СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 10–11 классов по теме «День защитника Отечества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 10–11 классов по теме «День защитника Отечества»»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 10–11 классов по теме «День защитника Отечества»



Цели занятия: формирование понятия «защитник Отечества», формирование уважения к защитникам Отечества; формирование ответственного отношения к службе в армии как обязанности гражданина Российской Федерации; воспитание гордости за деятельность российской армии в истории и на современном этапе развития общества.



Формирующиеся ценности: любовь к Родине, служение Отечеству, сохранение исторической памяти.



Основные смыслы: День защитника Отечества – всенародный праздник, в котором воплощены чувства уважения наших граждан к своим доблестным защитникам, гордости за всех, кто служил и служит в армии и на флоте, признания их героических заслуг перед Родиной в отстаивании её национальных интересов, суверенитета и независимости, всеми, кто по заветам предков «Отчизну мужеством прославил». Люди, искренне любящие свою Родину и трудящиеся на её благо – являются защитниками Отечества.



Продолжительность занятия: 30 минут.



Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеороликов.



Комплект материалов: − сценарий, − методические рекомендации, − видеоролик, − презентационные материалы.























СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ



Часть 1. Мотивационная



Учитель. Ребята, сегодня наше занятие посвящено государственному празднику — Дню защитника Отечества. Во все времена государство защищали отважные воины — российская армия. Мы поздравляем с этим праздником наших сограждан, которые защищают нашу Родину сейчас, и обязательно вспомним героев, которые защищали Отечество на протяжении его многовековой истории.



Учитель. Как вы понимаете слова «защитник» и «Отечество»? Предлагайте варианты. Ответы обучающихся.



Комментарий для учителя: во время ответов учитель обращает внимание обучающихся на следующие варианты: защитник – боец, воин, солдат, страж, заступник, герой и др.; Отечество — Родина, родная земля. Учитель может напомнить происхождение слова «Отечество»: оно произошло от слова «отец». Следовательно, территория проживания каждого человека — Родина или родная земля — рассматривалась во все времена как семья, глава которой был отец (в рамках государства — князь, государь, монарх, глава государства). Таким образом, можно сделать вывод о том, что словосочетание «Защитник Отечества» можно понимать, как заступник своей семьи, родных, всех людей родной земли.



Учитель. Неудивительно, что, говоря о празднике – Дне защитника Отечества, мы представляем крепкую защиту, людей, которые первым делом защищают свою Родину, свой народ, свою семью. Год назад мы с вами уже обращались к этой теме – защита Отечества. Вспомните, пожалуйста, что мы обсуждали на занятии. Ответы обучающихся.



Демонстрация презентации.



Учитель. Верно, ребята. Речь шла и о героях разных времён и эпох – героях нашей страны, о наградах, которые были учреждены во время Великой Отечественной войны в честь великих русских полководцев прежних времён. Назовите имена тех, кто навсегда остался в нашей истории. Ответы обучающихся (Невский, Кутузов, Суворов, Нахимов, Ушаков).











Учитель. Ребята, почему мы должны всегда помнить о защитниках Отечества? Как сохраняется память о защитниках Отечества в нашей стране? Ответы обучающихся (создание памятников, запись воспоминаний современников, сохранение в музеях и архивах документов и др.).



Учитель. Назовите известные вам памятники, посвящённые защитникам Отечества. Ответы обучающихся (Могила Неизвестного Солдата, памятники героям Великой Отечественной войны, памятники российским полководцам и др.).



Учитель. Предлагаю посмотреть на фотографию самого известного памятника защитникам Отечества – «Родина-мать зовёт» на Мамаевом кургане в Волгограде и ответить на вопрос: «Какой символ заложен в представленном памятнике?».



Демонстрация слайда презентации с фотографиями монумента «Родина – мать!».



Ответы обучающихся (Собирательный образ Родины, призыв к действию – активной защите. Родина ассоциируется с матерью, то есть памятник посвящён каждому солдату, защищавшему свой дом, матерей, отчизну и т. д.).



Учитель. Когда мы говорим о защите Отечества, то в первую очередь, мы соотносим это понятие с людьми, которые выбрали особую профессию – защищать Родину, военнослужащими. Суть этой профессии, её особая миссия очень ёмко и точно отражена в словах военной присяги – клятвы, которую даёт гражданин, вступающий в ряды Вооружённых сил Российской Федерации.



Учитель выводит на экран слайд с текстом военной присяги.



Учитель. Вчитайтесь, пожалуйста, в слова военной присяги. Как вы понимаете слова «присягаю на верность Отечеству», «воинский долг»? Ответы обучающихся.













Учитель. Как вы считаете, почему воинский долг – это высочайшая степень внутренней ответственности? Какими чертами, внутренними качествами, внутренними убеждениями обладает человек, принявший на себя ответственность защищать Родину? Почему во все времена важна защита государства? Ответы обучающихся.



Часть 2. Основная



Учитель. Учитель. День защитника Отечества – праздник доблести, преданности и отваги. Люди в этот день чтят подвиг неизвестного солдата, отдавая дань уважения героям, погибшим при защите независимости своей страны. Это праздник настоящих мужчин, готовых в любой момент встать на защиту Родины, а в мирное время ежедневно оберегающих от любых невзгод свой дом и семью. В качестве федеральных спикеров нашего сегодняшнего занятия люди, для которых защита Отечества – не просто слова, это их жизнь.



Демонстрация видеообращения федеральных спикеров.



Учитель. Мы сейчас увидели самых обычных ребят. Это молодые люди из обычных семей, вероятно, кто-то уже обзавёлся своей семьёй. Они жили, учились и работали, как все. Но по долгу и зову сердца встали на защиту Отечества. В Алтайском крае вышла книга «Парни как все». Это первая художественная книга о героях специальной военной операции, посвящённая двум обычным ребятам, каждый из которых совершил героический поступок. В ней есть такие слова. Как вы их понимаете?







Демонстрация видеоролика «Героями не рождаются». «Человек становится героем не по рождению, а по поступкам, по делам своим. Придёт время, и каждый отведает плод с древа познания. Узнаешь и ты, что мир непрост, как бы тепло и беззаботно тебе сегодня ни было под материнской рукою. И в том яростном и бушующем мире придётся делать выбор, совершить своё восхождение в вечном споре добра и зла. Рано или поздно и ты спросишь себя: я кто? Для чего я пришёл в этот лучший из миров? И никто за тебя на вопрос не ответит, выбор не сделает, никто не подскажет, сделать так или иначе, как совершить главный поступок, да и быть ли героем. Никто, кроме тебя самого…»



Ответы обучающихся, обсуждение.



Учитель. Нужно понимать и помнить: во все времена защитники Отечества – это не только великие полководцы, это и рядовые солдаты, которые сражались за независимость нашего государства. Давайте ближе познакомимся с историями наших современников. Сейчас вы получите необычные материалы – это графические новеллы – истории подвигов героев специальной военной операции (см. дополнительные материалы).



Учитель. Ваше задание – рассмотрите графическую новеллу. Опираясь на полученную информацию, предположите, какая была жизнь героя до его участия в спецоперации. Почему он поступил, как настоящий защитник?



Группа 1. Максим Песковой. Графическая новелла Денис Шишов. Графическая новелла Группа 2. Андраник Гаспарян. Графическая новелла. Владимир Жога. Графическая новелла.



Беседа после выполнения задания − Как вы думаете, чем похожи ваши предположения? − Легко ли было вам выполнить задание? − Если все истории объединить в одну новеллу, какое бы вы дали ей название? − Подошло бы для этой объединённой новеллы название «Парни как все», как у изданной книги? Ответы обучающихся.









Методический комментарий: предположения обучающихся о том, какой была жизнь каждого из героев до специальной военной операции, могут оказаться похожими: учился в школе, далее работал, жил в обычной семье, может быть, отец был военнослужащим. Задание, с одной стороны, было выполнить легко, но с другой стороны, и сложно – предположения обучающихся почти не отличаются друг от друга. Поэтому учителю важно подвести ребят к пониманию того, что это простые люди, такие же, как все, как любой другой гражданин Российской Федерации.



Учитель. Как вы думаете, что повлияло на решение бойцов пойти на специальную военную операцию? Что и кого они хотели защитить? Ответы обучающихся.



Учитель. Вы правы, они хотели защитить своих родных, свою Родину, поэтому просто не могли поступить иначе.



Часть 3. Заключение



Учитель. Ребята, наши защитники, воины сейчас выполняют специальную военную операцию, которая сплотила наше общество, людей разных возрастов и профессий. Скажите, в чём вы видите эту поддержку? Знаете ли вы примеры, когда бойцам оказывают помощь? И кто эти люди? Ответы обучающихся, обсуждение.



Методический комментарий: при обсуждении важно обратить внимание обучающихся на то, что поддержка людей выразилась в сборе подарков для военнослужащих, гуманитарной помощи жителям новых регионов, в настоящем культе гордости за бойцов СВО. Самоотверженно работают на освобождённых территориях тысячи волонтёров, гражданские добровольцы, медики, учителя, строители, военкоры. Например, лишь одно из общественных движений «Народный фронт» за год собрало свыше 6,5 млрд руб. На эти средства закупаются квадрокоптеры, рации, бронежилеты, медикаменты и многие другие необходимые на фронте вещи.



Учитель. Верно, ребята. Это обычные люди, семьи, волонтёры – те, кто всегда поддерживают наших воинов. А что вы можете сделать для тех, кто сейчас на боевом посту? Ответы обучающихся, обсуждение.









Учитель. Для бойцов очень важно знать, что вы о них помните, их поддерживаете. Посмотрите, как эмоционально эти крепкие мужчины говорят о самых простых детских письмах.



Демонстрация видеоролика «Письма».



Учитель. Самую главную поддержку оказывает государство, оно заботится о тех, кто его защищает. Эта поддержка касается не только бойцов СВО, но и их семей.



Демонстрация презентации. В. В. Путин «Нужно делать всё возможное, чтобы наши герои – в полном смысле это герои, наши ребята, которые на передовой воюют, – чувствовали, что они востребованы, могут работать, могут обеспечивать своих близких, свои семьи, создавать эти семьи».



Учитель. Каким образом, по-вашему, эта поддержка происходит (реализуется)? Ответы обучающихся.



Учитель. Президент России Владимир Путин подписал указ о создании государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» 3 апреля 2023 года. Фонд оказывает содействие в получении всех полагающихся мер поддержки: медицинская и социальная реабилитация, обеспечение лекарствами, психологическая помощь, а также помогает с переобучением и трудоустройством ветеранов.



Учитель. Праздник День защитника Отечества – символ мужества и преданности Отечеству, отмечается с гордостью, с уважением ко всем защитникам родной страны, прежде всего к тем, кто сегодня стоит на страже рубежей России. В России уважают и гордятся защитниками Отечества разных времён. Как вы думаете, почему важно хранить память о наших защитниках? Ответы обучающихся.















Учитель. Вы правы – память о каждом защитнике, которую мы храним в наших семьях, складывается в историю поколений, передаётся от старших поколений младшим. Поэтому Российское военно-историческое общество активно работает, сохраняя сведения о военной истории, проводит поиск и археологические исследования мест сражений прошлого, создавая военноисторические музеи, публикуя сведения о наследии предков и текущих событиях. Учитель. Проект Российского военно-исторического общества «Маршрут построен» представляет маршруты, составленные экспертами общества. Следуя по ним, вы можете лучше узнать о героической истории России, увидеть прошлое военной истории нашей страны в её полном величии. Путешествие по памятным местам поможет вам в понимании великого прошлого нашей страны и в сохранении исторической памяти о подвигах народа. Эту память мы должны хранить вечно!



ПОСТРАЗГОВОР Посещение мест боевой славы в своём регионе, музеев боевой славы, памятников защитникам Отечества. Составление презентации о местах боевой славы своего региона, размещение её в ТГ-канале школы.



ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ История: тематика, связанная с историей Великой Отечественной войны, других военных операций. Литература: художественные произведения, посвящённые долгу и подвигу защитника Отечества.



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ А. В. Митяев. Книга будущих командиров. В. Р. Мединский. Военная история России: учебное пособие для образовательных организаций. С. Ф. Ужакин. Парни как все.



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ Благодарность всем людям, вставшим на защиту нашей Родины в трудные времена. Память о тех, кто воевал за страну, и о тех, кто своим трудом приближал победу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!