ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 10–11 классов по теме
«Жизнь-отражение ценностей»
Подготовила: учитель биологии МОУ «СОШ №1 р.п.Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» Дорошенко Татьяна Геннадьевна
Цель занятия: развитие ценностного отношения обучающихся к институту семьи, здоровому образу жизни, образованию.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, самореализация и развитие. Продолжительность занятия: 30 минут
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает проведение опыта, наглядно показывающего ценность здоровья, семьи, образования, включающего учащихся в работу .
Комплект материалов:
– сценарий,
– презентация
- для опыта: стеклянная банка, крупный гравий, песок, теннисные шарики (необходимо приготовить три одинаковых комплекта).
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная. Вводное слово педагога. Беседа о том, что такое жизнь в широком смысле и чем она отличается от жизни человека.
Часть 2. Основная: беседа с параллельным проведением наглядного опыта
Часть 3. Заключение: рефлексия
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Ход занятия
Часть 1. Мотивационная
-Здравствуйте, ребята. Я много раз, как учитель биологии, задавала вам вопрос: что такое жизнь? Спрошу вновь, что такое жизнь?
Ребята отвечают.
-Хорошо. А что такое жизнь для человека?
Выслушиваю ответы
Часть 2. Основная
- Как вы, ребята считаете, чтобы жизнь человека была счастливой, полной, что для этого надо?
Чаще всего дети отвечают: деньги и другие материальные блага. Все ответы записываю на доске, стараясь разграничить на три группы по значимости (1- семья, здоровье, образование, работа; 2- любовь, дружба, хобби, искусство, взаимовыручка и т.д. ;3- материальные ценности) и добавляю(при необходимости) ответы ценностями человеческих отношений.
-Вот как много для счастливой жизни человеку надо! А теперь давайте поразмышляем, как это все можно разделить на группы?!
(Материальные блага, отношения, карьера….)
-Проведем небольшой эксперимент. Представьте, что этот сосуд-ваша жизнь (показываю пустую банку). Все что для вас ценно должно заполнить эту банку полностью. Теперь представим, что деньги, яхты, машины и другие материальные блага- это песок (ставлю песок рядом с банкой), любовь, дружба, доверие, взаимовыручка, карьера- это крупный гравий (ставлю гравий рядом с банкой), семья, образование, работа, здоровье- это теннисные шарики (показываю шарики).
-Что бы вы хотели в жизни получить первым? Что самое главное для вас сейчас?
Дети как правило говорят о деньгах- сыплю песок, потом говорят о карьере- засыпаю гравий, теннисные шарики не умещаются. Вопрос: как же можно быть счастливым без семьи, здоровья, работы?
Пробуем другой вариант. Песок, шарики, гравий (гравий не умещается). Вопрос: как можно построить семью без любви, доверия, взаимопомощи?
-Ребята! Как бы нам всем не хотелось быть богачами без забот и хлопот, мы никогда не сможем испытать по - настоящему человеческого счастья. Нет большего счастья, чем быть родителем, слышать смех ребенка, испытывать радость его побед, делить горечь поражений. Любая работа самая прибыльная станет пыткой, если от нее вы не получаете удовлетворения, понимания коллег, востребованности, значимости, здоровье-залог и опора всего!!! Согласны?
-Докажем это легко!
Бросаю теннисные шарики, потом гравий и песок.
-Все успешно помешается, наша банка полна!!!
Часть 3. Заключение
- Ребята, изменилось ли ваше мнение после нашего опыта? Какие жизненные ценности вы определили для себя лично самыми значимыми?
Ребята отвечают
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
-Подобно нашему сосуду, ваша жизнь будет полной и счастливой, если вы научитесь правильно расставлять жизненные приоритеты!! Я желаю вам всем полной счастливой жизни! Очень трудно порой принять правильное решение, сделать какой- либо выбор. Все ошибаются, без этого жизнь не возможна, но помните про наш опыт! Не пускайте в свою жизнь лишний песок, что бы хватило места на самое главное, ценное. Это и отличает жизнь человека от просто живой природы. Всегда помните главное оставаться человеком в любой ситуации, стройте свою жизнь так, чтобы окружающие вас рядом люди тоже были счастливы.