Ход занятия
Организационно-подготовительный этап
У. Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть на нашем занятии. Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на работу. Какое у вас сейчас настроение?
Д. Хорошее/отличное/нормальное.
У. Отлично! Я желаю сохранить это хорошее настроение на протяжении всего занятия. Сегодня на внеурочном занятии нам необходимо хорошо потрудиться, чтобы узнать много нового и интересного, будем совершенствовать приобретённые умения и навыки.
Диагностический этап
-Сейчас предлагаю поработать с загадками. Я загадываю, а вы отгадываете. Итак, внимание: (отгадки на слайде)
1. Лепестки белы, как снег
Серединка - желтый мех!
Что за глупые замашки,
Не гадайте на … (ромашке)
2. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ... (Солнце)
3. В голубой станице
Девица круглолица
Ночью ей не спится —
В зеркало глядится. (Луна)
4. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза)
5. В чёрном небе до зари
Тускло светят фонари.
Фонари - фонарики
Меньше, чем комарики. (Звезды)
- Молодцы, ребята.
- Кто скажет, на какие две группы можно разделить эти объекты? (на живую и неживую природу).
Живая природа: ромашка, берёза.
Неживая природа: Солнце, Луна, звёзды.
- Что объединяет отгадки-объекты неживой природы? (это все то, что находится в космосе, на небе и т.п.)
- Другими словами, это все небесные тела. Кто уже сейчас догадался, какова тема занятия? (предположения детей)
- Вы назвали почти правильно. Тема занятия: Интересный звездный мир.
-Какую цель поставим перед собой? (узнать, что собой представляют звезды и созвездия). Прочитайте план на занятие. 1. Узнать о звездном мире. 2. Составить памятку «Созвездия и их названия». Обратимся к гипотезе (предположению): если мы видим звезды в небе ночью в ясную погоду, то они существуют там и днем. Сегодня на занятии нам предстоит подтвердить ее.
Основной этап.
- Как думаете, много ли вы знаете о звездном небе? Проверим?
- У вас на столах лежат карточки, ваша задача поработать в парах и соединить небесные тела со словами, обозначающих их природу. Время на выполнение задания – 1 минута. Не забывайте о правилах работы в парах.
Работают в парах.
-Если вы говорите, что Солнце – это звезда. То, что же такое звезда? (это огненный шар).
-Какую звезду вы еще знаете? (Полярную).
-Ребята, сможем ли мы ответить на два вопроса: есть ли на небе в ясную погоду звезды? Почему звезды кажутся мелкими точками? (нет)
-Если не можем, значит, что нам необходимо сделать? (провести опыты)
Опыт 1. «Звезда на небе днём и ночью».
Взять фонарик и представить, что он – звезда. Включить фонарик днём - света фонарика почти не видно, так как днём светит Солнце. С наступлением ночи фонарик ярко светит. Значит, виною всему Солнце.
Вывод: Звёзды не ложатся спать и не уходят с небосвода днём. Они светят постоянно, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть.
Опыт 2. «Звёзды и расстояние».
Сравнить звезды с уличным фонарём. Полюбуемся, как ярко он светит. Начинаем отходить от него всё дальше и дальше, примерно на 20 метров. Светящийся фонарь при удалении становятся всё меньше и меньше.
Вывод: Звёзды кажутся нам светящимися точками, потому что находятся на очень далёком расстоянии от нас. Чем больше расстояние до звезды, тем она мельче.
- Давайте отдохнем.
Физкультминутка. (повторяют за учителем)
Ещё в древности люди начали изучать таинственное и прекрасное звёздное небо. Они увидели на нем группы звёзд, которые и назвали созвездиями. Созвездия напоминали людям различные предметы, животных, мифических героев, за что и получили свои названия.
-Что же такое созвездие? (группы звезд в виде разных фигур).
-Какие созвездия вы уже знаете? (малой и большой медведицы). Всего существует 88 созвездий, но будем говорить лишь о нескольких. Для этого каждой паре придется разобраться со словом-перевертышем. (кассиопея, орион, лебедь).
Кассиопея. Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звёзды образуют растянутую за «ножки» букву «М». Весной и летом эта «буква» перевёрнута. Своё название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи - героини древнегреческих мифов.
Орион. Это созвездие хорошо видно зимой. Оно необыкновенно красиво! А названо по имени охотника из древнегреческих мифов. Пояс этого охотника образуют три звезды, расположенные рядом. Их так и называют Пояс Ориона.
Лебедь. Это созвездие можно увидеть летом и осенью, оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями, летящего вниз, к земле. Хвост лебедя отмечен особенно яркой звездой - одной из самых ярких на небе.
-Теперь выполним тест по созвездиям.
1. Сколько существует созвездий?
1) 50
2) 78
3) 88
2. В честь кого название получило созвездие Кассиопея?
1) в честь богини плодородия
2) в честь героини древних мифов
3) в честь царицы Олимпа
3. В какое время года лучше видно созвездие Орион?
1) зимой
2) летом
3) осенью
4. Чем отмечен хвост созвездия Лебедь?
1) меткой
2) яркой звездой
3) галочкой
Проверяем через документ-камеру.
-Составим памятку по изученным сегодня нами созвездиям. К каждому созвездию подберите верное название.
Составление памятки «Созвездия и их названия».
Рефлексивный этап
Учитель: Вернемся к гипотезе, мы ее подтвердили?
Сейчас я предлагаю оценить вам свою работу на занятии. Продолжите мои фразы, мне понравилось…, у меня вызвало трудности…, я бы хотел узнать…Спасибо всем за занятие, до свидания!