ФИО автора: Луговая Елена Юрьевна
Должность: учитель химии, географии
Квалификационная категория: высшая
Звание: «Почетный работник сферы образования Российской Федерации»
Наименование образовательного учреждения, на базе которого открыт Центр «Точка роста»: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Ушумунская средняя общеобразовательная школа
Номинация: Методическая разработка занятия в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы Центров образования «Точка роста»
Название работы: Измерение температуры кипения воды с помощью лабораторного термометра и датчика температуры
2023 г
Краткая аннотация
Тема мероприятия: Измерение температуры кипения воды с помощью лабораторного термометра и датчика температуры
Место мероприятия в программе внеурочной деятельности: Раздел «Основные химические понятия».
Форма: лабораторный опыт
Используемое оборудование: интерактивный экран, магнитная доска, ноутбуки с программой «Химия. Практикум» цифровой лаборатории Точки Роста, датчик температуры, дистиллированная вода, стакан химический 50 мл, термометр лабораторный (с ценой деления шкалы 0,1º С и интервалом измерения от 0 до 150º С), спиртовка, штатив лабораторный с кольцом и сеткой, барометр.
Перечень дидактического и наглядного материала (заимствованного или авторского): презентация, справочные данные: величины температуры кипения воды при различном давлении, части картинок: термометр, барометр, стакан с водой, кейс с заданиями и задачами, Manage Mat (коврик- управления).
Занятие разработано с использованием разных методов Сингапурской технологии для развития у обучающихся интереса к учению, творчеству. В ее основе лежит групповая работа. В это время осуществляется включенный контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в разных группах и оценивает их, помогает корректировать ошибки. Основным моментом работы является то, что половина учащихся учатся говорить, видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя свои знания. Возрастает активность учеников. Работая в группе, учащийся проговаривает другим свои знания, получает пояснение от других учащихся. У учащихся формируется позитивное отношение к предмету и навыки выполнения различных заданий. Также развиваются такие навыки, как коммуникабельность, сотрудничество, критическое мышление, креативность.
Занятие имеет практико-ориентированный подход – проведение лабораторного опыта. Работа направлена на развитие у детей познавательной активности, любознательности, соблюдение правил техники безопасности при работе с нагревательными приборами. Предусматривает интегративность (метапредметность): решение задач, построение графика, использование ИКТ.
Занятие разработано в соответствии со структурой занятий в системе дополнительного образования, включает разные методы работы: беседа, игровая деятельность, проблемная ситуация, также эксперимент, технологию сотрудничества в рамках личностно-ориентированной технологии
Цели:
Дидактическая цель: демонстрация учащимся разницы между жидкостью и газом; свойства веществ, как температура кипения; введение цифрового измерителя температуры в сравнении с аналоговым; представление о точности и погрешности прибора.
Развивающая цель: сравнение температур кипения воды, измеренные с помощью термометра и терморезистивного датчика; построение графика зависимости изменения температуры нагревшей, кипящей и остывающей воды от времени, определение факторов, влияющих на проведение опыта, анализ результатов эксперимента для последующего вывода, описание измерения температуры.
Познавательная цель: знание правил техники безопасности в кабинете химии, устройства термометра, правил измерения температуры. углубление сущности измеряемого параметра температура в зависимости от времени; установление связей между понятиями температура кипения и время, температура кипения и давление; отработка навыков и закрепление известного способа действия.
Воспитательная цель: воспитание личностных качеств, обеспечивающих спешность исполнительной деятельности учащихся, добросовестности, дисциплинированности, уверенности, обученности; формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания о следующих явлениях и величинах: кипение, внутренняя энергия, температура, измерения.
Развивающая: формировать интеллектуальные компетенции: сравнение, анализ, составление алгоритма, плана действий, обобщение.
Воспитательная: формировать сознательную дисциплину, трудолюбие, коммуникативные компетенции.
Предполагаемый результат – Школьники приобретут навыки практического характера и самостоятельности в экспериментальной деятельности, способности к анализу, оценки своей работы с помощью критериев, умению применять полученные знания в жизни.
Работа в малых группах позволяет совершенствовать языковые навыки: ученики в устной и письменной форме используют научную терминологию (калориметр, термометр, правила измерения температуры, цена деления прибора, погрешность измерения, зависимость изменения температуры от времени).
Межпредметная интеграция на уроке реализуется через применение необходимых математических знаний для построения графика.
Список источников:
1.Цифровая лаборатория по химии. Методическое пособие. – Изд. 3-е, перераб. / Д.М. Жилин, О. А. Поваляев, С.В. Хоменко. – М. : Де Либри, 2020. – 72 с.
2. https://rosuchebnik.ru/material/kipenie-vody-7874/
3. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/456753-metodicheskij-material-po-formirovaniju-funkc
Технологическая карта мероприятия
№ | Структура занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приемы обучения | Средства обучения |
1 | Организация начала занятия | Проверка готовности учащихся к занятию, отсутствующих. Разделение обучающихся по группам (обучающиеся из выбранных частей собирают полностью картинку: термометр, барометр, стакан с водой, определяясь с участниками команды) Здравствуйте, ребята. Наше сотрудничество мы начнем с приветствия друг друга. Перед вами Manage Mat (коврик- управления) вашей команды. У каждого из вас есть «партнер по плечу» и «партнер по лицу». Задание: -улыбнитесь друг другу партнеры по лицу -дайте «5» соседу по плечу -помашите мне правой рукой Молодцы. Все зарядились хорошим настроением перед нашим занятием. Давайте его начнем. | Учащиеся подготавливают информационное поле, докладывают об отсутствующих. Обучающиеся выбирают части и собирают полностью картинку, определяясь с участниками групп. Проходят к рабочим столам. Учащиеся настраиваются на обучение и приветствуют друг друга и учителя. | Групповой Сингапурская технология. Подготовка учебного информационного пространства | Разрезанная картинка Manage Mat (коврик- управления) |
2 | Актуализация знаний | -Мне интересно, что вы уже знаете по данной теме. Чтобы это понять используем метод «взлет-посадка» Если вы считаете утверждение верным, то нужно встать, в противном случае остаетесь на местах. 1) вода может быть в трех агрегатных состояниях 2) температуру воды можно точно определить, поместив палец в воду 3)дистиллированная вода находится в реках и озерах 4)термометр – прибор для измерения температуры воды 5)жидкости при нагревании расширяются 6) кипение - это процесс интенсивного испарения жидкости, сопровождающийся быстрым образованием и ростом пузырьков пара 7)цена деления – величина между двумя соседними штрихами шкалы прибора 8)при нагревании воды температура не будет меняться 9) температуру измеряют в градусах Цельсия. 10)барометр – прибор для измерения влажности воздуха Молодцы, справились с заданием (отметить лучшую группу). Заодно настроились на изучение темы. -Кто может сформулировать тему урока? Воспользуйтесь подсказкой со слайда – «облаком слов» -тема «Измерение температуры кипения воды с помощью лабораторного термометра и датчика температуры» Запишите тему и дату в свою тетрадь. -Наша тема связана с одной действительной историей и историческим фактом. И вот с каким! Во время путешествия на корабле «Бигль» Ч. Дарвин часто делал остановки в различных пунктах земного шара и обследовал их. Однажды на привале на одной из высоких вершин спутники Дарвина были удивлены тем, что у них долго не варился картофель, хотя вода в котле кипела. Картофель, пробыв долгое время в котле с кипящей водой, оставался твёрдым. Возникла проблема: В чём же тут дело? Попытайтесь объяснить это явление. | Учащиеся включаются в учебно-игровую деятельность Учащиеся анализируют смысл высказывания, определяя его правильность. Формируется взаимозависимость всех членов в группе Учащиеся, используя «Облако слов» составляют название темы Учащиеся заполняют тетрадь Учащиеся слушают задание , обсуждают в группе, дают свой ответ | Сингапурская технология. Метод Тач даун (взлет-посадка) «Облако слов» Создание проблемной ситуации Проблемно-ориентированное | Презентация Презентация тетрадь |
3 | Постановка цели и задач занятия (мотивация) | Рассмотрите рисунок (на слайде). Под вопросом запишите ответ. -Что вы видите? -Что вы думаете об этом? -О чем это вас заставляет задуматься? -Какие задачи (вопросы) вы поставили? 1)Как высота местности влияет на температуру кипения воды? 2)При какой температуре закипает вода? 3)Как атмосферное давление влияет на температуру кипения воды?) -Какова цель занятия? (Научиться определять зависимость кипения воды от высоты местности и давления) -Чтобы ответить на первый вопрос: Как высота местности влияет на температуру кипения воды? - попробуйте решить задачу (на слайде): Определите температуру воздуха и температуру кипения воды на высоте 4212 м над уровнем моря, если известно, что температура воздуха на высоте 0 м над уровнем моря равна 28,2º С. -Какой вывод, ребята, вы можете сделать по 1 вопросу? (с высотой температура кипения воды становится меньше 100º С) -А сейчас мы, используя метод «Углы», попытаемся ответить на четыре вопроса (устанавливается время на обсуждение 2 мин; по хлопку учителя прекращается обсуждение и группы дают ответ): Задания: 1)Как правильно определить цену деления на термометре и барометре? 2)Перечислите меры безопасности при работе с кипящей водой, спиртовкой и стеклянным оборудованием. 3)Обсудите ход опыта – последовательность действий. 4)Будет ли температура кипения дистиллированной воды отличается от температуры кипения природной воды. Обсудите переход жидкости в газ. -Хлопок учителя. -Предоставляется слово группе участников №1 Предоставляется слово группе участников №2 Предоставляется слово группе участников №3 Предоставляется слово группе участников №4 | Учащиеся рассматривают изображение, обсуждают. -записывают 3 объекта (высота, температура кипения воды, давление) -записывают для каждого слова, что думают о нем (при подъеме в горы увеличивается высота над уровнем моря, чем выше, тем холоднее, чем вы, тем ниже давление) -записывают вопрос, связанный со словом (1)Как высота местности влияет на температуру кипения воды? 2)При какой температуре закипает вода? 3)Как атмосферное давление влияет на температуру кипения воды?) -Учащиеся формулируют задачи и цель занятия. Учащиеся формулируют цель работы -Обучающиеся решают задачу, обсуждают решение и результат. Проверяют и делают вывод. Ученики распределяются по разным углам класса: В 1 углу – участники №1 Во 2 углу–участники №2 В 3 углу- участники №3 В 4 углу – участники №4 Учащиеся не в своих командах, а в новых обсуждают вопрос, находят общий ответ. Вспоминают изученный материал, рассказывают друг другу, исправляют ошибки. Обучающиеся рассказывают свои результаты обсуждения. После возвращаются на свои места в свои первоначальные группы. | мозговой штурм (на критическое мышление) Метод «Си-Финк-Уанде» (Посмотри-подумай-задумайся) Решение задачи Метод «конэрс» (Углы) | Презентация, Таблица с вопросами Карточки с задачей Карточки с заданиями |
4 | Теоретическая часть (ознакомление с новым материалом) | -На столах лежат инструктивные карты, познакомьтесь с Ходом работы. -Прошу ученика №3 в каждой группе рассказать своим участникам о результатах предыдущего обсуждения (метод Углы). -Прошу участника №2 объяснить Правила безопасности при выполнении работы по результатам обсуждения (метод Углы) - Прошу участников №1 рассказать в группах, как правильно определить цену деления на термометре и барометре? | Учащиеся знакомятся с теорией. Группы получают задание и приступают к знакомству с ним. Учащиеся знакомят участников своей группы с результатами обсуждения в методе «Углы» | Кейс-технология Эффект сопричастности, ответственности Групповая работа | Инструктивные карты Лотки с оборудованием и веществами для практикума |
5 | Практическая часть (первичное закрепление навыков) | -Используя инструкцию и правила безопасности, выполните опыт (10 мин). Ход опыта 1.В стакан налейте около 25 мл дистиллированной воды. Закрепите стакан в штативе. 2.В воду опустите термометр и датчик температуры, закрепите их в лапке штатива так, чтобы они не соприкасались со стенками и дном стакана. 3.Датчик температуры подключите к ноутбуку и запустите программу. Начните регистрацию данных. 4.Нагрейте воду до кипения, наблюдая за изменением температуры по термометру и датчику (график), когда показания приборов станут постоянными -Оформите отчет - Сделайте вывод о точности измерения приборов -Наступило время ответов. Давайте обсудим, какие результаты получила каждая группа. По полученным данным построить в тетради график изменения температуры с течением времени, при этом по оси ОХ отметить время, а по оси ОУ – температуру. -Сравните свой, построенный в тетради, график с графиком на компьютере в программе | Учащиеся обсуждают, выполняют практикум – лабораторный опыт. Соблюдают ТБ. Работают с цифровым датчиком и программным обеспечением. Наблюдают, фиксируют и оформляют результаты, ведут расчеты. Письменно оформляют отчет в виде таблицы. Учащиеся обсуждают, записывают выводы в тетрадь. Сравнивают с выводами других групп. Учащиеся в группах подготавливают отчетное выступление о проделанной работе. Что делали? Какой результат получили? Ответ одной группы сравнивается с ответами других групп. Учащиеся учатся графически представлять информацию | Групповая работа Практикум – лабораторный опыт Графический метод Графический метод (TARGET) | ноутбуки с программой «Химия. Практикум» цифровой лаборатории Точки Роста, датчик температуры, дистиллированная вода, стакан химический 50 мл, термометр лабораторный (с ценой деления шкалы 0,1º С и интервалом измерения от 0 до 150º С), спиртовка, штатив лабораторный с кольцом и сеткой, барометр. Отчет в тетрадях Ноутбук с программным обеспечением |
6 | Рефлексия | -Давайте проверим наши знания тестовой работой. С помощью телефона сканируйте QR-код, перейдите по ссылке и выполните задания (6 мин). -Поднимите руку, у кого зачет. -Вот и заканчивается наше занятие. Проанализируйте сою работу. На уроке я работал (активно/пассивно). Своей работой на уроке я (доволен/не доволен). Урок мне показался (коротким/длинным). За урок я (не устал/устал). Моё настроение (стало лучше/стало хуже). Материал урока мне был (понятен/ не понятен; полезен/бесполезен; интересен/скучен). -Поблагодарите своих коллег за отличную работу: Соседи по плечу – пожмите друг другу руки Соседи по лицу – стукнитесь кулачками -Занятие окончено. Спасибо всем за работу | Учащиеся проходят тест, анализируют полученный результат Каждая группа дает отчетное выступление о проделанной работе, отвечая на вопросы Учащиеся коммуницируют в группе | Тестирование Групповое выступление Сингапурская технология | Интерактивная презентация Билетики на выход (с вопросами) Manage Mat (коврик- управления) |
7 | Домашнее задание | Выполните задание на развитие функциональной грамотности При нулевой высоте над уровнем моря температура кипения воды 100 °С . Но с каждым подъёмом на 500 м температура кипения воды снижается на 2—3 °С . На высоте 1000 м вода закипит при температуре 96,7 °С . На уровне 2000 м ей для закипания нужны лишь 93,3 °С . Почему так происходит? | | Решение задач | Билетик на выход |