СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 10–11 классов по теме: «РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

мВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 10–11 классов по теме: «РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»

Просмотр содержимого документа
«ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 10–11 классов по теме: «РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 10–11 классов по теме: «РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»

Цели занятия:  Формирование у обучающихся ценностного отношения к необходимости создания технологического суверенитета в России.  Формирование ценностного отношения к знаниям в сфере инновационных технологий, к их постоянному углублению и расширению.  Получение представлений об особенностях профессий будущего и связанных с ними компетенциях человека.

Формирующиеся ценности: развитие, самореализация.

Основные смыслы: будущее страны невозможно без суверенитета. Технологический суверенитет необходимо защищать так же, как границы государства. Развитие сферы информационных технологий сегодня стратегически важно для будущего страны, профессии в этой сфере очень перспективны и востребованы.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа, викторина, мастерская. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.

Комплект материалов:  сценарий,  методические рекомендации,  комплект видеоматериалов,  презентация.



2

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная. Учитель. Ребята, хочу начать наше занятие с неожиданного вопроса. Каким вы представляете своё будущее? Свою самостоятельную взрослую жизнь? Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Самостоятельная жизнь – это всегда принятие решений и ответственность за них. Так, в своём доме, в своей семье мы сами принимаем решения – например, куда поехать отдохнуть, какие покупки сделать. Но вашим родителям наверняка не понравится, если кто-то из соседей придёт и начнёт двигать мебель в вашей квартире. Никто не может препятствовать или указывать тебе, что нужно делать, когда ты независим в своих действиях, самостоятельно принимаешь решения и определяешь своё будущее. То, о чём мы сейчас с вами говорим, относится не только к жизни семей. Как вы полагаете, что (или кто) ещё может вести независимое существование? Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, ребята, целая страна может быть независимой, и тогда её народ самостоятельно определяет, как ему жить и развиваться. По вашему мнению, почему для государства важно быть независимым, самостоятельным, автономным? Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Независимое государство вправе устанавливать собственные законы, принимать решения и управлять территорией и народом без внешнего вмешательства, обладает независимостью от других государств в принятии решений, связанных с внутренними и внешними делами, всё это объединяется в понятие – «суверенитет страны». В главном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации, в статьях 3 и 4 сказано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию.



3

Учитель. Представляя будущее нашей страны, мы часто говорим о её технологическом суверенитете. Как вы понимаете это выражение, и почему оно неразрывно связано с будущим страны? Ответы обучающихся.

Методический комментарий: учитель подводит обучающихся к пониманию, что технологический суверенитет – это способность государства обеспечить развитие экономики для создания и поддержания на своей территории собственных технологий и инфраструктуры, чтобы гарантировать независимость своей политики, экономики и обороноспособности в жизненно важных сферах.

Учитель. Как вы полагаете, а надо ли защищать суверенитет так же, как, например, границы страны? Чем грозит стране потеря технологического суверенитета? Ответы обучающихся.

Учитель. Как вы думаете, что может произойти, если какое-нибудь государство окажется единственным обладателем очень важной и ценной для человечества технологии? Можете предположить такую ситуацию и привести примеры возможных последствий? Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Учитель. В продолжение нашего обсуждения предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет.

Демонстрация видеоролика «Технологический суверенитет» (дикторский текст). В ситуации «технологической монополии» страна в одночасье может лишиться доступа к важным технологиям, если их производит государствомонополист. Именно такую модель пытались навязать России западные страны в последние тридцать лет, на этом построена политика санкций. Однако потенциал российских технологий позволил продолжить развитие страны, быть независимыми во многих жизненно важных областях и добиваться поставленных целей.



4

И сейчас Россия добивается технологического суверенитета. То есть создаёт собственные технологические решения для разных сфер экономики, которые выступают альтернативой и не должны проигрывать по ключевым характеристикам уже существующим технологиям в мире. Как обеспечивается технологический суверенитет? Приведём пример. Гражданский самолёт Sukhoi Superjet 100 создавался в кооперации с иностранными партнёрами, использовались двигатели SaM-146 совместно российско-французского производства. После того как французская сторона отказалась участвовать в производстве, Россия нашла решение и начала готовить к серийному производству полностью отечественный двигатель ПД-8. На тот момент этот двигатель уже был создан у нас как опытный образец, и в критический момент мы уже были готовы к его запуску в серию.

Учитель. Ребята, как вы думаете, предполагает ли достижение технологического суверенитета отказ от сотрудничества и выстраивание взаимоотношений с другими странами? Ответы обучающихся.

Учитель (подводя итоги обсуждения). Достижение суверенитета не означает полный отказ от международного сотрудничества. Важно поддерживать дружеские и взаимовыгодные отношения с другими странами, поскольку это влияет и на развитие туризма, культуры, науки, искусства и т. д.

Часть 2. Основная.

Учитель. О будущем нашей страны и особенностях её технологического суверенитета сегодня с нами говорит Герман Оскарович Греф, Президент, Председатель Правления Сбербанка.

Демонстрация видеообращения федерального спикера.

Учитель. Ребята, нужно добавить, что Сбербанк – это один из примеров компании, которая обеспечивает технологический суверенитет России, а также широко применяет цифровые технологии. Так, использование инновационных программ и решений позволило команде Сбера создать «Стартап-акселератор



5

для молодёжи», одна из задач которого – познакомить ребят из разных уголков страны с современными технологиями.

Демонстрация слайда:

Учитель. Участники школьного и студенческого акселераторов проходят курс по основам предпринимательства: генерации идей, проверки гипотез, инструментов для создания и монетизации цифровых продуктов. А ещё они могут дополнительно выбрать один из четырёх треков по направлениям: искусственный интеллект, технологии для метавселенной, концепции Web 3.0, технологии в медицине.

Методический комментарий: дополнительно учитель может продемонстрировать видеоролик о школьном и студенческом акселераторе от Сбера «Выпускники» (см. дополнительные материалы).

Учитель. Герман Греф в своём выступлении подчеркнул важность формирования технологического суверенитета нашей страны и обозначил ряд особо важных направлений развития для страны на данный момент. А что ещё необходимо развивать в России для достижения технологического суверенитета? Развитие каких отраслей экономики обеспечит независимость страны и стабильность её будущего? Аргументируйте свои ответы. Ответы обучающихся.

Учитель выводит на экран слайд с перечнем приоритетных отраслей экономики, выделенных на данном этапе государством для формирования технологического суверенитета России:  авиационная промышленность,  автомобилестроение,  медицинская и фармацевтическая промышленность,



6

 железнодорожное, нефтегазовое, сельскохозяйственное, тяжёлое машиностроение и станкоинструментальная промышленность,  судостроение,  химическая промышленность,  пищевая промышленность,  сельское хозяйство,  электронная и электротехническая промышленность,  энергетическая промышленность,  информационные технологии.

Учитель. Почему именно эти отрасли промышленности должны способствовать формированию суверенитета страны? Ответы обучающихся.

Методический комментарий: при обсуждении важно обратить внимание на то, что выбранные отрасли обеспечивают производство самого необходимого для здоровья людей, заботятся о безопасности жизни граждан России: продовольственной, транспортной, обеспечивают возможности для строительства и получения энергии. Можно поразмышлять с детьми на тему, что произойдёт со страной, если она «по щелчку» может лишиться, например, программного обеспечения, гражданской авиации, производства автомобилей, продуктов питания, электричества и т. п.

Учитель. Уже сейчас развитие производства и технологий в России идёт так быстро, что некоторые отечественные разработки опережают своё время, выводя нашу страну на первое место в мире! Давайте с ними познакомимся.

Демонстрация видеоролика «КАЛЕЙДОСКОП ДОСТИЖЕНИЙ РОССИИ» (дикторский текст).

Самый технологичный госсектор. В 2022 году Всемирный банк признал Россию одним из мировых лидеров по качеству и уровню проникновения государственных информсистем в повседневную жизнь граждан. Оформить загранпаспорт, открыть бизнес, поступить в вуз или зафиксировать ДТП – всё это можно сделать онлайн на портале «Госуслуги»,



7

на котором зарегистрировались уже около 100 млн россиян. Только за 2022 год на портале было оказано около 200 млн услуг. Сейчас жители России получают 90% государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»! До конца года планируется перевести в электронный формат подавляющее большинство всех госуслуг. Финансовый сектор: цифровизация продолжается. Цифровизация финансового сектора в России также идёт полным ходом. В 2014 году разработали Систему передачи финансовых сообщений – отечественный аналог SWIFT. В 2015 году появилась Российская национальная платёжная система «Мир», карты которой сейчас выпускают более 160 банков. В 2019 году запустили Систему быстрых платежей, с помощью которой можно круглосуточно совершать мгновенные переводы по номеру мобильного телефона, оплачивать товары и услуги с помощью QR-кода. В 2023 году в мобильных приложениях российских банков можно также заказать доставку продуктов, лекарств, купить билеты на концерт. Два года подряд российский Сбер занимает первое место в рейтинге надёжности банков по версии Forbes. Беспилотная сельхозтехника: Россия лидирует в производстве роботизированной аграрной техники. Российская беспилотная сельхозтехника в 2019–2020 годах признана лучшей в мире. Российские фермеры с помощью спутников контролируют расход топлива, отслеживают путь и скорость движения сельхозмашин, точечно распределяют удобрения, контролируют состояние поля и не только. Многие предприятия используют автоматические системы управления и агронавигации, а иногда и полностью беспилотные комбайны. В 2022 году агроботы российского производства собрали 1,6 млн тонн урожая. Минеральные удобрения. Россия — один из мировых лидеров по производству и экспорту удобрений, самый крупный экспортёр минеральных удобрений в мире. Россия нарастила производство на 40% — до 55 млн тонн — всех видов удобрений, обогнала США и Индию. США через месяц после введения первых санкций в отношении России решили обезопасить себя от дефицита химической продукции, приравняв российские удобрения к продуктам первой необходимости.

Методический комментарий: дополнительно учитель может сообщить следующую информацию. В последнее время наблюдается большой рост экономики нашей страны: если в 2000 году она занимала 12-е место в рейтинге экономик мира, то в



8

прошлом году Россия вышла на пятое место в мире и обошла многие европейские страны, в том числе Францию, Италию, Германию. Увеличение производства электроэнергии в России также свидетельствует о росте экономики: ведь ее производится столько, сколько необходимо для производства, сельского хозяйства, для нужд населения. Россия выделяется как одна из самых «зеленых» стран в мире, где примерно 40% энергии производится из чистых источников, включая гидро- и атомную энергетику. И почти 80% энергоблоков в мире строятся с применением российских технологий и при участии наших специалистов. Сравнивая темпы развития экономики, можно отметить, что в России за последние 20 лет производство электроэнергии выросло почти на 30%, в то время как в Европе (например, Германия и Франция) рост составил менее 10% за тот же период. Увеличилось количество автомобилей на 1000 человек: со 131 в 2000 году до 327 в 2022г. Это не просто рост числа автомобилей, он невозможен без развития дорожной сети. Большой прорыв в сфере дорожного строительства страна сделала за последние 3-4 года. Развитие авиасообщения также отражает экономический рост: в 2000 году российские авиакомпании перевезли 23 млн пассажиров, а в 2023 – 106 млн. Существенно выросло количество внутренних рейсов, что невозможно без развития инфраструктуры. За последние 20 лет было построено и реконструировано 138 аэропортов и аэродромов. Важно отметить, что развивается воздушное сообщение между столицами регионов. Доля региональных рейсов в обход Москвы впервые достигла 50% от всех авиамаршрутов по России. Эти показатели свидетельствуют о заметных изменениях в российской экономике и повышении качества жизни граждан.

Часть 3. Заключение. Учитель. Ребята, а как вы думаете, что вы уже сейчас, будучи школьниками, можете сделать для будущего страны, достижения её технологического суверенитета? Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Уже сейчас вы можете начинать знакомиться с профессиями, связанными с приоритетными для нашей страны направлениями развития. Обращать внимание на те знания и навыки,



9

которые для них нужны, интересоваться и знакомиться с предприятиями нашего региона. Качественные знания, полученные вами сейчас – это и есть ваш вклад в будущее нашей страны.

Методический комментарий: дополнительно учителю рекомендуется подготовить информацию, касающуюся особенностей своего региона: какие в данной области есть предприятия, связанные с сектором экономики, направленным на формирование суверенитета, для этого можно обратиться к разделу «Достижения регионов» сайта достижения.рф. Также рекомендуется пригласить одного-двух родителей, работающих в высокотехнологичной сфере, для краткой беседы с обучающимися.

Учитель. Уже скоро для растущей экономики потребуются новые профессии. Представим себе наше будущее и представим какие профессии, будут востребованы в приоритетных отраслях нашей экономики в ближайшие 10–15 лет.

Методический комментарий: учитель выбирает блоки обсуждения в зависимости от интересов и подготовленности обучающихся.

Учитель. Ребята, как вы думаете, какие профессии будут востребованы в такой отрасли, как авиационная промышленность? Ответы обучающихся.

Далее учитель знакомит обучающихся с некоторыми профессиями из «Атласа новых профессий» Агентства стратегических инициатив по направлению «Авиация».



10



11

Учитель. Ребята, как вы думаете, какие профессии будут востребованы в такой отрасли, как энергетика? Ответы обучающихся.

Далее учитель знакомит обучающихся с некоторыми профессиями из «Атласа новых профессий» Агентства стратегических инициатив по направлению «Электроэнергетика».



12

Учитель. Ребята, как вы думаете, какие профессии будут востребованы в такой отрасли, как медицина? Ответы обучающихся.

Далее учитель знакомит обучающихся с некоторыми профессиями из «Атласа новых профессий» Агентства стратегических инициатив по направлению «Медицина».



13

Учитель. Ребята, как вы думаете, какие профессии будут востребованы в такой отрасли, как судостроение, водный транспорт? Ответы обучающихся.

Далее учитель знакомит обучающихся с некоторыми профессиями из «Атласа новых профессий» Агентства стратегических инициатив по направлению «Водный транспорт».



14



15

Учитель. Узнать больше о новых профессиях вы можете в «Атласе новых профессий» Агентства стратегических инициатив https://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf. Учитель (подводя итоги занятия). Сегодня мы с вами пришли к выводу, что технологический суверенитет страны означает её независимость. Но это не значит, что страна закрыта от мира, наоборот, это значит, что сильная страна с развитой устойчивой экономикой может отстаивать свою политику. Несмотря на введение санкций, экономика России продолжает развиваться. Учитель. Мы познакомились сегодня только с некоторыми примерами наших успехов в формировании технологического суверенитета. Вам предстоят новые достижения в самых разных областях. Давайте строить будущее нашей страны вместе! 4 ноября 2023 года на территории ВДНХ открылась Международная выставка-форум «Россия». Её участниками стали все 89 субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, крупнейшие корпорации, общественные организации и зарубежные страны. На весь период проведения выставки запланированы культурноразвлекательная, образовательная и деловая программы. Выставка является площадкой крупнейших мероприятий страны. В Дни регионов каждый субъект Российской Федерации презентует свои достижения в различных сферах, продемонстрирует выступления творческих коллективов и свои гастрономические особенности.



16

Методический комментарий: учитель может подобрать на сайте выставки-форума «Россия» (https://russia.ru/about) конкретные мероприятия, связанные со своим регионом, и рассказать о них обучающимся, а также при возможности запланировать посещение выставки всем классом.

ПОСТРАЗГОВОР:  Участие школьников в олимпиаде по программированию.  Участие во Всероссийском направлении «Наука и технологии» РДДМ.  Участие обучающихся 8–11 классов в исследовательских проектных работах, связанных с разработкой новых цифровых сервисов, программ, сайтов и т. д.  Помощь своим сверстникам и более младшим обучающимся в выполнении заданий по информационным технологиям, математическим и естественным наукам.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ:  Физика. Темы, связанные с достижениями российской науки.  Информатика. Темы, связанные с цифровыми технологиями.  Обществознание. Темы, связанные с развитием общества.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 1. Сайт «Атлас профессий будущего» (http://www.sberbank.ru/atlas#/). 2. Сайт «Атлас новых профессий» (https://atlas100.ru/catalog/). 3. Сайт проекта «Россия – страна достижений» (достижения.рф). 4. Сайт Образовательного центра «Сириус» (https://sochisirius.ru/). 5. Сайт детских технопарков «Кванториум» (http://kvantorium.ru/1/tehnopark/). 6. Сайт центров цифрового образования детей «IT-Куб» (айтикуб.рф).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:

Благодарность:  Специалистам, задействованным в высокотехнологичных отраслях экономики, за вклад в развитие нашей страны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!