом к уху поднесем,
Три раза повернемся и в сказку попадем.
Учитель: Ребята повторяем волшебные слова.
Кулачок с секретом к уху поднесем,
Три раза повернемся и в сказку попадем. (Музыкальное сопровождение)
Учитель: Вот мы и оказались в сказочной стране! Куда же идти дальше?
Телефон: Нужно найти избирательный участок
Учитель: А как же мы найдем его?
Учитель: Предлагаю загуглить в телефоне. Окей гугл…. Как найти избирательный участок? (Гугол… Открываю поиск)
Учитель: Ой, смотрите карта! Давайте рассмотрим ее, и увидим, куда нам идти?
Ребята: Стрелка показывает, что нам нужно дойти до остановки «Елка вопросов»
Учитель: Отправляемся в путь… Ребята, какая необычная елка, с разноцветными игрушками. Давайте посмотрим, что на них написано? Вопросы. Слушаем вопрос…
1. Что такое выборы?
(Ответы обучающихся.)
Учитель (дополняя ответы детей).
Выборы - это способ, с помощью которого мы решаем, кто будет принимать важные решения для нас - жителей России.
2. Кто такой президент? (Президент - это глава государства, самый главный человек в стране, он следит за порядком, защищает жителей, создает правильные законы)
2. Как зовут президента нашей страны? (Ответы детей… Президента нашей страны зовут В. В Путин.)
3. Кто президента выбирает? (Ответы ребят… Мы граждане России - сами себе выбираем президента. Все взрослые граждане государства, которых называют избирателями) .
Учитель: Верно! (дополняя ответы детей).
Избиратель — человек, обладающий активным избирательным правом и место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.
4. Каким должен быть президент. (Ответы детей…Президент должен быть умным, честным, справедливым, смелым, отважным, знающим все права, правила и законы).
Учитель: Я предлагаю, продолжить наше движение по карте. Стрелка показывает, что нужно дойти до «Ручейка отличий» (Находят ручеёк).
Учитель: Посмотрите, а вот и «Ручеёк отличий» давайте прочтём, что здесь написано? (Дети читаю «Бюллетень»)
Учитель: Кто знает, что такое бюллетень?
(Ответы обучающихся.)
Учитель: Верно! (дополняя ответы детей).
Бюллетень – это документ, который получают для участия в голосовании на выборах. В бюллетене стоят клеточки, где нужно поставить галочку напротив того, кто вам больше всего нравится.
Учитель: А как же нам сделать правильный выбор из всех кандидатов на пост главы сказочного государства? Как узнать что он честный, умный, справедливый…
(Ответы обучающихся.)
Учитель: Верно! Надо послушать их программу, что обещают кандидаты.
Учитель: Ребята, продолжим путь по карте, и наша следующая остановка, «Поляна обещаний». (Приходят на поляну обещаний)
Учитель: Ребята, посмотрите, кто нас здесь встречает?
(Ответы обучающихся.)
Учитель: Верно! Сказочные герои, но это не простые герои, это кандидаты в президенты.
Учитель: Ребята, а кто такие кандидаты?
(Ответы обучающихся.)
Учитель: Верно! (дополняя ответы детей).
Кандидат–человек, который намечен, для избирания в президенты.
Учитель: Ребята, я предлагаю послушать, что скажут наши кандидаты.
Золушка
Я думаю, что, если каждый из нас будет трудиться, помогать другим, то наша жизнь станет лучше. Голосуйте за меня, и мы своим трудом преобразим нашу жизнь: семейный очаг должен согревать каждую семью.
Лиса Алиса
Меня выберите! Я вам построю идеальный город, у вас будут самые умненькие и благоразумненькие, весёлые учителя. По всей стране будут созданы поля чудес, а там игровые автоматы, в которых вы сможете увеличить свой капитал во много раз. Долой тяжёлый труд, мы живём, чтобы отдыхать.
Баба-яга
Вы не смотрите, что я старая и страшная. Подумаешь, нос крючком! Зато не сую его везде, как некоторые. А я старше, опытнее. Я и лешего заставлю работать, а здоровое питание у нас будет, благодаря волшебной печке и молочной речке с кисельными берегами, а также пряничному домику и яблоне. Голосуйте за меня, волшебство в каждый дом!
Емеля
Подарю я вам по щуке,
Не нужны будут науки!
Лишь лежи ты на печи,
Да и кушай калачи!
Учитель: Ребята, все речи кандидатов хороши! Но нам надо поторопиться на избирательный участок, чтобы выбрать лучшего из кандидатов в президенты страны. Продолжим наш путь.
Ребята: Стрелка показывает, что нужно дойти до «Избирательного участка»
(Подходят к вывеске: «Избирательный участок»)
Учитель: Ребята, знаете ли вы, кто работает на избирательном участке?
(Ответы обучающихся.)
Учитель: Верно! Избирательная комиссия. (дополняя ответы детей).
Избирательная комиссия – люди, которые организуют и обеспечивают подготовку и проведение выборов.
Учитель: Избирательная комиссия, займите, пожалуйста, свои места. Я вам напоминаю, на выборах президента, каждый избиратель получает избирательный бюллетень.
Учитель: И так бюллетень получен, я предлагаю вам сделать свой выбор, т.е. проголосовать за кандидата в президенты Сказочной страны.
Учитель: После того как заполните бюллетень не забывайте опустить в избирательный ящик, кто помнит как он называется?
Ребята: Урна.
Председатель избирательной комиссии:
Внимание, внимание!
Завершается голосование!
Избирательный участок закрывается,
Подсчет голосов начинается!
Комиссия ведёт подсчёт голосов.
Корреспонденты берут интервью.
Учитель: Предоставляем слово избирательной комиссии для объявления итогов голосования.
Председатель избирательной комиссии:
По числу голосов третье место занял……
На втором месте ………..
Большинством голосов победу одержал ………….
Ведущий: Поздравляем Президента сказочной страны с победой!
Желаем здоровья, творчества, терпения и обязательно везения.
Наказы избирателей не забыть и честно сказочной стране служить!
Учитель. Вот мы и помогли жителям сказочного государства. Почему же так важно участвовать в выборах? Расскажите.
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, ребята. Выборы, это возможность принять участие в управлении государством и повлиять на то, каким будет наше общее будущее.
Ведущий: Сегодня вы участвовали в сказочных выборах, но пройдёт несколько лет, вы станете взрослыми и будете участвовать в настоящих выборах президента нашей страны.