______________________________________________________________________
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 62
ИМЕНИ Е.И. ИГНАТЕНКО С. НОВЫЙ ЕГОРЛЫК
______________________________________________________________________________
Рассмотрено на педсовете Протокол №1 от 30 августа 2022г. | Согласовано: С заместителем директора по воспитательной работе Подгорная А.А.__________ Приказ № 176 от 31 августа 2022 г | Утверждено: Директор МБОУ СОШ № 62 имени Е.И. Игнатенко С Самандарова С.Н________ Приказ № 176 от 31 августа 2022 г. |
Программа внеурочной
деятельности
Направление: духовно – нравственное
Кружок: «ДОНОВЕДЕНИЕ»
Составитель:
Филипенко О.Ф
учитель начальных классов
с. Новый Егорлык
2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках кружка «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд. пед. Наук Е.Ю. Сухаревская, М.Н. Бакрева, И.Ю. Величко, М.М. Вюнникова, Е.А. Добреля, Е.А.Зыбина, О.А. Каклюгина, Л.В. Козорезова, Е.А. Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г. Ткаченко, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда и название курса «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края.
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности в рамках кружка «Доноведение»
Актуальность программы
Начальная школа призвана создать условия для формирования личности гражданина и патриота своей Родины с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
В связи с этим необходим поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательной деятельности, одним из которых может стать формирование гражданских и патриотических качеств личности в условиях углубленного изучения и исследования родного края. Поэтому на сегодняшний день актуальны программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.
Предлагаемый материал о культурном наследии, природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью.
Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей обучающегося природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для обучающихся этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.
Место курса в рамках кружка «Доноведение» в плане внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Доноведение» для 4 класса рассчитана на 34 часа (34 недели) и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации - 4 года.
На основании учебного плана МБОУ СОШ № 62 имени Е.И.Игнатенко на 2022 - 2023 учебный год в рамках федерального государственного стандарта начального общего образования на изучение программы кружка внеурочной предметной деятельности «Доноведение» в 4 классе отводится 34 часа в год, занятие проводится 1 раз в неделю.
Количество часов в год – 33 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
Количество часов в I четверти – 8 часов.
Количество часов во II четверти – 8 часов. Количество часов в III четверти – 9 часов.
Количество часов в IV четверти – 8 часов.
Структура курса «Доноведение»
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомится с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края»включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края.
Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа.
В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
Формы проведения учебных занятий: беседа с игровыми элементами; сказка; сюжетно-ролевая игра; игра-путешествие; игра-имитация; викторины, соревнования, конкурсы, состязания; учебная игра, ролевая игра; КВН; заочная экскурсия; тематические задания по подгруппам.
Виды и формы учебной деятельности:
- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
- групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
- командные игры, когда класс делится на две команды.
-при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
Содержание программы внеурочной деятельности «ДОНОВЕДЕНИЕ»
4 КЛАСС (34 ч.)
Я и окружающий мир
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли Донской
Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.
Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.
Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.
Жизнь на Дону
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Ценностные ориентиры
Главное назначение курса «Доноведение» - формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия играет учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности (кружок «Доноведение»)
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
об истории родного края;
знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3 - 4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3 - 4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3 - 4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людейсельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.
регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Формы организации учебного процесса
Наряду с основной формой (занятием) рекомендуется проводить экскурсии в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края.
Экскурсии
В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.
В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.
Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».
Тематическое планирование
№ | Сроки | Тема раздела или урока | Кол-во часов | Форма проведения занятий | Цифровые образовательные ресурсы | Воспитательный потенциал |
1 | | Я и окружающий мир | 4 | Исследовательская работа «Край, в котором я живу». Защита проекта «Моя семья». Конкурс рисунков. | http://school-collection.edu.ru | Духовно-нравственное |
2 | | Человек и природа | 20 | Викторины. Кроссворды. Коллективное создание опорных знаков. Создание и презентация проекта . | http://viki.rdf.ru/item/395/download/ http://school-collection.edu.ru | Экологическое |
3 | | Яркие страницы истории земли Донской | 7 | Составление летописи городов. Доклады-сообщения учащихся. Экскурсия в школьный музей. | http://school-collection.edu.ru | Гражданско-патриотическое |
4 | | Жизнь на Дону | 3 | Викторина. Экскурсия по мини – музею (выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год). Проект. | http://school-collection.edu.ru | Эстетическое |
Календарно - тематическое планирование курса «Доноведение» 4 класс (1 ч в неделю)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Контроль и виды деятельности |
1. | Донской край – мой край! | 1 | І четверть 07.09 | Исследовательская работа «Край, в котором я живу». Работа с картой Ростовской области. Практическая работа. |
2-3. | Что ты знаешь о роде своём? | 2 | 14.09 21.09 | Защита проекта «Моя семья». |
4. | На казачьем Кругу | 1 | 28.09 | Конкурс рисунков. |
5. | Донской казак хват, силой, удалью богат! | 1 | 05.10 | Конкурс рисунков. |
6. | Ермак Могучий. | 1 | 12.10 | Составление теста. |
7. | Степан Разин. | 1 | 19.10 | Проблемный диспут «Причины казачьего восстания». |
8- 9. | Роль Петра 1 в истории России и Донского края. | 2 | 26.10 ІI четверть 09.11 | Составление летописи города Азова. |
10. | Таганрог – первый порт России | 1 | 16.11 | Составление летописи города Таганрога. |
11. | Крепость Димитрия Ростовского | 1 | 23.11 | Составление летописи города Ростов на Дону. |
12. | Емельян Пугачёв. | 1 | 30.11 | Доклады-сообщения учащихся. |
13. | Вместе с Суворовым | 1 | 07.12 | Доклады-сообщения учащихся. |
14. | Платов Матвей Иванович | 1 | 14.12 | Доклады-сообщения учащихся. |
15. | Новочеркасск - столица казачьего Дона | 1 | 21.12 | Составление летописи города Новочеркасска. |
16. | Бакланов Яков Петрович | 1 | ІII четверть 11.01 | Диспут. |
17. | За землю и за волю. | 1 | 18.01 | Составление летописи Вёшенской. |
18. | Дон в годы строительства новой жизни | 1 | 25.01 | Доклады-сообщения учащихся. |
19. | Дон в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 01.02 | Экскурсия в школьный музей. |
20. | День освобождения родного села | 1 | 08.02 | Экскурсия к памятнику освободителям села Новый Егорлык. |
21 - 22. | Мирное время на Донской земле. | 2 | 15.02 22.02 | Исследовательская работа учащихся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области». |
23. | Волгодонск – город молодости | 1 | 01.03 | Составление летописи города Волгодонска. |
24. | Дом, в котором мы живём | 1 | 15.03 | Проект. |
25. | Экологические проблемы воздуха в родном крае. | 1 | 22.03 | Исследовательская работа «Экологические проблемы воздуха родного края». Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух!». |
26. | Экологические проблемы воды в родном крае. | 1 | ІV четверть 05.04 | Исследовательская работа «Экологические проблемы воды родного края». Коллективное создание опорных знаков «Береги воду!». |
27. | Экологические проблемы почв родного края | 1 | 12.04 | Работа с дополнительной литературой |
28. | Охрана полезных ископаемых родного края. | 1 | 19.04 | Викторины. Кроссворды. |
29. | Экологическое равновесие в природе | 1 | 26.04 | Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора». |
30-31. | Охранять природу – значит охранять Родину | 2 | 03.05 10.05 | Проект «Красная книга» Ростовской области. |
32. | Летние обряды на Дону. Троица. | 1 | 17.05 | Изготовление Семика и Семичихи из соломы. |
33. | Иван Купала. Спасы. | 1 | 24.05 | Купальская площадка: игры, забавы, потехи. |
34. | Я – гражданин Ростовской области | 1 | | Викторина. Экскурсия по мини - музею (выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год). Проект. |
Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности
Для учета образовательных результатов внеурочной деятельности используется психолого-педагогический инструментарий, а также такую форму учета как «портфолио» (дневник личных достижений)
В зависимости от направления формы учета (аттестации) могут быть следующие: собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, практические работы, зачеты, выставки, отчетные концерты, спортивные соревнования, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, турниры, спектакли, итоговые занятия, концертные выступления, защита творческих работ и проектов, докладов, тематические чтения, собеседования.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Сухаревская Е.Ю. Доноведение: Рабочая тетрадь (4 класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРА», 2021.
Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., СтепановаТ.Г., ТкаченкоА.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2021.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
Примерные программы по внеурочной деятельности федерального базисного учебного плана.
Примерные программы по внеурочной деятельности. Начальная школа (Новый стандарт), Москва 2012 год.
Печатные пособия.
1.Картины русских живописцев с изображением природы Донского края. 2. Картины животного мира Ростовской области. | 3. Картины растительного мира Ростовской области. 4. Гербарий. |
Учебно – практическое оборудование кабинета:
1. Доска с магнитной поверхностью.
2. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
3. Экспозиционный экран.
5. Компьютер.
6. Мультимедийный проектор.
Сайты
№ п\п | Название |
| Педсовет_su - сайт |
| Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download/ |
| Фестиваль «Открытый урок» [email protected] |
| Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru |
| Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info |
| Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru |
2