Урок-путешествие на тему: "К тайнам звуков и букв" (для обучающихся 1 класса).
Цель: в этом путешествии ребята узнают об особых обязанностях звуков речи и откроют их секреты.
Учитель. Внимание! Нам прислали телеграмму. Вот что в ней написано: “Всем первоклассникам, всем, всем. Югославский писатель Душан Радович ищет матросов для корабля “Санглбанглтинглтаг”. Что это за корабль, мы узнаем, когда прочитаем стихотворение этого писателя.
Дети, вы слышали о корабле, Самом прекрасном на всей земле? Этот корабль называется так: “Сангл-бангл-тингл-таг”. Спешите, спешите узнать поскорей Строгий приказ министерства морей: “Матросом на борт поднимается тот, Кто быстро название произнесет”. Ребята! Внимание! Каждый из вас Может попробовать хоть сейчас. | Только учтите: совсем не пустяк Сказать без запинки “Санглбанглтинглтаг”. Тот может поднять корабельный флаг, Может прямо в Африку плыть, Может даже трубку курить И важничать, как заправский моряк, На корабле“Санглбанглтинглтаг”. (Д. Радович) |
- Вот вы уже и научились произносить трудное название этого корабля. Значит, мы тоже попытаемся попасть матросами на этот корабль. Однако, это не так-то просто сделать. Вслед за телеграммой прибыл пакет, в котором оказались задания для проверки тех, кто пожелает служить на корабле. Надо пройти следующие испытания.
(Выполнение задания из пакета, присуждение очков за ответы. Приложение 1.)
- Мне очень нравится старание следопытов проникнуть в тайны заколдованных фраз. К тому же очень полезно тренировать свои органы речи ежедневно, проговаривая как можно больше скороговорок.
Надеюсь, что наши упражнения помогут некоторым следопытам улучшить свою речь.
В знак согласия предлагаю три раза проговорить скороговорку:
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова посреди двора.
- Предлагаю провести конкурс на чтение “скороговорочных” стихов.
Чтецам, которые смогут без запинки проговорить каждое четверостишие, будут присуждаться два очка.
- Скороговорки, которые вы услышите, нужно повторить три раза. Первый раз сказать медленно, второй - быстрее, третий - очень быстро.
1. Жутко жуку жить на суку. 2. Свинья тупорыла, весь двор перерыла. 3. Дятел дуб долбил, да недодолбил. | 4. Все покупки у прилавка упакованы в кульки. 5. Щетина у чушки, чешуя у щучки. 6. Всех скороговорок не переговорить. |
- В нашем путешествии по царству звуков мы должны быть особенно внимательны к звуковой стороне языка. Звуки речи позволяют нам на слух различать слова: был-бил, мол-моль.
Они могут еще нести особую службу, вступая в тайный сговор с поэтами, песенниками, чтецами. По их желанию тот или иной звук в слове вдруг резко выделится, станет очень заметным. Судите сами:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
(В.Фетисов)
- О ком эта загадка?
- Что вам помогло сразу разгадать ее?
Во многих словах загадки повторяется звук ж, он помог нам назвать того, о ком эта загадка. Это – жук. Ведь когда летит жук, нам кажется, что он непрерывно издает звук ж-ж-ж…
- Вот еще загадка. В ней говорится о предмете, который помогает нам по утрам вовремя проснуться, не опоздать в школу, на работу:
Ежедневно,
В шесть утра,
Я трещу:
- Вставать поррррррра!!!
(С.Погореловский)
- Это загадка о будильнике. Какое слово в загадке передает звонок будильника?
Вот какие необычные слова пришли к нам в гости. Если мы скажем: “Кукушка кукует на суку”, мы услышим кукование.
А что вы услышите в таком предложении: “Барабанщик сильно занят, барабанщик барабанит”?
- Каким звуком передается барабанная дробь?
Но не только барабанная дробь может передаваться повторением слов со звуком б. Внимательно послушайте стихотворение, и вы поймете, как передает автор в стихах различные звуки природы:
Была Тишина, Тишина, Тишина… Вдруг Грохотом Грома Сменилась Она! И вот уже дождик Тихонько- Ты слышишь?- | Закрапал, Закрапал, Закрапал По крыше… Наверно, Сейчас Барабанить Он станет… Уже Барабанит! Уже Барабанит! (А.Шибаев) |
- Нам с вами удалось подойти вплотную к разгадке тайны звукозаписи. Так называют изображение звуками речи различных явлений природы, например, грозы или ночных шорохов, шелеста листьев, звучанию разных насекомых. Оказывается, звуки помогают слову рассказать нам о чем-нибудь. В небольшой сказке “Лесной карнавал”, которую вы сейчас услышите, повторяются одинаковые звуки в словах. Попытайтесь узнать, какие животные и насекомые ведут разговор. При чтении пропущенного слова в словах я сделаю паузу. (Чтение сказки. Приложение 2)
- Разрешите мне включиться в эту увлекательную игру? Я хочу задать несколько вопросов.
- Кто пригласил зверей и насекомых на карнавал?
- Как вы узнали об этом?
- Кто отказался поехать?
-Как вы догадались, что это была Змея?
- Кто жужжал, упрекая змею в жадности?
- Что вам помогло узнать Жука?
- А мог ли это сказать не Жук, а Шмель?
- Кто решил приехать на праздник в карете?
- Почему вы так думаете?
- Обратите внимание на слова: карнавал, карусель, красота, карета. Какая птица кричит КАР-КРА?
- Я с удовольствием присуждаю по два очка за правильные ответы. И еще я хотел бы, чтоб все мы вместе показали, что тоже умеем каркать, как ворона, и жужжать не хуже жуков. Ведь эти звуки ласкают слух: они мне напоминают о милых моему сердцу животных.
Еще у меня есть картинки с изображением звучащих предметов и животных. Я буду показывать картинки, а ребят попрошу хором изобразить нужные звуки (картинки комара, жука, осы, шмеля, коровы, козы, пилы, барабана, трубы). Итак, начали.
Вот комар, как он звенит? З-з-з,-з-з-з! А вот жук! Он жужжит. Ж-ж-ж-ж-ж! Шмель. Ж-ш,ж-ш,ж-ш! Корова. Му-у-у! | Коза. Ме-э-э! Пила. Вз! Вз! Вж! Вж! Барабан. Тарам-бам-бам! Труба. У-у! Туру-ру-ру! |
-Друзья, я вижу, а лучше сказать, я слышу, что вы прекрасно овладели секретами звукописи, а точнее – звукоподражания.
- Разрешите мне произнести заключительное слово о нашем предмете – звукописи. Так вот, если в словах повторяется часто один и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, бьются о берег волны, кричат птицы и многое другое.
Послушайте несколько стихотворений. В первом из них передаются легкие лесные шорохи: шелест листьев, шум камыша, движение шмеля. Вы заметите, если будете внимательно слушать, какие звуки будут повторяться в словах (чтение первого стихотворения):
В тишине лесной глуши Шепот к шороху спешит. Шепот к шороху спешит, Шепот по лесу шуршит. -Ты куда? - К тебе лечу. Дай на ушко пошепчу: -Шу-шу-шу да ши-ши-ши. - Тише, Шорох, не шурши, Навостри-ка уши- Тишину послушай! - Слышишь? - Слышу. - Что ты слышишь? - Шебаршатся где-то мыши, Под кореньями шуршат. - Тише, Шорох, не дыши! - Слышишь, стихли камыши? - Слышишь? -Слышу… | По болоту Вышли цапли на охоту. Цапли ужинать спешат, Рыщут, ищут лягушат. - Слышишь? - Слышу… Две букашки Спать устроились в ромашке. Под простынки влезть хотят, Лепестками шелестят. “Звинь-звинь-звинь!”- А это Шмель Прошмыгнул и сел на ель. У пчелы-портнихи Шмель Шьет хорошую шинель. Он вернется с этой ели В новой шелковой шинели, С медной шашкой В звонких шпорах- И умчится в вышину… - Что еще ты слышишь, Шорох? - Тише!.. Слышу Тишину… (В.Суслов) |
- В другом стихотворении вы услышите звуки ливня, плеск волн. Вслушайтесь, какой звук помогает передать этот шум (чтение второго стихотворения):
Ливень льет! Ливень льет! Пляшут капли в лужице. Плот плывет! Плот плывет! Плот по луже кружится. Лягушонок влез на плот И кричит: “Ура! Вперед!” Пляшут волны! Хлещут волны! Заливают с головой! - Что мне волны! Самый полный!- Не сдается рулевой. - Я на Волгу поплыву! | По каналу – и в Москву! Только ливень все сильнее. Только капли все крупнее. Хвастунишку не жалея, Бьют сильнее и больнее! Лягушонок в лужу – Плюх! И на землю, Под лопух. (В.Суслов) |
Д/з: На досуге прочитайте другие стихотворения из книги В.Суслова “Трудные буквы”. Не забудьте только, что стихи эти надо читать вслух.
Литература:
Голуб И.Б.,Ушаков Н.Н. Путешествие по стране слов. М.: “Просвещение”,1992.
Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. М.: “Педагогика”,1983.
Полякова А.В. Превращения слов. М.: “Просвещение”,1991.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
I.Разгадайте и четко произнесите отгадки.
1. Носит хобот, а не слон, Но слона сильнее он. Сотни рук он заменяет, Без лопаты, а копает. (Р.Батов, В.Чантурия) Экскаватор 2. Сам вагон открыл нам двери, В город лестница ведет. Мы своим глазам не верим: Все стоит, а он идет! (Г.Кузичев) Эскалатор 3. Из края города В другой Ходит домик Под дугой. (В.Фетисов) Трамвай | 4. Сам не едет, не идет, Не поддержишь – упадет. А педали пустишь в ход – Он помчит тебя вперед. (Н.Костарев) Велосипед 5.Повторите загадку и назовите отгадку: Телятки гладки Привязаны к грядке. (Огурцы) 6. Две сестрицы – мастерицы, Друг дружке – помощницы. (Руки) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Летят над лесом …, звенят над каждым кустом:
- З-звери, нас-секомые! З-завтра на з-закате праз-здник!
- Что за ш-шутки!- шуршит по траве…- Вы что ш-шалуны, расш-шумелись?
- З-знаем, з-знаем, тетенька…, вы не любите раз-звлекаться. А дяденьке… нравится эта з-затея. Верно, дяденька…?
- Вот это ж-жизнь!- жужжит… -Ж-жаль,.., что ты не пойдешь. Потом пож-жалеешь. Пож-желтеешь от ж-жадности.
Летит мимо…:
- О чем р-разговор? Какой пр-раздник? Кар-рнавал? А кар-русель будет? Ур-р-ра! Кр-расота! Пр-римчусь р-раньше всех. Нет, пр-рикачу в кар-рете!
- Обяз-зательно приходите!- звенят.… Не з-забывайте, не з-запаз-здывайте!
(комары, змея, уж, жук, ворона)
ТЕЛЕГРАММА
Дети, вы слышали о корабле, Самом прекрасном на всей земле? Этот корабль называется так: “Сангл-бангл-тингл-таг”. Спешите, спешите узнать поскорей Строгий приказ министерства морей: “Матросом на борт поднимается тот, Кто быстро название произнесет”. Ребята! Внимание! Каждый из вас Может попробовать хоть сейчас. | Только учтите: совсем не пустяк Сказать без запинки “Санглбанглтинглтаг”. Тот может поднять корабельный флаг, Может прямо в Африку плыть, Может даже трубку курить И важничать, как заправский моряк, На корабле“Санглбанглтинглтаг”. (Д. Радович) |
I. Разгадайте и четко произнесите отгадки.
1. Носит хобот, а не слон, Но слона сильнее он. Сотни рук он заменяет, Без лопаты, а копает. (Р.Батов, В.Чантурия) Экскаватор 2. Сам вагон открыл нам двери, В город лестница ведет. Мы своим глазам не верим: Все стоит, а он идет! (Г.Кузичев) Эскалатор 3. Из края города В другой Ходит домик Под дугой. (В.Фетисов) Трамвай | 4. Сам не едет, не идет, Не поддержишь – упадет. А педали пустишь в ход – Он помчит тебя вперед. (Н.Костарев) Велосипед 5.Повторите загадку и назовите отгадку: Телятки гладки Привязаны к грядке. (Огурцы) 6. Две сестрицы – мастерицы, Друг дружке – помощницы. (Руки) |
II. Конкурс на чтение “скороговорочных” стихов:
1. Жутко жуку жить на суку. 2. Свинья тупорыла, весь двор перерыла. 3. Дятел дуб долбил, да недодолбил. | 4. Все покупки у прилавка упакованы в кульки. 5. Щетина у чушки, чешуя у щучки. 6. Всех скороговорок не переговорить. |