– Послушайте легенду. -Много веков назад это было. В поисках овцы пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Пораженный чудесной силой камней пастух принес их в ближайший город – Магнесу. Здесь каждый мог убедиться в том, что рассказ пастуха не выдумка – удивительные камни притягивали к себе железные вещи! Более того, стоило потереть таким камнем лезвие ножа, и тот сам начинал притягивать железные предметы: гвозди, наконечники стрел. Будто из камня, принесенного с гор, в них перетекала какая-то сила, разумеется, таинственная. – Кто догадался, о каком камне идет речь в предании? – Правильно, о магните. - Значит, с каким интересным предметом мы сегодня с вами продолжим знакомиться? (магнит) - О какой таинственной силе будем говорить? (магнитная сила) - Совершенно, верно, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с магнитов, магнетизмом, магнитной силой. - Для того чтобы зафиксировать все результаты опытов, приготовьте свои лабораторные журналы и ручки. - Сейчас мы каждому раздадим карточки, на которых вместе будем фиксировать результаты. 1. Можно ли увидеть магнитное поле? 2. Можно ли магнитное поле создавать искусственно? - Давайте прочитаем, на какие вопросы нам сегодня нужно ответить и сделать выводы. - Для того чтобы все смогли поучаствовать в опытах предлагаем вам разделится на две команды ученых. (делим по цветам или по жетонам с символами лаборатории) ( С первой командой ученых работает Ксения Вячеславовна, со второй командой работает Мария Александровна, после каждого опыта обучающиеся меняются) Опыт 1. Как увидеть магнитное поле? В предыдущем занятии мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем ( магнетизмом). Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? - А знаете ли вы с помощью чего можно увидеться магнитное поле? - Смотрите внимательно, сейчас мы вам покажем. -Смотрите внимательно. Очень просто! Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок. - Знаете ли вы что такое металлические опилки? - Это - мелкоизмельчённое железо. Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. Они идут их положительного полюса к отрицательному. ( контейнеры с металлической стружкой) ( При работе в командах делаем вывод, что магнитное поле можно увидеть с помощью магнита и металлических опилок, так же отмечаем на карточках (ставим галочку)) Опыт 2. Магнитные свойства можно передать обычному железу. -Сейчас мы с вами узнаем, можно ли магнитное поле создавать искусственно. Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. ( составляем с обучающимися цепочку) Если магнит убрать, то все скрепки рассыпятся. (Поверяем, что происходит со скрепками, если магнит убрать) Но попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом! ( потереть скрепку об магнит) То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками), если они некоторое время побудут в магнитном поле. Атомы внутри них выстроятся в ряд так же, как и атомы в магнитном железе, и они приобретут свое собственное магнитное поле. Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Или нагреть его до температуры выше 60 градусов. Атомы внутри предмета от этого потеряют свою ориентацию, и железо снова станет обычным. - Значит, какой вывод мы можем сделать? -Можно ли магнитно поле создавать искусственно? Вывод: Магнитное поле можно создать искусственно. ( При работе в командах делаем вывод, что магнитное поле можно создавать искусственно, так же отмечаем на карточках (ставим галочку)) - Теперь просим ученых Волшебной лаборатории сесть на свои рабочие места. - Давайте сделаем вывод с чем мы сегодня с вами знакомились? ( магнитное поле) - Что мы узнали? - Ответили ли мы на все вопросы? - Поднимите руки, те, у кого в карточке на все вопросы поставлены галочки. - А сейчас мы вам предлагаем поиграть. Но не в простую игру. Игра у нас связана с магнитами. -Но для того чтобы в нее поиграть, нужно ее создать. - Для этого мы каждому раздадим бабочку, вам нужно ее раскрасить и наклеить маленький кусочек магнита позади бабочки. ( раздаем шаблон бабочек) - Достаньте карандаши, на выполнения задания вам дается пять минут. ( обучающиеся раскрашивают бабочек, помогаем наклеить маленький кусочек магнита позади бабочки) - И так, наши бабочки готовы. Сейчас мы с вами будем их ловить. Кто уже догадался с помощью чего мы будем их ловить? - А зачем позади бабочки мы наклеили магнит? ( делим детей на две команды ученых) У каждой команды ученых ватман, и несколько бабочек и удочка с магнитом) ( Устраиваем внутри каждой команды ученых соревнование, кто больше поймает бабочек) |