К 160-летию со дня рождения К. Л. Хетагурова.
Открытое занятие
по внеурочной деятельности
кружка «Осетия- мой край родной»
на тему: «Коста- художник».
учитель Сланова М.Г.
2019г
Открытое занятие кружка «Осетия- мой край родной»
Тема занятия: « Коста -художник»
Тип занятия: урок открытий новых знаний.
Технология занятия: проектная технология.
Класс - 4
Цели:
Образовательная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Развивающая цель: Формирование у детей образа родного края в жизни и живописи Коста. Уметь давать простейшие характеристики картинам. Развивать исследовательские навыки.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к малой Родине и выдающимся людям Осетии. Видеть красоту окружающей природы через призму пейзажных картин Коста.
Формирование УУД:
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « родина», «родной край». Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине. Проявлять
учебно-познавательный интерес к новому материалу, проводить самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде иллюстрации, картин, уметь пользоваться этой информацией, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Оборудование: интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в группах (картины-пазлы), картины Коста в комплекте.
Ход занятия
Мотивационный этап.
Организационный момент.
- Сегодня у нас гости, поздороваемся с ними.
- Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Скажите, чего вы желаете друг другу? Чего ждёте от сегодняшнего занятия?
- Каждая группа воозьмите по конверту, а зачем, мы узнаем позже.
2. Этап актуализации знаний
-Вспомним то, что мы уже знаем о Коста. Я буду рассказывать о неём, а вы мне помогать и дополнять мой рассказ.
У подножия белоснежных вершин Кавказа, на могучем скалистом кряже, омываемом горными потоками, приютилось небольшое осетинское селение Нар, где 15 октября 1859 года в семье прапорщика русской армии Левана Хетагурова родился будущий поэт.
Весть о появлении на свет ребенка мужского пола встречается всеми родными с величайшей радостью. Со всех сторон являются с поздравлениями, и радостное событие сопровождается пиршеством. На свет народился мальчик, но еще никто не знал, что его имя наполнит душу осетин гордостью и любовью. Своего отца Коста боготворил, а матери своей не помнил совсем: Мария Гавриловна Губаева умерла, когда мальчику не было и двух месяцев. Маленького Коста взяла на воспитание родственница Чендзе. Она очень любила малыша, дарила ему любовь и материнскую ласку. Но когда Коста было 4 года, отец женился вторично, у него родилась дочь Ольга.
3. Этап открытий новых знаний.
Шли годы, Коста подрастал. Будучи школьником церковно-приходской школы в Наре, он часто рисовал во дворе на горном сланце. По началу это были изображения животных. Именно с этого момента начинает проявляться природный талант мальчика к рисованию. Отец понимал, что мальчику необходимо образование, так он был определен на учебу в Ставропольскую мужскую гимназию. Именно здесь были выявлены первые ростки художественного дарования Коста. Учителем рисования в Ставропольской гимназии был Василий Иванович Смирнов– сам воспитанник Петербургской академии художеств, отличный живописец и рисовальщик.
Смирнов стал для Коста добрым учителем и наставником, а впоследствии, не смотря на разницу в возрасте, и верным другом. Он первым подметил в Коста его способности к рисованию, а затем и способствовал его поступлению в Петербургскую Академию художеств.
Коста успешно сдает вступительные экзамены в Петербургскую академию художеств и зачисляется в число студентов академии. Руководил этим классом известный педагог и художник, профессор академии Павел Чистяков. В одно время с Коста в академии учились живописцы Серов, Врубель, Самокиш впоследствии ставшие виднейшими представителями русского изобразительного искусства XIX века.
Закончить академию юноше не удалось: выдачу стипендии власти Кубанской области прекратили, 2 года он посещает занятия в академии вольнослушателем. Молодой Коста – завсегдатай многих художественных выставок в Петербурге и, конечно, – картинной галереи, Эрмитажа, где он проводит целые часы и дни напролет. “Картинных выставок открыто здесь видимо-невидимо, – с радостью сообщает Коста в одном из своих писем. – Скитаюсь по ним до одурения, пока прислуга, перед тем, как запереть выставку, не берет меня за шиворот и, как загипнотизированного, не спускает с лестницы”.
В Эрмитаже Коста-студент внимательнейшим образом изучает различные художественные школы, стиль и манеру письма старых мастеров. Летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом. В Осетии он выставляет свои картины вместе с русским художником А. Г. Бабичем, пишет театральные декорации, устраивает любительские литературно – музыкальные вечера, изредка печатал свои русские произведения.
А однажды, на выставке во Владикавказском коммерческом клубе его картина «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии» имела такой успех, что некоторым посетителям нужно было дотронуться до картины, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек.
4. Релоксация. Динамическая пауза.
Постановка проблемы.
- И сегодня я хочу поближе познакомить вас с некоторыми его картинами. Давайте вместе рассмотрим их и попробуем понять какие проблемы хотел затронуть художник. С помощью чего и как ему это удалось.
Анализ картин «Дети -каменщики», «За водой».
- Какие краски использует Коста? Как выглядят дети, опишите их? Обратите внимание на глаза, какие они? Что хотел сказать автор с помощью этих открытых, улыбающихся глаз и доброго взгляда? Какие чувства вызывают эти картины? И т.д.
«Тебердинское ущелье», «Перевал Зикара», «Природный мост», «Столовая гора»- провести сравнительный анализ с реальными фото этих мест.
Легенда о Столовой горе-сообщение детей.
5. Работа в группах. Проектная деятельность.
Работа в группах:
-Каждая группа выбирает лидера. Настал момент, когда можно открыть разданные в начале урока конверты. В них пазлы-картины. Ваша задача- собрать пазлы, узнать и назвать картину.
6.Подведение итога групповой работы.
- Ребята демонстрируют получившийся результат, а лидер называет картину. При правильном выполнении задания группа получает маленький приз.
7. Рефлексия:
Оцените свою работу на занятии:
-Я узнал, что… .
- Я не понял…
-Мне понравилось на занятии…
-Мне не понравилось на занятии…
- Мне было интересно…
-Мне было не интересно…
- Я доволен своей работой …
- Я не доволен своей работой…
На этом наше занятие закончилось. Ребята прощаются с учителем и с гостями.