ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
Составила и провела:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Капранова Светлана Валерьевна
2017 год
Тема занятия: «Лес – наше богатство!»
Цель: привить любовь к природе и ее богатствам; научить видеть и ценить красоту природы.
Задачи:
Развивающие: расширять кругозор о лесе, развивать логическое мышление и познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; формировать гражданскую позицию: «Лес – наше богатство. Его нужно беречь и защищать».
Образовательные: формировать представление о лесе, его роли в жизни людей; познакомить с профессией «лесник»; популяризировать книги о природе.
Оборудование: выставка детских проектов Красная книга, минус к песне «Наш край», аудиозапись «Звуки леса», ноутбук, интерактивная доска, презентация «Лес – наше богатство», заготовки к экологическим знакам
Ход занятия.
- Ребята я прошу вас отгадать загадку.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем
(лес)
- Правильно — лес. (Сл. 1)
Наше занятие называется «Лес – наше богатство»
- Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня? (Предположения ребят)
- Правильно. Сегодня мы будем говорить о лесных богатствах и о правилах поведения в лесу.
Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
- Поднимите руки те, кто ни разу не входил в лес. Таких детей нет. Когда бы вы не входили в лес, в лесу всегда хорошо и красиво.
- Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. (Аудиозапись «Звуки леса»)
- Откройте глаза и послушайте стихотворение.
Ученик:
Что такое лес?
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
С ключевой водой. (Сл. 2)
- Зимой, лес укутавшись стоит под снегом. Такая тишина… только редко слышится треск деревьев. Они трещат от холода. И если вам повезло, можно увидеть следы зверей. (Сл. 3)
- А с наступлением весны, лес оживает. Начинают распускаться почки на деревьях, лес зеленеет, прилетают птицы, слышны знакомые голоса. (Сл. 4)
- Летом лес радует цветами, ягодами, грибами. (Сл. 5)
- Особенно красив лес осенью. «В багрец и золото одетые леса». Деревья стоят разноцветные: желтые, красные… (Сл. 6)
- Говорят, что лес надо охранять, что мы с ним должны дружить. А для чего, интересно, он нам нужен? (Если вырубишь весь лес, то могут высохнуть все реки и озера; лес очищает воздух, также лес – это дом для животных и птиц, лес – красота нашей природы. И поэтому мы должны беречь лес от огня и охранять его).
- А сейчас еще одно стихотворение. (Сл. 7)
Ученик:
С. Маршак «Откуда стол пришел?»
Берете книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать
Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной.
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол – сосновый стол -
К нам из лесу пришел.
- Итак, откуда к нам стол пришел? Из какого дерева он?
- Молодцы! (Сл. 8)
- Теперь вы оглянитесь, посмотрите по сторонам, и скажите, какие предметы пришли к нам из лесу? Правильно, к нам из лесу пришли стол, за которым мы сидим, кровать, на которой мы спим, тумбочки, шкафы и т. д.
- Вот видите, мы никак не можем жить без леса, деревьев.
Ученик:
Лес – наше богатство и золото наше.
Разные звери, лечебные травы.
Там много птиц и ягод полно,
Воздух свежий и дышать легко.
Игра «Угадай растение»
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (берёза) (Сл. 9)
Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит? (осина) (Сл. 10)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок
-Ничего, что плод мой мелок. (дуб) (Сл. 11)
Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (ель) (Сл. 12)
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (подорожник) (Сл. 13)
Стоит лепёшка
На одной ножке,
Кто мимо не пройдёт -
В лукошко подберёт. (Гриб) (Сл. 14)
Стоит Егорка в красной ермолке;
Кто ни пройдет, всяк поклон отдает. (Земляника) (Сл. 15)
- Растений в лесу много.
Богаты наши леса и дикими животными.
Игра «Угадай кто» (Сл. 16)
Дети поочереди показывают движениями задуманное животное, остальные отгадывают.
Игра «Назови детенышей диких животных». (Сл. 17-23)
- Я вам буду показывать картинки с изображением животных, а вы должны назвать их детенышей. ( Медведь – медвежонок, заяц – зайчонок, белка – бельчонок, лиса – лисенок, волк – волчонок, еж – ежик).
- Как называют работника, который заботится о лесе? (Лесник) (Сл. 24)
- Как он заботится о лесе? (Ответы детей)
(Охраняет лес от пожара, вырубает высохшие и больные деревья, высаживает молодые деревья, заботится о животных – зимой подкармливает их, дает соль зверям, спасает попавших в беду детенышей диких животных, борется с браконьерами)
- Не только лесники, но и каждый человек должен беречь лес и заботится о нем. Потому что лес дает людям не только продукты питания и сырье для промышленности, но и обеспечивает Землю чистым воздухом и чистой водой. Не зря лес называют легкими планеты. От состояния леса зависит климат на всем земном шаре. Без растительности жизнь на Земле невозможна. Поэтому мы должны помнить о том, что нельзя в лесу без разбору рвать растения, рубить деревья, разорять птичьи гнезда. (Сл. 24)
- Когда вы, дети, идете в лес, вы должны хорошо знать правила поведения в лесу. Какие это правила?
Игра «Можно – нельзя».
Если можно, то дети хлопают в ладоши, если нет – топают ногами:
Ломать деревья и ветки ( нельзя);
Сажать больше деревьев ( можно);
Ходить и топтать на лугах цветы ( нельзя);
Ходить только по тропинкам ( можно);
Рвать большие букеты цветов ( нельзя);
Любоваться ими ( можно);
Оставлять мусор в лесу ( нельзя);
Собрать мусор в лесу и закопать ( можно);
Разжигать костры в лесу ( нельзя);
Беречь лес от пожара ( можно);
В лесу шуметь ( нельзя).
- Молодцы, ребята! Знаете, оказывается, эти правила. И чтобы в дальнейшем о них не забывали, всегда помнили.
Ученик:
-Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
- ПОМНИТЕ: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ С ОГНЁМ В ЛЕСУ!
- Природа гибнет и просит у нас защиты.
Многие растения и животные стали редкими. (Сл. 26)
Они занесены в Красную книгу.
Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
(На выставке Красные книги, изготовленные ребятами).
Ученик:
Охраняется Красною книгой столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются птицы, охраняются даже цветы.
Ученик:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- Чтобы люди знали правила поведения в природе придумали специальные экологические знаки. (Сл. 27)
- Что обозначают эти знаки? (Дети объясняют правила по знакам).
- А теперь и вы придумаете экологические знаки о правилах поведения в природе.
Ребята объединяются в пары. Обучающиеся 4 класса помогают первоклассникам.
Подготовка к защите проекта.
Защита проекта каждой группой учащихся
Дети вывешивают на доске экологические знаки и рассказывают о правилах поведения в лесу.
- Ребята! Будьте верными друзьями природы. Любите, охраняйте, сажайте, оберегайте леса. Ведь какой будет наша планета зависит от нас самих. (Сл. 28)
Песня «Наш край» (Сопровождается клипом)
- Ребята, вам понравилось занятие? О чем мы говорили? Что вам понравилось? (Сл. 29)